Рапсодия. Определение жанра.
Рапсодия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) в музыке XIX — первой половины XX веков — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно - песенном материале. Это контрастное сопоставление музыкальных фрагментов словно воссоздает исполнение древне- греческого певца - рапсода.
В XIX веке возрождается под влиянием эстетики романтизма с присущим ей интересом к фольклору. Поначалу рапсодия пред- назначалась чаще всего для фортепиано и напоминала фантазию на народные темы (19 венгерских Рапсодий Ференца Листа). Позд- нее рапсодия приблизилась к поэмам (Иоганнес Брамс), сольным концертам для фортепиано с оркестром («Украинская рапсодия» Сергея Ляпунова, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахмани- нова, «Рапсодия в стиле блюз» (англ. Rhapsody in Blue, 1924) Джорджа Гершвина), к кантатам.
Венгерские рапсодии Ф. Листа.
Вторая венгерская рапсодия, до диез минор.
Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым. Структура Второй венгерской рапсодии до диез минор, выстроенная по сюитному принципу двух- частна и имеет вступление. Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационное изложение материала близко музыкальному фольклору Венгрии: стилю в е р б у н к о ш. Аккордовое сопро- вождение изобилирует форшлагами и мелизмами, характерными для венгерской музыки. Здесь воспроизводится исполнение на струнных народных инструментах.
В основу I части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцеваль- ный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно – щипковых инструментов, создается легкий образ.
II часть танцевальная, в основу которой ложится националь- ный танец фришка. Фришка – это вторая часть знаменитого танца чардаш, который был популярен благодаря стилю вер- бункош. Основными чертами фришки являются живость и стре-мительность. Танец позволяет отобразить картину народного празд- ничного веселья.
Шестая венгерская рапсодия ре бемоль мажор.
Шестая венгерская рапсодия отличается необыкновенной орга-низованностью структуры. Произведение состоит из 4 контрастных частей:
I часть. Венгерский марш.
II часть. Скерцо.
III часть. Сказание рапсода.
IV часть. Воплощение картины народного праздника.
Первая часть – это торжественное шествие в ритме марша, ко- торое иногда называют традиционным венгерским танцем «Пал-латаш».
Вторая часть написана в стремительном темпе Presto. Здесь используются многочисленные синкопы.
Третья часть представляет собой повествование сказителя- рапсода. Импровизация выдержана в определенных цыганско - вен- герских орнаментах. Повествовательность подчеркивается свободной ритмикой.
Радость и ликование народа рисует заключительная часть. Здесь воспроизводиться имитация игры на народном инструменте – цимбалы.
Двенадцатая венгерская рапсодия до диез минор.
Сочинение строго делится на два раздела:
1. I часть. Национальные портреты.
2. II часть. Чардаш.
Это произведение особенно любил Лист за поэтичность и лирич- ность образов. Первая часть написана в трехчастной форме с варь- ированной репризой. Начинается с рассказа, повествования рапсода о героях и легендах, но он прерывается вступлением песенной темы. Песня изобилует увеличенными секундами характерными для вен- герского лада. Переплетение тем между собой усложняет музыку и делает ее более насыщенной.
В серединном разделе вступают мужские темы - это образ героя, борющегося за справедливость и свободу. Вновь возвращаются темы сказителя. Продолжается повествование, которое приводит к по- беде и свободе.
Вторая часть демонстрирует праздник народа - победителя. В качестве основы композитор берет национальный танец чардаш.
Двенадцатая рапсодия Листа является ярким образцом в твор- честве композитора.
Текст. Дж. Гершвин. Биография.
Джордж Гершвин 1898 – 1937.
С именем американского композитора и пианиста Дж. Герш- вина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Станов- ление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополага- ющее влияние на композитора, который стремился выразить в му- зыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бур- лящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши пес- ни...» — писал композитор.
Джордж Гершвин родился в Нью-Йорке в 1898 году в семье еврейских эмигрантов из России. Настоящие имя и фамилия компо- зитора -- Янкель Гершовиц. Его детство прошло в одном из рай- онов города — Ист - Сайде, где его отец был владельцем не- большого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказни- чавший в компании своих сверстников, Джордж не давал роди- телям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные мно- гочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина.
Гершвин не получил систематического музыкального обра- зования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным яв- лениям своего времени. Будучи уже всемирно известным ком- позитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. В 16 лет Джордж стал штатным пианистом в издательстве Ремика, «рекламируя» новые песни на знаменитой улице в Нью-Йорке, где располагалась группа нотных изда- тельств, которую окрестили «Тин Пен Элли». К 1917 году он уже начал писать собственные песни.
Дж. Гершвин. Голубая рапсодия в стиле блюз.
Rhapsody in Blue.
«Rhapsody in Blue» (русские названия — Рапсодия в стиле блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в го- лубых тонах) для фортепиано с оркестром — одно из самых из- вестных произведений американского композитора Джорджа Герш- вина. Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Пола Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произве-дение. Решив, что то ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочи-нение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская му-зыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.
В названии «Рапсодия в стиле блюз», «Rhapsody in Blue», обыгрываются два значения английского слова «Bluе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн - холле Нью - Йорка собрались певцы, пианисты из «Тин Пен Элли», звез-ды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические ком-позиторы среди которых Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский.
Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения зак-лючалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.