Изучение психологического климата в коллективе проводится с помощью социометрического метода.




Мониторинг развития группы обучающихся 2-3 и последующих годов обучения с 7 до 18 лет

Сводная сравнительная таблица показателей по всем критериям в процессе организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

 

Критерии Показатели Уровни Начальный этап Заключитель-ный этап
Социометри- ческий Психологичес- кий климат коллектива   Определение ценностно-ориентационного единства коллектива            
Лидерский потенциал обучающегося Групповая успешность Низкая (не признан группой) Высокая (лидер, организа- тор,координатор)    
Музыкально-творческий Музыкальность     Творческие способности     Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий    
Диалогический-исследование одного их этапов развития муз-ого творческого коллектива Коэффициент активности - (Кпда)        

 

Критерии организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе:

- социометрический, связанный со сменой ролей и лидеров в различных видах деятельности в детском музыкальном творческом коллективе.

- музыкально-творческий, включающий в себя диагностику уровня: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции; ритмичности, выразительности исполнения музыкально-ритмических движений, эмоциональности и артистичности. В результате - выявления творческих способностей каждого обучающегося, чтобы он мог их проявить в учебной деятельности и талантливых детей с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности.

- диалогический - наблюдение за организацией диалогического взаимодействия в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе, уровень активности обучающихся при подготовке и проведении музыкального занятия.

Творческий процесс, связанный со сменой ролей и лидеров в различных видах деятельности в детском музыкальном творческом коллективе.

Задания для выявления лидеров при смене ими ролей.

Необходимое оборудование: стол, секундомер, ножницы (3), листочки бумаги разной величины.

Инструкция экспериментатору

Текст заданий

Ребятам зачитывался только текст «Инструкция», взятый в кавычки и выделенный курсивом, в скобках же даны пояснения для экспериментатора - того, кто проводит игру.

Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

Мы останавливали секундомер только тогда, когда число вставших составляло либо половину группы, либо половину плюс один человек — при нечетном количестве участников. Лидером считался тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об

этом другим.

Снежинки

Инструкция: «Вам дано задание вырезать 20 новогодних снежинок. У вас имеется 3 пары ножниц и 7 листов бумаги. Начали!»

Мы заранее приготовили эти предметы. Секундомер останавливался, когда группа давала сигнал, что она выполнила задание, и мы убеждались, что снежинок 20 или больше, если же меньше — работа продолжалась. Лидер обязательно находился рядом с игровым столом и либо сам вырезал снежинки, следя за остальными, либо считал, сколько уже сделано, торопил и подбадривал других участников.

Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всем коллективом на конкурс. Вам надо поселиться в гостиницу по «комнатам» рядом так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальныечетырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

Мы останавливали секундомер, когда задание было выполнено и при этом никто не заявил, что его желание не учли. Лидером считался тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Настоящий лидер должен был обращать внимание на мнения других участников.

Кино

Инструкция: «Ваша группа идет на концерт. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

Мы заранее заготовили листочки бумаги с написанными на них цифрами.

Лидер или раздает «билеты» или выясняет, кто пойдет на концерт.

Собрание

Инструкция: «Представьте, что вам надо провести собрание, где будут обсуждаться важные для группы вопросы. Выберите голосованием председателя собрания. Начали!»

Как правило, предлагают выбрать того, кто пользуется авторитетом. Но лидером также может считаться тот, кто выдвинул предложение и скомандовал, чтобы подняли руки.

Пословица

Инструкция: «Вам необходимо сказать хором пословицу, которая точно характеризует вашу группу (команду, класс). Начали!»

Лидером считался тот, чье предложение было принято группой, и тот, кто дал команду говорить вместе; но также и те, кто высказывал предложение, но на него не обратили внимание.

Человечек

Инструкция: «Вы должны нарисовать на доске красивого человечка (все вместе — одного) с использованием самого малого числа элементов (линий,

кружочков и т. п.) и при условии, что каждый член группы примет участие в рисовании. Стирать нарисованное нельзя. Начали!»

Эксперимент можно проводить на классной доске или на листе бумаги.

Лидер следит за тем, все ли участвовали в выполнении задания; подсказывает, что рисовать, в какой очередности подходить к доске.

Алфавит

Инструкция: «В русском алфавите 33 буквы. Вам необходимо написать их все, без пропусков и повторений, на листочках бумаги (по одной букве на каждом листочке) и сложить их на столе столбиком по порядку, от «а» до «я», причем каждый из вас должен написать, как минимум, одну букву. Начали!»

Перед началом эксперимента мы положили на стол заготовленные заранее 33 одинаковых листочка бумаги размером 3х3 см. Секундомер останавливали только после того, как вы убедились, что порядок букв правилен.

Лидер распределял, кто какую букву будет писать, следит, чтобы не было пропусков и повторений.

Рассказ

Инструкция: «Все вместе придумайте рассказ на любую тему. Кто -_нибудь из вас первый начинает, второй продолжает и т. д., каждый должен сказать одно предложение. Начали!»

Лидер распределял очередность высказываний, торопит участников, подсказывает идеи.

Эстафета

Инструкция: «Вы разбиваетесь на «тройки» и устанавливаете очередность работы «троек». Первая «тройка» подходит к столу, остальные в это время отвернулись и не подслушивают, что там происходит.

Первая «тройка» получает в конверте карточку с изображенными музыкальными знаками; в течение одной минуты ее члены запоминают в точности, что там нарисовано, учитывая цвет, форму фигур, расположение и примерные размеры. Затем у них отбирают карточку, и они рисуют на листе бумаги то, что запомнили, совещаться можно только шепотом. После окончания работы первая «тройка» отходит в сторону и не вмешивается в ход выполнения задания.

Вторая «тройка» действует аналогично первой, только вместо первоначального рисунка ей предлагается тот, что нарисовала первая «тройка», третьей - то, что нарисовала вторая «тройка» и т. д., до последней «тройки». Начали!»

Перед началом задания мы заготовили несколько листов бумаги, цветные карандаши и карточку_- образец с музыкальными знаками: 9 фигур, расположенных по 3 в ряд.

В верхнем ряду мы расположили слева направо: коричневую восьмую, красную половинку и синюю четверть; в среднем ряду — зеленый скрипичный ключ, черные знаки форте и пиано, расположенные один под другим, и зеленый басовый ключ; в нижнем ряду - синяя шестнадцатая, желтый диез и красный бемоль; все знаки примерно одинакового размера. После того как очередная «тройка» заканчивала рисовать, мы помечали ее номер на обратной стороне листка.

В заключении, нами сравнивался полученный рисунок с первоначальным и выявлены допущенные ошибки. Было очень весело, как при игре в «испорченный телефон».

Лидер решал, кто в какой «тройке» будет работать. Причём в каждой «тройке» был свой лидер, он распределял роли — кто и что будет запоминать, кто и что рисовать и т. п.

Картинка

Инструкция: «Вам необходимо сложить музыкальную картинку, состоящую из отдельных кусочков. Начали!»

Были использованы пазлы, с изображением музыкального домика, где имелось множество одинаковых элементов.

Лидер проявлял свои качества, назначая участников задания, распределяя их функции, выдвигая идеи о наилучшем способе решения задачи, следя за временем и подбадривая участников, когда они затруднялись в выполнении задания, или даже хотели от него отказаться, а также и в конфликтной ситуации.

задание Затрачен-ное время Отмакси- мального Лидер Успеш-ность лидера (в баллах) Принятие-непринятие группой лидера (+ -) Конкурирует ли лидер с другими лидерами (+ -)
образец Подъём 1мин Анна Н..   + -

1. Определение ценностно-ориентационного единства в детском музыкальном творческом коллективе (ЦОЕ) проводилось с помощью данных вопросов:

1. Легко ли тебе общаться в коллективе?

2. Любишь ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?

3. Помогаешь ли ты детям коллектива?

4. Обижают ли тебя в коллективе?

5. С желанием ли ты сейчас посещаешь занятия?

6. Было ли у тебя желание перейти в другой коллектив?

Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда.

Изучение психологического климата в коллективе проводится с помощью социометрического метода.

Рассчитывалась среднегрупповая оценка психологического климата по формуле:

C – социометрический статус члена коллектива

Σ – знак алгебраического суммирования числа

полученных выборов

Ci – полученные i-членом выборы

N – число членов группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: