Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
- На рынке монополистической конкуренции действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары/услуги для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам.
· Права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав, прав на товарный знак, патентов и ноу-хау.
· Каждая фирма имеет возможность влиять на цены, по которым она предлагает свои товары.
Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.
Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.
Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.
Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.
Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
· Рынок монополии контролирует один производитель, который устанавливает цену. Монополист, как правило, устанавливает цену более высокую, чем та, которая сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции.
· Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей принципиально новую технологию, и т. п.
· При монополии монополистом является не продавец, а покупатель.
· Единственным покупателем может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле, оружии или неогранённых алмазах.
Выделяются так называемые естественные монополии.
Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.
Формы монополий.
Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах.
Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность.
Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности.
Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости.
Консорциум - объединение монополий.
Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления.
↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
· обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство;
· защита конкуренции — монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства; перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
· финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
· финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т. п.;
· изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов — эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке);
· контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста; финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.
· В некоторых странах принята юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка и для слияния нескольких крупных фирм требуется специальное разрешение правительства.
· В ряде случаев правительство может потребовать принудительного разделения фирм-монополистов на несколько независимых фирм.
· Государство предельно упрощает процедуру регистрации новых фирм, осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса.
· В естественных монополиях государство может установить контроль над ценами и максимальный уровень цен на конкретные товары, услуги.