Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Примерная программа и планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» для базового уровня среднего общего образования (2016):
· Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
· выявлять противоречия рынка;
· Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
· Предложение, закон предложения.
· Формирование рыночных цен. Равновесная цена.
· Виды и функции рынков.
· Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
· Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
· Рыночные отношения в современной экономике
Ключевые понятия:
· Рыночный механизм
· Спрос, факторы спроса, закон спроса, эластичность спроса
· Предложение, факторы предложения, закон предложения, эластичность предложения
· Равновесная цена
· Конкуренция, виды конкуренции
· Функции рынка
· Виды рынков
Литература для подготовки:
1. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014. Параграф 4.
2. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. / Под ред. П.А. Баранова. М., Астрель, 2013. Раздел 2. Тема 4.
3. Кравченко А.И. Обществознание. 11 класс. М., ООО «Русское слово-учебник», 2013. Параграфы 3,4.
4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов
Профильный уровень / Под ред. С. И. Иванова. — 12-е изд., с изм. В 2-х книгах. Книга 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Главы 3,4,7.
Основные признаки рынка
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются стихийно на основе соотношения спроса и предложения.
· свободная конкуренция
· многообразие форм собственности
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.
Спрос
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре.
Факторы спроса – то, что влияет на величину спроса
Ценовые
Неценовые
Неценовые детерминанты (факторы) спроса
Доходы потребителей
Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.
Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.
Число потребителей
При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.
Вкусы и предпочтения потребителей
Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах.
Экономические ожидания потребителей
Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.
Цены на товары-заменители и дополняющие товары
Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.
Различают условно три группы "других" товаров:
§ нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;
§ заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;
§ дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.
Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).
Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.
Закон спроса выражает функциональную зависимость спроса от цены:
чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него.
Закон спроса работает не всегда. Н-р, он не действует в следующих случаях:
§ Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например, во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился.
§ Когда цена является показателем качества (по мнению потребителя)
§ Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
§ Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
§ Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность спроса. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса:
Рост объёма спроса (в процентах)
--------------------------------------------
Снижение цен (в процентах)
Предложение
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать.
Факторы предложения:
Ценовые
Неценовые
К неценовым факторам предложения относят:
1. Количество производителей
2. Издержки производства
3. Природные и социальные катаклизмы, войны
4. Экономические ожидания производителей
Закон предложения характеризует функциональную зависимость предложения от цены:
чем выше цена товара, тем выше предложение
Степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения:
Объём предложения (в процентах)
--------------------------------------------
Рост цен (в процентах)
Под воздействием законом спроса и предложения рынок стремится к равновесию:
Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Ещё одним условием работы рыночного механизма является свободная конкуренция
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – состязание между экономическими субъектами с целью получения выгоды
Виды конкуренции (по числу конкурентов)
1. Совершенная (чистая, свободная конкуренция)
2. Несовершенная
· Олигополия: небольшое количество конкурирующих производителей
· Монополистическая конкуренция: «рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары».
· Чистая монополия
Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству
Один | Несколько | |
Продавцы | Монополия | Олигополия |
Покупатели | Монопсония | Олигопсония |
Продавцы и покупатели | Двухсторонняя монополия | Олигономия |
Главные функции рынка
1. Посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
2. Ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
3. Информационная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
4. Регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
5. Санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.