Начнем с того, что только в конце 19 века начали понимать, что такое мозг. Затем нужно было найти методы, с помощью которых можно было бы изучать мозг.




УДК 101

К проблеме определения сущности сознания

Бурдинов Дмитрий Тимофеевич

Студент

Кубанский государственный технологический университет

АННОТАЦИЯ: В этой статье рассматривается такое сложное для изучения явление как сознание у человека. Автор пытается осмыслить это явление через призму возможного существования сознания у других живых организмов помимо человека. Рассказывается об общих принципах работы головного мозга. Об интересных открытиях в области нейробиологии, заставляющих задуматься о том, существует ли вообще сознание. При этом особое внимание обращается на такую немало важную отличительную черту человека как язык. При помощи которой можно глубже понять, на сколько человек отличается от соседей нашей планеты.

Ключевые слова: мозг, сознание, язык, человек.

Что же такое сознание и существует ли оно? Существует много гипотез, объясняющие что это:

По словам Карла Юнга Сознание – лишь авангард нашего психического существования. А за ним, за авангардом сознанием – длинный хвост колебаний, слабостей, комплексов и предрассудков.

В диалектическом материализме – сознание это свойство высокоорганизованной материи отражать реальность. Но вот что значит отражать реальность? Определить сложно.

С точки зрения нейробиологии сознание – это свойство коры головного мозга, которая противостоит наследиям обезьяньих инстинктов. То есть человек сам себя осознает, но это не является сугубо человеческим качеством.

С точки зрения неврологии сознание это бодрствование человека в сочетании осознания себя и окружающей среды.

Так можно перечислять долго, но мы так и не придем к фундаментальному, отвечающим всем требованиям определению. Многие ученные признают, что мы не знаем что такое сознание. Более того, мы очень мало знаем о том, где появляется наше сознание – о нашем мозге.

Начнем с того, что только в конце 19 века начали понимать, что такое мозг. Затем нужно было найти методы, с помощью которых можно было бы изучать мозг.

Первый метод это Электроэнцефалография. Первая запись активности мозга - открытого мозга собаки, была сделана в Киеве Владимиром Правдичем в 1913 году. А первая запись ЭЭГ человека получена немецким психиатром Гансом Бергером в 1928 году.

Следующий метод - это рентген. Благодаря ему было спасено сотни тысяч жизней на первой мировой войне. Но на рентгене не было видно мозга. Вскоре Эгаш Мониш изобрел химикаты, благодаря которым можно было разглядеть сосуды в мозгу на снимках.

Ну и третий метод это Магнитно-резонансная томография и Позитронно-эмиссионная томография. Годом основания магнитно-резонансной томографии принято считать 1973 год, когда профессор химии Пол Лотербур опубликовал в журнале Nature статью «Создание изображения с помощью индуцированного локального взаимодействия; примеры на основе магнитного резонанса». И только лишь приблизительно в начале 2000х годов появился позитронно-эмиссионный томограф. [1]

Благодаря этим методам мы знаем, что с точки зрения науки, мозг - это крайне адоптивные нейроны, объединённые в гигантскую сеть. Каждый нейрон связан с около десяти тысяч другими нейронами с помощью синапсов, то есть когда срабатывает один нейрон, то он вовлекает в работу до десяти тысяч своих последователей, которые каждый из них вовлекает другие 10 тысяч и таким образом информация процессируется параллельно в миллиарды потоки.

Мозг уникален тем, что эти синапсы, каждый раз, когда передают информацию, они её немного видоизменяют. Они обладают, так называемыми, весами. Эти веса не постоянные, они подстраиваются. Каждый раз, когда синапс срабатывает, то связь между нейронами усиливается. Так мозг работает у всех живых существ на Земле, но почему люди так отличились от остальных? [2]

Одно из главных отличий, по словам ученных, это язык. Если сравнивать его с соседями по планете, то наш язык иначе устроен и для другого предназначен.

 

Как же устроен наш язык? Он состоит из фонем. Из них строятся морфемы (слоги), из слогов слова, из слов получаются фразы, а из всего этого строятся тексты. Но я считаю, что пока рано утверждать, что только наш язык так устроен. Ученные пока не нашли «ключ» для расшифровки языков разных живых организмов. При этом, на сегодняшний день уже доказали, что у говорящих птиц есть слоги, фразы, диалекты, пиджины. [3] У муравьев есть способность выучить язык другого вида, общаются на нем, мимикрируя. Что уж можно говорить про обезьян, которые давно выучили человеческий язык.

В начале 19 века обезьян начали учить говорить, но у обезьян другая гортань и физически они не могли этого делать. И лишь в 1966 году обезьян начали учить говорить на американском языке глухонемых – амслене. И, в конце концов, появилась группа обезьян, которые могли «говорить» на настоящем человеческом языке. Они начали владеть свойствами, которые принадлежат только человеческому языку и никому больше. Такие как: семантичность, синтаксис на уровне ребенка 3х лет, культурная преемственность, употребление местоимений, метафорический перенос и многое другое. [4]

Для чего был создан такой неповторимый язык? По словам крупнейшего лингвиста 20-21 веков Ноама Хомского наш язык был «создан» не для коммуникации, а для мышления. Коммуникация это лишь побочный продукт. И, основываясь на том, что язык был «создан» для мышления, появились 2 гипотезы, объясняющих как мы мыслим. Вербальный тип мышление – мысль совершается в слове. Невербальный тип мышления – наше мышление образное.[3] Как мыслят вышеперечисленные обезьяны, когда общаются на языке глухонемых? Для начала, по моему мнению, надо однозначно понять как мылим мы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: