Кафедра общей гигиены
Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены
В. С. Сенчук, Н. Л. Бацукова, В. И. Дорошевич
Ситуационные задачи
По общей и военной гигиене
Сборник задач
Минск 2006
УДК 613.67(082)(075.8)
ББК 51.20 я 73
С 31
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве сборника задач 29.03.2006 г., протокол № 5
Авторы: доц., канд. мед. наук В. С. Сенчук; доц., канд. мед. наук Н. Л. Бацукова;
доц., канд. мед. наук В.И. Дорошевич
Рецензенты: и. о. зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования проф. В. И. Тернов; зав. каф. гигиены детей и подростков Белорусского государственного медицинского университета, доц. Г. В. Лавриненко
Сенчук, В. С.
С 31 Ситуационные задачи по общей и военной гигиене: сборник задач / В. С. Сенчук,
Н. Л. Бацукова, В. И. Дорошевич – Минск: БГМУ, 2006. – 59 с.
ISBN 985-462-554-0.
Представлены ситуационные задачи по гигиене окружающей среды, жилых и общественных зданий, питания, труда, лечебно-профилактических организаций, по военной гигиене.
Предназначается для самостоятельной работы студентов медико-профилактического (2, 3, 5 курсы), педиатрического (3 курс), лечебного (3 курс), стоматологического (2 курс) факультетов высших учреждений образования медицинского профиля; для проведения практических и итоговых занятий (коллоквиумов).
УДК 613.67(082)(075.8)
ББК 51.20 я 73
ISBN 985-462-554-0 © Оформление. Белорусский государственный
медицинский университет, 2006
Предисловие
Современные высокие требования по подготовке врачебных кадров настоятельно требуют дальнейшего совершенствования форм и методов обучения студентов в области профилактической медицины.
Формирование профилактического мышления будущих врачей различного профиля по общей гигиене должно базироваться не только на хорошей теоретической подготовке, но и на умении использовать эти знания при оценке влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения.
Решение ситуационных задач, характеризующих самые различные условия труда и быта людей, будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов, дальнейшему повышению теоретической подготовки, умению на практике использовать эти знания, различные методы и нормативно-методические документы государственного санитарного надзора. Нет сомнения, что это в значительной степени повысит интерес студентов к рассматриваемой дисциплине, закреплению теоретических знаний.
Настоящий сборник, впервые подготовленный на кафедре общей гигиены БГМУ, базируется на многолетнем опыте использования ситуационных задач в педагогическом процессе.
При составлении сборника авторы стремились охватить различные разделы общей гигиены с учетом реалий, близких сегодняшнему дню. Ситуационные задачи могут быть использованы во время практических и итоговых занятий (коллоквиумов).
Профессор кафедры общей гигиены
Белорусского государственного
медицинского университета
Х. Х. Лавинский.
Гигиена окружающей среды
Задача 1
Проба воды взята из артезианской скважины, расположенной в поселке на расстоянии 100 м от животноводческой фермы. Вода из водонапорной башни во многих местах просачивается и проливается на землю. Грунт песчаный. Глубина скважины 50 м.
Анализ воды:
- цветность, градусы — 40, желтоватый цвет;
- прозрачность, см — 25;
- запах при 20 ºС, баллы — 3, затхлый;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;
- осадок — заметный, в виде бурых хлопьев;
- азот аммонийный, мг/л — 0,4;
- азот нитритов, мг/л — 0,8;
- азот нитратов (NО3-), мг/л — 60;
- сульфаты, мг/л — 250;
- хлориды, мг/л — 120;
- железо, мг/л — 1,6;
- фтор, мг/л — 0,2;
- окисляемость, мг О2/л — 10;
- общее микробное число в 1 мл — 1600;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 50.
Дайте гигиеническую оценку воды.
Задача 2
В поселке городского типа водопровод базируется на использовании подземных вод. Глубина скважины 185 м. Система по обеззараживанию воды в последнее время не функционирует.
Анализ воды из водопроводного крана:
- цветность, градусы — 20, желтоватый цвет;
- прозрачность, см — 23;
- запах при 20 ºС, баллы — 4, затхлый;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, вяжущий;
- осадок — желто-бурого цвета;
- азот аммонийный, мг/л — 1,3;
- азот нитритов, мг/л — 0,3;
- азот нитратов (NО3–), мг/л — 22;
- сульфаты, мг/л — 36;
- хлориды, мг/л — 58;
- железо, мг/л — 26;
- жесткость общая, мг-экв/л — 12;
- окисляемость, мг О2/л — 6;
- общее микробное число в 1 мл — 300;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 80.
Дайте письменное заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей. Назовите химические показатели, характеризующие органическое загрязнение воды.
Задача 3
Проба воды доставлена из деревни Подгорье. Шахтный колодец из бетонных колец расположен в стороне от проезжей части улицы на расстоянии
3 м и служит источником водоснабжения четырех подворий. Глубина колодца 12 м, шахта выступает над поверхностью земли на высоту 100 см, прикрывается крышкой, имеется общественное ведро.
Анализ воды:
- цветность, градусы — 14, желтоватый цвет;
- прозрачность, см — 25;
- запах при 20 ºС, баллы — 0, без запаха;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, железистый привкус;
- осадок — незначительный, песчаный;
- азот аммонийный, мг/л — 0,1;
- азот нитритов, мг/л — следы;
- азот нитратов (NО3–), мг/л — 20;
- сульфаты, мг/л — 25;
- хлориды, мг/л — 40;
- железо, мг/л — 4;
- жесткость, мг-экв/л — 6;
- окисляемость, мг О2/л — 4;
- общее микробное число в 1 мл — 300;
- число бактерий группы кишечных палочек (коли-индекс) в 1000 мл — 10.
Дайте заключение о пригодности воды для питьевых целей и рекомендации по улучшению ее качества.
Задача 4
Анализ воды из шахтного колодца:
- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый цвет;
- прозрачность, см — 22;
- запах при 20 ºС, баллы — 3, болотистый;
- вкус при 20 ºС, баллы — 4, землистый;
- осадок — незначительный, песчаный;
- азот аммонийный, мг/л — 0,4;
- азот нитритов, мг/л — 0,2;
- азот нитратов (NО3–), мг/л — 12;
- сульфаты, мг/л — 150;
- хлориды, мг/л — 45;
- жесткость общая, мг-экв/л — 2,0;
- окисляемость, мг О2/л — 8,0;
- общее микробное число в 1 мл — 1200;
- число БГКП (коли-индекс) в 1000 мл — 18.
Дайте заключение о пригодности воды для питьевых целей и рекомендации по улучшению качества воды.
Задача 5
В поселке городского типа в качестве источника водоснабжения используется озеро, расположенное в 3 км. В поселке имеется химический комбинат. На водонасосной станции улучшение качества воды осуществляется методами отстаивания, фильтрации и хлорирования нормальными дозами.
В последнее время жители поселка отметили ухудшение органолептических свойств воды и появление в ней хлорфенольного запаха. Пробы воды после ее обработки взяты лаборантом районного ЦГиЭ из емкости перед подачей в водопроводную сеть.
Анализ воды:
- цветность по шкале, градусы — 25;
- запах при 20 ºС, баллы — 4, аптечный;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;
- прозрачность, см — 25;
- азот аммонийный, мг/л — 1,2;
- азот нитритов, мг/л — 0,2;
- нитраты (NО3), мг/л — 50;
- сульфаты, мг/л — 100;
- хлориды, мг/л — 80;
- окисляемость, мгО2/л — 8;
- фенолы, мг/л — 0,01;
- остаточный хлор, мг/л — 0,1;
- общее микробное число в 1 мл — 400;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 45.
Дайте заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.
Задача 6
Проба воды взята из артезианской скважины, расположенной в поселке А. на расстоянии 100 м от животноводческой фермы. Вода из водонапорной башни во многих местах просачивается и выливается на землю. Грунт песчаный. Глубина скважины 50 м.
Анализ воды:
- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый;
- запах при 20 ºС, баллы — 3, затхлый;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотный;
- прозрачность, см — 25;
- осадок — заметный, в виде бурых хлопьев;
- азот аммонийный, мг/л — 0,4;
- азот нитритов, мг/л — 0,8;
- нитраты (NО3),мг/л — 60;
- сульфаты, мг/л — 250;
- хлориды, мг/л — 120;
- окисляемость, мгО2/л — 10;
- железо, мг/л — 11,5;
- фтор, мг/л — 0,2;
- общее микробное число в 1 мл — 520;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 110.
Дайте гигиеническую оценку воды.
Задача 7
Проба воды взята из водоразборной колонки по ул. Щедрина г. Минска:
- цветность по шкале, градусы — 10, желтоватый цвет;
- запах при 20 ºС — без запаха;
- вкус при 20 ºС, баллы — 2, железистый привкус;
- прозрачность, см — 20;
- осадок — незначительный;
- азот аммонийный, мг/л — следы;
- азот нитритов, мг/л — следы;
- нитраты (NО3), мг/л — 8;
- сульфаты, мг/л — 30;
- хлориды, мг/л — 25;
- железо, мг/л — 1,0;
- остаточный хлор, мг/л — 0,1;
- жесткость общая, мг-экв/л — 4;
- окисляемость, мгО2/л — 3;
- общее микробное число в 1 мл — 100;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 2.
Дайте письменное заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.
Задача 8
Проба воды доставлена из д. Заболотье; шахтный колодец глубиной 4 м, имеет деревянный сруб, расположен на расстоянии 5 м от сарая для домашнего скота. Сруб выступает над поверхностью земли на высоту 75 см, общественного ведра и крышки, прикрывающей шахту, нет.
Анализ воды:
- цветность по шкале, градусы — 40, желтоватый цвет;
- запах при 20 ºС, баллы — 4, отчетливый, застойный;
- вкус при 20 ºС, баллы — 3, болотистый привкус;
- прозрачность, см — 20;
- осадок — заметный, илистый;
- рН — 7;
- азот аммонийный, мг/л — 2;
- азот нитритов, мг/л — 0,5;
- нитраты (NО3),мг/л — 25;
- сульфаты, мг/л — следы;
- хлориды, мг/л — 25;
- железо, мг/л — следы;
- жесткость общая, мг-экв/л — 0,5;
- окисляемость, мгО2/л — 12;
- общее микробное число в 1 мл — 850;
- общие колиформные бактерии в 100 мл (3-кратно) — 20.
Дайте заключение о пригодности воды для хозяйственно-питьевых целей.
Задача 9
Проба воды из реки в течение пяти суток выдерживалась в термостате при 20 ºС, после чего содержание кислорода в ней снизилось на 90 % по сравнению с исходным и составило 1 мг О2 в литре.
Рассчитайте БПК-5 и дайте оценку полученным данным.
Задача 10
Для обеззараживания воды в полевых условиях приготовлен 2 %-ный раствор хлорной извести; содержание активного хлора в сухой извести составляет 28 %.
Опытным путем установлено, что хлорпоглощаемость воды равна 2,4 мг/л.
Рассчитайте, какое количество сухой хлорной извести потребуется для обеззараживания автоцистерны воды объемом 3 м3. Остаточный хлор в воде должен составлять 0,4 мг/л.
Задача 11
Проба почвы взята в пригородной местности, на расстоянии 700 м от существовавшего ранее скотомогильника. По характеру почва супесчаная, мелкозернистая. Объем пор почвы — 18 %.
Анализ водной вытяжки, приготовленной из 500 г почвы (1 мл вытяжки соответствуют 5 г почвы):
- соли аммиака, мг/кг — 1,6;
- нитриты, мг/кг — 0,21;
- нитраты, мг/кг — 19;
- хлориды, мг/кг — 15;
- окисляемость — 18 мг О2 в расчете на 100 г почвы;
- санитарное число почвы — 0,7;
- общее число бактерий — свыше 4,5 млн.
Дайте письменное заключение по результатам анализа.
Задача 12
Проба почвы взята в пригородной местности на расстоянии 0,5 км от существовавшей ранее свалки мусора. По характеру почва суглинистая, мелкозернистая, объем ее составляет 16 %.
Анализ водной вытяжки, приготовленной из 200 г почвы (1 мл вытяжки соответствуют 2,5 г почвы):
- соли аммиака, мг/кг — 186;
- нитриты, мг/кг — 0,12;
- нитраты, мг/кг — 35;
- хлориды, мг/кг — 68;
- окисляемость — 22 мг О2 в расчете на 100 г почвы;
- санитарное число почвы — 0,6;
- общее число бактерий — свыше 5 млн.
Дайте письменное заключение по результатам анализа.
Гигиена жилых и общественных зданий
Задача 1
В учебной аудитории с параметрами 15´8´3,5 м вентиляция осуществляется по принципу местной искусственной приточной. Вентиляционное отверстие круглой формы, диаметр его 0,48 м. Электровентилятор включается на 10 мин в перерыве между лекциями. Скорость движения воздуха в вентиляционной трубе 7 м/с.
Определите кратность воздухообмена в аудитории. Соответствует ли она гигиеническим нормам?
Задача 2
В жилой комнате температура воздуха, согласно показаниям сухого термометра станционного психрометра Августа, составила 21 ºС, показания влажного термометра — 19 ºС. Атмосферное давление — 760 мм рт. ст.
Определите относительную влажность по формуле и по таблице. Соответствует ли она нормируемой величине?
Чему будет равен физический дефицит насыщения?
Задача 3
Параметры микроклимата в жилом помещении исследовались аспирационным психрометром Ассмана. Температура сухого термометра составила 23 ºС; влажного — 17 ºС; барометрическое давление — 738 мм рт. ст.
Чему будет равна относительная влажность воздуха? Сопоставьте ее с нормируемой величиной.
Определите температуру точки росы.
Задача 4
В жилой комнате температура воздуха, согласно показаниям сухого термометра станционного психрометра Августа, составила 21 ºС, влажного — 19 ºС. Атмосферное давление составляет 740 мм рт. ст., психрометрический коэффициент равен 0,0011.
Определите относительную влажность по формуле и по таблице. Соответствует ли она нормируемой величине?
Определите температуру точки росы.
Задача 5
Скорость движения воздуха в жилом помещении определялась с помощью шарового кататермометра. Фактор прибора — 680, время его охлаждения с 40 до 33 ºС — 120 с. Температура воздуха в помещении 21 ºС.
Определите охлаждающую способность воздуха и скорость его движения, сопоставьте полученные данные с гигиенической нормой.
Задача 6
Определите скорость движения воздуха в помещении по кататермометру с цилиндрическим резервуаром. Фактор кататермометра (F) — 520. Время охлаждения прибора с 38 до 35 ºС составило 105 с. Температура воздуха в помещении 19 ºС.
Определите охлаждающую способность воздуха и скорость его движения, сопоставьте полученные данные с гигиенической нормой.
Что такое фактор кататермометра?
Задача 7
С помощью шарового кататермометра исследовалась теплопроводность сухой и влажной ткани. Фактор прибора — 645. Время его охлаждения с 40 до 33 ºС при испытании сухой ткани составляло 220 с, влажной — 70 с.
Во сколько раз возросли теплопотери увлажненной ткани?
Задача 8
Дайте гигиеническую оценку параметрам микроклимата в жилой комнате квартиры пятиэтажного дома в зимний период. Отопление в нем центральное, водяное, низкого давления.
Показания сухого термометра аспирационного психрометра 19 ºС, влажного — 17 ºС. Перепады между средней температурой воздуха и температурой внутренней поверхности наружной стены на высоте 1,5 м в течение суток составляли ± 6 ºС; температура пола 15 ºС. Скорость движения воздуха 0,3 м/с, барометрическое давление 745 мм рт. ст.
Задача 9
Микроклимат двух закрытых помещений характеризуется следующими показателями: в первом — температура воздуха 23 ºС, а относительная влажность — 63 %, во втором — соответственно 15 ºС и 82 %.
В каком из помещений воздух сможет вместить большее количество влаги?
Задача 10
Дайте гигиеническую оценку микроклимата двух закрытых помещений, если в первом из них температура воздуха 18 ºС, а относительная влажность
62 %, во втором — соответственно 30 ºС и 68 %.
Определите физический дефицит насыщения воздуха для обоих помещений. В каком из них возможность отдачи тепла с поверхности тела человека посредством испарения будет более выраженной?
Задача 11
В лаборатории с параметрами 6´8´3,2 м два окна, каждое площадью
2,8 м2. На переплеты приходится 13 % площади окна.
Каков световой коэффициент в лаборатории? Соответствует ли коэффициент заложения нормам, если от верхнего края окна до потолка 35 см.
Определите освещенность на рабочем месте с помощью люксметра.
Задача 12
Глубина комнаты 6 м, длина — 7 м, высота — 3,2 м. В комнате два окна, ориентированные на юго-восток, их высота над полом 2,8 м, застекленная площадь каждого их них 2,9 м2, стены в комнате светло-желтые, потолок — белый.
Дайте комплексную гигиеническую оценку естественному освещению жилой комнаты (ориентация, световой коэффициент, коэффициент заложения).
Задача 13
Дайте гигиеническую оценку состояния воздушной среды учебной комнаты кафедры до начала занятий и в конце рабочего дня по данным, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Исследуемые показатели | До начала занятий | В конце рабочего дня |
Содержание СО2, ‰ | 0,5 | 1,9 |
Температура воздуха, ºС | 21,2 | |
Относительная влажность, % | ||
Величина охлаждения кататермометра | 5,4 | 4,6 |
Число пылинок в 1 см3 воздуха | ||
Число тяжелых ионов 1 см3 воздуха | ||
Число легких ионов 1 см3 воздуха |
Задача 14
В утренние часы на рабочем месте в учебной лаборатории совмещенная освещенность составляла 320 лк, половина из которой приходится на искусственную. В полуденное время наружная освещенность возросла и под открытым небом составила 15500 лк.
Чему равен в это время коэффициент естественной освещенности? Сравните его с гигиенической нормой.
Задача 15
Центр рабочего места швеи-мотористки находится на расстоянии 3 м от окна. Высота верхнего края остекления окна от горизонтальной плоскости рабочего места 1,9 м. В 12 м от окна расположено соседнее здание, которое возвышается на 6 м от вышеуказанной горизонтальной плоскости.
Определите по тангенсу и транспортиру угол падения света для рабочего места и угол отверстия. Дайте им оценку.
Задача 16
Комната в общежитии площадью 18 м2 освещается 2 лампами накаливания по 150 Вт каждая. Светильники полуотраженного света; напряжение в сети 220 В.
Рассчитайте величину освещенности в лк при условном расходе энергии 10 Вт/м2. Результат сопоставьте с нормами.
Задача 17
Рассчитайте необходимое количество люминесцентных ламп мощностью 40 Вт каждая для рекреационного зала площадью 160 м2 при высоте подвеса светильников 3 м, чтобы освещенность составила 170 лк.
Задача 18
Читальный зал площадью 170 м2 освещается 34 люминесцентными лампами по 40 Вт каждая. Напряжение в сети 220 В.
Рассчитайте приближенную освещенность (лк) по количеству светильников. Результат сопоставьте с гигиенической нормой.
Задача 19
В читальном зале библиотеки площадью 125 м2 искусственное освещение организуется за счет 5 светильников ШОД-2 с 2 люминесцентными лампами в каждом из них мощностью по 40 Вт.
Рассчитайте приближенную освещенность в лк по количеству светильников. Результат сопоставьте с гигиенической нормой.
Рассчитайте методом «Ватт» необходимое количество светильников для создания освещенности на рабочих местах в 400 лк.
Задача 20
В общежитии комната площадью 18 м2 освещается двумя лампами накаливания по 150 Вт каждая. Светильники полуотраженного света; напряжение в сети 220 В.
Рассчитайте величину освещенности в лк при условии расхода энергии
10 Вт/м2 и сопоставьте ее с нормами.
Задача 21
Читальный зал площадью 170 м2 освещается 17 светильниками ШОД-2. В каждом из них по 2 люминесцентные лампы мощностью по 40 Вт.
Рассчитайте приближенную освещенность методом «Ватт».
Как устроена люминесцентная лампа?
Укажите ее достоинства и недостатки.
Задача 22
Рассчитайте количество люминесцентных ламп мощностью по 40 Вт каждая, необходимое для создания освещенности 300 лк в рекреационном зале площадью 125 м2.
Дайте определение понятию «люкс».
Что такое совмещенное освещение?
Задача 23
На кафедре в учебном классе глубиной 6,2 м, длиной 8 м, высотой 3,1 м занимается 12 студентов. К концу занятий концентрация СО2 составила 0,18 % при температуре 23 ºС и относительной влажности 82 %.
Каковы фактический и необходимый объем вентиляции и кратность воздухообмена?
Оцените микроклимат помещения.
Задача 24
Определите фактическую и необходимую кратность воздухообмена для жилой комнаты объемом 5,5´3,9´2,8 м, в которой проживает 3 человека. Содержание СО2 в момент исследования составило 1,9 ‰.
Дайте гигиеническую оценку объема вентиляции и кратности воздухообмена.
Задача 25
В лаборатории с объемом 6´5´3 м работает 4 человека. Размеры вентиляционного отверстия 0,15´0,10 м, скорость движения воздуха 2 м/с.
Оцените эффективность вентиляции.
Задача 26
В аудитории с объемом 8´15´5 м занимается 80 человек. Аудитория оборудована приточно-вытяжной вентиляцией.
Определите, какое количество воздуха должно подаваться в аудиторию в течение часа? Какая при этом будет кратность воздухообмена и допустима ли она?
Задача 27
В лекционной аудитории площадью 220 м2 занимается 120 студентов. Вентиляция в ней приточно-вытяжная без механического побуждения. Радиус вентиляционного отверстия 20 см; их два. На площадь жалюзийной решетки приходится 20 % площади отверстия. Скорость движения воздуха в вытяжном отверстии 0,4 м/с. Время проветривания — 15 мин через каждый час.
Рассчитайте необходимый и фактический объемы вентиляции и кратность воздухообмена для данной аудитории. Обеспечивает ли вентиляционная система необходимые условия для эффективной вентиляции?
Задача 28
Содержание СО2 в классном помещении к концу второй смены составило 1,9 ‰ при температуре воздуха 26 ºС и относительной влажности 82 %.
Оцените параметры микроклимата и воздушной среды в классе.
Задача 29
Решается вопрос выбора места для строительства нового сельскохозяйственного поселка. За длительный период наблюдения повторяемость ветров в данной местности распределялась следующим образом: С — 37 дней, С-В — 34 дня, В — 30 дней, Ю-В — 28 дней, Ю — 37 дней, Ю-З — 50 дней, З — 58 дней, С-З — 80 дней, штиль — 11 дней.
Постройте розу ветров и определите место, где следовало бы разместить животноводческий комплекс.
Перечислите приборы для исследования направления и скорости движения воздуха.
Задача 30
В течение года повторяемость ветров по румбам в данной местности была следующей: С — 37 дней; С-В — 34 дня; В — 30 дней; Ю-В — 29 дней; Ю — 37 дней; Ю-З — 50 дней; З — 67 дней; С-З — 71 день; безветренная погода отмечалась 11 дней.
Постройте розу ветров и определите место, где должны быть размещены промышленные предприятия.
Задача 31
При плановой проверке санитарного состояния городской станции «Юных техников» установлено, что в течение последних двух месяцев на 2-м этаже станции в приспособленном помещении стал функционировать компьютерный класс, в котором занимаются учащиеся старших классов. Площадь класса 37 м2, высота — 3 м. Два окна ориентированы на юг. Стены класса на высоту 1,5 м окрашены масляной краской темно-синего цвета. Стены панелей и потолок побелены.
На 1-м этаже под классом расположена сауна. Температура воздуха в компьютерном классе в теплое время года достигает 26–27 ºС при относительной влажности 80–85 %. Окна в нем не открываются, так как оборудованы металлическими решетками.
В классе 12 рабочих мест. Освещенность на клавиатуре — 75 лк, на экране монитора — 30 лк. Уровень шума при работе компьютеров — 60 дбА. Вместо стульев используются табуретки. Занятия проводит инженер-программист. Продолжительность занятий 1,5 ч, без перерыва.
Дайте гигиеническую оценку размещения компьютерного класса, соблюдения норм площади, выделенной на рабочее место, состояния микроклимата, освещенности, шума в нем и др. Перечислите мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Задача 32
При санитарном обследовании городской образовательной средней школы установлено, что она имеет три этажа, расположена в глубине жилого микрорайона на расстоянии 35 м от красной линии, построена по типовому проекту, рассчитана на 1320 чел. (фактически обучается 1440 чел.). Занятия проводятся в две смены. На территории школы имеются спортивная и учебно-опытная зоны, а также хозяйственный двор; зеленые насаждения занимают
48 % участка.
Учебные кабинеты школы (6,2´8,2´3,1 м) оснащены типовым оборудованием. Учащиеся 3–4-го классов занимаются в одном помещении в разные смены, обеспечены партами 3–4-й групп, расположенными вдоль класса в три ряда. Наполняемость младших классов составляет 46–47 чел. Температура воздуха в классе к концу второй смены 24 ºС при относительной влажности 91 %. Проветривание осуществляется при помощи фрамуг. Содержание СО2 в воздухе — 1,8 ‰. Искусственное освещение обеспечивается лампами накаливания по
75 Вт каждая. Их 16 шт. Они оборудованы светильниками полуотраженного света, расположенными в два ряда параллельно линии окон.
Анализ учебного расписания и нагрузки учащихся показал, что максимальное количество часов в неделю для учащихся 1–4-го классов — 28; 5–8-го — 34; 9–11-го классов — 36.
В школе имеется столовая на 120 посадочных мест; работает она на полуфабрикатах. В специально отведенном месте обеденного зала оборудован умывальник. Из 4 имеющихся электрополотенец 2 — в неисправном состоянии. Для мытья столовой посуды используются двухгнездные ванны. Питание учащихся регламентировано специальным расписанием, согласно которому старшеклассники питаются после 2-го урока, младшие школьники — после 3-го.
Обоснуйте заключение о размещении школы, соблюдении норм площади, о состоянии микроклимата и освещенности в классных помещениях. Оцените наполняемость классов, учебную нагрузку и организацию питания учащихся.
Гигиена питания
Задача 1
Хронометражно-табличным методом установлено, что в течение суток студент университета (20 лет, рост — 171 см, масса тела — 68 кг) на следующие виды деятельности затрачивает определенное время, в минутах:
- утренняя физзарядка и туалет — 20;
- ходьба — 90;
- езда в городском общественном транспорте (стоя) — 150;
- посещение лекций и занятий в лабораториях (сидя) — 480;
- занятия в спортивной секции (баскетбол) — 80;
- прием пищи (сидя) — 65;
- деятельность по самообслуживанию (уборка постели, стирка белья и др.) — 90;
- сон — 480.
Определите суточные энерготраты студента, потребность его в нутриентах.
Задача 2
Энерготраты студента (22 года, масса тела — 62 кг) в дни занятий в спортивной секции (баскетбол; 80 мин) возрастают на 21 % по сравнению с обычным днем.
Определите с применением коэффициента физической активности энерготраты студента и рассчитайте с использованием эталона сбалансированной мегакалории его потребность в нутриентах в обычные дни и в дни занятия спортом.
Задача 3
Энерготраты студентки (21 год, масса тела — 57 кг) составляют 2,42 мегакалории.
Определите с использованием эталона сбалансированной мегакалории потребность студентки в макронутриентах и витаминах.
Задача 4
Токарь (28 лет, масса тела — 69 кг, рабочий день — 8 ч) получает с пищевым рационом 90 г белка, 110 г жира и 340 г углеводов.
Рассчитайте количество образующейся при этом энергии. Сопоставьте полученные результаты с нормируемыми, касающимися тяжести труда, потребностей в энергии и нутриентах, определив их с помощью коэффициентов физической активности и по эталону сбалансированной мегакалории. Дайте необходимые рекомендации по адекватности питания и сбалансированности пищевого рациона.
Задача 5
Тракторист (53 года, масса тела — 75 кг) во время весеннего сева работает в поле с 730 до 1900, с часовым перерывом на обед и отдых.
Рассчитайте потребность тракториста в энергии и нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории, соответствующих характеру его трудовой деятельности.
Задача 6
Суточные энерготраты токаря, работающего в ночную смену, составляют 3200 ккал.
Рассчитайте его потребность в основных нутриентах и дайте рекомендации по режиму питания (распределение суточного рациона на отдельные приемы, кратность и время приема пищи).
Задача 7
Основной обмен студентки университета (возраст — 22 года, масса тела — 61 кг) составляет 1350 ккал. Трижды в течение недели по 1,5 ч она занимается в секции художественной гимнастики.
Рассчитайте ее потребность в энергии и нутриентах в дни занятия спортом и определите, соответствуют ли они энергозатратам.
Задача 8
Врач-хирург (возраст — 35 лет, масса тела — 80 кг, рабочий день — 6 ч) получает с пищевым рационом 80 г белка, 120 г жира, 360 г углеводов.
Рассчитайте количество получаемой им энергии. Сопоставьте полученные данные с физиологическими потребностями врача-хирурга в энергии и нутриентах, определив их с применением коэффициентов физической активности и по эталону сбалансированной мегакалории. Дайте необходимые рекомендации по адекватности питания и сбалансированности пищевого рациона врача-хирурга.
Задача 9
Студент (возраст — 20 лет, рост — 172 см, масса тела — 66 кг) занимается в институте с 800 до 1600, с перерывом с 1230 до 1330.
Рассчитайте энерготраты студента и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Дайте рекомендации по режиму питания.
Задача 10
Каменщик (32 года, масса тела — 59 кг), занятый кирпичной кладкой строящегося дома, с суточным рационом получает 95 г белка, 120 г жира и 380 г углеводов. Его рабочий день — 8 ч.
Рассчитайте энерготраты каменщика и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Оцените энергетическую и нутриентную адекватность питания рабочего.
Задача 11
Лесоруб (42 года, масса тела — 68 кг), занятый заготовкой древесины, потребляет с суточным рационом 120 г белка, 135 г жира, 410 г углеводов. Время его работы 7 ч (с перерывом и отдыхом в 1 час).
Рассчитайте энерготраты каменщика и его потребность в нутриентах с применением коэффициентов физической активности и эталона сбалансированной мегакалории. Оцените энергетическую и нутриентную адекватность питания рабочего.
Задача 12
В суточном рационе служащего сферы обслуживания (58 лет, масса тела — 77 кг) содержится 350 г перезимовавшего картофеля. При отсутствии других источников витамина С содержание его в картофеле составляло 4 мг %. При кулинарной обработке картофеля теряется 50 % этого витамина, а с мочой его выделяется 0,1 мг/ч. Ломкость капилляров у служащего повышена.
Оцените обеспеченность организма витамином С.
Рассчитайте потребность служащего в энергии и питательных веществах.
Задача 13
При гигиеническом анализе фактического питания студента (20 лет, масса тела — 65 кг) выявлено, что содержание в его рационе витамина С (с учетом потерь при кулинарной обработке) составило 25 мг/сут, а витамина А (в ретиноловом эквиваленте) — 580 мкг. При опросе студент жаловался на общую слабость, быструю утомляемость, частые респираторные заболевания, кровоточивость десен. При обследовании у студента выявлено ороговение кожи на локтевых сгибах, сужение поля зрения, нарушение темновой адаптации. Экскреция витамина С с мочой составила 0,1 мг/ч.
Рассчитайте суточную потребность студента в аскорбиновой кислоте. Оцените обеспеченность организма витаминами С и А. Дайте рекомендации по устранению данных проявлений гиповитаминозов.
Задача 14
В суточном рационе преподавателя (50 лет, масса тела — 65 кг) 180 г свежей капусты. При отсутствии других источников витамина С содержание его в капусте составляло 50 мг %. При кулинарной обработке теряется в среднем
60 % этого витамина, а выделяется с мочой 0,3 мг/ч. У преподавателя отмечается снижение резистентности капилляров кожи.
Рассчитайте суточную потребность организма в аскорбиновой кислоте. Оцените обеспеченность его данным витамином.
Задача 15
Рабочая кондитерской фабрики (28 лет, масса тела — 55 кг) обратилась к врачу с жалобами на чувство слабости и боли в ногах, на быструю утомляемость ног при ходьбе. В беседе с ней были обнаружены существенные недостатки в ее питании: ежедневное употребление кондитерских изделий, регулярное — пшеничного хлеба из муки высшего сорта, а также манной каши и каши из полированного риса. у рабочей при пальпации выявлена болезненность икроножных мышц. Выделение витамина С с мочой у нее составило 0,2 мг/ч. Кроме того выявлена повышенная ломкость капилляров кожи.
Определите, для какого витамина характерна данная картина гиповитаминозного состояния. Рассчитайте суточную потребность рабочей в аскорбиновой кислоте. Дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.
Задача 16
Служащая банка (35 лет, масса тела — 70 кг) обратилась к врачу с жалобами на учащение у нее респираторных заболеваний и резкое ухудшение способности видеть предметы в сумерках. При сборе анамнеза выяснилось, что больная — строгая вегетарианка. При обследовании у нее выявлен фолликулярный гиперкератоз и нарушение нормального цветоощущения.
Определите, для какого витамина характерна данная картина гиповитаминозного состояния. Обоснуйте свое заключение. Скажите, какие дополнительные исследования можно назначить больной для подтверждения диагноза и дайте рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.
Задача 17
При прохождении медосмотра студент жаловался на быструю утомляемость, снижение работоспособности, сонливость, кровоточивость десен. Объективные данные: края десен разрыхлены, на коже разгибательных поверхностей плеч — фолликулярные высыпания. Проба на резистентность капилляров резко положительная. Выделение с мочой витамина С — 0,01 мг/ч.
Оцените обеспеченность организма витамином С.
Рассчитайте потребность в питательных веществах и витамин