Канал четвертый: рациональность




Шесть каналов убеждений

Количество каналов и способов убеждения очень ограниченно. В основном преобладают шесть каналов убеждения. Вы можете проверить все шесть этих каналов на себе.

 

 

Канал первый: убеждение, основанное на личной заинтересованности

Вечером, дойдя до своей спальной комнаты, многие дети вступают в переговоры. «А ты расскажешь нам сегодня интересную историю после отбоя» — просят дети вожатого. «Хорошо» — отвечает вожатый, — «Но только если вы сегодня быстро отобьетесь».

Убеждение, основанное на личной заинтересованности, работает в условиях, когда предложение одной стороны решает задачи второй. Фраза: «Если вы воспользуетесь моим предложением, это положительно отразится на вас» — простейший пример такого убеждения. Как показывает пример, этот тип убеждения лежит в основе переговоров — как официальных, так и личных. В переговорах каждая из сторон обладает тем, что может пригодиться другой — возможностями, ресурсами, статусом, информацией или полномочиями. Именно это она «выставляет на торги».

Торги могут быть явными или завуалированными. Например, если вы просите коллегу вожатого что-то сделать для вас и мысленно отмечаете, что за вами теперь «должок», который надо будет отдать в будущем.

Суть этого канала убеждения — стимулирование, а не торговля. Вы автоматически пользуетесь им, если обращаетесь к потребностям оппонента в процессе убеждения.

Канал второй: авторитет и полномочия

Когда в автобусе, отправляющемся в лагерь вожатый говорит детям сесть по своим местам и не ходить по салону автобуса, когда он движется, все дети подчиняются. Это пример власти на основе полномочий. Мы безропотно подчиняемся приказу. В автобусе большинство детей уже настроены на канал авторитета вожатого, так как на кону личная безопасность каждого пассажира.

Для детей в летнем лагере именно авторитет вожатого — основной канал убеждения. Обычно он работает так: вожатый дает распоряжения, его подопечные их выполняют. Вот и в самолете же мы подчиняемся сигналу «пристегнуть ремни» автоматически, просто потому, что он обоснован и привычен.

В присутствии подходящих ситуационных сигналов авторитет вызывает глубинную реакцию «стимул — ответ». Так, когда вожатый отдает распоряжение, его подопечный ребенок даже не пытается проанализировать его качество, смысл и последствия, а автоматически выполняет данное задание.

 

Канал третий: организационная манипуляция

Когда ребенку что-нибудь нужно, то его первый шаг — создать коалицию (это ключевой навык в организационной манипуляции). «Тебе, кажется, тоже душно?» — спрашивает он сверстника, сидящего рядом с ним в автобусе. Его собеседник кивает. «Давай попросим вожатого открыть форточку?» Они зовут вожатого. «Нам очень душно», — говорит первый ребенок от имени только что образованного движения «Любители прохладного воздуха в салоне автобуса». «Я постараюсь разобраться с этим вопросом, — отвечает вожатый и добавляет: — Форточку я открою как только наш автобус поедет в лагерь».

Организационная манипуляция определяется как процесс, посредством которого ребята взаимодействуют в группах под наблюдением вожатых, пытаясь оказать влияние на события в детском отряде. Вожатые используют организационные рычаги внутри образовавшихся детских групп.

При упоминании «организационной манипуляции» некоторые возможно подумают о ее негативных аспектах. Но у манипуляции есть и светлая сторона. Здоровая и продуктивная дискуссия позволяет рассмотреть многие ситуации с разных точек зрения.

Тот или иной манипулятивный ход может включать в себя учет личных интересов, использование авторитета, отношений, общих ценностей и фактической базы для убеждения вожатым ребят в своей правоте.

Канал четвертый: рациональность

В начале смены вожатым проводится оргсбор, в котором затрагиваются и аспекты о том, что делать в «маловероятном случае чрезвычайной ситуации»: как соблюдать правила безопасности и т. д. Вы прекрасно знаете содержание этой беседы с детьми. В нем используется рациональное убеждение. Но допустим, детей они (эти аспекты) убедить не смогли. Во-первых, дети уже слушали это столько раз, что просто игнорируют смысл сказанного им вожатым. Во-вторых, они в жизни не слышали, чтобы кто-нибудь выжил благодаря этим правилам. В предъявляемых детям требованиях для них много деталей и фактов, но речи вожатого явно не хватает достоверности.

Рациональность убеждения — это попытка повлиять на настроения, действия или представления ребенка с помощью причин и/или доказательств, обосновывающих преимущества вашего предложения. Если ваши подопечные готовы прислушаться к голосу разума, то шанс повлиять на них высок. Если нет, то никакие факты и гениальные логические построения не помогут вам привлечь их на свою сторону.

Железная логика сама по себе редко приводит к желаемым результатам. Пытаясь убедить кого-либо при помощи рациональных доводов, будьте готовы к спорам. Разные дети делают разные выводы из одних и тех же фактов в зависимости от своих потребностей и пристрастий. Кроме того, вы (или ваши аргументы) могут быть недостаточно авторитетными в глазах подопечных и, как в случае с лекцией по правилам поведения в лагере, слушатели просто могут не обращать на вас внимания. Поэтому изложите все доказательства и призовите ребят оценить их обоснованность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: