Водные виды транспорта: морской, речной, озерный
Человек с самых древних времен стремился к подчинению водных просторов. Первыми средствами для этого были примитивные плоты. История судостроения и судоходства насчитывает около 8 тыс. лет, которая отвечает эпохе неолита.
Большими мастерами судостроения и мореходства в древности считаются финикийцы [2].
Путешествия отечественных мореплавателей известны с очень давних времен. Еще в начале VII века руссы осуществляли походы в Средиземное море на остров Крит.
Плодотворным было XІ ст., в котором начали строить суда с 3 - мя и 4 - мя мачтами.
XІІІ век отмечен изобретением и применением компаса.
В 1850 году было сконструировано первое металлическое судно, на котором был использован судовой винт.
И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание [2].
Водному пространству принадлежит более 2/3 поверхности Земного шара. Это океаны, моря, реки, озера.
В зависимости от водотоков и водоемов водные пути разделяются на:
- морские – океаны, моря, проливы, заливы, устья больших рек, морские каналы;
- речные – реки и озера в естественном состоянии, шлюзовые реки, судоходные каналы, искусственные озера и водохранилища.
Водные пути разделяют на внешние и внутренние.
Водный транспорт состоит из таких технических элементов:
путь – естественный или искусственный водоток или водоем;
подвижной состав – суда для перемещения грузов и пассажиров, а также технический флот для обслуживания водных путей;
порты и пристани – пункты грузовых и пассажирских операций и обслуживания подвижного состава, оборудованные складскими помещениями и погрузо-разгрузочными устройствами.
Морскому транспорту принадлежит особенное место в транспортной системе стран. Он выполняет такие функции:
1) обеспечивает морские международные связи;
2) удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж). Малый каботаж – плавание судов в пределах одного или двух совместимых морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж - плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств;
3) морской транспорт выполняет перевозку грузов иностранных фрахтовщиков, которые включают экспортные и импортные перевозки;
Речной транспорт занимает одно из ведущих мест в обслуживании больших промышленных центров прирічкових районов.
Значение речного транспорта в экономике определяется не столько масштабностью работы, сколько особенным значением функций, которые им выполняются.
Кроме транспортного обслуживания речной транспорт также выполняет сложные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного плавания (река - море).
Глубоководным внутренним путям присуща большая провозная способность, их можно сравнить с многоколейными железными дорогами, они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозка некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходится в 2 - 3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.
Преимущества водного транспорта:
– высокая провозная способность;
– сравнительно небольшие капиталовложения;
– незначительные расходы топлива;
– относительно невысокая себестоимость перевозок грузов.
Недостатки водного транспорта:
– зависимость от географических и навигационных условий;
– необходимость использования большого портового хозяйства;
– небольшая скорость перевозок.
Виды плавсредств по назначению
На водных пространствах мира эксплуатируются суда, разнообразные по конструкции и профилю работы [10].
По назначению морские и речные суда разделяются на:
– транспортные: грузовые, пассажирские, грузопассажирские, буксирные;
– технические: углубители дна, плавучие доки, краны;
– промышленные: рыболовецкие, зверобойные;
– специальные: ледоколы, спасательные, пожарные, дебаркадеры;
– спортивные.
По средствам передвижения корабли разделяются на:
– самоходные, оборудованные собственным двигателем (теплоходы, пароходы, газоходы, дизель-электроходы, атомоходы);
– несамоходные.
Грузопассажирские суда транзитного и местного сообщения служат для перевозок по определенным линиям пассажиров и срочных грузов. Эти суда имеют разные размеры и вместимость в зависимости от категорий водного пути, длины и пассажиронапряжённости этих линий.
Пассажирские суда пригородного и местного сообщения, как правило, тихоходные.
Буксирные суда служат для перемещения несамоходных грузовых барж.
Служебно-вспомогательные, которые обслуживают водный транспорт: портовые и шлюзовые буксиры-толкатели; ледоколы; катера судоходной службы; плавучие мастерские [7].
В состав технического флота входят дноуглубительные снаряды и суда, которые выполняют путевые и эксплуатационные работы.
Грузовые суда могут быть самоходными и несамоходными.
Важнейшая характеристика судов это их водоизмещение. Массовым водоизмещением при его полной загрузке является масса судна с полным грузом, выраженная в тонах.
Все суда, независимо от размера и назначения, должны обладать соответствующими мореходными навигационными качествами, которые обеспечивают безопасность и удобство плавания.
Основные навигационные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, маневренность. Навигационное хозяйство состоит из: береговых и плавучих маяков, освещенных и неосвещенных знаков, бакенов, буев и створов.
Эксплуатационные качества: грузоподйомность, вместимость, скорость, автономность.
В судоходстве существует понятие каботажа, то есть плавание между портами одной страны. Применяется лоция – пособие для плавания в отдельном бассейне с детальным описанием его навигационных особенностей.
Водные пути оснащаются маяками и навигационными знаками, которые выставляются на берегах водоемов или на фарватере.