Профилактика девиантного поведения подростков в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО). (Северо-восточный административный округ Москвы (СВАО)




Тема: «Анализ Программ и сайтов НПО, ориентированных на профилактику девиаций среди подростков»

План:

1. Программа социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Соль-Илецка».(Оренбургская область)

2. Профилактика девиантного поведения подростков в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО). (Северо-восточный административный округ Москвы (СВАО)

3. Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта «Познай себя». (Тамбовская область, ТОГОУ «Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»)

 

Ответы:

Программа социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Соль-Илецка».(Оренбургская область)

 

На базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Соль-Илецка» Оренбургской области в рамках социально-педагогической деятельности была разработана и апробирована программа по профилактике девиантного поведения подростков «Берег», которая была направлена на:

- формирование адекватной жизненной позиции;

- формирование основ морального поведения;

- развитие способности к самоанализу, самопознанию, самооценке;

- обучение толерантному поведению.

В исследовании принимали участие 12 учащихся 7-х и 8-х классов МОАУ «СОШ №5 г. Соль-Илецка»

 

Цель программы профилактики девиантного поведения «Берег» включала в себя:

1. Выявление и устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению подростков.

2. Формирование нравственной среды воспитания, где было бы комфортно каждому учащемуся.

3. Обеспечение защиты прав и законных интересов подростков.

4. Профилактика девиантных форм поведения путем раскрытия перед учащимися всей глубины асоциальности этих явлений.

Основными задачами выступали:

- оказание психолого-педагогической помощи подросткам посредством проведения тренингов, бесед;

- воспитание нравственных ценностей учащихся на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;

- обучение учащихся основам правовых знаний посредством проведения деловых игр, диспутов, викторин;

- создание единого воспитательного пространства как условия формирования позитивного отношения к активной общественной деятельности.

Программа профилактики девиантного поведения подростков включала 3 этапа: диагностический, профилактический и закрепляющий.

Цель первого этапа – диагностика учащихся и выявление проблем, препятствующих полноценному развитию индивида.

Диагностический этап включал в себя проведение комплексной экспресс-диагностики девиантности учащихся (МЭДОС). Данная методика основана на независимых характеристиках учащегося его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик и диагностически значимыми признаками исследуемого состояния.

Для социального педагога этот этап позволил выделить группу риска и наметить пути углубленной психодиагностики.

Профилактический этап включил в себя три раздела и заключался в применении следующих методик: дифференциально-диагностический опросник интересов «Я предпочту» (Е. А. Климов), тест агрессивности (опросник Баса-Дарки), проведение профилактических занятий (профилактика наркомании) и бесед. Целью данного этапа являлось решение проблем, выявленных после первичной диагностики, а также снижение уровня девиации среди подростков.

Целью первого раздела стало обучение навыкам самоконтроля, умениям лучше разбираться в себе, своих предпочтениях.

Цель второго раздела – обучение определению и разделению эмоционального состояния и управления им, развитие коммуникативных навыков, повышение социальной активности подростков.

Завершал второй этап программы «Берег» профилактическое мероприятие о вреде наркотиков. Целью данного мероприятия явилось формирование отрицательного отношения к наркотическим и психоактивным веществам и последствиям их употребления; формирование и развитие положительного отношения к жизненным ценностям; формирование чувства ответственности за совершаемые поступки.

В ходе проведения данного мероприятия были поставлены следующие задачи:

- представить факты, статистику для того, чтобы затронуть внутренние механизмы личности учащихся;

- рассказать о последствиях связанных с употреблением наркотиков;

- показать слайд-шоу на данную тему.

Мероприятие проводилось не в виде одностороннего рассказа о вреде наркотиков, а в форме беседы-дискуссии. Учащиеся, непосредственно, учувствовали в ходе занятия (делились мнениями, отвечали на вопросы, приводили свои примеры). Помимо бесед, вопросов и викторин, был показан слайд-презентация на данную тему.

Третий этап – закрепляющий. Целью данного этапа стало формирование адекватного отношения к личностным и общественным ценностям, умения ставить адекватные, достижимые цели; понимать значимость родительской заботы и помощи.

В рамках данной программы основными направлениями в работе социального педагога с подростками, стало оказание им социальной помощи, организация реабилитации и адаптации в обществе.

При осуществлении данной деятельности осуществлялось межведомственное взаимодействие:

 

с инспектором по делам несовершеннолетних:

- принятие мер по защите учащихся от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения и иного подавления личности несовершеннолетнего;

- участие в определении форм устройства и поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

- организация работы с семьями социального риска;

- участие в проведении профилактических мероприятий с учащимися, родителями и педагогическим коллективом;

- организация работы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете;

 

с классным руководителем, которое позволило:

- выявить родителей учащихся, не выполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;

- изучить информацию об образе жизни, связях учащихся-правонарушителях и родителей, отрицательно влияющих на детей;

- оказать помощь по выявлению причин систематических пропусков занятий в школе по неуважительным причинам;

- осуществить пропаганду правовых знаний среди учащихся, участвует в родительских собраниях, классных часах, советах профилактики;

- организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ, среди школьников «группы риска» с врачом-наркологом в целях профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.

При создании программы, основывались на следующих педагогических условиях успешной профилактики девиантного поведения учащихся:

- тесное взаимодействие социального педагога с семьей учащихся;

- полная поддержка социальным педагогом учащихся;

- создание воспитывающей среды в классе, позволяющей реализовывать нравственные личностно ориентированные ситуации;

- этическая защита учащихся.

Суть взаимодействия социально-психологической службы с семьей подростка заключалось в том, что обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, выяснении его «слабых» сторон, раскрытии и развитии лучших качеств его характера. В основе лежали принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Взаимное значение имело психолого-педагогическое просвещение родителей:

- тематические конференции;

- родительские лектории;

- индивидуальные консультации;

- читательские конференции;

Программа бесед с родителями включала следующие направления:

особенности психофизического развития учащихся в каждом возрасте;

заострение внимания на проблемах юношеского возраста;

читательские конференции, обзоры и выставки литературных новинок для родителей;

обучение родителей этическому общению с подростками;

обучение родителей доверительному отношению к своим детям.

В рамках программы «Берег» социальный педагог осуществлял индивидуально-профилактическую работу, которая была направлена на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В целях профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в подростковой среде была организована встреча несовершеннолетних учащихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН ОВД Соль-Илецкого района с врачом-наркологом, который проводил индивидуально-профилактическую работу и нравственно-эстетическое воспитание подростка.

Индивидуально-профилактическая работа с детьми девиантного поведения заключалась в том, что проводились беседы о вреде алкоголя, табака, наркотических веществ: «От вредных привычек к пагубному пристрастию», «Наркомания - наш общий враг» и многое другое. Была проведена ознакомительная беседа на тему «Уголовный кодекс», в которой подростков познакомили с законами РФ, было рассказан об уголовной ответственности за совершаемые преступления и т.д.

С целью эстетического воспитания подростков проводились занятия по истории этикета, культуре поведения; нравственные упражнения «Отворите волшебные двери добра и доверия», «Секретный разговор о дружбе и взаимопомощи», «Звон тихо­го слова нежности», «Дело и видимость дела»; психологический практикум «Мои достоинства и недостатки», «Солгал раз - кто поверит в другой?», «Почему злой человек всегда уродлив?», «Бывают ли случаи, когда ты сам себе не нравишься?»; коммуникативные игры «Комплименты», «В человеке все должно быть прекрасно...», «Волшебный стул»; час открытых мыслей и споров, суждений и анализа поступков «Что так сердце растревожено?», «Это сладкое слово «свобода».

Особое место в работе по профилактике и предупреждению отклонений в поведении уделялось формированию трудовых навыков учащих­ся, так как объектом профилактики трудновоспитуемости яв­ляется лень, в следствии лености появляются и другие недостатки: непослушание, нечестность, равнодушие, безволие. Особенно это проявляется в учебном процессе. В этом направлении решались зада­чи по ликвидации неуспеваемости, пробелов в знаниях, по завоеванию авторитета у одноклассников и учителей, созданию ситуаций успеха, включению подростка в самовоспитание, реализацию метода А. С. Мака­ренко: сочетание требовательности и доверия.

Таким образом, для решения проблемы помощи учащемуся и организации эффективной профилактической работы с ним необходимо взаимодействие социального педагога, семьи, классного руководителя и межведомственных служб между собой.

В связи с вышеизложенным, в качестве вывода отметим, что деятельность социального педагога направлена на создание надлежащих условий и оказание помощи подросткам с девиантным поведением, в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовку к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.

 

Профилактика девиантного поведения подростков в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО). (Северо-восточный административный округ Москвы (СВАО)

Государственное бюджетное учреждение «Городской Центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы был создан 17 июля 1997 года распоряжением премьера Правительства Москвы за номером 752-РП «О создании Городского Центра «Дети улиц».

Профилактика девиантного поведения производится во всех, без исключения, отделах Центра «Дети улиц». Но в первую очередь профилактика проводится в отделе профилактической работы и отделе организации и проведения массовых мероприятий.

В своей работе специалисты Центра используют групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные формы профилактической работы с несовершеннолетними.

К индивидуально-групповым формам работы относят:

.Профильные выездные лагеря

1.1.Выездной экстремальный лагерь-тренинг «Открытие» проходит на территории реабилитационно-методического центра РГСУ «Алмаз». Программа реализовывается по образцу «Клуба Приключений» (созданного знаменитыми путешественниками - Дмитрием и Матвеем Шпаро). Суть программы: процесс преодоления препятствий приводит к положительным изменениям и качественному личностному росту группы и отдельных её членов.

1.2.Военно-патриотический лагерь

Лагерь проходит на базе военной части «Софрино-1» Московской области. Цель программы: гражданско-патриотическое воспитание, практическое закрепление результатов теоретического обучения начальной военной подготовки, развития физических качеств, необходимых подросткам в будущем для успешного прохождения государственной службы, развитие социальной компетенции и эмоционального интеллекта.

1.3.Трудовой лагерь

Особенностью программы является организация трудовой деятельности подростков. Наравне с трудовой деятельностью реализовывается комплекс профилактических мероприятий, направленных на решение следующих задач:

Получение профилактической информации, овладение навыками позитивной социализации; повышение социальной компетенции.

Формирование социально активной позиции, формирование волонтёрского актива.

- Формирование перспективы будущего и личной ответственности за собственный выбор; пропаганда здорового образа жизни.

Каждое лето для детей открываются лагеря, в 2011 году были организованы лагеря в Финляндию, Швецию, а также в пределах России - в Карелию, Московскую область, Ленинградскую область. Также организовываются лагерь выходного дня. Таким образом, 150 детей из Северо-Восточного Административного Округа были вывезены летом в лагеря.

. Семейные лагеря

Специалистами Центра были реализованы две программы семейного лагеря-тренинга для несовершеннолетних и их родителей.

.1. Выездной семейный лагерь-интенсив «Ресурсы семьи»

Главное отличие данной программы - направленность на осознание и проработку личностных и психологических особенностей семьи-группы риска. Система тренингов программы предполагает проработку таких важных составляющих личности, как самооценка, эмоциональная и чувствительная сфера, стрессоустойчивость, границы личности, понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

Использовались формы групповой работы с различными психологическими методами социальной работы: арт-терапия, сюжетно-ролевые игры, психодрама. Специалисты способствуют формированию модели социализированной адаптированной личности несовершеннолетнего.

.2. Городской семейный лагерь «Семейное согласие»

Двухдневная программа направлена на ресоциализацию личности членов семьи.

Целевая программа - несовершеннолетние, находящиеся на социально-психологическом сопровождении в Центре «Дети улиц», а также семьи, направленные в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, нуждающиеся в социально-психологической поддержке и социальной адаптации в связи с имеющимися жизненными трудностями. Проведение программных мероприятий включало организацию семейного досуга, способствующего удовлетворению базовых потребностей личности: психологический тренинг с элементами арт-терапии, групповые интерактивные занятия по профилактике алкоголизма, наркозависимости, преступности, семейного неблагополучия, интерактивные беседы с использованием видеоматериалов, мастер-класс по изготовлению композиций в стиле флористике, совместное семейное посещение молодежного театра.

В лагерях специалисты центра могут одновременно могут вести более чем с 900 подростками «группы риска». Всего за время существования профилактических лагерей в них побывали 26320 несовершеннолетних и 600 семей.

К групповым формам работы в Центре «Дети улиц» относят:

1.1.Кабинет социального волонтера

В 2010 году специалистами центра был разработан проект и реализована пилотная программа «Кабинет социального волонтёра». На базе кабинета социального волонтера формируется группа подростков-активистов, которые проходят специальную подготовку и проводят профилактические мероприятия среди сверстников.

За период 2010-2011 гг. были открыты Кабинеты социального волонтёра на базе 9 школ СВАО: № 289, № 970, № 307, 300, 233, 1038, 1096, 957. Общее количество активистов, привлеченных программы составило 79 несовершеннолетних.

Активная пропаганда здорового образа жизни осуществлялась через проведение интерактивных занятий, тренингов, акций, выставок, соревнований, тематических спектаклей, конкурсов наглядной агитации, распространение информационно-просветительской литературы, социальных опросов.

2.Клубы

Клуб - это один из вариантов ресоциализации несовершеннолетнего, которая позволяет объединить подростков по интересам в групповом процессе. Клуб имеет ряд преимуществ:

vГармоничное соединение непосредственного общения и обучающего процесса;

vОсвоение навыков и их практическое закрепление в специально организованной деятельности;

vДоступность, открытость групп.

В Центре «Дети улиц» функционирует ряд клубов:

-Клуб праздничного дизайна. Целью, которого является развитие качеств и умений, способствующих эффективной самореализации и профессиональной ориентации. Результатом работы клуба стало организация праздников, в том числе праздника Масленицы для учащихся школы № 957 и воспитанников детского дома № 43.

-Спортивно-досуговый клуб «Белый тигр» объединил такие направления как каратэ, брейк-данс, оздоровительная йога. Целью клуба являются: пропаганда здорового образа жизни, физического и духовно-нравственного развития несовершеннолетних.

- Целью клуба «Школа имиджа» является формирование этических и эстетических идеалов, которые помогает подростку повысить самооценку, развить в нем чувства успешности, уменьшить фактор «девиантного поведения.

3.Тренинги

Детей с девиантным поведением характеризует низкая самооценка, эмоциональная незащищенность, размытость границ личности, искаженность ценностных ориентиров и нравственных качеств.

Тренинг - это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии. В Центре проводятся следующие тренинги по профилактики девиантного поведения:

§Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления ПАВ;

§Контролирующее поведение;

§Общение. Особенности взаимодействия с окружающими. Разрешение конфликтных ситуаций;

§Цикл тренингов уверенного поведения

§Цикл тренингов по программе «Мастерская общения» и «Навигатор»

4.Интерактивные занятия, интерактивные беседы и лекции с использованием интернет-технологий

Одной из форм работы с подростками является проведение различных занятий (лекций, интерактивных бесед, брифингов, круглых столов и т.д.), направленных на повышение социальной компетентности, профилактики употребления наркотиков, алкоголя, табака несовершеннолетними, а также повышение ценностей семьи и толерантного отношения. Мероприятия проводятся в школах, колледжах, библиотеках СВАО г. Москвы. А также обучающие семинары для специалистов системы профилактики: учителей, воспитателей и социальных педагогов северо-восточного административного округа. С 2004 года центр тесно сотрудничает со школами и колледжами северо-восточного административного округа и проводит программу «Первичная профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков» в школах, колледжах.

5.Семейные праздники, молодежные вечера, фестивали, экскурсии

Культурно-досуговая деятельность помогает формировать у подростков позитивные индивидуальные интересы личности. Она выступает одним из механизмом профилактики девиантного поведения. Одно из инновационных направлений работы научно-методической площадки - это проведение фестивалей творчества. В 2011 году были проведены следующие мероприятия:

Молодежный фестиваль по брейк-дансу «Танцы жизни»

Праздник Масленица

Молодежный фестиваль современного творчества

Фестиваль семейных театров

Молодежный праздник «Россия встречает 2011 год»

6.Молодежные социальные акции

Механизм организации и проведения акций, как эффективный способ воспитания будущего поколения, дает возможность: привлечь внимание к существующим проблемам; самоопределись подростков группы риска; выступает социально-психологическим стимулом и поощряет участников общественно-полезной деятельности.

Всего выделяют 10 наиболее значимых акций, приуроченных к определенному дню: «Всемирный день здоровья», «День солидарности борьбы с терроризмом», «Международный день толерантности» и другие.

По данным Городского центра «Дети улиц», в 2011 года в профилактических мероприятиях приняло участие более 70 000 человек, привлечено к волонтерской деятельности - 1383 несовершеннолетних.

Из индивидуальных методов используют консультирование по вопросам употребления ПАВ, алкоголя, курения, семейного неблагополучия. Консультирование - специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Основная задача консультанта - это помочь ребенку сделать правильный выбор в отказе от употребления алкоголя, курения, а также посредническая деятельность консультанта между подростком и специализированным учреждением.

Итак, в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО) профилактические мероприятия подразделяются на индивидуально-групповые, групповые, индивидуальные. К индивидуально-групповым относятся: профильные и семейные лагеря, к групповым - клубы, кабинет социального волонтёра, тренинги, интерактивные занятия, беседы и лекции с использованием интернет-технологий, молодежные фестивали, вечера, экскурсии, мастер-классы, социальные акции, к индивидуальным - консультирование как средство профилактики девиантного поведения. Технологии профилактики, которые реализует Центр можно охарактеризовать действенные и положительные. К такому выводу меня подтолкнуло исследование, которое мы провели в Центре.

 

 

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта «Познай себя». (Тамбовская область, ТОГОУ «Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»)

Цель:

Создание социально-психологических условий в специальной школе, благоприятных для максимально успешного обучения и развития личности каждого подростка, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые.

Задачи программы:

Øоказывать помощь подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоление трудностей в учебной деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, переориентация девиантного поведения;

Øорганизовать социально значимую деятельность для взросления детей;

Øсоздавать условия для самовоспитания личности подростка

посредством формирования веры в свои силы, при­общения к

социальным нормам и отношениям;

Øсоздавать условия для сохранения и укрепления психоэмоционального и личностного здоровья подростка;

Øсформировать положительное отношение подростка к здоровому образу жизни;

Øобучить социальным навыкам общения с окружающими;

Øвовлекать подростков в различные виды деятельности, учитывая особенности личности каждого ребёнка;

Ø повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений.

Участники программы:

- администрация школы-интерната (заместитель директора по УВР,

заместитель директора по ВР);

- социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор.

- классный руководитель и воспитатели класса,

- обучающиеся 8 «А» класса, 12 человек,

- родители.

Сроки и этапы реализации программы.

Начало – март-июнь 2010 года

Конец – июнь 2011 года

Программа включает в себя 4 этапа:

1. подготовительный

2. исследовательский

3. продуктивный

4. заключительный

I Подготовительный

март-апрель 2010 г.

Теоретическая база по вопросам изучения личности ученика

Сбор и обработка информации, установление первого контакта с «трудными» подростками

Анализ информации, постановка социального диагноза

II Исследовательский

май-июнь 2010 г.

Теоретическая база диагностического материала

Применение и обработка диагностического материала

Анализ диагностики и планирование коррекционной работы

III Продуктивный

сентябрь-апрель 2010-2011 г.

Теоретическая база по профилактике и коррекции девиантного поведения

Приемы психолого-педагогического воздействия на развитие личности и её формирование

Учет работы

(заполнение портфолио классного руководителя)

IV Заключительный

май-июнь 2011 г.

Подведение итогов

Анализ затрат

Оформление результатов, разработка рекомендаций

Структура программы.

1 этап - подготовительный

На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:

Ø педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка- это содержательный аспект.

Ø понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками - это методический аспект.

Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками.

В диагностических целях используется анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе и причин трудновоспитуемости. После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.

2 этап – исследовательский

Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения. В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер [по запросам и жалобам]. Гораздо реже используются причины и условия формирования этих девиаций. Предлагаются разнообразные методики, но нами использовались следующие методики:

1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Разработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.

2. Анкета "Мотивация учения"

Методика предназначена для выявления уровня учебной мотивации, ведущего мотива в учении, реализации мотивов в поведении. Разработана Калининой Н. В., Лукьяновой М. И.

3. Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

4. Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

5. Изучение уровня воспитанности учащихся (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)

6. Универсальной считается «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований «Развитие» в 1992 г.).

Показателем уровня сформированности данного этапа является умение классного руководителя составить психолого-психологические характеристики трудного подростка и планировать коррекционную работу с ними. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств подростков, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.

3 этап – продуктивный

Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Всему этому подростки учатся на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога при реализации программы: «Трудно быть собой».

Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

Ø эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;

Ø психологической защищенности, (т.е. знание подростками своих прав и обязанностей, равенство подростков, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав подростков и самоопределение).

Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.

Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.

Коррекционная работа также направлена на:

Ø оздоровление условий воспитания и развития ребенка;

Ø устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;

Ø формирование у подростка положительной «Я- концепции»;

Ø повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;

Ø развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.

 

Принципы коррекции, которыми пользуется классный руководитель - это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции:

1. восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;

2. компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;

3. стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам;

4. исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в портфолио классного руководителя. На данном этапе реализуются все задачи программы.

4 этап – заключительный

Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

Ожидаемые результаты:

Ø Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, воспитанности, снижение педагогической запущенности.

Ø Социально-психологические показатели – улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

Для эффективной реализации программы необходима квалифицированная опытная команда, состоящая из завуча по УВР, завуча по ВР, психолога, социального педагога, педагога организатора, классного руководителя, воспитателей класса.

Оценка эффективности реализации программы

Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.

Перспективы распространения результатов программы:

Достоинства программы:

Ø в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени девиаций, развития детей;

Ø в имеющихся возможностях для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого подростка;

Ø в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителям-предметникам, родителям строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты;

Ø в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Достижения и знания, полученные в ходе реализации программы, будут обработаны, структурированы и использованы для более эффективного развития в дальнейшем. Деятельность по реализации данной программы будет осуществляться и после ее окончания. По завершению работы возможно внедрение и в других классах школы-интерната, т. к. проблематика программы актуальна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: