Найдите среди них два слова, значение которых отличается от значения производящего слова не так, как значение всех остальных. Обоснуйте свой выбор.




Задания первого тура компетентностной Интернет-олимпиаде «Багаж языковых норм» 5-6 класс

Задания с выбором ответа

1. Сколько глухих согласных звуков произносится в предложении Какова цена билетов на поезд?

Выберите один ответ. a. 4;

b. 5; c. 6; d. 7; e. 8.

Какая (какие) из приведенных единиц описывается (описываются) в толковых словарях в нескольких словарных статьях?

Выберите один или несколько ответов. a. Висок;

b. бросок; c. хлопок; d. кивок.

e. Каждая из приведенных единиц описывается только в одной словарной статье.

3. В каком (в каких) из перечисленных слов есть суффикс – енн –?

 

Выберите один или несколько ответов. a. Степенный;

b. пенный; c. песенный;

d. ремесленный.

e. Суффикса – енн – нет ни в одном из приведенных слов.

 

Какой (какие) из выделенных фрагментов содержит (содержат) два и только два разных слова (независимо от написания – слитного или раздельного)?

Выберите один или несколько ответов.

(a) Холодно, потому что зима;

(b) пойти не по тому пути;

 

(c) упаковать овощи по отдельности;

(d) уходить поодиночке.

(e) Ни один из выделенных фрагментов не содержит двух и только двух слов.

 

В какой (в каких) из приведенных словоформ все согласные звуки мягкие? Выберите один или несколько ответов.

(a) Шипеть;

(b) виться;

(c) апрель;

(d) обещать.

(e) Таких словоформ нет.

 

Для какой формы (для каких форм) верно следующее утверждение: «Минимальное количество слогов, представленное в данной форме у слов мужского рода, относящихся ко II склонению, равно двум»?

Выберите один или несколько ответов.

(a) Для форм родительного падежа единственного числа;

(b) для форм именительного падежа множественного числа;

(c) для форм дательного падежа множественного числа;

(d) для форм творительного падежа множественного числа.

(e) Это утверждение неверно ни для какой из перечисленных форм.

7. В каком предложении значение слова прекрасный не совсем такое, как в остальных? Выберите один ответ.

a. В этом коллективе много прекрасных музыкантов. b. Он оказался прекрасным специалистом.

c. Она выходит замуж за прекрасного парня.

d. Иван мечтал жениться на прекрасной принцессе.

e. Во всех предложениях у слова прекрасный одно и то же значение.

Какая (какие) из аббревиатур относится (относятся) к мужскому роду?

Выберите один или несколько ответов.

a. АЭС;

b. ВДНХ;

c. СНГ;

d. ЮАР.

e. Ни одна из аббревиатур не относится к мужскому роду.

Какое из приведенных слов образовано не так, как все остальные? Выберите один ответ.

(a) Сталевар;

(b) снегоход;

(c) книголюб;

(d) хлебозавод.

(e) Все приведенные слова образованы одинаково.

В каком предложении смысловая роль наречия не совсем такая, как во всех остальных? Выберите один ответ.

(a) Мальчик громко поет.

(b) Самолет поднялся высоко.

(c) Девочка внимательно слушает.

(d) Моя сестра хорошо вымыла посуду.

(e) Во всех предложениях смысловая роль наречий одинакова.

 

Задания с развернутым ответом

 

11. Даны русские прилагательные: рогатый,крылатый,носатый,полосатый,волосатый,горбатый, женатый, пузатый.

 

Найдите среди них два слова, значение которых отличается от значения производящего слова не так, как значение всех остальных. Обоснуйте свой выбор.

 

Слова с каким суффиксом могут так же отличаться от производящих по своему значению, как эти два слова? Приведите примеры таких слов.

12. Поставьте звуки, из которых состоит каждое из перечисленных слов, в обратном порядке. Получившиеся слова запишите буквами, различая Е и Ё. Придумайте и запишите рядом с каждым из слов такое словосочетание, в котором это слово было бы главным и стояло бы в начальной форме.

 

Ель, ком, лось, лыж, май, таз, толп, торг, тощ, шут.

 

13. Некоторые из приведенных ниже существительных мужского рода второго склонения в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание - ей, а некоторые –- ов.

 

Разбейте слова на группы в соответствии с окончанием в указанной форме. Сформулируйте общее правило, по которому выбирается окончание родительного падежа множественного числа у всех приведенных слов. Исключений из этого правила среди приведенных слов быть не должно.

 

Гость, житель, зонт, конь, крот, лес, лось, нуль, мост, мяч, поход, слон, сосед, стол.

14. Словосочетания просмотр фильма и прибытие поезда отличаются друг от друга смысловыми отношениями между словами, входящими в их состав. Охарактеризуйте смысловые отношения в каждом из них.

 

В каких из приведенных ниже словосочетаний смысловые отношения такие же, как в сочетании просмотр фильма?Выпишите все такие сочетания.

 

В каких из этих словосочетаний смысловые отношения такие же, как в сочетании прибытие поезда? Выпишите все такие сочетания.

 

Если какие-либо сочетания не попали ни в одну из групп, выпишите их отдельно.

 

Боязнь высоты, восход солнца, горлышко бутылки, испытание техники, коридор гостиницы, красота природы, ожидание перемен, пересадка растений, подножие горы, происхождение языка, рост деревьев, страхи ребенка.

 

15. Для каждого слова в приведенном ниже предложении укажите все его непостоянные морфологические признаки и только их. (Указывайте не только сам признак, – например, род, – но и каково значение признака, – например, женский род.) Если у слова нет непостоянных признаков, то отметьте это.

 

На выставке в Самаре мы смогли увидеть три картины известного европейского художника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: