особенности рефлексивного этапа в ролевой игре




ВОПРОС

Рефлексия проводится с участниками непосредственно после ролевой игры. Здесь мы обсудим принципиальные основы, на которых строится рефлексия участия в ролевых играх [12].

Рис. 7.

Выше мы уже отмечали, что рефлексия необходима после игры для перехода от опыта проживания ситуации к выделению и освоению средств (с возможностью их дальнейшего применения в будущей ситуации). Это и зафиксировано на рис. 7, где изображена принципиальная схема рефлексии: для рефлексии необходима остановка действия и обращение сознания человека на это – совершавшееся им – действие. Назначение рефлексии состоит в том, чтобы сформировать новую позицию (на схеме она выделена пунктиром). В структуре движения человека (как в мероприятии, так и в жизни) это означает, что рефлексия является сознательным переходом от одной ситуации действия к следующей. При этом из одной ситуации в другую переносится не опыт оперирования с конкретными предметами, а способность к постановке самостоятельных целей, способы анализа ситуации и средства, отделенные от прожитой ситуации.

Из сказанного следует, что в качестве базового средства организации рефлексии мы должны использовать понятие позиции. Понятие позиции собирается как минимум на трех вещах: целях, средствах и ситуации (см. рис. 8). Для того, чтобы рефлексия у участников случилась, нужно совместно с ними в их действиях выделить их цели, средства (как они предполагали и пытались достичь своих целей) и ситуацию (что они принимали во внимание и почему).

Рис. 8.

Первый принципиальный момент рас­сма­три­ва­емой конструкции состоит в том, что цели, средства и ситуация существуют в связке. Если, скажем, у участника ролевой игры были некоторые цели, но при этом не было никакого представления о возможных средствах их достижения и никакого представления о той ситуации, в которой он находится с точки зрения этих целей, – то в таком случае позиции у участника по отношению к игре не возникло (о смысле формирования позиции). В то же время, если участник при продумывании перед игрой своих действий понимает, что ему недостаточно средств для достижения поставленных целей, это может привести к изменению последних, и т.д. Таким образом, все элементы, формирующие позицию участника игры, являются взаимоопределяющими.

Осмысленность постановки целей означает следующее. С одной стороны, цели, которые участник ставит для себя, по факту должны быть завязаны на содержание игры. То есть они должны иметь свою фиксацию в игровых предметах (например, накопить больше других некоторого ресурса). С другой стороны, они не должны исчерпываться этим (в духе наших рассуждений о выигрыше в игре). Цели участника ролевой игры получаются сложно устроенными – с одной стороны, они должны указывать на игровой результат (собственно, на основании чего мы можем утверждать, что желаемое достигнуто), с другой стороны – и это более важно – они должны иметь основания вне игры, то есть фиксировать результат прохождения игры, не привязанный к конечности самой игры.

Приведем пример. На уровне игры целью участника может быть захват контроля над предприятиями, введенными в игру; вне игры, – собственно, на уровне позиции, – цели будут фиксироваться, например, такой рефлектируемой конструкцией, как освоение средств перехвата контроля над предприятиями в конкурентной ситуации (предполагается, что другие участники тоже будут бороться за этот ресурс). Это делает игровую ситуацию принципиально похожей на реальную жизнь.

Когда осмысленность постановки целей либо обнаружена, либо принципиально сконструирована, следующим важным моментом является вопрос, «что же на самом деле участник делал и зачем». Иными словами, это выделение тех средств, которые участник пытался применять в игре, и обсуждение их эффективности.

В качестве регулятивов здесь выступают следующие понятийные представления о средствах:

1) средства «не привязаны» к человеку – он может их либо использовать, либо не использовать

2) по поводу средства известно, какой принципиально должна быть ситуация, в которой это средство применимо;

3) по поводу средства заранее известен результат его использования.

Последнее не всегда выполняется в игре, поскольку в этом случае средство применяется в ситуации конкурентного взаимодействия, и само то, что один участник ожидает от применения некоторого средства определенного результата, может выступать элементом более сложного действия кого-то другого. Эффективность средств может обсуждаться в двух вариантах. Первое – относительно игрового факта (получилось или нет добиться своих целей в игре этими средствами), то есть имеется в виду достаточность средств в конкретной ситуации (соответственно – с переходом к выделению типовой ситуации, в которой такие средства, использованные участником, срабатывают и являются достаточными). И второй, более сложный вариант – это указание иных средств достижения поставленных участником целей и сравнительное обсуждение применявшихся средств и иных, которые могли бы быть применены.

Наконец, в плане анализа ситуации важно выделить, что участник учитывал, продумывая свои действия, и является ли это достаточным для тех целей, которые он себе поставил

В зависимости от задач, поставленных перед игротехником на проведение ролевой игры и рефлексии, для организации последней могут привлекаться и иные схемы, отвечающие содержанию мероприятия, эле­ментом которого является ролевая игра. Описанные же выше схемы являются принципиальными для организации рефлексии в работе с организационно-управленческой действительностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: