Изменение роли театра в современном обществе




Театральное искусство в современном обществе

Выполнила: Воложанцева Мария Николаевна, учащийся 8 В класса

Руководитель: Антипова Марина Владимировна, учитель истории и общества

 

Северск, 2022г

Оглавление:

Введение  
1. Теоретическая часть  
1.1. История театра  
1.2. Театр в жизни человека  
1.3. Изменение роли театра в современном обществе  
2. Практическая часть  
Заключение  
Список литературы и интернет -источников  
   

1.

Введение

В современном обществе большую значимость среди людей приобретает кино, а соответственно театр уходит на второй план. Многие дети предпочитают сесть на мягкое кресло в темном зале, уставить свой взгляд в экран и смотреть любимый мультфильм, а не наблюдать за живой игрой артиста в менее комфортабельных условиях.

К сожалению, или к счастью, сейчас у детей есть и другие способы посмотреть мультфильм, смартфоны, которые появляются у нынешнего поколения все раньше и раньше, позволяют даже особо не утруждать себя куда-либо ехать, а просто включить свой любимый мультфильм в любом месте.С развитием информационных технологий дети перестали читать книги, изучать живопись, слушать классическую музыку. Данная тема является актуальной, поскольку театральное искусство в скором времени может исчезнуть совсем, а ведь оно приносит очень большую пользу обществу. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.В.Г.Белинский писал: «Театр - весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр - властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями».

Актуальность: Данная тема является актуальной, поскольку театральное искусство в скором времени может исчезнуть совсем, а ведь оно приносит очень большую пользу обществу. Театр прежде всего способствует духовному развитию: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение. В.Г.Белинский писал: «Театр - весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр - властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями».

Цель: выяснить как современное поколение относится к театральному искусству.

Задачи:

1. Узнать,что представляет собой театр, его историю и этапы развития.

2. Выяснить функции театра в обществе.

3. Выяснить, какие роли театр играет в жизни человека

4. Написать рецензию

5. На основе изученных данных сделать выводы об отношении современного поколения к театральному искусству.

Гипотеза: Я предполагаю, что роль театра в жизни общества, может поменять мировоззрение человека.

Объект исследования: рецензия на спектакль.

Предмет исследования: театральное искусство, спектакль.


I.Теоретическая часть

История театра

Театр – это вид искусства, который духовно обогащает человека, повышает уровень нравственности общества, дарит незабываемые впечатления и эмоции, а также знакомит зрителя с классическими произведениями.

Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства.

История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества.Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр.Театр родился из древнейших ритуальных празднеств, которые воспроизводили явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действия сами по себе ещё не были театром, ведь театр предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синкретизм, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы.

На ранних этапах развития театра драматург и исполнитель были объединены в одном лице. В древности на спектакли собиралось до пятнадцати тысяч зрителей. Спектакли разворачивались в самом сердце природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало старому театру естественности и живости.

В средние века театр развивался в формах, восходящих к литургической драме, и проводился в рамках церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от богослужения жанры - мистерия, миракль. В эти церковные постановки проникают народные мотивы. Формы народного театра осуществляются как в рамках самодеятельного творчества, так и в уличных постановках странствующих актеров. В XV в. возникает самый демократичный жанр средневекового театра - фарс, остроумно воспроизводивший быт и обычаи современников.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир).

В XIII веке просветительские идеи пронизывают театр, он становится средством социальной борьбы третьего класса против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.

В первой половине XIX века распространяется романтический театр. Ему свойственны повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос и характерность в изображении персонажей.

В первой половине 19 века. романтический театр разворачивается. Ему свойственны повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос и специфичность в изображении персонажей.

В первой трети XX века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание XX века. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардтсоздали новые научные теории сценического искусства. Режиссер руководит этим труппой, интерпретирует замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.

 

.

 

Театр в жизни человека

 

Роль театра в жизни человека и общества менялась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Например, в Древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителя через сопереживание героям (доминирующий жанр в античной драме - трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные могли существовать только в развлекательном ключе.

Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:

· эстетическое чувство;

· чувство внутренней свободы;

· чувство ритма и владение телом;

· личную эффективность;

· умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;

· умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;

· умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;

· любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

 

 

Функции театра:

· Функция социализации. В театре человек погружается в иллюзорный мир образов и живет там вместе со своими персонажами. В результате люди приобщаются к определенным социальными ценностями и впитывают опыт, накопленный обществом в ходе своего развития. Искусство театра расширяет границы реального жизненного опыта и дает человеку возможность прожить много жизней в воображении. Таким образом, зритель изучает модели социального действия, которые воплощают в себе требования к человеку в данном обществе, тип сознания и поведения, которое общество стремится сделать реальным и универсальным.

· Индивидуализирующая функция. Театр способствует социокультурной самореализации личности, развитию ее индивидуальных наклонностей, способностей и талантов. Как и любое искусство в целом, театр помогает человеку в его духовном самоопределении, укрепляет его уникальную индивидуальность.

· Познавательная функция. Театр - один из способов познать действительность. Для того, чтобы стать членом определенного социума, недостаточно, чтобы человек усвоил самые общие законы, он должен знать реальную жизнь, впитывать духовный и жизненный опыт поколений, иначе он не сможет по -настоящему ориентироваться в мире, действуя осознанно и продуктивно. Театр целостно отражает жизнь в самых разных жизненных проявлениях. Театр расширяет границы человеческого опыта, это одно из средств сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества.

· Воспитательная функция. Основная цель театра как социального института - идейно-нравственное развитие зрителей через театр, выработка знаний и представлений о мире и человеке, формирование ориентаций и целей повседневного поведения. Искусство театра стремится побудить людей проникнуться идеалами и нормами общества, в котором они живут.

· Игровая функция влияет на многие аспекты социальной регуляции.«Основываясь на понимании игры как свободного творчества, Ф. Шиллер проследил за ней эстетическую деятельность. А известный голландский культуролог Й. Хейзинг видел в игре важнейшее проявление человеческой сущности. Игра требует изоляции участников от повседневной жизни, от производственной деятельности и от нормативной социальной среды» Принимая правила игры, зритель отвлекается от насущных бытовых проблем и получает компенсацию за невыполненные усилия в общественно значимой деятельности. Игра как развлечение играет важную роль в снижении психологического напряжения.

Значение театра в воспитании детей

Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:

1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.

2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.

3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.

Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе

Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».Это привело к потере роли театра как основного поставщика «зрелищ» народным массам и резкому падению интереса к нему. Но сегодня, в эпоху цифровых технологий, когда целые киноархивы умещаются на одном сантиметровом кусочке пластика, которые можно просматривать на любом мобильном устройстве, роль театра в обществе меняется. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Для этого есть множество причин.

· Пресыщенность. Когда-то быстрый рост популярности кино был обусловлен новизной этого явления, особенно в сравнении с традиционным театром. Сегодня кино – настолько рядовое и массовое явление, что театр на его фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду.

· Низкое качество массового продукта. Чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером, т. к. зритель идет на яркую картинку в первую очередь. В результате – серия низкокачественных высокобюджетных однодневок, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

II.Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: