Несовершенная конкуренция




Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.

 

 

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.


- На рынке монополистической конкуренции действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары/услуги для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам.

· Права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав, прав на товарный знак, патентов и ноу-хау.

· Каждая фирма имеет возможность влиять на цены, по которым она предлагает свои товары.


Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.

Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

 

 

На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.


Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.


Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.


Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

 

· Рынок монополии контролирует один производитель, который устанавливает цену. Монополист, как правило, устанавливает цену более высокую, чем та, которая сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции.

· Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей принципиально новую технологию, и т. п.

· При монополии монополистом является не продавец, а покупатель.

· Единственным покупателем может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле, оружии или неогранённых алмазах.


Выделяются так называемые естественные монополии.

Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.


Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.


Формы монополий.


Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах.


Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность.


Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности.


Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости.


Консорциум - объединение монополий.


Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления.

 

↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.

Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);

· обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство;

· защита конкуренции — монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства; перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);

· финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

· финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т. п.;

· изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов — эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке);

· контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста; финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.


Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.

 

· В некоторых странах принята юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка и для слияния нескольких крупных фирм требуется специальное разрешение правительства.

· В ряде случаев правительство может потребовать принудительного разделения фирм-монополистов на несколько независимых фирм.

· Государство предельно упрощает процедуру регистрации новых фирм, осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса.

· В естественных монополиях государство может установить контроль над ценами и максимальный уровень цен на конкретные товары, услуги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: