Виды плавсредств по назначению




Водные виды транспорта: морской, речной, озерный

 

Человек с самых древних времен стремился к подчинению водных просторов. Первыми средствами для этого были примитивные плоты. История судостроения и судоходства насчитывает около 8 тыс. лет, которая отвечает эпохе неолита.

Большими мастерами судостроения и мореходства в древности считаются финикийцы [2].

Путешествия отечественных мореплавателей известны с очень давних времен. Еще в начале VII века руссы осуществляли походы в Средиземное море на остров Крит.

Плодотворным было XІ ст., в котором начали строить суда с 3 - мя и 4 - мя мачтами.

XІІІ век отмечен изобретением и применением компаса.

В 1850 году было сконструировано первое металлическое судно, на котором был использован судовой винт.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание [2].

Водному пространству принадлежит более 2/3 поверхности Земного шара. Это океаны, моря, реки, озера.

В зависимости от водотоков и водоемов водные пути разделяются на:

- морские – океаны, моря, проливы, заливы, устья больших рек, морские каналы;

- речные – реки и озера в естественном состоянии, шлюзовые реки, судоходные каналы, искусственные озера и водохранилища.

Водные пути разделяют на внешние и внутренние.

Водный транспорт состоит из таких технических элементов:

путь – естественный или искусственный водоток или водоем;

подвижной состав – суда для перемещения грузов и пассажиров, а также технический флот для обслуживания водных путей;

порты и пристани – пункты грузовых и пассажирских операций и обслуживания подвижного состава, оборудованные складскими помещениями и погрузо-разгрузочными устройствами.

Морскому транспорту принадлежит особенное место в транспортной системе стран. Он выполняет такие функции:

1) обеспечивает морские международные связи;

2) удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж). Малый каботаж – плавание судов в пределах одного или двух совместимых морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж - плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств;

3) морской транспорт выполняет перевозку грузов иностранных фрахтовщиков, которые включают экспортные и импортные перевозки;

Речной транспорт занимает одно из ведущих мест в обслуживании больших промышленных центров прирічкових районов.

Значение речного транспорта в экономике определяется не столько масштабностью работы, сколько особенным значением функций, которые им выполняются.

Кроме транспортного обслуживания речной транспорт также выполняет сложные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного плавания (река - море).

Глубоководным внутренним путям присуща большая провозная способность, их можно сравнить с многоколейными железными дорогами, они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозка некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходится в 2 - 3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.

Преимущества водного транспорта:

– высокая провозная способность;

– сравнительно небольшие капиталовложения;

– незначительные расходы топлива;

– относительно невысокая себестоимость перевозок грузов.

Недостатки водного транспорта:

– зависимость от географических и навигационных условий;

– необходимость использования большого портового хозяйства;

– небольшая скорость перевозок.

 

Виды плавсредств по назначению

 

На водных пространствах мира эксплуатируются суда, разнообразные по конструкции и профилю работы [10].

По назначению морские и речные суда разделяются на:

– транспортные: грузовые, пассажирские, грузопассажирские, буксирные;

– технические: углубители дна, плавучие доки, краны;

– промышленные: рыболовецкие, зверобойные;

– специальные: ледоколы, спасательные, пожарные, дебаркадеры;

– спортивные.

По средствам передвижения корабли разделяются на:

– самоходные, оборудованные собственным двигателем (теплоходы, пароходы, газоходы, дизель-электроходы, атомоходы);

– несамоходные.

Грузопассажирские суда транзитного и местного сообщения служат для перевозок по определенным линиям пассажиров и срочных грузов. Эти суда имеют разные размеры и вместимость в зависимости от категорий водного пути, длины и пассажиронапряжённости этих линий.

Пассажирские суда пригородного и местного сообщения, как правило, тихоходные.

Буксирные суда служат для перемещения несамоходных грузовых барж.

Служебно-вспомогательные, которые обслуживают водный транспорт: портовые и шлюзовые буксиры-толкатели; ледоколы; катера судоходной службы; плавучие мастерские [7].

В состав технического флота входят дноуглубительные снаряды и суда, которые выполняют путевые и эксплуатационные работы.

Грузовые суда могут быть самоходными и несамоходными.

Важнейшая характеристика судов это их водоизмещение. Массовым водоизмещением при его полной загрузке является масса судна с полным грузом, выраженная в тонах.

Все суда, независимо от размера и назначения, должны обладать соответствующими мореходными навигационными качествами, которые обеспечивают безопасность и удобство плавания.

Основные навигационные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, маневренность. Навигационное хозяйство состоит из: береговых и плавучих маяков, освещенных и неосвещенных знаков, бакенов, буев и створов.

Эксплуатационные качества: грузоподйомность, вместимость, скорость, автономность.

В судоходстве существует понятие каботажа, то есть плавание между портами одной страны. Применяется лоция – пособие для плавания в отдельном бассейне с детальным описанием его навигационных особенностей.

Водные пути оснащаются маяками и навигационными знаками, которые выставляются на берегах водоемов или на фарватере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: