Ориентировочная структура разных типов уроков
1. Урок изучение нового материала:
o Вступительные упражнения учеников. Учитель выясняет степень готовности учеников к уроку. Ученики активизируют свои знания, необходимые для данного урока.
o Актуализация знаний учеников, создание проблемной ситуации, необходимой для данного урока.
o Исследование проблемы известными средствами.
o Подведение итогов и формулировки выводов.
o Упражнения на применение добытых знаний, закрепления знаний.
o Домашнее задание.
2. Урок применение знаний на практике:
o Вступительные упражнения.
o Практические упражнения учеников из новой темы.
o Обобщение.
o Домашнее задание.
3. Урок закрепление и повторение учебного материала:
o Анализ отдельных законов по теме, что повторяется.
o Рефераты или сообщение учеников. Обсуждение.
o Обобщение.
o Домашнее задание.
4. Урок контроля и учета знаний:
o Краткое повторение для актуализации знаний учеников и инструктаж учителя.
o Самостоятельное выполнение учениками контрольных заданий.
o Оценка работы учеников.
5. Комбинированый урок:
o Проверка домашнего задания.
o Актуализация опорных знаний учеников.
o Подача нового материала.
o Закрепление
o Домашнее задание.
Последним временем очень вырос интерес учителей к новым организационным формам и структурам уроков. Движение учителей-новаторов возник именно на этой основе.
Появились новые типы уроков, основное задание которых - активизация познавательной деятельности учеников:
· уроки погружение,
· уроки взаимообучение,
· уроки "деловые игры",
· уроки - соревнование,
· уроки - консультации,
· уроки творчества учеников,
· уроки - сочинения,
· компьютерные уроки.
· аукционы и т.п.
В приведенной типизации уроков тяжело найти определенный геренарализирующий признак. В ней отображено лишь то, что считается в этом уроке новаторским. Все наработки учителей-новаторов нуждаются в детальной проработке и обобщении. Не исключено, что большинство из этих уроков можно описать в соответствии с существующей системой классификации и дидактических правил.
ВИДЫУРОКОВ
Урок изучения нового материала:
урок-лекция;
урок-беседа;
урок с использованием учебного кино-, видеофильма;
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном)
Урок применение знаний на практике (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.)
Урок самостоятельной работы (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);
урок - лабораторная работа;
урок практических работ;
урок-экскурсия; урок-семинар
Урок обобщения и систематизации Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
Урок контроля и учета знаний (учета и оценки ЗУН) Устная форма проверки (фронтальный, индивидуапьный и групповой опрос); письменная проверка; зачет;зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов)
Комбинированный урок На нем решается несколько дидатических задач
Нетрадиционные формы урока:
ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция: игра «Волшебный конверт»; проблемная; межпредметный интегрированный урок; визуальная; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресе-конферөнция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; - лекция-диалог.
Планирование учебной работы учителя
Планирование – это обязательный компонент работы. Цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.
Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.
Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08.
Виды планов:
· годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала;
· полугодовой;
· четвертной;
· тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме);
· поурочный.
При составлении планов учителя принимают во внимание:
· программу для данного года обучения;
· учебный комплекс для данного года обучения;
· подготовку учащихся по информатике, а также общий уровень их знаний;
· перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;
· ступени обучения и возрастные особенности учащихся.
Календарный план работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения.
Тематический план
Включает в себя серию уроков. Тематический план создается по прохождению какой-то темы (раздела). Основная задача – определение конечных целей в результате работы над этой темой. Позволяет представить роль и место каждого отдельного урока при происхождении темы, позволяет определить конкретные задачи отдельного урока и всей темы. Что? Где? Когда?
Обязательно нужно указать, какое количество часов отведено для работы над этой темой.
Поурочное планирование
Составление конспекта урока.
План конспект урока №____ по информатике и ВТ в ___ классе на тему «________»
Цели урока: …(воспитательная, общеобразовательная, развивающая).
Тип урока: … (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)
Оборудование и программное обеспечение, используемое на уроке: …(учебник, видео, аудио)
Структура урока:
(План урока согласно типу урока, с указанием времени для каждого этапа урока)
I. Организационный этап. ~ 2-3 минуты.
II. Актуализация. ~ 3-10 минут.
III. Формирование новых понятий, способов действия.
IV. Применение (формирование умений и навыков).
V. Домашнее задание. Дается д/з, которое всегда нужно писать на доске, обычно в правом нижнем углу. Если в д/з содержатся упражнения, необходимо показать, где оно находится и как делается.
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии
Ход урока:
I. Организационный этап (определяется задача и содержание этапа, налаживается рабочий контакт учителя и учащихся, проверяется готовность учащихся к уроку)
II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогүт в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи)
III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углүбление и расширение знаний; формулируется познавателельная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемыс приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы)
IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи.указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)
V. Домашнее задание (Дается д/з, которое всегда нужно писать на доске, обычно в правом нижнем углу. Если в д/з содержатся упражнения, необходимо показать, где оно находится и как делается.)
VI. Подведение итогов урока (дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся)
VII. Этап рефлексии (эмоциональное состояние учащихся)
В содержательной части должны быть представлены: планируемые требования к уровню подготовки учащихся; подробное изложение учебного материала; все задания, задачи, упражнения и т.д. с подробным решением.
При этом должно быть показано:
1) как будет проведена проверка домашнего задания (желательно, чтобы домашнее задание подводило учащихся к изучению новой темы, а проверка носила обучающий характер);
2) кто будет опрошен, по каким вопросам;
3) какая фронтальная работа будет проведена с классом;
4) как будет сообщен новый материал:
- какое введение будет сделано;
- что будет изложено самим учителем, что должны выполнить учащиеся;
- вопросы, которые будут поставлены учителем, и ожидаемые на них ответы;
- какие наглядные пособия будут использованы, когда и как будут показаны;
- какие выводы будут сделаны, что необходимо усвоить ученикам в результате работы;
5) как будет проведено закрепление пройденного материала на уроке, как выявляется понимание учениками нового материала и связь его с ранее пройденным;
6) если будет проводиться самостоятельная работа, то каково ее содержание, какие указания по ее проведению будут сделаны, как осуществляется проверка;
7) какое и когда будет дано домашнее задание, какие пояснения к нему будут даны;
8) подведение итогов урока (что нового узнали на уроке, характеристика работы класса и отдельных учащихся).