В иудео-христианской культурной традиции
Текст Библии – один из базисных для западной культуры, и в рамках последней мифический сюжет грехопадения и изгнания из Эдема перволюдей представляет собой первое «преступление». Одновременно это и ситуация первого «суда» в человеческой истории (которая завершается в иудео-христианской модели времени судом последним - Страшным).
Есть формальные основания интерпретировать грехопадение и изгнание из рая с уголовно-процессуальной точки зрения, именно это Вы и должны сделать в данной контрольной работе, однако главная Ваша задача – выяснить, есть ли содержательные основания для такого сопоставления.
- Имелся ли повод для назначения уголовного судопроизводства? Не было ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения возбужденного уголовного дела? По каким основаниям?
- Был ли соблюден принцип презумпции невиновности? Докажите.
- Как обстояло дело в «первом уголовном процессе» с обеспечением требования состязательности сторон? Функции каких участников уголовного судопроизводства выполняет Бог?
- Было ли надлежащим образом обеспечено доказывание? Какие именно доказательства использовались в процессе и как они оценивались? Не являются ли они недопустимыми?
- Какие права «подозреваемых/обвиняемых/осужденных» были нарушены в ходе уголовного судопроизводства по первой инстанции? Возможно ли было производство в суде второй инстанции?
- Как бы Вы квалифицировали действия Адама, «жены» и Змия как участников уголовного судопроизводства? Кто является потерпевшим по этому делу? В качестве кого проходил по делу Змий?
- Оцените, насколько корректно были приобщены к делу показания «подозреваемых/обвиняемых». На кого они указывают как на виновника совершившегося? Почему в ходе предварительного расследования не были взяты показания у Змия?
- В чем заключалась вина «подозреваемых / обвиняемых / осужденных»? Как бы Вы квалифицировали их виновность? Действительно ли был съеден плод с древа познания? Имел ли вообще место факт уголовно наказуемого деяния? Каковы мотивы преступления? Знали ли сами «подозреваемые/обвиняемые», в чем они подозреваются / обвиняются? Почему в постановлении обвинительного приговора Змий пострадал явно не больше, чем прочие обвиняемые? Был ли Змий изгнан из Эдема?
- Можно ли квалифицировать одно из наказаний Адама как нарушение ст. 4 Трудового кодекса РФ? Докажите.
- Имели ли осужденные право на реабилитацию? На каком основании?
- Установите христианские корреляты для следующих юридических понятий (результаты представьте в виде таблицы из двух колонок): преступление, виновность, уголовный кодекс, явка с повинной, высшая мера наказания, уголовно-исполнительная система, условно-досрочное освобождение, реабилитация. Докажите, что формальное соответствие религиозных (христианских) категорий юридическим не снимает их содержательного различия.
- В чем изъян подобного рода модернизаций текстов, какая лежит в основе данной контрольной работы?
Источники
1. Ветхий Завет. Книга Бытия. Глава 3 [Текст]. - Любое издание, кроме изданий «Библия для детей» или «Библия в иллюстрациях».
2. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [Текст]. – Любое издание.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ [Текст]. – Любое издание.
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ [Текст]. – Любое издание.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ [Текст] / Под. ред. С. А. Панина. – М.: МЦФЭР, 2002. – 1056 с. – (Б-ка журнала «Справочник кадровика», 2002, № 3).
Словари
6. Мифы народов мира [Текст]: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1: Статьи: «Адам» (с. 39-43), «Грехопадение» (с. 318-321), «Голгофа» (с. 308), «Древо жизни» (с. 396-398), «Древо мировое» (с. 398-406), «Древо познания» (с. 406-407). Т. 2: «Сошествие во ад» (с. 465-466), «Рай» (с. 363-366).
7. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры [Текст] / Г. Н. Скляревская. – СПб.: Наука, 2000. – 280 с. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека». Институт «Открытое общество»). – Статьи: «Грех » (с. 72), «Первородный грех» (с. 180), «Искупление» (с. 111).
8. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4-х томах / Ин-т философии РАН; под ред. В. С. Степина, А. П. Огурцова. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1: статья «Грех» (с. 554-556); т. 3: статья «Спасение» (с. 615-616).
9. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко. – М.: Политиздат, 1988. – 272 с. – Статьи: «Грех»; «Первородный грех»; «Искупление»; «Крещение»; «Сотериология»; «Заповеди»; «Нагорная проповедь»; «Исповедь»; «Анафема»; «Отлучение от церкви».
Литература
10. Фрэзер, Дж. Грехопадение [Текст] / Джеймс Фрэзер // Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Фрэзер; пер. с англ. Д. Вольпина; предисл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 30-51.
11. Бауер, В. Энциклопедия символов [Текст] / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; пер. с нем. Г. И. Гаева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с. – С. 180-183 «Изгнание из рая».
12. Бирлайн, Дж. Ф. Параллельная мифология [Текст] / Дж. Ф. Бирлайн; пер. с англ. А. Блейз. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 336 с. – Статьи: «Библейское грехопадение» (с. 99-104); «Талмудическое грехопадение» (с. 104-105).
Символические аспекты измененных состояний сознания
Понятие ИСС (измененных состояний сознания). Исследования околосмертных переживаний в ХХ в. Танатология.
Способы достижения ИСС: сенсорная депривация; сенсорная перегрузка; социальная и физическая изоляция; психоделические препараты; гипноз; акустическое или световое стимулирование; гиперактивация; монотонное пение; ритмические танцы; лишение сна; пост; различные техники медитации (дзен-буддизм, ваджраяна, кундалини-йога); тяжелый эмоциональный и физический стресс; изнурительные заболевания; гипоксия; некоторые виды травм; холотропное дыхание…
Процедура сеанса психоделической терапии в экспериментах клиники «Spring Grove» (Мэриленд, США) в 1960-е гг. Психоделическое переживание как «путешествие» вглубь скрытых областей психики. Описание «путешествия» – картографирование внутреннего мира. Типы (уровни) психоделических переживаний;
1. абстрактные и эстетические (визуальные, аудиальные, тактильные);
2. психодинамические (взаимодействие особых групп памяти – систем конденсированного опыта);
3. перинатальные (смерть-возрождение);
4. трансперсональные («пиковые» по А. Маслоу).
Архаический ритуальный аналог психоделических сеансов и данных «визионерской антропологии» (К. Кастанеда): инициации. Общий смысл обрядов перехода (снятие психоэмоциональных барьеров между различными психическими, социальными, возрастными и прочими состояниями человека; обеспечение принятия нового состояния через символико-драматическое переживание перехода).
Параллели между, с одной стороны, визионерскими переживаниями под воздействием галлюциногенов (С. Гроф), древней обрядностью (О. М. Фрейденберг), эзотерическими действиями над неофитами («погребальная география» в исследованиях шаманских инициаций М. Элиаде) и, с другой стороны, описаниями пред- и посмертных переходов в «Египетской Книге Мертвых» (Перт Эм Хру, ок. ХХIY в. до н. э.), «Тибетской Книге Мертвых» (Бардо Тодол, ок. YIII в. н. э.) и в средневековом западноевропейском тексте «Искусство смерти» (Ars Moriendi).
Нивелирование национальных, возрастных, конфессиональных, половых, профессиональных, образовательных различий в переживаниях смерти-возрождения, инициируемых специально организованными структурами института инициаций.
Инвариантные компоненты переживания клинической смерти (типология Р. Моуди). Сходство агональных видений с визионерским психоделическим опытом.
Реинтеграция личности как общий результат древних и современных практик изменения состояния сознания: специфическое изменение самовосприятия, шкалы ценностей, принципов поведения, чувства времени. Феномен «океанического чувства». Ментальные трансформации в измененных состояниях сознания: ослабление рациональности, дихотомического логического мышления, актуализация архаического «мышления-через-тождество».
Литература
1. *Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты [Текст] / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1999. – Статьи «Измененные состояния сознания»; «Виртуальные реальности»; «Трансперсональная психология» (с. 324-328).
2. *Гроф, С. Человек перед лицом смерти [Текст] / Станислав Гроф,Джоан Хэлифакс. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. – 246 с.
3. Гроф, С. Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД [Текст] / Станислав Гроф. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994.
4. Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [Текст] / Станислав Гроф; 2-е изд. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. – 504 с.
5. Торчинов, Е. А. Религии мира
6. Ван Геннеп, А. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов инициации [Текст] / Арнольд ван Геннеп; пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. – М.: Восточная литература, 2002. – 198 с.
7. Элиаде, М. Шаманизм: архаические техники экстаза [Электронный ресурс] / Мирча Элиаде; пер. К. Богуцкого, В. Трилис. – Режим дотупа: https://shaman.aha.ru/homepag/shaman/shaman3/index.html.
8. Элиаде, М. Обряды и символы инициации: берсерки и герои [Электронный ресурс]. – https://liftrasir.chat.ru/txt004.htm/.
9. Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода [Текст] / Мирча Элиаде; пер. с англ. С. В. Пахомова. – СПб.: Лань, 1999.
10. Юнг, К.-Г. О жизни после смерти [Текст] / Карл-Густав Юнг // Воспоминания, сновидения, размышления / К.-Г. Юнг. – М.: АСТ, 1998. – 480с. – (Классики зарубежной психологии). – С. 363-395.
11. Фрейденберг, О. М. Первобытное мировоззрение: метафоры еды, метафоры рождения, метафоры смерти [Текст] / О. М. Фрейденберг // Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг; общ. ред. Н. В. Брагинской. – М.: Лабиринт, 1997. – С. 50-111.
12. Костырко, В. «Обряды перехода» сто лет спустя: теория и «практика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2003/29/kost.html.
13. Психология смерти и умирания [Текст]: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1998. – 656 с.
14. Моуди, Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена выживания после физической смерти [Текст] / Раймонд Моуди. – СПб.: Лениздат, 1992. – Другое издание: // Жизнь земная и последующая. – М., 1991. – С. 9-77.
Миф в современной культуре.
Слухи об НЛО и «уфология» как современная реализация
древних мифологических представлений
1. Слухи как культурный феномен. Варианты толкования слухов об НЛО:
1. Непсихологическая (обыденная) точка зрения:
Слухи о неопознанных летающих объектах как “банк данных» о форме и цвете летательных аппаратов, их «поведении», версиях цели их «визитов» на Землю, внешнем виде «братьев по разуму» и т. д. Версии о времени начала их «прилетов» (время массового распространения слухов об НЛО).
2. Психологическая точка зрения:
· Слухи об НЛО как разновидность визионерских.
· Феномен «катастрофического сознания» современных людей как причина возникновения визионерских слухов и подобных им эсхатологических представлений.
· Астрономические и древние астрологические данные о прецессии и эоне.
· Закон психической компенсации и его действие в случае с чрезмерно рационализированным сознанием современного человека эпохи «покорения» космоса.
· НЛО – современный вариант древнего мифа о небесных знамениях. Механизм проекции: сущность и опасности, связанные с его функционированием.
· Форма и цвет НЛО как доказательство принадлежности данного феномена к древним представлениям о епифании.
Литература
Колчин Г. Феномен НЛО: Взгляд из России. – С.-Пб, 1994. –384 с.
*нг К. Г. Миф о небесных знамениях. – В кн.: Юнг К. Г. О современных мифах. – М.: Практика, 1994. – С. 19-199.
Элиаде, М. Опыты мистического света [Электронный ресурс]. – https://texts.pp.ru/light.html.
Холл М. П. Зодиак и его знаки. – В кн.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии: в 2 тт. – Новосибирск: Наука, 1992. – Т. 1. – С. 167-182.
Куликов С. Нить времен: Малая энциклопедия календаря. – М.: Наука, 1991. – Статьи: «Эклиптика»; «Прецессия»; «Небесный экватор»; «Точка весеннего равноденствия».
Барт Р. Марсиане. – В кн.: Барт Р. Избранное: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. Косикова. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 616 с. – С. 66-69.
Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.: КРОН-Пресс, 1995. – 512 с. – С. 371-373.