Думы об Андрее Платонове




Урок 34-35

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Сведения из биографии. Социально-философское содержание творчества Платонова.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.

План урока

1. Знакомство с летописью жизни и творчества А.П. Платонова.

2. Работа с источниками.

 

Ход урока.

1. Знакомство с летописью. На доске вывешивается «Краткая летопись жизни и творчества А.П. Платонова»:

1899 — родился в Ямской слободе на окраине Воронежа.

1912 — посыльный мальчик в страховом обществе «Россия».

1913—1917 — рабочий литейного цеха на трубном заводе, подручный слесаря, помощник машиниста на паровозе.

1918— учеба в железнодорожном техникуме.

1919— журналистская работа в Новохоперске. Публикация брошюры «Электрификация».

1921— первые рассказы — «Маркун», «Потомки солнца».

1922— сборник стихов «Голубая глубина» (Воронеж).

1926— сатирическая повесть «Город Градов».

1927— первая книга прозы «Епифанские шлюзы».

1928— сборник «Сокровенный человек».

1928—1930 — роман «Чевенгур» (в СССР впервые опубликован в 1988 г. в журнале «Дружба народов».)

1929 — рассказ «Усомнившийся Макар» — журнал «Красная новь».

1931 — «Бедняцкая хроника», «Впрок» — журнал «Октябрь». Повесть «Котлован» (опубликован в журнале «Новый мир» в1987 г.).

1932 — повесть «Ювенильное море» (журнал «Знамя», 1986).

1933 — поездка в составе писательской бригады в Туркмению. Повести «Такыр» и «Джан». Опубликованы в 1964 г.

1937—1940 — литературно-критическая деятельность под псевдонимом Ф. Человеков.

1941—1944 — участие в Великой Отечественной войне в качестве военного корреспондента «Красной Звезды».

1946 — рассказ «Возвращение». Последний погром писателя в печати.

1951 — смерть от туберкулеза в своей московской квартире на Тверском бульваре, 25.

2. Работа с источниками.

Голос друга

«Теперь о Платонове пишут, что он чуть ли не работал одно время дворником. Это вздор. У Платонова была в доме Герцена отдельная (тогда большая редкость) квартира из двух светлых смежных комнат, семья его не голодала, хотя каждая копейка была на счету. Платонова преследовали с первого дня его вступления в литературу. На полях верстки его романа о колхозах Сталин написал одно слово, кажется, «сволочь», и с тех пор пошла писать губерния. Фадеев, редактор «Красной нови», в которой роман был опубликован, обрушился на Платонова со статьей о вылазке классового врага. Вслед за Фадеевым начали топтать Платонова его клевреты...

К Платоновым был вхож необычный гость — Шолохов. Видимо, он понимал значение Андрея Платоновича, порой заступался за него, добывал для него литературную работу. Очень гордилась таким знакомством Мария Андреевна, жена Платонова. Многое в ее характере было мне и Гроссману чуждо, но подчеркну ее преданность таланту мужа. Мария Андреевна считала, что Платонов выше всех писателей, незаслуженно, по ее мнению, знаменитых, а такую преданность писательской жены надо ценить...

Когда Платонов заболел (он заразился туберкулезом от своего несчастного умирающего сына, в каком-то безумии целовал его в губы), Гроссман навещал его почти каждый день... Никогда не забуду колюче светящуюся долгую тоску в запавших глазах Платонова, его пожелтевшее худое лицо, тихий, частый кашель...» С. Липкин.

(Е. Замятин, А. Платонов. Школа классики. М., 1997. С. 536—540.)

Думы об Андрее Платонове

Платонову не приходилось искать трагического — трагическое само находило его. Трагическое постоянно входило в жизнь человека, мечтавшего о повеселении и воодушевлении человечества. Сам он воодушевлялся и не веселел. Он воодушевлялся фактом собственной жизни, полной печалей и потрясений. Жил страдальчески, но, как бы он ни страдал, страдания не выбивали из его рук писательского пера. Платонов писал всегда. Ни на день не замирало на бумаге его перо. Не замирало в те черные для его семьи дни, когда еще несовершеннолетний Тоша Платонов был арестован и заключен в тюрьму...

Не помню, как долго Тоша сидел в тюрьме, — год, два или немногим больше. Болезнь помогла вызволить его из тюрьмы. И уже совсем недолго семнадцати- восемнадцатилетний сын Андрея Платонова наслаждался свободой. А жизнью он и вовсе не успел насладиться. Тюрьма вконец подорвала и без того ослабленное здоровье сына Платоновых. Он уже не вставал с постели. При встрече Платонов говорил только о нем. Мечтал: «Тоша выздоровеет, мы бы уехали...». Не говорил — куда и зачем, не собирался ли совсем покинуть Москву? И вообще все чаще производил впечатление человека, не спавшего очень, очень много ночей...

А по ночам он, оказывается, писал. Писал, прислушиваясь к дыханию уже умиравшего сына». Эм. Миндлин. (Там же. С. 532—533.)

«...Он был тих и приветлив, говорил негромко, двигался осторожно и ни в чем не торопился. Когда я вошел, он сидел за высоким шведским бюро и писал на стандартных листах бумаги, карандашом, без поправок и так, что строчки к концу листа постепенно отступали от левого поля и ложились, скашивались вправо книзу. Он был хорошо одет, как будто для выхода из дома, но видно было, что заботу о его одежде взял на себя кто-то другой.

Черты некоторой старомодности — от карандаша в руке до скромности в каждом слове, в каждом движении — проскальзывали везде, и до сих пор Платонов представляется обобщенным портретом революционных демократов шестидесятых годов прошлого века...

...По-прежнему его создания казались странными и загадочными для тех, кто исходил из натуральной действительности. И когда Симонов напечатал в «Новом мире» рассказ Платонова «Семья Иванова», безответный хозяин «Литературной газеты» поднял новую кампанию против автора, и журнала, и редактора.

Я думаю, не было в те годы романа, статьи или поэмы, отвергнутой издательствами, которую автор не послал бы Сталину с протестующим письмом. Не напечатали «Бурю» Эренбурга. Он посылал ее Сталину, и роман печатался. Отвергли у Слезкина «Генерала Брусилова» — он жаловался Сталину, и роман выходил...

Платонов не обращался к Сталину. У писателей постоянно шли разговоры о том, кому Сталин звонил, кому написал, о ком и что сказал и какие следствия отсюда произошли. Без иронии относиться ко всему этому было трудно. Андрей Платонович столкнулся где-то в издательстве с автором «Одиночества». Вирта отвел Платонова в сторону и с таинственной значительностью, ожидая поздравлений, прошептал ему: — Мой роман очень понравился Иосифу Виссарионовичу... — А кто это? — с невинным видом спросил Платонов». Л. Гумилевский.

§ Что необычного показалось вам в судьбе Андрея Платонова?

§ О каких человеческих качествах писателя вы узнали из отрывков воспоминаний о нем?

§ Нет ли в трудной судьбе писателя истоков трагизма большинства его произведений?

§ Как складывались взаимоотношения Платонова с властью?

§ Как вы можете оценить позицию писателя по отношению к вождю?

§ Возвращение в литературу, к массовому читателю после смерти — в этом феномен Платонова?

«Чевенгур» как роман-утопия (обзор)

1. Работа с источником. «Чевенгур» — единственный роман в творчестве А.П. Платонова, все остальные прозаические произведения — повести или рассказы. Поэтому, а также в силу своей стилистики, сюжета и жанра, роман вызывает особый интерес. По своему жанру это роман-утопия. Как извествно, утопия — это произведение, рисующее картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества. Прежде всего попытаемся доказать, что «Чевенгур» — роман-утопия. Для этого обратимся к отрывку из критической статьи С. Семеновой.

«Сконструировать жизнь как идеальную схему — вот над чем напряженно думают механики новой жизни. Дайте нам голое место, с которого все можно начать сначала, где нет сопротивления среды и человеческой природы, — крик души всех рыцарей идеи в романе... В городе Чевенгуре организовался полный коммунизм, но этот «коммунизм» совершенно особый — «коммунизм» народной утопии. Осуществить сокровенные чаяния души — так поняли коммунизм чевенгурцы. Устраивается обитель душевного товарищества, монастырь абсолютного равенства. Никакого преобладания человека над человеком — ни материального, ни умственного, — никакого угнетения. Для этого изничтожается все — собственность, личное имущество, даже труд как источник приобретения чего-то нового. Все, кроме голого тела товарища. Разрешены только субботники, когда рвутся с корнем сады и дома, идет «добровольная порча мелкобуржуазного наследства».

Чтобы «обнять всех мучеников земли и положить конец движению несчастья в жизни», в Чевенгур собирают самых несчастных людей земли — «прочих», бездомных бродяг, без отца выросших, матерью брошенных в первый же час своей жизни. Когда глава чевенгурцев Чепурный видит массу «прочих» на холме при въезде в Чевенгур — почти голых, в грязных лохмотьях, покрывающих уже не тело, а какие-то его остатки, «истертые трудом и протравленные едким горем», — ему кажется, что он не выживет от боли и жалости. Раз есть такие, нельзя быть счастливым. Сердце готово отринуть все, чтобы их спасти. Ибо уровень благополучия мира должен измеряться по ним, а не тешиться средней цифрой, обманной и безнравственной. (...) (Семенова С. Идея жизни Андрея Платонова//А. Платонов. Чевенгур. М., 1988. С. 15.)

§ Вспомните из курса обществознания и истории России XX в., что такое коммунизм. Можно ли достичь коммунизма в отдельно взятом городе?

§ Возможно ли это, если население такого города состоит сплошь из изгоев общества?

§ Какими путями чевенгурцы пытаются достичь своих целей?

Для ответа на последний вопрос познакомимся еще с одним отрывком из источника.

«Чепурный решается на грандиозное избиение всех тех, кто не рвется обнять товарища и затихнуть в счастье полного душевного коммунизма. Вышибается жизнь и душа из всех мелких буржуев Чевенгура: выходит из пробитой головы «тихий пар» и проступает «наружу волос материнское сырое вещество, похожее на свечный воск». В тоске расставания с жизнью купец Щапов просит подержаться за человека, хватается за живую руку: "Чекист понял и заволновался: с пулей внутри буржуи, как и пролетариат, хотели товарищества, а без пули — любили одно имущество"». (Там же. С. 16.)

§ Можно ли идти к коммунизму под дулом револьвера?

§ Способна ли диктатура обеспечить всеобщее равенство?

§ Как закончилась история Чевенгура, этого города-утопии? Для ответа на этот вопрос познакомимся с последним отрывком из критической статьи.

«Умирает больной ребенок у женщины. Она безумно тоскует и хочет, чтобы он хоть на минуту ожил и взглянул на нее. И начинаются страшные манипуляции Чепурного с трупиком — яростные, тщетные попытки совершить чудо, как бы подтверждающее чевенгурский коммунизм. Осуществление высшего блага — и вдруг смерть ребенка? "Какой же это коммунизм? — окончательно усомнился Копенкин и вышел на двор, покрытый сырой ночью. — От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер". Со смертью ребенка и пришел конец чевенгурскому коммунизму, а завершение вражеского отряда — завершение этого конца. Город разрушен... И да позволено будет предположить, что шквал, начисто сносящий город и всех его жителей, мог мыслиться Платоновым в русле федоровских воззрений как финальная катастрофа, которая неизбежно ждет человечество, если оно не придет в "разум истины", не поймет необходимость пересоздания природного порядка в иной, братский, бессмертный слой бытия. Бессилие воскресить умершего "карается" в романе всеобщей погибелью».

§ Помните из курса литературы как Ф.М. Достоевский не мог допустить достижение счастья человечества ценой жизни только одного ребенка. Случайна ли подобная параллель в романе А.П. Платонова?

 

2. Беседа с учащимися. Вопросы.

§ Какую философскую проблему поднимает А.П. Платонов в своем романе?

§ Влияние какого философа испытывал А.П. Платонов при создании романа?

§ Как автор рассказывает о переходе от чуда живой жизни к бездыханному телу?

§ Раскройте отношение писателя к телу человека?

§ Как А.П. Платонов исследует душу человека?

§ Что олицетворяет Пролетарская Сила в романе?

§ Почему гибнет Саша Дванов — главный герой «Чевенгура»? Не кажется ли вам его смерть странной?

§ Ваши впечатления от прочитанного? Понравился ли вам роман?

§ Какова, на ваш взгляд, его основная идея? Согласны ли вы с ней?

Домашнее задание

1. Прочитать фрагменты или весь роман (по желанию учащихся).

2. Провести лексический анализ любого отрывка из романа.

3. Подготовить доклады и сообщения о жизни и творчестве писателя: «А.П. Платонов — поэт»; «А.П. Платонов — публицист»; «А.П. Платонов — сатирик»; «А.П. Платонов — литературный критик»; «А.П. Платонов — военный корреспондент»; «Семья А.П. Платонова».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: