I тур
Задания для проведения Олимпиады в 9 классе
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.
Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.
Апостр о́ ф, вероисповед а ́ние, карфаген я́ не, катал о́ г, об о ́дрить.
Ответ.
Апостр о́ фи устарелое ап о ́строф
Вероиспов е ́дание(неправильно вероисповед а ́ние).
Карфаг е́ няне
Катал о́ г(не рекомендуется кат а ́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).
Ободр и ́ть, ободр ю ́, ободр и ́т (не рекомендуется об о ́дрить, об о ́дрю, об о ́дрит).
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?
Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.
2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.
Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).
Вопрос № 3
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем
Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не дает.
Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?
Ответ. 1. червонный - ‘красный, алый, цвета крови’.
2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.
3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.
Оценка. За 1 часть вопроса – 1 балл, за 2 часть – 2 балла, за 3 часть - 1 балл.
Вопрос № 4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:
Kovačeva kobila je vedno bosa (č = ч)
(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.
Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.
Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.
Вопрос № 5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.
Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.
Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.
Вопрос № 6
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.
Ответ.
1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.
2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.
3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.
Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.
Вопрос № 7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.
Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
Ответ. Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень -перст - (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).
Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.
Вопрос № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:
а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);
б) Волк в шкуре джентльмена. (МК. 07.12.2002);
в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).
Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);
б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);
в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);
Оценка. По 2 балла за каждый восстановленный фразеологизм, за указание первоисточника - 1 балл.
Вопрос № 9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.
Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:
вы-полн-ите и вы-полн-и-те;
вы-лет-ите и вы-лет-и-те;
вы-куп-ите и вы-куп-и-те.
Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.
Вопрос № 10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.
Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.
Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.
Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)