Ситуационные задачи по курсу «психология труда»




1. Трудится ли лошадь?

2. Что, на Ваш взгляд, выступает предметностью, на которой реализуется субъектность человека труда?

3. Оцените степень сформированности, выраженности психологических признаков сознания субъекта учебно-трудовой деятельности, профессионала на основе экспертной оценки текстовых описаний конкретных ситуаций (См. Климов Е.А., 1986).

4. Как оценить степень эффективности методов обучения профессионала?

5. Можно ли управлять профессиональным опытом субъекта труда?

6. Чем психологи могли бы помочь безработным?

7. Творческий характер труда, с одной стороны, - монотонный, рутинный труд, с другой стороны. Проблема данного критерия оценивания "вклада" различных работников и оценки их труда в том, что многие хотели бы считать себя "творцами", но ведь кто-то должен выполнять и примитивную работу. И далеко не всегда занимаются такой примитивной работой люди с невысоком уровнем интеллекта: нередко примитивной работой должны (по разным причинам) заниматься достаточно умные и благородные люди. Тогда спрашивается, быть может, таким благородным и умным людям надо платить повышенные зарплаты за то, что они тратят свои таланты на рутинный, но общественно полезный труд, не реализуя свой несомненно больший творческий потенциал? И наоборот, те, кому посчастливилось выполнять творческую работу, уже этим должны быть счастливы и их заработок должен быть меньше. Как вы считаете?

8. Труд, явно полезный для общества, с одной стороны, - общественно презираемый, но пока еще (на данном этапе развития общества) реально необходимый многим труд, с другой стороны. Например, труд проститутки, которую все "презирают", но услугами которой часто многие, даже вполне "солидные" люди, пользуются. Или "труд" различных вымогателей, спекулянтов и т.п., сам факт существования которых свидетельствует о том, что в их услугах нуждаются многие доверчивые люди. Быть может, вполне справедливо то, что они нередко зарабатывают больше, чем честные труженики, ведь деньги также достаются им не даром? Следует признать, что в общественном сознании образы выдающихся "прохиндеев" нередко весьма популярны (например, образ Остапа Бендера и т.п.).

9. Труд, признаваемый большинством людей в качестве "полезного", с одной стороны, - труд, который с точки зрения большинства, "бесполезен", хотя объективно он и способствует общественному развитию, с другой стороны. Например, труд ученого-теоретика или деятеля культуры, писателя, которого большинство современников явно недооценивают, хотя избранные специалисты (которых очень мало) считают гением. Проблема в том, что деньги, необходимые для зарплаты, - у большинства. И если уж человек хочет хорошо зарабатывать и хорошо жить, то ему следует заняться тем, что "понятно" большинству и может им быть по-настоящему оценено. Если же высококлассный специалист (гений культуры) позволяет себе такую "роскошь", как опережать в творческом развитии большинство своих современников и соотечественников, то, быть может, и расплачиваться за это он должен маленьким заработком и неизвестностью?

10. Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе (или на данном предприятии), с одной стороны, - этот же труд, но уже высоко оцениваемый в другом обществе-государстве (или на другом предприятии), с другой стороны. Проблема в том, что качественно выполняемая работа - одна и та же. Быть может, и получать должен больше тот работник, который сумеет найти организацию (или государство), где его труд больше и лучше оценивают?

11. Плохой работник, научившийся выгодно "продавать" себя на "рынке труда" и, соответственно, получающий большую зарплату, с одной стороны, - отличный профессионал, который не умеет "выгодно" продавать себя на "рынке труда" и соответственно получающий маленькие деньги, с другой стороны. Быть может, так и должно быть, ведь важен не сам труд, а как он продается?..

12. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальность:

Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

13. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

14. Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

Медсестра, агроном, швея-моторист, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

15. выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщица, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

16. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

Инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудования, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

17. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

Воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

18. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

Кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

19. Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по её отделам:

Трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

20. Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

Учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.

21. С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий:

Токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.

22. Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:

Садовник, учитель труда; милиционер, кровельщик; продавец книг, инженер; фрезеровщик, ткачиха; мелиоратор, животновод.

23. Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые:

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в ХХ веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым программным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

24. Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

г) в машиностроении.

Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, монтажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

25. Руководствуясь таблицей «Классификация профессий», определите те виды деятельности, которые, по вашему мнению, больше всего могли бы вам подойти.

26. Руководствуясь таблицей «Классификация профессий», составьте формулу своей профессии.

27. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;

б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б;

в) З Г А б; е) Х И Р М н.

28. Ниже перечислены различные черты характера. Определите. Какие из них выражают:

а) отношение человека к другим людям;

б) отношение к труду;

в) отношение к своей личности.

Чувство собственного достоинства. Гуманность, добросовестность, честность, эгоизм, бережливость, чувства превосходства, лень, замкнутость, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: