ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»




АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — один из основных методов социологическо­го исследования, который предполагает использование информации, фик­сированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т. д.

АНАЛИЗ ВЕРБАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ — метод получения информации путем нахождения ее в письменных (печатных, рукописных или компьютерных) документальных источниках.

Множество методов А. в. д. сводится к традиционному, классическо­му, и формализованному, количественному.

АНКЕТА (от франц. enquete — расследование) — упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа. А. применяется для сбора эмпирической соци­альной информации в форме письменных ответов обследуемого лица (респондента).

АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом.

В дальнейшем понятие аномии было рассмотрено Р.Мертоном, выделившим пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе:

1) конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения;

2) инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей;

3) ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели);

4) ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения;

5) восстание (бунт) – стремление изменить систему (т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).

БЮРОКРАТИЯ – особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена М.Вебером и связывает становление бюрократии с процессом рационализаци, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:

1) строго иерархическая структура;

2) формальное статусное подчинение;

3) управление по формальным, безличным правилам;

4) эмоциональная нейтральность отношений.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов. Основные этапы формирования В. с: 1) обоснование структуры В. с. в соответствии с характером гипотез и задач исследования (при этом учитываются толь­ко те характеристики генеральной совокупности, которые существенны для задач, поставленных в исследовании); 2) уточнение структуры В. с. с учетом наличной информации, прежде всего результатов пилотажных исследований; 3) выбор типа и объема выборки (количество единиц В. с).

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — множество элементов, имею­щих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принад­лежность к данной системе. Такие системы называют также статистическими популяциями или универсумами.

ГИПОТЕЗА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕ­ДОВАНИЯ — научное предположение о структуре социальных объек­тов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи. Она конкрети­зирует цель исследования и представляет собой главный методологи­ческий инструмент, организующий процесс исследования, подчиняю­щий его внутренней логике.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

ДЕВИАЦИЯ - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – важнейшее понятией теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером. Веберовская классификация типов социального действия: целерациональное действие - это действие, характеризующееся ясностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмыcленными средствами, обеспечивающими ее достижение; ценностнорациональное действие это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное; традиционное действие это действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, аффективное действие, характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п.

ДОКУМЕНТ (от лат. documentum — доказательство, свидетельство) — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации Д. разделяются на письмен­ные (рукописные, печатные, машинописные); иконографические (кино­фотодокументы, произведения изобразительного искусства); фонети­ческие (грампластинки, магнитофонные записи).

Письменные Д. подразделяются на вербальные (информация излагается в виде буквенного текста) и статистические (сведения изложены в основном в цифровой форме).

Вербальные Д. можно классифицировать по типу авторства на личные, официальные, косвенные, социологические, прессовые.

Под личными в социологии понимаются Д., составленные частным лицом по собственной инициативе. К ним относятся письма, автобиографии, дневники, мемуары, заявления, речи, личные кар­точки, заметки на полях книг и пр.

Официальными называются Д., исходящие не от частного лица, а от того или иного учреждения или общественной организа­ции.

ЗАКОНЫСОЦИАЛЬНЫЕ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА­НИЯ — набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систематизация эмпирической информации об изучаемом объекте. Основными методами социологического иссле­дования являются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюдение и эксперимент. Каждый из них предполагает исполь­зование особых документов: вопросника (анкета, опросный лист, бланк интервью, тест), карточек (напр., карточка наблюдений или социометрического анализа), таблиц (напр., таблица экспертных оценок), графиков (в виде различных распределений или диаграмм).

ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview — беседа) — один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологи­ческое взаимодействие между исследователем и респондентом в соот­ветствии с поставленной целью. И. классифицируют по различным основаниям.

1. В зависимости от степени свободы собеседника и глубины ответов различают следующие виды И.: а) глубинное; б) свободное; в) фокусированное (полустан­дартизованное); г) стандарти­зованное.

2. В зависимости от числа респондентов различают индивидуаль­ное и групповое И.

3. В зависимости от частоты проведения И. может быть однократ­ным и многократным (панельным).

4. В зависимости от объекта и целей исследования различают интенсивное и экстенсивное И.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – это общество, в котором:

1.Информация становится главным экономическим ресурсом.

2.Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов.

3. Информация становится предметом массового потребления.

4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens — содержание) — специаль­ный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социаль­ных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Существуют три основных направления применения К - а.: а) выяв­ление того, что существовало до текста и что получило в нем отражение (текст как индикатор окружающей действительности, автора или адре­сата); б) определение того, что существует только в тексте (язык, структура и жанр сооб­щения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста (оценка различ­ных эффектов воздействия).

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества (Э.Фромм). Через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ – открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В 50-60-е гг. 20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

КУЛЬТУРА – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.

Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п. Духовная культура включает все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философия, наука, искусство, религия и т.п.

Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп (класса, молодежи и т.п.). В то же время существуют культурные универсалии – некие общие для всего культурного наследия человечества элементы (возрастная градация, разделение труда, образование, семья, календарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет и т.д.). Дж.Мердок выделил более 70 таких универсалий.
Противопоставление культуры и цивилизации легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры (Ф.Теннис, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.).

Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж.Фрезер, Л.Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев).

Волновая теория культуры выдвинута О.Тоффлером, культура постиндустриального, информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер). ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. законный, должный, правильный) – термин, введенный в специфически социологическом смысле М.Вебером как веры в значимость социального порядка, делающей неприемлемым нарушение его норм и требований. Легитимность социального порядка гарантируется различными способами: 1) аффективным; 2) ценностнорациональным; 3) собственно религиозным образом.

ЛИДЕРСТВО – этот термин в социологии обозначает:

1) ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;
2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.

Л ИДЕР – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией.

В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три типа лидерства, соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный типы). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство.

По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude — долго­та; букв, продолжительное исследование) — тип социологического и со­циально-психологического исследования, направленный на фиксацию и описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследо­вания, как правило, связывается с окончанием учебы в общеобразова­тельной школе, завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретение устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и др.).

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ – два уровня социологического анализа, социологических обобщений.

Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.).

Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.).

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. мargo – край) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк).

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.
Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО – теоретическая модель, пессимистически описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией. Активно разрабатывалась в 1920-1960-е годы.

Согласно данной теории, главные особенности массового общества заключаются в следующем:

- в разрыве социальных связей и обособленности отдельных индивидов, ведущей к атомизации общества;

- в массификации, т.е. недифференцированности, усредненности составляющих его индивидов, отсутствии у них индивидуальности;

- в отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму;

- неограниченных возможностях манипулирования

атомизированными массами со стороны элит ("восстание масс", Х.Ортега-

и-Гассет), отождествление тоталитарного и массового общества (Х.Аренд),

конформизм и отчуждение личности (Э.Фромм, Д.Рисмен, Ч.Р.Миллс и

др.), индустриальное общество (Д.Белл и Э.Шилз).

МЕТОДЫСТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕ­СКОЙ ИНФОРМАЦИИ — совокупность статистических методов обра­ботки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в ходе социологического исследования. М. с. а. с. и. исполь­зуются на следующих этапах математического анализа информации:

1. Предварительный анализ и статистическая об­работка.

2. Исследовательский (поисковый) анализ инфор­мации.

3.Априорная классификация.

МОДЕРНИЗАЦИЯ - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным или переход к капитализму.
В классической социологии этот процесс анализировался Марксом, Конт анализировал этот процесс через противопоставление военного и промышленного общества, Дюркгейм – через дихотомию "механическая" – "органическая" солидарность, Вебер – через понятие "рационализация", Теннис – "общность" и "общество" и т.д.

Для современной социологии дихотомия "традиция – современность" остается базовой, фиксирующей общее направление социальных изменений в процессе модернизации.

НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной социологической инфор­мации, основанный на визуальном и слуховом восприятии процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования, и прямой их регистрации.

В программе Н. осуществляется анализ проблемной ситуации, выявляются основные понятия, которые интерпретируются и операционализируются, устанавливаются объект (социальная общность, коллектив, группа, индивид) и предмет (признаки, свойства наблюдаемого объ­екта, факты его деятельности).

ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — преобра­зование эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, с целью сделать их обозримыми, компактными, при­годными для анализа, проверки исследовательских гипотез, интер­претации. Условно О. с. и. можно разделить на первичную и вторичную. Под первичной понимается обработка, исходной информацией для которой служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования (первичной информацией могут быть ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т. п.). К вторичной обработке можно отнести и методы графического представления дан­ных (результатов) исследования, исходная информация для которых — сгруппированные данные, таблицы, индексы (не следует путать вторич­ную О. с. и. с вторичным анализом социологической информации).

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — специфическое проявление общест­венного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и невербальной форме) и характе­ризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп (в первую очередь народа в целом) к актуальным проблемам действи­тельности.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания: социальные институты, группы, процессы, отношения и т. д.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ — документ, упорядоченный по содержанию и форме наборов вопросов и высказываний, применяемый для сбора эмпи­рической социальной информации в виде письменных или устных ответов обследуемых лиц (респондентов).

Основными видами О. л., применяемыми в социологических ис­следованиях, являются анкета и бланк формализованного интервью (вопросник). Они имеют много общего.

ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — разновидность повторного ис­следования, цель которого—изучение изменений, происходящих в ка­кой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени. Своеобразие П. и. состоит в том, что обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ пробное исследование, пред­варяющее основное и предназначенное для проверки качества его под­готовки. В ходе П. и. проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняют­ся его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий.

ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — основной документ подготовительного этапа организации работ, определяющий стратегию и тактику научного поиска. Различают два вида плановых документов: принципиальный (стратегический) и рабочий.

Выделяют такие варианты П. С. И., как разведывательный, аналитический, экспери­ментальный.

Разведывательный план применяется при отсутствии яс­ного представления о проблеме и объекте исследования. Его цель — формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Здесь используются следующие приемы: изучение документов, проведе­ние интервью и осуществление наблюдений.

Аналитический план применяется в случаях, когда о проблеме имеются знания, позволяющие выделить объект и сформулировать опи­сательную гипотезу. Используемые приемы здесь несколько иные, чем в разведывательном плане: выборочное, или монографическое, исследова­ние, анкетирование, статистический аппарат.

Экспериментальный план применяется тогда, когда имею­щиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.

ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — вид социологического исследо­вания, позволяющий социологу установить направление изменения како­го-либо процесса, описать его количественные параметры, установить и обосновать выявленные при первом исследовании эмпирические законо­мерности и тенденции. В литературе выделяются панельные, когортные и трендовые П. и.

ПОЗИТИВИЗМ – ведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О.Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, "позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую.

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — в узком смысле — опрос на «ме­сте» (на дому, в школьном классе, на предприятии и т. п.), в широком смысле — изучение объекта исследования в естественных, «полевых» условиях, в социальном контексте его повседневной жизни.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало в конце 50-начале 60-х гг. 20 в. в развитых западных странах снижение доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Д.Белл выдвинули идею нового "сервисного" класса - интеллектуалов и профессионалов.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. 20 века в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. В Европе (во Франции) в литературе и музыке. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью.

Ведущие теоретики постмодернизма – Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, М.Фуко, Ж.Бодрийар.

"Мир как текст", "Ничто не существует вне текста" (Ж.Деррида) – один из основополагающих тезисов постмодернизма. Другой тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по М.Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами (Ж.Бодрийар). В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами" и "вещами" ("Слова и вещи" М.Фуко). Единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" – "метарассказов" (.Ж-Ф.Лиотар). Это – религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — суще­ственные свойства и отношения объекта исследования (класса, социаль­ной группы, социального института и т. д.), познание которых необходи­мо для решения теоретической или практической проблемы.

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. М.Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода". П.Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала".

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — практическая часть социологи­ческой науки о специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов.

П. с. изучает законы: 1) действующие на уровне социальных ин­ститутов; 2) отражающие развитие компонентов социальной структуры общества; 3) действующие на уровне социальных систем и под­систем.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - до­кумент, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. В П. с. и. отражается определенная последовательность, поэтап­ность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью иссле­дования.

П. с. и. состоит из двух частей (разделов): методологической и процедурной. Методологическая часть начинается с описания проблемной ситуаций где отражается важная задача составления про­граммы — определение объекта и предмета исследования. Затем фор­мулируются цели и задачи исследования.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif — показатель­ный) — свойство выборочной совокупности представлять характерис­тики генеральной совокупности.

