Цены на товары-заменители и дополняющие товары




Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

 

 

Примерная программа и планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» для базового уровня среднего общего образования (2016):

 

· Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

· выявлять противоречия рынка;

· Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.

· Предложение, закон предложения.

· Формирование рыночных цен. Равновесная цена.

· Виды и функции рынков.

· Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

· Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

· Рыночные отношения в современной экономике

Ключевые понятия:

· Рыночный механизм

· Спрос, факторы спроса, закон спроса, эластичность спроса

· Предложение, факторы предложения, закон предложения, эластичность предложения

· Равновесная цена

· Конкуренция, виды конкуренции

· Функции рынка

· Виды рынков

 

 

Литература для подготовки:

1. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014. Параграф 4.

2. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. / Под ред. П.А. Баранова. М., Астрель, 2013. Раздел 2. Тема 4.

3. Кравченко А.И. Обществознание. 11 класс. М., ООО «Русское слово-учебник», 2013. Параграфы 3,4.

4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов
Профильный уровень / Под ред. С. И. Иванова. — 12-е изд., с изм. В 2-х книгах. Книга 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Главы 3,4,7.

 

Основные признаки рынка

 

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются стихийно на основе соотношения спроса и предложения.

· свободная конкуренция

· многообразие форм собственности

 

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.

 

 

Спрос

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре.

Факторы спроса – то, что влияет на величину спроса

Ценовые

Неценовые

Неценовые детерминанты (факторы) спроса

 

Доходы потребителей

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

 

Число потребителей

При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

 

Вкусы и предпочтения потребителей

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах.

 

Экономические ожидания потребителей

Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

 

 

Цены на товары-заменители и дополняющие товары

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

 

Различают условно три группы "других" товаров:

§ нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

§ заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

§ дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

 

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.

Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены:
чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него.

 

Закон спроса работает не всегда. Н-р, он не действует в следующих случаях:

§ Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился.

§ Когда цена является показателем качества (по мнению потребителя)

§ Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

§ Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

§ Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса:

 

Рост объёма спроса (в процентах)

--------------------------------------------

Снижение цен (в процентах)

Предложение

Предложение — это совокупность товаров, которые про­изводители готовы продать.

 

Факторы предложения:

Ценовые

Неценовые

 

К неценовым факторам предложения относят:

1. Количество производителей

2. Издержки производства

3. Природные и социальные катаклизмы, войны

4. Экономические ожидания производителей

 

Закон предложения характеризует функциональную за­висимость предложения от цены:
чем выше цена товара, тем выше предложение

 

Степень изменения объёма предложения в ответ на уве­личение цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластично­сти предложения:

 

Объём предложения (в процентах)

--------------------------------------------

Рост цен (в процентах)

 

 

Под воздействием законом спроса и предложения рынок стремится к равновесию:

 

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

 

Ещё одним условием работы рыночного механизма является свободная конкуренция

 

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – состязание между экономическими субъектами с целью получения выгоды

 

Виды конкуренции (по числу конкурентов)

 

1. Совершенная (чистая, свободная конкуренция)

2. Несовершенная

· Олигополия: небольшое количество конкурирующих производителей

· Монополистическая конкуренция: «рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары».

· Чистая монополия

 

Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству

 

  Один Несколько
Продавцы Монополия Олигополия
Покупатели Монопсония Олигопсония
Продавцы и покупатели Двухсторонняя монополия Олигономия


Главные функции рынка

 

1. Посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

2. Ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

3. Информаци­онная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

4. Регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

5. Санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: