Гигиена жилых и общественных зданий




Кафедра общей гигиены

Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены

 

 

В. С. Сенчук, Н. Л. Бацукова, В. И. Дорошевич

 

 

Ситуационные задачи

По общей и военной гигиене

 

Сборник задач

 

 

 
 

 

Минск 2006


УДК 613.67(082)(075.8)

ББК 51.20 я 73

С 31

 

Утверждено Научно-методическим советом университета

в качестве сборника задач 29.03.2006 г., протокол № 5

 

 

Авторы: доц., канд. мед. наук В. С. Сенчук; доц., канд. мед. наук Н. Л. Бацукова;
доц., канд. мед. наук В.И. Дорошевич

 

Рецензенты: и. о. зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования проф. В. И. Тернов; зав. каф. гигиены детей и подростков Белорусского государственного медицинского университета, доц. Г. В. Лавриненко

 

 

Сенчук, В. С.

С 31 Ситуационные задачи по общей и военной гигиене: сборник задач / В. С. Сенчук,
Н. Л. Бацукова, В. И. Дорошевич – Минск: БГМУ, 2006. – 59 с.

 

ISBN 985-462-554-0.

 

Представлены ситуационные задачи по гигиене окружающей среды, жилых и общественных зданий, питания, труда, лечебно-профилактических организаций, по военной гигиене.

Предназначается для самостоятельной работы студентов медико-профилактического (2, 3, 5 курсы), педиатрического (3 курс), лечебного (3 курс), стоматологического (2 курс) факультетов высших учреждений образования медицинского профиля; для проведения практических и итоговых занятий (коллоквиумов).

 

 

УДК 613.67(082)(075.8)

ББК 51.20 я 73

 

ISBN 985-462-554-0 © Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2006

Предисловие

 

Современные высокие требования по подготовке врачебных кадров настоятельно требуют дальнейшего совершенствования форм и методов обучения студентов в области профилактической медицины.

Формирование профилактического мышления будущих врачей различного профиля по общей гигиене должно базироваться не только на хорошей теоретической подготовке, но и на умении использовать эти знания при оценке влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения.

Решение ситуационных задач, характеризующих самые различные условия труда и быта людей, будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов, дальнейшему повышению теоретической подготовки, умению на практике использовать эти знания, различные методы и нормативно-методические документы государственного санитарного надзора. Нет сомнения, что это в значительной степени повысит интерес студентов к рассматриваемой дисциплине, закреплению теоретических знаний.

Настоящий сборник, впервые подготовленный на кафедре общей гигиены БГМУ, базируется на многолетнем опыте использования ситуационных задач в педагогическом процессе.


При составлении сборника авторы стремились охватить различные разделы общей гигиены с учетом реалий, близких сегодняшнему дню. Ситуационные задачи могут быть использованы во время практических и итоговых занятий (коллоквиумов).

 

Профессор кафедры общей гигиены

Белорусского государственного
медицинского университета

Х. Х. Лавинский.


Гигиена окружающей среды

Задача 1

Проба воды взята из артезианской скважины, расположенной в поселке на расстоянии 100 м от животноводческой фермы. Вода из водонапорной башни во многих местах просачивается и проливается на землю. Грунт песчаный. Глубина скважины 50 м.

Анализ воды:

- цветность, градусы — 40, желтоватый цвет;

- прозрачность, см — 25;

- запах при 20 ºС, баллы — 3, затхлый;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;

- осадок — заметный, в виде бурых хлопьев;

- азот аммонийный, мг/л — 0,4;

- азот нитритов, мг/л — 0,8;

- азот нитратов (NО3-), мг/л — 60;

- сульфаты, мг/л — 250;

- хлориды, мг/л — 120;

- железо, мг/л — 1,6;

- фтор, мг/л — 0,2;

- окисляемость, мг О2/л — 10;

- общее микробное число в 1 мл — 1600;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 50.

 

Дайте гигиеническую оценку воды.

Задача 2

В поселке городского типа водопровод базируется на использовании подземных вод. Глубина скважины 185 м. Система по обеззараживанию воды в последнее время не функционирует.

Анализ воды из водопроводного крана:

- цветность, градусы — 20, желтоватый цвет;

- прозрачность, см — 23;

- запах при 20 ºС, баллы — 4, затхлый;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, вяжущий;

- осадок — желто-бурого цвета;

- азот аммонийный, мг/л — 1,3;

- азот нитритов, мг/л — 0,3;

- азот нитратов (NО3), мг/л — 22;

- сульфаты, мг/л — 36;

- хлориды, мг/л — 58;

- железо, мг/л — 26;

- жесткость общая, мг-экв/л — 12;

- окисляемость, мг О2/л — 6;

- общее микробное число в 1 мл — 300;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 80.

 

Дайте письменное заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей. Назовите химические показатели, характеризующие органическое загрязнение воды.

 

Задача 3

Проба воды доставлена из деревни Подгорье. Шахтный колодец из бетонных колец расположен в стороне от проезжей части улицы на расстоянии
3 м и служит источником водоснабжения четырех подворий. Глубина колодца 12 м, шахта выступает над поверхностью земли на высоту 100 см, прикрывается крышкой, имеется общественное ведро.

Анализ воды:

- цветность, градусы — 14, желтоватый цвет;

- прозрачность, см — 25;

- запах при 20 ºС, баллы — 0, без запаха;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, железистый привкус;

- осадок — незначительный, песчаный;

- азот аммонийный, мг/л — 0,1;

- азот нитритов, мг/л — следы;

- азот нитратов (NО3), мг/л — 20;

- сульфаты, мг/л — 25;

- хлориды, мг/л — 40;

- железо, мг/л — 4;

- жесткость, мг-экв/л — 6;

- окисляемость, мг О2/л — 4;

- общее микробное число в 1 мл — 300;

- число бактерий группы кишечных палочек (коли-индекс) в 1000 мл — 10.

 

Дайте заключение о пригодности воды для питьевых целей и рекомендации по улучшению ее качества.

Задача 4

Анализ воды из шахтного колодца:

- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый цвет;

- прозрачность, см — 22;

- запах при 20 ºС, баллы — 3, болотистый;

- вкус при 20 ºС, баллы — 4, землистый;

- осадок — незначительный, песчаный;

- азот аммонийный, мг/л — 0,4;

- азот нитритов, мг/л — 0,2;

- азот нитратов (NО3), мг/л — 12;

- сульфаты, мг/л — 150;

- хлориды, мг/л — 45;

- жесткость общая, мг-экв/л — 2,0;

- окисляемость, мг О2/л — 8,0;

- общее микробное число в 1 мл — 1200;

- число БГКП (коли-индекс) в 1000 мл — 18.

 

Дайте заключение о пригодности воды для питьевых целей и рекомендации по улучшению качества воды.

 

Задача 5

В поселке городского типа в качестве источника водоснабжения используется озеро, расположенное в 3 км. В поселке имеется химический комбинат. На водонасосной станции улучшение качества воды осуществляется методами отстаивания, фильтрации и хлорирования нормальными дозами.

В последнее время жители поселка отметили ухудшение органолептических свойств воды и появление в ней хлорфенольного запаха. Пробы воды после ее обработки взяты лаборантом районного ЦГиЭ из емкости перед подачей в водопроводную сеть.

Анализ воды:

- цветность по шкале, градусы — 25;

- запах при 20 ºС, баллы — 4, аптечный;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;

- прозрачность, см — 25;

- азот аммонийный, мг/л — 1,2;

- азот нитритов, мг/л — 0,2;

- нитраты (NО3), мг/л — 50;

- сульфаты, мг/л — 100;

- хлориды, мг/л — 80;

- окисляемость, мгО2/л — 8;

- фенолы, мг/л — 0,01;

- остаточный хлор, мг/л — 0,1;

- общее микробное число в 1 мл — 400;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 45.

 

Дайте заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.

Задача 6

Проба воды взята из артезианской скважины, расположенной в поселке А. на расстоянии 100 м от животноводческой фермы. Вода из водонапорной башни во многих местах просачивается и выливается на землю. Грунт песчаный. Глубина скважины 50 м.

Анализ воды:

- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый;

- запах при 20 ºС, баллы — 3, затхлый;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;

- прозрачность, см — 25;

- осадок — заметный, в виде бурых хлопьев;

- азот аммонийный, мг/л — 0,4;

- азот нитритов, мг/л — 0,8;

- нитраты (NО3),мг/л — 60;

- сульфаты, мг/л — 250;

- хлориды, мг/л — 120;

- окисляемость, мгО2/л — 10;

- железо, мг/л — 11,5;

- фтор, мг/л — 0,2;

- общее микробное число в 1 мл — 520;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 110.

Дайте гигиеническую оценку воды.

 

Задача 7

Проба воды взята из водоразборной колонки по ул. Щедрина г. Минска:

- цветность по шкале, градусы — 10, желтоватый цвет;

- запах при 20 ºС — без запаха;

- вкус при 20 ºС, баллы — 2, железистый привкус;

- прозрачность, см — 20;

- осадок — незначительный;

- азот аммонийный, мг/л — следы;

- азот нитритов, мг/л — следы;

- нитраты (NО3), мг/л — 8;

- сульфаты, мг/л — 30;

- хлориды, мг/л — 25;

- железо, мг/л — 1,0;

- остаточный хлор, мг/л — 0,1;

- жесткость общая, мг-экв/л — 4;

- окисляемость, мгО2/л — 3;

- общее микробное число в 1 мл — 100;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 2.

 

Дайте письменное заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.

Задача 8

Проба воды доставлена из д. Заболотье; шахтный колодец глубиной 4 м, имеет деревянный сруб, расположен на расстоянии 5 м от сарая для домашнего скота. Сруб выступает над поверхностью земли на высоту 75 см, общественного ведра и крышки, прикрывающей шахту, нет.

Анализ воды:

- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый цвет;

- запах при 20 ºС, баллы — 4, отчетливый, застойный;

- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотистый привкус;

- прозрачность, см — 20;

- осадок — заметный, илистый;

- рН — 7;

- азот аммонийный, мг/л — 2;

- азот нитритов, мг/л — 0,5;

- нитраты (NО3),мг/л — 25;

- сульфаты, мг/л — следы;

- хлориды, мг/л — 25;

- железо, мг/л — следы;

- жесткость общая, мг-экв/л — 0,5;

- окисляемость, мгО2/л — 12;

- общее микробное число в 1 мл — 850;

- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 20.

 

Дайте заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.

 

Задача 9

Проба воды из реки в течение пяти суток выдерживалась в термостате при 20 ºС, после чего содержание кислорода в ней снизилось на 90 % по сравнению с исходным и составило 1 мг О2 в литре.

Рассчитайте БПК-5 и дайте оценку полученным данным.

 

Задача 10

Для обеззараживания воды в полевых условиях приготовлен 2 %-ный раствор хлорной извести; содержание активного хлора в сухой извести составляет 28 %.

Опытным путем установлено, что хлорпоглощаемость воды равна 2,4 мг/л.

Рассчитайте, какое количество сухой хлорной извести потребуется для обеззараживания автоцистерны воды объемом 3 м3. Остаточный хлор в воде должен составлять 0,4 мг/л.

 

Задача 11

Проба почвы взята в пригородной местности, на расстоянии 700 м от существовавшего ранее скотомогильника. По характеру почва супесчаная, мелкозернистая. Объем пор почвы — 18 %.

Анализ водной вытяжки, приготовленной из 500 г почвы (1 мл вытяжки соответствуют 5 г почвы):

- соли аммиака, мг/кг — 1,6;

- нитриты, мг/кг — 0,21;

- нитраты, мг/кг — 19;

- хлориды, мг/кг — 15;

- окисляемость — 18 мг О2 в расчете на 100 г почвы;

- санитарное число почвы — 0,7;

- общее число бактерий — свыше 4,5 млн.

 

Дайте письменное заключение по результатам анализа.

 

Задача 12

Проба почвы взята в пригородной местности на расстоянии 0,5 км от существовавшей ранее свалки мусора. По характеру почва суглинистая, мелкозернистая, объем ее составляет 16 %.

Анализ водной вытяжки, приготовленной из 200 г почвы (1 мл вытяжки соответствуют 2,5 г почвы):

- соли аммиака, мг/кг — 186;

- нитриты, мг/кг — 0,12;

- нитраты, мг/кг — 35;

- хлориды, мг/кг — 68;

- окисляемость — 22 мг О2 в расчете на 100 г почвы;

- санитарное число почвы — 0,6;

- общее число бактерий — свыше 5 млн.

 

Дайте письменное заключение по результатам анализа.


Гигиена жилых и общественных зданий

Задача 1

В учебной аудитории с параметрами 15´8´3,5 м вентиляция осуществляется по принципу местной искусственной приточной. Вентиляционное отверстие круглой формы, диаметр его 0,48 м. Электровентилятор включается на 10 мин в перерыве между лекциями. Скорость движения воздуха в вентиляционной трубе 7 м/с.

Определите кратность воздухообмена в аудитории. Соответствует ли она гигиеническим нормам?

 

Задача 2

В жилой комнате температура воздуха, согласно показаниям сухого термометра станционного психрометра Августа, составила 21 ºС, показания влажного термометра — 19 ºС. Атмосферное давление — 760 мм рт. ст.

Определите относительную влажность по формуле и по таблице. Соответствует ли она нормируемой величине?

Чему будет равен физический дефицит насыщения?

 

Задача 3

Параметры микроклимата в жилом помещении исследовались аспирационным психрометром Ассмана. Температура сухого термометра составила 23 ºС; влажного — 17 ºС; барометрическое давление — 738 мм рт. ст.

Чему будет равна относительная влажность воздуха? Сопоставьте ее с нормируемой величиной.

Определите температуру точки росы.

 

Задача 4

В жилой комнате температура воздуха, согласно показаниям сухого термометра станционного психрометра Августа, составила 21 ºС, влажного — 19 ºС. Атмосферное давление составляет 740 мм рт. ст., психрометрический коэффициент равен 0,0011.

Определите относительную влажность по формуле и по таблице. Соответствует ли она нормируемой величине?

Определите температуру точки росы.

Задача 5

Скорость движения воздуха в жилом помещении определялась с помощью шарового кататермометра. Фактор прибора — 680, время его охлаждения с 40 до 33 ºС — 120 с. Температура воздуха в помещении 21 ºС.

Определите охлаждающую способность воздуха и скорость его движения, сопоставьте полученные данные с гигиенической нормой.

 

Задача 6

Определите скорость движения воздуха в помещении по кататермометру с цилиндрическим резервуаром. Фактор кататермометра (F) — 520. Время охлаждения прибора с 38 до 35 ºС составило 105 с. Температура воздуха в помещении 19 ºС.

Определите охлаждающую способность воздуха и скорость его движения, сопоставьте полученные данные с гигиенической нормой.

Что такое фактор кататермометра?

Задача 7

С помощью шарового кататермометра исследовалась теплопроводность сухой и влажной ткани. Фактор прибора — 645. Время его охлаждения с 40 до 33 ºС при испытании сухой ткани составляло 220 с, влажной — 70 с.

Во сколько раз возросли теплопотери увлажненной ткани?

 

Задача 8

Дайте гигиеническую оценку параметрам микроклимата в жилой комнате квартиры пятиэтажного дома в зимний период. Отопление в нем центральное, водяное, низкого давления.

Показания сухого термометра аспирационного психрометра 19 ºС, влажного — 17 ºС. Перепады между средней температурой воздуха и температурой внутренней поверхности наружной стены на высоте 1,5 м в течение суток составляли ± 6 ºС; температура пола 15 ºС. Скорость движения воздуха 0,3 м/с, барометрическое давление 745 мм рт. ст.

 

Задача 9

Микроклимат двух закрытых помещений характеризуется следующими показателями: в первом — температура воздуха 23 ºС, а относительная влажность — 63 %, во втором — соответственно 15 ºС и 82 %.

В каком из помещений воздух сможет вместить большее количество влаги?

 

Задача 10

Дайте гигиеническую оценку микроклимата двух закрытых помещений, если в первом из них температура воздуха 18 ºС, а относительная влажность
62 %, во втором — соответственно 30 ºС и 68 %.

Определите физический дефицит насыщения воздуха для обоих помещений. В каком из них возможность отдачи тепла с поверхности тела человека посредством испарения будет более выраженной?

Задача 11

В лаборатории с параметрами 6´8´3,2 м два окна, каждое площадью
2,8 м2. На переплеты приходится 13 % площади окна.

Каков световой коэффициент в лаборатории? Соответствует ли коэффициент заложения нормам, если от верхнего края окна до потолка 35 см.

Определите освещенность на рабочем месте с помощью люксметра.

 

Задача 12

Глубина комнаты 6 м, длина — 7 м, высота — 3,2 м. В комнате два окна, ориентированные на юго-восток, их высота над полом 2,8 м, застекленная площадь каждого их них 2,9 м2, стены в комнате светло-желтые, потолок — белый.

Дайте комплексную гигиеническую оценку естественному освещению жилой комнаты (ориентация, световой коэффициент, коэффициент заложения).

Задача 13

Дайте гигиеническую оценку состояния воздушной среды учебной комнаты кафедры до начала занятий и в конце рабочего дня по данным, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Исследуемые показатели До начала занятий В конце рабочего дня
Содержание СО2, ‰ 0,5 1,9
Температура воздуха, ºС   21,2
Относительная влажность, %    
Величина охлаждения кататермометра 5,4 4,6
Число пылинок в 1 см3 воздуха    
Число тяжелых ионов 1 см3 воздуха    
Число легких ионов 1 см3 воздуха    

 

Задача 14

В утренние часы на рабочем месте в учебной лаборатории совмещенная освещенность составляла 320 лк, половина из которой приходится на искусственную. В полуденное время наружная освещенность возросла и под открытым небом составила 15500 лк.

Чему равен в это время коэффициент естественной освещенности? Сравните его с гигиенической нормой.

Задача 15

Центр рабочего места швеи-мотористки находится на расстоянии 3 м от окна. Высота верхнего края остекления окна от горизонтальной плоскости рабочего места 1,9 м. В 12 м от окна расположено соседнее здание, которое возвышается на 6 м от вышеуказанной горизонтальной плоскости.

Определите по тангенсу и транспортиру угол падения света для рабочего места и угол отверстия. Дайте им оценку.

 

Задача 16

Комната в общежитии площадью 18 м2 освещается 2 лампами накаливания по 150 Вт каждая. Светильники полуотраженного света; напряжение в сети 220 В.

Рассчитайте величину освещенности в лк при условном расходе энергии 10 Вт/м2. Результат сопоставьте с нормами.

 

Задача 17

Рассчитайте необходимое количество люминесцентных ламп мощностью 40 Вт каждая для рекреационного зала площадью 160 м2 при высоте подвеса светильников 3 м, чтобы освещенность составила 170 лк.

 

Задача 18

Читальный зал площадью 170 м2 освещается 34 люминесцентными лампами по 40 Вт каждая. Напряжение в сети 220 В.

Рассчитайте приближенную освещенность (лк) по количеству светильников. Результат сопоставьте с гигиенической нормой.

 

Задача 19

В читальном зале библиотеки площадью 125 м2 искусственное освещение организуется за счет 5 светильников ШОД-2 с 2 люминесцентными лампами в каждом из них мощностью по 40 Вт.

Рассчитайте приближенную освещенность в лк по количеству светильников. Результат сопоставьте с гигиенической нормой.

Рассчитайте методом «Ватт» необходимое количество светильников для создания освещенности на рабочих местах в 400 лк.

 

Задача 20

В общежитии комната площадью 18 м2 освещается двумя лампами накаливания по 150 Вт каждая. Светильники полуотраженного света; напряжение в сети 220 В.

Рассчитайте величину освещенности в лк при условии расхода энергии
10 Вт/м2 и сопоставьте ее с нормами.

 

Задача 21

Читальный зал площадью 170 м2 освещается 17 светильниками ШОД-2. В каждом из них по 2 люминесцентные лампы мощностью по 40 Вт.

Рассчитайте приближенную освещенность методом «Ватт».

Как устроена люминесцентная лампа?

Укажите ее достоинства и недостатки.


Задача 22

Рассчитайте количество люминесцентных ламп мощностью по 40 Вт каждая, необходимое для создания освещенности 300 лк в рекреационном зале площадью 125 м2.

Дайте определение понятию «люкс».

Что такое совмещенное освещение?

 

Задача 23

На кафедре в учебном классе глубиной 6,2 м, длиной 8 м, высотой 3,1 м занимается 12 студентов. К концу занятий концентрация СО2 составила 0,18 % при температуре 23 ºС и относительной влажности 82 %.

Каковы фактический и необходимый объем вентиляции и кратность воздухообмена?

Оцените микроклимат помещения.

 

Задача 24

Определите фактическую и необходимую кратность воздухообмена для жилой комнаты объемом 5,5´3,9´2,8 м, в которой проживает 3 человека. Содержание СО2 в момент исследования составило 1,9 ‰.

Дайте гигиеническую оценку объема вентиляции и кратности воздухообмена.

 

Задача 25

В лаборатории с объемом 6´5´3 м работает 4 человека. Размеры вентиляционного отверстия 0,15´0,10 м, скорость движения воздуха 2 м/с.

Оцените эффективность вентиляции.

 

Задача 26

В аудитории с объемом 8´15´5 м занимается 80 человек. Аудитория оборудована приточно-вытяжной вентиляцией.

Определите, какое количество воздуха должно подаваться в аудиторию в течение часа? Какая при этом будет кратность воздухообмена и допустима ли она?

Задача 27

В лекционной аудитории площадью 220 м2 занимается 120 студентов. Вентиляция в ней приточно-вытяжная без механического побуждения. Радиус вентиляционного отверстия 20 см; их два. На площадь жалюзийной решетки приходится 20 % площади отверстия. Скорость движения воздуха в вытяжном отверстии 0,4 м/с. Время проветривания — 15 мин через каждый час.

Рассчитайте необходимый и фактический объемы вентиляции и кратность воздухообмена для данной аудитории. Обеспечивает ли вентиляционная система необходимые условия для эффективной вентиляции?

Задача 28

Содержание СО2 в классном помещении к концу второй смены составило 1,9 ‰ при температуре воздуха 26 ºС и относительной влажности 82 %.

Оцените параметры микроклимата и воздушной среды в классе.

 

Задача 29

Решается вопрос выбора места для строительства нового сельскохозяйственного поселка. За длительный период наблюдения повторяемость ветров в данной местности распределялась следующим образом: С — 37 дней, С-В — 34 дня, В — 30 дней, Ю-В — 28 дней, Ю — 37 дней, Ю-З — 50 дней, З — 58 дней, С-З — 80 дней, штиль — 11 дней.

Постройте розу ветров и определите место, где следовало бы разместить животноводческий комплекс.

Перечислите приборы для исследования направления и скорости движения воздуха.

 

Задача 30

В течение года повторяемость ветров по румбам в данной местности была следующей: С — 37 дней; С-В — 34 дня; В — 30 дней; Ю-В — 29 дней; Ю — 37 дней; Ю-З — 50 дней; З — 67 дней; С-З — 71 день; безветренная погода отмечалась 11 дней.

Постройте розу ветров и определите место, где должны быть размещены промышленные предприятия.

 

Задача 31

При плановой проверке санитарного состояния городской станции «Юных техников» установлено, что в течение последних двух месяцев на 2-м этаже станции в приспособленном помещении стал функционировать компьютерный класс, в котором занимаются учащиеся старших классов. Площадь класса 37 м2, высота — 3 м. Два окна ориентированы на юг. Стены класса на высоту 1,5 м окрашены масляной краской темно-синего цвета. Стены панелей и потолок побелены.

На 1-м этаже под классом расположена сауна. Температура воздуха в компьютерном классе в теплое время года достигает 26–27 ºС при относительной влажности 80–85 %. Окна в нем не открываются, так как оборудованы металлическими решетками.

В классе 12 рабочих мест. Освещенность на клавиатуре — 75 лк, на экране монитора — 30 лк. Уровень шума при работе компьютеров — 60 дбА. Вместо стульев используются табуретки. Занятия проводит инженер-программист. Продолжительность занятий 1,5 ч, без перерыва.

Дайте гигиеническую оценку размещения компьютерного класса, соблюдения норм площади, выделенной на рабочее место, состояния микроклимата, освещенности, шума в нем и др. Перечислите мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Задача 32

При санитарном обследовании городской образовательной средней школы установлено, что она имеет три этажа, расположена в глубине жилого микрорайона на расстоянии 35 м от красной линии, построена по типовому проекту, рассчитана на 1320 чел. (фактически обучается 1440 чел.). Занятия проводятся в две смены. На территории школы имеются спортивная и учебно-опытная зоны, а также хозяйственный двор; зеленые насаждения занимают
48 % участка.

Учебные кабинеты школы (6,2´8,2´3,1 м) оснащены типовым оборудованием. Учащиеся 3–4-го классов занимаются в одном помещении в разные смены, обеспечены партами 3–4-й групп, расположенными вдоль класса в три ряда. Наполняемость младших классов составляет 46–47 чел. Температура воздуха в классе к концу второй смены 24 ºС при относительной влажности 91 %. Проветривание осуществляется при помощи фрамуг. Содержание СО2 в воздухе — 1,8 ‰. Искусственное освещение обеспечивается лампами накаливания по
75 Вт каждая. Их 16 шт. Они оборудованы светильниками полуотраженного света, расположенными в два ряда параллельно линии окон.

Анализ учебного расписания и нагрузки учащихся показал, что максимальное количество часов в неделю для учащихся 1–4-го классов — 28; 5–8-го — 34; 9–11-го классов — 36.

В школе имеется столовая на 120 посадочных мест; работает она на полуфабрикатах. В специально отведенном месте обеденного зала оборудован умывальник. Из 4 имеющихся электрополотенец 2 — в неисправном состоянии. Для мытья столовой посуды используются двухгнездные ванны. Питание учащихся регламентировано специальным расписанием, согласно которому старшеклассники питаются после 2-го урока, младшие школьники — после 3-го.

Обоснуйте заключение о размещении школы, соблюдении норм площади, о состоянии микроклимата и освещенности в классных помещениях. Оцените наполняемость классов, учебную нагрузку и организацию питания учащихся.


Гигиена питания

Задача 1

Хронометражно-табличным методом установлено, что в течение суток студент университета (20 лет, рост — 171 см, масса тела — 68 кг) на следующие виды деятельности затрачивает определенное время, в минутах:

- утренняя физзарядка и туалет — 20;

- ходьба — 90;

- езда в городском общественном транспорте (стоя) — 150;

- посещение лекций и занятий в лабораториях (сидя) — 480;

- занятия в спортивной секции (баскетбол) — 80;

- прием пищи (сидя) — 65;

- деятельность по самообслуживанию (уборка постели, стирка белья и др.) — 90;

- сон — 480.

Определите суточные энерготраты студента, потребность его в нутриентах.

Задача 2

Энерготраты студента (22 года, масса тела — 62 кг) в дни занятий в спортивной секции (баскетбол; 80 мин) возрастают на 21 % по сравнению с обычным днем.

Определите с применением коэффициента физической активности энерготраты студента и рассчитайте с использованием эталона сбалансированной мегакалории его потребность в нутриентах в обычные дни и в дни занятия спортом.

Задача 3

Энерготраты студентки (21 год, масса тела — 57 кг) составляют 2,42 мегакалории.

Определите с использованием эталона сбалансированной мегакалории потребность студентки в макронутриентах и витаминах.

 

Задача 4

Токарь (28 лет, масса тела — 69 кг, рабочий день — 8 ч) получает с пищевым рационом 90 г белка, 110 г жира и 340 г углеводов.

Рассчитайте количество образующейся при этом энергии. Сопоставьте полученные результаты с нормируемыми, касающимися тяжести труда, потребностей в энергии и нутриентах, определив их с помощью коэффициентов физической активности и по эталону сбалансированной мегакалории. Дайте необходимые рекомендации по адекватности питания и сбалансированности пищевого рациона.

Задача 5

Тракторист (53 года, масса тела — 75 кг) во время весеннего сева работает в поле с 730 до 1900, с часовым перерывом на обед и отдых.

Рассчитайте потребность тракториста в энергии и нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории, соответствующих характеру его трудовой деятельности.

 

Задача 6

Суточные энерготраты токаря, работающего в ночную смену, составляют 3200 ккал.

Рассчитайте его потребность в основных нутриентах и дайте рекомендации по режиму питания (распределение суточного рациона на отдельные приемы, кратность и время приема пищи).

 

Задача 7

Основной обмен студентки университета (возраст — 22 года, масса тела — 61 кг) составляет 1350 ккал. Трижды в течение недели по 1,5 ч она занимается в секции художественной гимнастики.

Рассчитайте ее потребность в энергии и нутриентах в дни занятия спортом и определите, соответствуют ли они энергозатратам.

 

Задача 8

Врач-хирург (возраст — 35 лет, масса тела — 80 кг, рабочий день — 6 ч) получает с пищевым рационом 80 г белка, 120 г жира, 360 г углеводов.

Рассчитайте количество получаемой им энергии. Сопоставьте полученные данные с физиологическими потребностями врача-хирурга в энергии и нутриентах, определив их с применением коэффициентов физической активности и по эталону сбалансированной мегакалории. Дайте необходимые рекомендации по адекватности питания и сбалансированности пищевого рациона врача-хирурга.

Задача 9

Студент (возраст — 20 лет, рост — 172 см, масса тела — 66 кг) занимается в институте с 800 до 1600, с перерывом с 1230 до 1330.

Рассчитайте энерготраты студента и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Дайте рекомендации по режиму питания.

Задача 10

Каменщик (32 года, масса тела — 59 кг), занятый кирпичной кладкой строящегося дома, с суточным рационом получает 95 г белка, 120 г жира и 380 г углеводов. Его рабочий день — 8 ч.

Рассчитайте энерготраты каменщика и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Оцените энергетическую и нутриентную адекватность питания рабочего.

Задача 11

Лесоруб (42 года, масса тела — 68 кг), занятый заготовкой древесины, потребляет с суточным рационом 120 г белка, 135 г жира, 410 г углеводов. Время его работы 7 ч (с перерывом и отдыхом в 1 час).

Рассчитайте энерготраты каменщика и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Оцените энергетическую и нутриентную адекватность питания рабочего.

 

Задача 12

В суточном рационе служащего сферы обслуживания (58 лет, масса тела — 77 кг) содержится 350 г перезимовавшего картофеля. При отсутствии других источников витамина С содержание его в картофеле составляло 4 мг %. При кулинарной обработке картофеля теряется 50 % этого витамина, а с мочой его выделяется 0,1 мг/ч. Ломкость капилляров у служащего повышена.

Оцените обеспеченность организма витамином С.

Рассчитайте потребность служащего в энергии и питательных веществах.

 

Задача 13

При гигиеническом анализе фактического питания студента (20 лет, масса тела — 65 кг) выявлено, что содержание в его рационе витамина С (с учетом потерь при кулинарной обработке) составило 25 мг/сут, а витамина А (в ретиноловом эквиваленте) — 580 мкг. При опросе студент жаловался на общую слабость, быструю утомляемость, частые респираторные заболевания, кровоточивость десен. При обследовании у студента выявлено ороговение кожи на локтевых сгибах, сужение поля зрения, нарушение темновой адаптации. Экскреция витамина С с мочой составила 0,1 мг/ч.

Рассчитайте суточную потребность студента в аскорбиновой кислоте. Оцените обеспеченность организма витаминами С и А. Дайте рекомендации по устранению данных проявлений гиповитаминозов.

Задача 14

В суточном рационе преподавателя (50 лет, масса тела — 65 кг) 180 г свежей капусты. При отсутствии других источников витамина С содержание его в капусте составляло 50 мг %. При кулинарной обработке теряется в среднем
60 % этого витамина, а выделяется с мочой 0,3 мг/ч. У преподавателя отмечается снижение резистентности капилляров кожи.

Рассчитайте суточную потребность организма в аскорбиновой кислоте. Оцените обеспеченность его данным витамином.

Задача 15

Рабочая кондитерской фабрики (28 лет, масса тела — 55 кг) обратилась к врачу с жалобами на чувство слабости и боли в ногах, на быструю утомляемость ног при ходьбе. В беседе с ней были обнаружены существенные недостатки в ее питании: ежедневное употребление кондитерских изделий, регулярное — пшеничного хлеба из муки высшего сорта, а также манной каши и каши из полированного риса. у рабочей при пальпации выявлена болезненность икроножных мышц. Выделение витамина С с мочой у нее составило 0,2 мг/ч. Кроме того выявлена повышенная ломкость капилляров кожи.

Определите, для какого витамина характерна данная картина гиповитаминозного состояния. Рассчитайте суточную потребность рабочей в аскорбиновой кислоте. Дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.

 

Задача 16

Служащая банка (35 лет, масса тела — 70 кг) обратилась к врачу с жалобами на учащение у нее респираторных заболеваний и резкое ухудшение способности видеть предметы в сумерках. При сборе анамнеза выяснилось, что больная — строгая вегетарианка. При обследовании у нее выявлен фолликулярный гиперкератоз и нарушение нормального цветоощущения.

Определите, для какого витамина характерна данная картина гиповитаминозного состояния. Обоснуйте свое заключение. Скажите, какие дополнительные исследования можно назначить больной для подтверждения диагноза и дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.

Задача 17

При прохождении медосмотра студент жаловался на быструю утомляемость, снижение работоспособности, сонливость, кровоточивость десен. Объективные данные: края десен разрыхлены, на коже разгибательных поверхностей плеч — фолликулярные высыпания. Проба на резистентность капилляров резко положительная. Выделение с мочой витамина С — 0,01 мг/ч.

Оцените обеспеченность организма витамином С.

Рассчитайте потребность в питательных веществах и витамин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: