Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина реализуется в рамках вариативной части.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин:
«Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования».
Целью освоения дисциплины «Литература народов Востока и Запада» является расширение представления и знания студентов о литературе народов Востока; изучение особенностей арабо-фарсиязычных и тюркских литератур в контексте взаимосвязей Восток-Запад; раскрытие идейно-эстетических ценностей некоторых произведений всемирно известных писателей Востока.
Дисциплина занимает важное место в системе подготовки магистров, ориентированная на изучение литературы разных народов в его историческом развитии, соотнесении с историей мировой литературы, философии и культуры.
Дисциплина изучается на II курсе в 4 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единиц (з.е.), 108 академических часов.
Объем дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | 14,2 | ||
лекций | |||
практических | |||
лабораторных | |||
контроль самостоятельной работы | |||
формы контактной работы (консультации перед экзаменом, прием экзаменов и зачетов, выполнение курсовых, контрольных работ) | 0,2 | ||
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | |||
Учебных часов на контроль: | |||
зачет | 3,8 |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Заочная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | |||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||
Лек | Сем/ Пр | Лаб | |||
Раздел 1. Древнеиранская и арабская литературы | |||||
1.1. | Истоки и особенности восточной литературы | ||||
1.2. | Возникновение древнеиранской письменности и литературы | ||||
1.3. | Основные жанры средневековой фарсиязычной поэзии | ||||
1.4. | Фирдоуси (932/936 –1021) и его поэтический эпос ˝Шах-наме˝ | ||||
1.5. | Творчество Джалаладдин Руми (1207-1292) | ||||
Раздел 2. Развитие арабо-мусульманской литературы | |||||
2.1. | Коран - величайший памятник Востока | ||||
2.2. | Суфийская литература | ||||
2.3. | Расцвет арабо-мусульманской литературы | ||||
2.4. | Философско-дидактическое содержание творчества Саади | ||||
2.5. | Хафиз – выдающейся лирик классической поэзии востока | ||||
2.6. | Классик ирано-таджикской литературы Джами | ||||
ИТОГО |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Раздел 1. Древнеиранская и арабская литературы | ||
1.1. | Истоки и особенности восточной литературы | Возникновение древнеиранской письменности и литературы в эпоху раннего феодализма среди восточно-иранских народов. Зороастризм. ˝Авеста˝ – священная книга древней религии Ирана. Значение Авесты в истории мировой культуры. Влияние зороастризма на религию и философию. Доисламская арабская поэзия (VIII – IX вв.) и ее роль в становлении поэтических традиций в литературах Ближнего и Среднего Востока. |
Раздел 2. Развитие арабо-мусульманской литературы | ||
2.1. | Коран - величайший памятник Востока | Коран - величайший памятник Востока. Отражение идей исламской религии в произведениях восточных авторов. Переводы смыслов Корана на разные языки (Дю Рие, А. Рассел, Давид Нерретер, Дж. Сэйл, И.Крачковский, Э.Кулиев, В.Порохова и др.). |
Курс практических (семинарских) занятий
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание | ||
Раздел 1. Древнеиранская и арабская литературы | ||||
1.1. | Возникновение древнеиранской письменности и литературы | ˝Авеста˝ (первая половина I тыс. до н.э.) – священная книга древней религии Ирана. Зороастризм – государственная религия в эпоху Сасанидов (224-651). ˝Гаты˝ – древнейшая часть ˝Авесты˝, приписываемая пророку Заратуштре. Разделение мира на две сферы: одну – реальную, земную, другую – потустороннюю, духовную. Дуализм Авесты: борьба добра, жизни и смерти, войны и мира. Изображение в ˝Авесте˝ борьбы злого духа Ахримана и Верховного Божества Добра – Ахурамазды. Воплощение Заратуштрой нравственной триады: мысль, слово, дело. Главный культ зороастризма – служение всеочищающему огню, вечному свету Ахурамазды. Значение Авесты в истории мировой культуры. Влияние зороастризма на религию и философию. Создание образа пророка Заратуштры в работе Ницше ˝Так говорил Заратустра˝. | ||
1.2. | Основные жанры средневековой фарсиязычной поэзии | Средневековая литература Ирана и Средней Азии (IX –XV вв.): состав литератур, входящих в данный регион, история возникновения, связь с иранской античной традицией. Заимствование персами арабской поэтической системы. Касыда – центральный жанр арабской и фарсиязычной классики. Разновидности персидских касыд: марсия, мадхия, хаджвия. Период зарождения газели. Ее связь с арабской поэтической традицией. Рубаи – собственно иранский по происхождению жанр. Кыт'а – отрывок, кусок, фрагмент. Масневи – поэма ˝вереница двустиший˝ с парной рифмой (АА, ВВ, СС и т.д.) Распространение жанра назире в литературах тюркоязычных и персоязычных народов. Отражение идей исламской религии в произведениях восточных авторов. | ||
1.3. | Фирдоуси (932/936 –1021) и его поэтический эпос ˝Шах-наме˝ | Складывание эпической традиции в литературах Востока на персидском языке. История создания поэмы ˝Шах-наме˝ Фирдоуси (X-XI в.). Преемственность ˝Шах-наме˝ по отношению к древним сказаниям. Своеобразие жанра ˝Шах-наме˝: синтез эпопеи (героического эпоса) и поэмы-масневи, лирико-эпический характер повествования, сочетание разноплановых тем и образов (мифологических, богатырских и исторических). Композиция ˝Шах-наме˝. Героические дастаны, включенную в эпопею: ˝Семь подвигов Рустама˝, ˝Рустам и Сухраб˝, ˝Семь подвигов Исфандияра˝. Образ Рустама – главного богатыря эпопеи. Тема любви в ˝Шах-наме˝ (Заль и Рудаба, Бижан и Маниже, Сиявуш и Судаба). Тема вечной борьбы добра и зла. Черты зороастрийской философии в содержании и образах поэмы ˝Шах-наме˝. | ||
Раздел 2. Развитие арабо-мусульманской литературы | ||||
2.1. | Суфийская литература | История возникновения суфизма и термина «суфи». Знаменитые суфийские авторитеты и поэты в арабской, персидской, тюркской литературах. Основные направления, течения в суфизме. Коранические мотивы и элементы суфийской поэтики в творчестве русских (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Гумилев и др.) и европейских поэтов (Д.Дидро, Вольтер, А. Дюма и др.). | ||
2.2. | Расцвет арабо-мусульманской литературы | Расцвет арабо-мусульманской литературы в эпоху арабских халифатов. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Бируни, Ибн Рушд – представители мусульманской ренессансной науки, философии и поэзии. Жанры, мотивы, неоплатоническая образность их поэзии. «1001 ночь» – выдающийся памятник народной литературы арабской литературы и его переводы на языки мира. | ||
2.3. | Философско-дидактическое содержание творчества Саади | Краткая биография Саади Ширази (1203-1292). Саади – мастер чистой газели. Художественное своеобразие газелей Саади. Мистические мотивы. Тема любви (˝О,караванщик, сдержи верблюдов..˝, ˝Когда б на площади Шираза˝). Газель ˝О, караванщик, сдержи верблюдов˝ - самое выдающееся лирическое произведение Саади. Психологизм в изображении любовных переживаний. Музыкальность газелей Саади. Касыды и ˝макаронические стихи˝. Поэмы ˝Бустан˝ (˝Плодовый сад˝) и ˝Гулистан˝ (˝Розовый сад˝). История их создания. ˝Бустан˝ (1256-1257 гг.) - бессюжетная дидактическая поэма. Композиция поэмы. Идейно-тематическое многообразие притч и рассказов в ˝Бустане˝. Особенности раскрытия темы благочестия и воспитания в поэме (глава ˝О смирении˝, ˝О воспитании˝, ˝О благодарности за благополучие˝). Суфийские образы и символы в ˝Бустане˝. ˝Гулистан˝ (1258 г.) - бессюжетная дидактическая поэма, написанная в прозе и стихах (садж). Особенности композиции и поэтики. Историко-географические подробности и сведения о жизни самого автора, включенные в поэму. Мудрые наставления и советы Саади. Взгляды Саади на человека и его жизнь. Распространение поэм Саади в литературах арабо-мусульманского Востока: татарской, узбекской, турецкой. ˝Гулистан - бит тюрки˝ Саифа Сараи и поэма Саади ˝Гулистан˝. Поэзия Саади в русской и западной литературах. | ||
2.4. | Хафиз – выдающейся лирик классической поэзии востока | Краткие сведения о биографии поэта. Хафиз Ширази (1320-1390) – замечательный мастер газели. Многотемность и алогичность газелей Хафиза. Утверждение в газелях достоинства человека, красоты его чувств. Мотивы и образы газелей Хафиза. Раскрытие и взаимодействие в газелях Хафиза двух аспектов темы любви – любовь-наслаждение и любовь – страдание. Знаменитая газель Хафиза ˝Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу…˝ и легенда, связанная с ней. Образ ринда - свободного человека в поэзии Хафиза. Богатство поэтических фигур и тропов, украшающих газели Хафиза. Восприятие и интерпретации поэзии Хафиза на Востоке, России и Западе (Гете, А. Пушкин, Фет, В. Иванов, С. Есенин). | ||
2.5. | Классик ирано-таджикской литературы Джами | Биография Абдурахмана Джами (1414-1492). Тахаллус поэта: ˝джам˝ –˝чаша˝. Джами – выдающийся теоретик суфизма. Традиция назире в творчестве Джами. Отражение идей суфизма и мистической концепции любви в ˝Семерице˝: поэмах ˝Саламан и ˝Абсаль˝, ˝Дар благородных˝, ˝Четки праведных˝, ˝Йусуф и Зулейха˝, ˝Лейли и Меджнун˝, ˝Золотая цепь˝, ˝Книга Мудрости Искандера˝. Газели Джами, их художественное своеобразие. Значение поэзии Джами в истории мировой литературы. | ||
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
При организации и осуществлении обучения предмету используются следующие формы и виды самостоятельной работы:
1. Подготовка к лекциям и после лекционная работа (по плану лекционных занятий).
2. Подготовка к практическим занятиям, к усным вопросам.
3. Выполнение контрольных работ.
3. Написание и защита реферата.
4. Самостоятельное изучение тем СРС по основной, дополнительной литературе и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» согласно пп. 7.1. и 7.2.