Тема 4. Вопрос 2 – Проблемные ситуации в науке.




 

Движение научно-познавательного процесса – это ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего обоснования превращается в теоретическую модель. Проблема это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Однако познающий субъект находится не только в проблемной ситуации «знания о незнании», он пребывает и в допроблемной ситуации «незнания о незнании». Методологи говорят, что формированию собственно проблемной ситуации предшествует этап предпроблемной ситуации, когда в поле зрения попадают явления, вызывающие удивление.

Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

Гипотезы, как и абстрактные объекты и идеализации, являются средствами построения теоретических моделей. Вместе с тем они должны отражать стоящие за ними эмпирические связи, данные опыта, экспериментов и измерений, т.е. содержать в себе предметность.

В поле проблемного осмысления входит такой способ эмпирического исследования, как эксперимент. Эксперимент считается наиболее характерной чертой классической науки, однако он не может быть применен в языкознании, истории, астрономии и по этическим соображениям в медицине. Часто говорят о мысленном эксперименте как проекте некоторой деятельности, основанной на использовании теоретических конструктов.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене.

Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является возникновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущения сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является возникновение новых рационально осмысленных форм организации теоретического знания.

Проблемные ситуации бывают глобальные и локальные. Проблемные ситуации глобального характера вызывают трансформацию мировоззренческих ориентации.

Знание необходимо рассматривать как отношение между человеком и объектом и как отношение между человеком и суждением. С учетом историко-философской традиции проблемность разворачивалась в пространстве субъект-объект и субъект-субъект. Развитие частнонаучного знания и преодоление проблемных ситуаций шло в направлении рациональной связанности. Продвижение знания всегда сопровождается ростом согласованности выводов.

Накопление знаний о новых объектах, не получивших обоснование в рамках принятой картины мира и противоречащих ей, в конечном итоге приводит к радикальной перестройке ранее сложившихся оснований науки. Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках существующей теории. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения, новых математических средств и т.д.).

Парадоксы являются сигналами того, что наука включила в сферу своего исследования новый тип процессов, существенные характеристики которых не были отражены в картине мира. Таким образом, специальная теоретическая задача перерастает в проблему. Система знания не может оставаться противоречивой (непротиворечивость теории является нормой ее организации), но, для того чтобы устранить парадоксы, требуется изменить физическую картину мира, которая воспринимается исследователями как адекватное отражение действительности.

Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мьшшения, простираю­щийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего дсклш очного обоснования превращается в теоретическую модель. Таким образом, скрепляет развивающееся научное зна­ние гносеологическая цепочка: вопрос—проблема—гипотеза—те­ория. Проблема, в самом общем смысле, понимается как знание о незнании. В переводе с древнегреческого она воспринимается как преграда, трудность, задача. Проблема — это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Пробле­ма выглядит как выраженное в понятии объективное противоре­чие между языком наблюдения и языком теории, эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение про­блемы служит средством получения нового знания. Но и сама проблема определяется неоднозначно — то как содержание, кото­рое не имеется в накопленном знании, то как реконструкция име­ющейся исходной теории, наличествующего массива знания. Про­блемы следует отличать от псевдопроблем.

Этап проблемного осмысления и выдвижения гипотезы опи­рается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теоретической модели. Гипотеза (от греч. — предполо­жение) по форме представляет такого рода умозаключение, по­средством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений. Широко распространен вывод о том, что гипотеза явля­ется формой развития естествознания. Ньютону приписывают суж­дение: «Гипотез не измышляю», которое, в некотором роде, опро­вергает роль и значение гипотезы в научном познании. Когда ги­потеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлении, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию.

К условиям обоснованности гипотезы Лейбниц относил сле­дующее: во-первых, гипотеза наиболее вероятна, чем более она проста; во-вторых, гипотеза наиболее вероятна, чем больше явле­ний ею может быть объяснено; в-третьих, гипотеза наиболее ве­роятна, чем лучше она помогает предвидеть новые явления.

Гипотезы, как и абстрактные объекты и идеализации, явля­ются средствами построения теоретических моделей, их строи­тельным материалом. Вместе с тем они должны содержать в себе предметность, отражать стоящие за ними эмпирические связи, данные опыта, экспериментов и измерений. Проблемные ситуа­ции являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие между старым и но­вым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Они предполагают особую концентрацию рефлексивного осмыс­ления и рационального анализа. При этом необходимо соотнести ряд параметров, среди которых понятие «приемлемо», «адекват­но», «необходимо», а также «санкционировано». Проблемные си­туации указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования и культивируют эвристический поиск. Они свидетельствуют о столкновении программ исследо­вания, подвергают их сомнению, заставляют искать новые спосо­бы вписывания предметности в научный контекст.

Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является воз­никновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущения сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование но­вых рационально осмысленных форм организации теоретическо­го знания.

Проблемные ситуации вызывают трансформацию мировоз­зренческих ориентации. Например, на рубеже XIX—XX вв. был зафиксирован кризис в физике и одновременно научная револю­ция в естествознании.

Проблемные ситуации возникают, когда трудно установить специфику функционирования теории в соотношении с ее эмпи­рическим базисом. В этом случае поиск причинно-следственных отношений является основополагающим условием разрешения данной проблемной ситуации. Принцип причинности всегда за­нимает доминирующее место в научном исследовании. Вместе с тем проблемные ситуации могут возникать и в силу того, что изу­чение современной наукой более сложных объектов (статистичес­кие, кибернетические, саморазвивающиеся системы) фиксирует помимо причинных связей иные: функциональные, структурные, коррелятивные, целевые и пр. В связи с этим современная фило­софия науки осознает в качестве глобальной проблемную ситуа­цию, связанную с заменой представлений о линейном детерми­низме и принудительной каузальности нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, «неслучай­ность», т. е. неэлиминируемость случая, стохастические взаимо­действия. Вселенная, понимаемая в контексте механистического мировоззрения как «точный часовой механизм», как «гигантская заводная игрушка», перестала восприниматься удовлетворитель­но. Современный мир не стабилен, связан с неопределенностью и неоднозначностью будущего, но он также требует своего науч­ного изучения.

Другой, не менее масштабной проблемной ситуацией, счита­ется напряжение между рациональностью и сопровождающими ее внерациональными формами постижения действительности. Слепая вера в рациональность осталась в прошлом, как образец классического естествознания. Сейчас для ученых актуальны дис­куссии по поводу открытой рациональности, впускающей в себя интуицию, ассоциацию, метафору, многоальтернативность и пр.

Рефлексия в отличие от мышления представала как самосто­ятельный интеллектуальный процесс, рожденный проблемными ситуациями и организующий поиск решения. Мышление рассмат­ривалось как деятельность, направленная на трансляцию куль­турных норм, и обнаруживало свой исторический и социокупь-турный характер. Ставилась интересная задача вычисления «ал­фавита операций», развертывания моделей развитого мышления из «клеточных структур».

Проблемные ситуации в науке свидетельствуют о том, что имеет смысл различать «знает что-либо» и «знает, что». Знание необходимо рассматривать как отношение между человеком и объектом и как отношение между человеком и суждением. Пер­вое названо перцептуальным знанием, а второе — сужденческим. С учетом историко-философской традиции первый тип знания может быть отнесен к Локку, второй — к Декарту. Проблемность науки и стремление к истинности разворачивалась в пространстве, стремящемся, с одной стороны, отгородиться от мира явлений, с другой, избегнуть завесы идей.

Мыслить научно, подчеркивал Гастон Башляр — представи­тель французской эпистемологии, значит занять своего рода про­межуточное эпистемологическое поле между теорией и практи­кой, между математикой и опытом. Научно познать закон приро­ды — значит одновременно постичь его и как феномен, и как но­умен. Проблемность указывает на изначально промежуточное эпистемологическое поле, в котором нет деления на сектора: эм­пиризм, рационализм, логическое, историческое. Развитие частнонаучного знания и преодоление проблемных ситуаций шло в направлении рациональной связанности. Продвижение знания все­гда сопровождается ростом согласованности выводов. Важную роль для преодоления проблемных ситуаций принадлежит точ­ности репрезентаций — т. е. представления объекта понятийным образом.

Репрезентация может быть формальной, а может быть и ин­туитивной. В последнем случае схватываются основные характе­ристики, особенности поведения и закономерности объектов, не проводя дополнительных или предварительных логических про­цедур. Процесс освоения материала сжат в точку, в мгновение всплеска осознавания. Формальная репрезентация требует тща­тельно проведенных процедур обоснования и экспликации (уточнения) понятий, их смыслового и терминологического совпадения. Оба вида репрезентации предлагают универсально исторический контекст, т. е. связывают проблемы, волновавшие древнейших античных и современным мыслителей.

В поле проблемных ситуаций затянут и столь прочный спо­соб эмпирического исследования, как эксперимент. Он считается наиболее характерной чертой классической науки, однако он не может быть применен в языкознании, истории, астрономии и (по этическим соображениям) в медицине. Часто говорят о мыслен­ном эксперименте как проекте некоторой деятельности, основан­ной на использовании теоретических конструктов. Мысленный эксперимент предполагает работу с абстрактными объектами, иде­альными конструктами, а следовательно, он уже не столько при­писан к ведомству эмпирического, сколько являет собой средство теоретического уровня движения мысли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: