Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и кульуры.
Игра деловая – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерного для данного вида практики.
Идентификация – (от лат. identificare – отождествлять) –
1) Преимущественное понимание – как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов.
2) Опознание чего-либо, кого-либо.
3) Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.
4) Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.
Идентификация коллективистская – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.
Индивид (индивидуум) (от лат. individuum – неделимое) –
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.).
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Индивидуализация – деятельность взрослого человека (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.
Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».
Качества профессионально важные - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. (Шадриков)
Качества личности профессионально значимые – постоянное закрепившееся отношение к своей профессии, труду, людям, природе, вещам, определенная система мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения, в котором эти отношения реализуются. (Левитан)
Компетентность психолого-педагогическая - совокупность взаимосвязанных, органично сочетающихся профессиональных и теоретических знаний, практических умений, коммуникативной деятельности и личностных свойств, позволяющих осуществлять деятельность, адекватную своим способностям, достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. (В.С.Калита)
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.
Культура коммуникативная педагога – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности и умений, повседневных контактов человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. (Мижериков)
Культура социально-перцептивная педагога – часть коммуникативной культуры педагога, последовательно проявляющаяся на двух уровнях: 1) как умение видеть личностное своеобразие ребенка и давать грамотную психолого-педагогическую интерпретацию его действий и поступков, способность преодолевать субъективные ошибки в восприятии учащихся; 2) как способность устанавливать межличностные контакты на основе взаимопонимания. (Рыданова)
Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Локус контроля (от лат. locus – место, местоположение и франц. controle – проверка) – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).
Модальность (от лат. modus – способ) – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха – в обонянии и т.п.).
Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина, побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, определяющие поведение, поступки человека.
Мотивация – динамический процесс внутреннего психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Неврозы (от греч. neuron – нерв) – группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами деятельности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных ценностей, невосполнимости потери и т.д.
Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
Образовательный процесс – деятельность, в которой осуществляется становление и развитие многообразных способностей человека.
Обучение – целенаправленная, организованная, систематическая передача опыта во взаимодействии педагога и учащихся; совместная деятельность педагога и обучающегося, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами приобретения знаний.
Общение - взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп.
Общение диалогическое – общение, основанное на диалоге, равенстве позиций, подразумевающее активность всех его участников, направленную на предмет общения, а не на личность одного из участников. Рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений в школе. Развитию диалогических отношений в образовательном процессе способствуют: установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию.
Общение педагогическое - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия субъектов педагогического процесса, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств, направленная на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. (Юсупов)
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта.
Отношения личности – присущие данному человеку устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонами действительности (людьми, процессами деятельности, вещами, самим собой. (Климов)
Оптимизация (oт лат. оptimus – наилучший) – 1) Улучшение, достижение наиболее благоприятного соотношения, условий; 2) Понятие, характеризующее изменения в системе представлений человека о мире и людях в сторону выраженного позитивного отношения к ним и позитивных ожиданий от будущего взаимодействия с ними.
Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогический эксперимент – эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых нововведений в организационный и учебно-воспитательный процесс.
Перцепция (Восприятие) – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Перцепция социальная (от лат. perceptio – восприятие и socialis – общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, общностей и т.п.).
Понимание – в психологическом плане - способность постичь смысл и значение конкретного явления и состояние сознания, в котором присутствует уверенность в том, что представления человека соответствуют воспринимаемому явлению. В этом контексте понимание – необходимая составляющая сознания, общения и взаимодействия, вне которого они просто не могут осуществляться. (Крылова)
Постиндустриальное общество – третья (после аграрного и индустриального обществ) стадия развития человечества, отдельных стран, характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями современной научно-технической, информационной и других революций. Для П.о. характерны выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, признание ведущей роли науки, знаний, получения и распространения информации, а также университетов, ученых, менеджеров-консультантов.
Потенциал – совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области для достижения какой-либо цели.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Принятие и самопринятие – принципиально важные принципы личностно-ориентированного воспитания. Принятие другого таким, какой он есть, признание ценности его личности, его прав на собственные интересы, готовность взаимодействовать с человеком, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от других. Принятие другого значит утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами, отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение. (С.Л.Рубинштейн)
Самопринятие – ощущение ценности собственной личности, обладающей не только достоинствами, но и недостатками, чувство собственного достоинства, силы своего «Я». Характеризуется доверием своим чувствам, верой в себя и свои возможности, открытостью характера. К.Роджерс отличает самопринятие от самооценки, которая предполагает чаще всего сравнение своих достижений с достижениями других людей и оценку себя как носителя определенных свойств.
Профессиограмма - системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. (Мижериков)
Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определенном виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. (Шадриков)
Профессиональная подготовка – деятельность, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. (Дмитриева)
Профессиональная пригодность – совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. (Шадриков)
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик объекта.
Развитие личности – Стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности;
- Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Релаксация – уменьшение напряжения, ослабление; состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Репрезентативная система – индивидуальная картина мира, преимущественно построенная на ведущей модальности. (Лесли Кэмерон-Бэндлер)
Репрезентация – образ чего-либо, что отличается от самой вещи: карта, модель и т.п. (Р.Бендлер, Дж. Гриндер)
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – особая организация процессов понимания происходящего; процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Ригидность (в психологии) (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Самоактуализация (от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Самооценка – оценка личность самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Саморазвитие – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Движущими силами саморазвития служат: осознание несовпадения «Я-реального» и «Я-идеального»; борьба мотивов; преодоление недостатков через организацию поведения; внутренние противоречия.
Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.
Саморегуляция эмоционально-волевая – система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в экстремальных ситуациях.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе. Самосознание имеет иерархию проявлений от низшего самочувствия через самопознание до высшего – самоотношения, объективирующихся в самоконтроле и саморегуляции своего поведения.
Сензитивность (от лат. sensus – чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
Сенситивность - способность, обеспечивающая: а) отражение и понимание, б) запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности. (Хрящева)
Сенситивность педагогическая – профессионально значимое качество, обеспечивающее адекватное отражение и понимание педагогом субъектов образовательного процесса, а также прогнозирование их состояний и поведения. (автор)
Система педагогическая – определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Сознание – высшая форма наиболее отчетливого и контролируемого субъектом психического отражения той или иной объектной ситуации. (Климов)
Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям.
Совместная деятельность – сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении, руководстве и т.д.
Сотрудничество – согласованная, совместная и ценностно значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
Социально-перцептивная компетентность педагога – это совокупность взаимосвязанных профессиональных знаний, практических умений и личностных свойств, позволяющих достигать качественных результатов в профессиональной деятельности за счет оптимизации восприятия, понимания и оценки социальных объектов и субъектов (других людей, самих себя, групп, общностей и т.п.) в педагогическом общении.
Социально-перцептивная функция педагогического общения – адекватное отражение учителем и учеником друг друга, установление на этой основе взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Она предопределяет поведение педагога и выбор коммуникативных средств для организации педагогического процесса. (Митина)
Социально-перцептивный процесс – деятельность субъекта (наблюдателя) по восприятию и оценке (в том числе и эмоциональной) внешних признаков наблюдаемого лица или объекта, соотнесению их с его личностными характеристиками и психологическими особенностями, формированию отношения к нему, интерпретации и прогнозировании на этой основе его поведения. (Крысько)
Социальный заказ – официальная ориентация общественных институтов на достижение в своей деятельности заданного результата как необходимого для дальнейшего развития общества в целом.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. (Мясищев)
Способности перцептивно-рефлексивные - способности к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. (Маркова)
Способности социально-перцептивные - способности, формирующиеся в общении и обеспечивающие возможность адекватного отражения и понимания психических состояний человека, его свойств и качеств, его отношений с другими людьми, способность предвидеть свое воздействие на партнера по общению. (Лабунская)
Стереотипизация (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений. (Крысько)
Стереотип социальный – относительно устойчивый, упрощенный схематизированный, зачастую искаженный образ каких-либо явлений или людей, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в той или иной социальной группе.
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, связанных с нервно-психическим напряжением, ивозникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; конкретный носитель предметно-практической деятельности, носитель активности.
Технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей.
Технологии педагогические – сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям, поступкам.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями.
Установка психологическая – готовность, предрасположенность субъекта воспринимать (когнитивная составляющая в структуре установки), относиться (эмоционально-оценочная составляющая) и действовать (поведенческая составляющая) определенным образом, определяющая устойчивость и целенаправленность способов поведения или характера отношения к деятельности или к объекту. (Бадмаев)
Установки социальные (аттитюды) – субъективные ориентации индивидов как членов группы на некие ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. Различают также моторные, перцептивные, умственные установки.
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
Формирование личности – 1) Вид развития; 2) объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности.
Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
Эффект новизны – когда большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.
Эффект ореола – феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми.
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.