РЕСПОНДЕНТ (от лат. respondere — отвечать, осведомлять) — лицо, участвующее в эмпирическом социологическом исследовании в качестве источника устной или письменной информации, могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты (представители широких слоев населения).

Можно выделить следующие типы Р.: активный, заинтересованный; чрезмерно разговорчивый, требующий по­вышенного внимания к своей личности; несерьезный, склонный к «розыгрышам»; спорщик, безапелляционный критикан; застенчивый, не­уверенный в себе.

СОСЛОВИЕ – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для кастовой системы, характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. Сословная система поддерживалась законодательными средствами, определившая место каждого сословия в иерархической системе, его права и обязанности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — процесс филоонтогенетическогр развития психосоциальных свойств и качеств инди­вида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности с ценностными ориентациями.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Можно выде­лить два вида адаптационных процессов: первый вид составляют про­цессы, связанные с резкой сменой социальной среды. Второй вид С. а.— это адаптация к изменившимся социальным условиям.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П.Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана ссоциальными перемещениями отдельных индивидов, групповая – с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность – различия между отцом и сыном, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) – взлеты и падения индивидуальной карьеры.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА (от лат. norma — угломер; перен.— мерка, правило, образец, предписание) — исторически утвердившаяся форма регулирования отношений и личного поведения людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — функционально обусловленное объ­единение людей, обладающее широкой сферой совместной жизни, для которого основой внутренней связи являются территория проживания, находящиеся в его распоряжении материальные ценности и признавае­мые им ценности культуры. Характерная черта С. о.— ее внутренняя социальная структура, основанная на сотрудничестве и общем согласии.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — установка на включение в те или иные виды и формы социальной деятельности, формирование направ­ленности на приобретение желаемого социального положения и спо­собов достижения этой цели.

С. о. человека обычно присущ циклический характер. Внутри каждого цикла С. о. имеют три особенности: 1) осознание человеком своего социаль­ного происхождения, связей со средой; 2) анализ собственного социаль­ного положения, возможностей, предоставляемых обществом для его изменения; 3) осознание путей и возможностей своего дальнейшего со­циального продвижения.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — совокупность относительно устойчи­вых связей между элементами социальной системы, отражающая ее существенные характеристики, фиксирующая присущие данному обще­ству способ разделения и кооперации труда, уровень развития произ­водительных сил и производственных отношении.

Ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — одно из основных направ­лений теоретических и научно-практических социальных исследований, результатом которых должно быть научноепредвидение хода социальных процессов.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему, организацию, институт или процесс с целью приведения направления и темпов их развития и функционирова­ния в соответствие с действием объективных общественных законов на макро- и микроуровне.

Специфика С. у. состоит в регулировании отношений между субъектом и объектом управления.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — совокупность различных форм организации и. регулирования общественных отношений, специальные учреждения, системы норм, социальных ролей, обеспечивающие реализа­цию функций, необходимых для существования и развития социальных общностей или общества в целом. С. и. являются, напр., государство, по­литические партии, армия, суд, семья, право, мораль и др.

СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ — большие группы людей, различа­ющиеся по их месту в исторически определенной системе обществен­ного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.

В каждом классовом обществе можно выделить основные и неоснов­ные классы. Основные классы рабовладельческой формации — рабовладельцы и рабы, феодальной — феодалы и крепостные крестьяне, капиталистической — пролетариат и буржуазия, соци­алистического общества — рабочий класс и трудовое крестьянство.

СРЕДНИЙ КЛАСС – слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим (или рабочим) классом. В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико. К среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства – мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники, люди, занятые умственным трудом и т.п. Это так называемый "старый средний класс". К высшему среднему классу относятся специалисты с высшим образованием – профессионалы - менеджеры и административные работники ("сервис-класс").

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Существуют принципиальные различия между кастовой и сословной "закрытыми" системами социальной стратификации и современным классовым "открытым" обществом.

Существует три классических направления стратификационных теорий – марксизм, функционализм и веберианство.

Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами - это классовая стратификация, в основе которой лежат экономиче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: