Б) Определите жанр восстановленного текста.




В) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.

Ответ

а) Восстановленный текст:

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Что волки жадны, всякий знает;
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает,
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

(И.А. Крылов)

Критерии оценивания Баллы
Текст восстановлен верно  
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании  
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста 6–8
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста 3–5
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста 1–2
Текст существенно искажён  
Максимальный балл  

б) Определите жанр восстановленного текста.

Басня. 2 балла.

в) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.

До 3 баллов за верно приведённые примеры.

Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 150– 200 слов.

Сергей Алексеевич Баруздин (1926–1991)

ПРОСТУЖЕННЫЙ ЁЖИК

Было это поздней осенью в последний год войны. Шли бои на польской земле.

Однажды ночью мы обосновались в лесу. Разожгли костер, согрели чай. Все улеглись спать, а я остался дежурить. Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат.

Сидел я с автоматом у догоравшего костра, на угольки посматривал, к шорохам лесным прислушивался. Ветер шелестит сухой листвой да в голых ветвях посвистывает.

Вдруг слышу – шорох. Будто кто-то по земле ползет. Я встал. Автомат наготове держу. Слушаю – шорох смолк. Опять сел. Снова шуршит. Где-то совсем рядом со мной. Что за оказия! Глянул я под ноги. Вижу – кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Здорово чихает!

Присмотрелся получше: ёжик. Мордочка с маленькими чёрными глазками, уши торчком, на грязно-жёлтых иглах листья наколоты. Подтащил ёжик листья поближе к тёплому местечку, где костер был, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода.

Тут время моей смены настало. Заступил на пост солдат – казах Ахмет-валиев. Увидел он ежа, услыхал, как тот чихает, и ну меня ругать:

– Ай, нехорошо! Ай, нехорошо! Сидишь и смотришь спокойно. А у него, может, грипп или воспаление. Смотри, весь дрожит. И температура, наверное, очень большая. В машину его надо взять, лечить его надо, а потом на волю выпускать…

Так мы и сделали. Положили ёжика вместе с охапкой листьев в наш походный «газик». А Ахметвалиев на следующий день тёплого молока где-то раздобыл. Ёжик напился молока, согрелся и опять уснул. За всю дорогу несколько раз чихнул и перестал – поправился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!

А когда весна настала, мы его на волю выпустили. На свежую травку. И какой день тогда выдался! Яркий, солнечный! Настоящий весенний день!

Только было это уже в Чехословакии. Ведь и весну, и победу мы там встречали.

(1961)

  1. Почему этот текст можно назвать художественным?
  2. Как описан ёжик? С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?
  3. О чём говорит поступок Ахметвалиева?
  4. Почему действие рассказа начинается ночью и осенью, а в финале говорится о весне и победе?
  5. Что Вы можете сказать о языке этого произведения?
Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15  
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10  
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5  
Максимальный балл  

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Класс: 6 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2016 / Город: Москва /

 

 

7 класс

Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]

Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под определение «приключенческий роман». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Дети капитана Гранта»
  2. «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
  3. «Детские годы Багрова-внука»
  4. «Детство»
  5. «Граф Монте-Кристо»
  6. «Тарас Бульба»
  7. «Чучело»
  8. «Два капитана»
  9. «Белый клык»
  10. «Над пропастью во ржи»
  11. «Алые паруса»
  12. «Айвенго»
  13. «Выстрел»
  14. «Золотой жук»
  15. «Одиссея капитана Блада»

Ответ

Приключенческие романы: № 1, 5, 8, 12, 15.

  • «Дети капитана Гранта» (Жюль Верн)
  • «Граф Монте-Кристо» (Александр Дюма)
  • «Два капитана» (В.А. Каверин)
  • «Айвенго» (Вальтер Скотт)
  • «Одиссея капитана Блада» (Рафаэль Сабатини)

За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру приключенческого романа, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения и авторы:

  • «Детские годы Багрова-внука» (С.Т. Аксаков)
  • «Дети подземелья» («В дурном обществе») (В.Г. Короленко)
  • «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)
  • «Алые паруса» (А.С. Грин)
  • «Чучело» (В.К. Железников)
  • «Белый клык» (Джек Лондон)
  • «Золотой жук» (Эдгар По)
  • «Выстрел» (А.С. Пушкин)
  • «Над пропастью во ржи» (Джером Сэлинджер)
  • «Детство» (Л.Н. Толстой или Максим Горький)

За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» [20 баллов]

Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих это пространство (комнату, квартиру, дом и т. д.). Напишите очерк об обитателях этого места.

Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.

На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски.

У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.

В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.

У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца. Десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком – стеарином. Свечи не горели.

(Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

От школьников не требуется узнавать данный фрагмент и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека (людей).

Критерии оценивания Баллы
Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, характер героев не противоречат описанию места 0–10
Описание внешности и характера героев следует из подмеченных в художественном тексте деталей 0–5
Логичность и связность единство стиля 0–3
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по русскому языку материала) 0–2
Максимальный балл  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: