Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Напишите понятие и его определение.




Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап

Класс (1 час 20 мин.)

1. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1)Контркультура – это совокупность культурных образцов, которые противостоят доминирующей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

2)Искусство — это специфическая форма практически-духовного освоения действительности с помощью художественных образов.

3)И труд, и общение представляют собой типы деятельности.

4)Человек в отличие от животного способен творчески преобразовывать окружающую действительность.

5) Натуральное хозяйство — это хозяйство, в котором люди производят продукты для обмена и продажи.

6) Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

 

           
           

2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

Основной формой экономической и социальной жизни в индустриальном обществе является

а) город

б) деревня

в) полис

г) община

 

2.2. К отличительным чертам традиционного общества относятся:

а) низкая мобильность

б) высокая смертность

в) естественное разделение и специализация труда

г) глобализация во всех сферах общественной жизни

д) образование как основной социальный «лифт».

 

2.3. Признаками демократического государства являются:

а) конституционные гарантии политических прав и свобод

б) основным источником власти является народ

в) однопартийная система

г) свободные СМИ.

д) культ личности.

 

     
     

 

3. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек-общество-природа».

Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производственных сил, то есть результат развития материальной культуры общества. С другой — возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменуют собой небывалое совершенствование средств производства, что стало основой бесконтрольного и широчайшего по своим масштабам вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь — непредвиденные результаты подобного вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных негативных последствиях этой деятельности.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменяющихся условиях.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом...» (В.В. Баранов, А.А. Дорская и др.)

 

1) Что, согласно тесту, представляют собой сущность глобальные проблемы современности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Каковы основные причины возникновения глобальных проблем?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3) Почему, по мнению авторов, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?

_____________________________________________________________________________

 

__ __________________________________________________________________________

4) Согласны ли вы с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идет к концу. Используя обществоведческие знания, приведите аргумент в защиту своей позиции..

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Напишите понятие и его определение.

1) брак, кровное родство, малая социальная группа, общность быта, моральная и правовая ответственность, взаимная помощь.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) форма общественного сознания, требования, ценности, поведение человека, регулирование.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте:

 

Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и (1), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть (2). В свободной деятельности человек добивается поставленных (3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой (4), или все его поступки обусловлены внешней (5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, (6), рок.

А) воля

Б) необходимость

В) смысл

Г) индивидуальность

Д) индивид

Е) цель

Ж) судьба

З) ответственность

И) социализация

 

           
           

Решите кроссворд

                                           
                                           
                                           
                                           
                                         
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

По вертикали:

1 Направление в философии, отводящее ведущее место в познании мыслительным операциям. 2. Целенаправленное изучение предметов и явлений с целью получения знаний о внешних свойствах и признаках объекта. 3. Движение мысли от единичного к общему. 4. Взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной или эмоционально-оценочной информацией. 5.Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы. 6. Группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

По горизонтали:

1. Принятие решения на основе взаимных уступок. 2.Процесс усвоения человеком социальных норм, правил, идеалов и ценностей. 3. Знание, которое не соответствует своему предмету, не совпадает с ним. 4. Устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества. 5. Специфическая форма практически-духовного освоения действительности с помощью художественных образов. 6. Нормативно-правовой акт, принятый органами законодательной власти и обладающий высшей юридической силой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: