Упражнения для сосредоточения. - Устранение внешних впечатлений. - Преодоление невнимания. - Развитие силы воли. - Волевой контроль над движениями мускулов. - Достижение не так легко. - Сидите спокойно. - Упражнения. - Концентрирование мускулов рук. - Упражнения. - Упражнение мускулов. - Развитие хладнокровия и душевного и телесного спокойствия. - Примеры. - Как отвыкнуть от неизящных манер. - Волевое внимание. - Развивающие его упражнения. - Наставление для добавочных упражнений. - Сосредоточенное внимание на внешних предметах. - Общее объяснение. - Смешанные упражнения.
А.. Первое требование сосредоточения состоит в умении устранить посторонние мысли, звуковые и зрительные впечатления, преодолевать невнимание, достигнуть совершенного господства над телом и умом. Тело должно быть подчинено непосредственному контролю разума; разум же - непосредственному контролю воли. Воля обладает достаточной силой, но разум нуждается в укреплении непосредственным воздействием воли. Разум, укрепленный импульсами волн, становится более могущественным прожектором мыслительных вибраций (колебаний), и вибрации получают большую силу и производят более сильное действие.
Я начну с того, что укажу как добиться того, чтобы тело немедленно подчинялось приказаниям духа.
Первое упражнение, которое мы должны научиться производить в совершенстве, прежде чем приступить к последующим, состоит в контролировании мускульных движений. Это, с первого взгляда, может показаться очень простым, но уже небольшое количество упражнений убедит вас, что вам предстоит многому научиться. Следующие упражнения сильно помогут вам в приобретении контроля над мускульными движениями.
А. - 1. Сидите спокойно. Это нелегкая задача. Она прежде всего подвергнет испытанию вашу способность сосредоточиваться, сдерживать невольные мускульные движения, но нужна небольшая практика, и вы в состоянии будете сидеть спокойно, не двигая мускулами, пятнадцать и более минут. Самый лучший способ - это усесться в спокойное кресло, принять удобное положение, затем совершенно ослабить мускулы и пытаться остаться совершенно спокойным в продолжение пяти минут; после того как вы будете в состоянии сохранять такое положение в течение десяти минут, увеличьте время до пятнадцати минут, которое будет вполне достаточным. Вы не должны утомлять себя этим, как и всяким иным упражнением. Самое лучшее практиковаться понемногу, но как можно ЧАЩЕ. Не забудьте, что вы не должны сидеть в окостенелом положении, мускулы не должны быть напряжены, вы должны вполне ослабить их. Вы поймете значение этого ослабления, если пожелаете хорошо отдохнуть после утомительного физического возбуждения. Это идеальное «лечение отдыхом» может производиться лежа в постели или на кушетке, либо сидя в кресле.
А. - 2. Выпрямитесь на стуле, подняв голову и выставив вперед подбородок; отодвинув плечи назад, протяните вашу правую руку вправо в уровень с плечом. Поверните голову и устремите пристально взгляд на вашу руку, которую вы оставите в этом положении в течение одной минуты. Проделайте тоже самое с левой рукой. Когда будете в состоянии выполнить это дело в совершенстве, увеличьте время до двух минут, затем до трех, и т.д., пока вы будете в состоянии сохранять такое положение в течение пяти минут. Кисть руки должна быть повернута ладонью книзу, так как это легчайшее положение. Устремляя взгляд на кончики пальцев, вы в состоянии будете видеть, насколько спокойно выдержите руку.
А. - 3. Налейте рюмку водою до краев и держите ее межу пальцев; вытяните правую руку как раз перед собою. Устремите взор на рюмку и попутайтесь держать руку так спокойно, чтобы не было заметно колебания воды. Начинайте с минутного упражнения и доведите его постепенно до пяти минут. Действуйте попеременно правой и левой рукой. А. - 4. В вашей повседневной жизни старайтесь избегать натянутого, напряженного состояния мускулов, когда желаете покоя. Попытайтесь достичь уравновешенных манер держать себя. Вырабатывайте свободу в движениях и самообладании взамен нервозности и натянутого и чересчур озабоченного внешнего вида. Умственные упражнения помогут вам приобрести должный вид и обхождение. Перестаньте выбивать по столу такт пальцами, такая манера указывает на недостаток самообладания, не топайте ногами, не болтайте ими во время разговора или когда сидите, не раскачивайтесь в качалке, не кусайте ногтей и не жуйте губ, не щелкайте языком в то время, как вы читаете или занимаетесь, или пишите, не мигайте глазами и не щурьте их. Избавьтесь от привычек пощипывать или подергивать какой-нибудь частью вашего тела, эти привычки становятся второй природой. Вы можете их легко остановить, «перенеся мысли» и прибегая к сосредоточению. Приучайтесь хладнокровно и спокойно относиться к звукам, которые до сих пор заставляли вас вздрагивать, например, хлопанье внезапно закрытой дверью, падение книги или другого предмета и т.п.
Другими словами, хорошенько сдерживайте себя. Вышеприведенные упражнения будут большою для вас помощью в достижении того, что вы желаете.
В. Вышеприведенные упражнения научат вас искусно управлять НЕПРОИЗВОЛЬНЫМИ мускульными движениями и таким образом подчинять ваше тело контролю произвольных функций. СЛЕДУЮЩИЕ же упражнения облегчат вам подчинить ваши произвольные мускульные движения прямому господству воли, другими словами, разовьют духовные способности, производящие волевые мускульные движения.
В. - 1. Сядьте перед столом, положите на него руки, сжав кулаки и повернув их ладонями вверх так, чтобы большой палец лежал на других.
Устремите на минуту ваш взгляд на кулак и затем понемногу отодвигайте большой палец, обращая ваше ПОЛНОЕ внимание на это действие, как если бы оно имело большую важность. Затем медленно отодвиньте ваш указательный палец, средний, безымянный и, наконец, мизинец.
Затем поступите наоборот: закройте сначала мизинец и продолжайте таким образом далее, пока снова кулак не примет своего первоначального вида: большой палец должен прикрывать остальные. Проделайте то же с левой рукой. Повторите это упражнение пять раз в сидячем положении, а затем увеличьте его до десяти раз.
Это упражнение вас утомит, но вы должны упорствовать повторять его, так как оно имеет важное для вас значение в целях развития вашего внимания, сосредоточивая его на простых и однообразных упражнениях; сверх того, это даст вам непосредственный контроль над всеми мускульными движениями. Вы скоро увидите пользу, которую принесут вам эти простые и на первый взгляд неважные упражнения. Не теряйте внимания к сгибанию и разгибанию пальцев, это главное, - если вы пренебрежете этим, вы потеряете полностью всю пользу, приносимую упражнениями.
В. - 2. Это упражнение - ни более ни менее как старая игра, которую можно наблюдать среди наших крестьян, известная под именем «вращения больших пальцев».
Соедините руки так, чтобы пальцы одной руки вошли в промежуток между пальцами другой, оставив свободными только большие пальцы.
Затем медленно начните вращать один большой палец вокруг другого, сосредоточьте все ваше внимание на концах больших пальцев.
В. - 3. Положите на колено правую руку, сжав ее в кулак, исключая указательный палец, который должен быть направлен как раз от вас.
Затем начните покачивать палец из стороны в сторону, сосредоточив внимание на его кончике.
Эти упражнения можно варьировать до бесконечности, и вы должны упражнять вашу изобретательность, находя все новые и новые добавочные упражнения. Главная идея состоит в том, что упражнение должно состоять из нескольких простых, обыденных, монотонных мускульных движений, и внимание должно быть обращено на движущуюся часть тела.
Ваше внимание восстанет против такого насилия и будет пытаться всяким возможным образом избавиться от него. Здесь необходима тренировка, и вы должны настаивать, чтобы ваше внимание исполнило свою работу с начала до конца и не отвлекалось бы более интересными впечатлениями или занятиями. Смотрите на себя, как смотрел бы строгий учитель, а на свое внимание как на шаловливого, резвого мальчика, который устает сидеть за книгой, бросает украдкой взгляд через окно или дверь на наиболее привлекательные посторонние явления. Ваше дело удержать мальчика за книгой, зная, что это будет лучше для него, хотяон и не сознает этого теперь. Немного спустя вы заметите, что вы куда лучше управляете вашими мускульными движениями, поведением и манерой держать себя, и также заметите увеличивающуюся силу внимания и сосредоточения в ваших повседневных делах, что даст вам значительные преимущества.
С. Этот род упражнения предназначается, чтобы помочь вам в сосредоточении вашего внимания на некоторых материальных предметах, не составляющих части вас самих. Выберите какой- нибудь неинтересный предмет, например, карандаш и сосредоточьте на нем все ваше внимание в течение пяти минут. Смотрите на него пристально; думайте о нем; вертите его; рассматривайте; думайте об его употреблении, его свойствах, о материале, из которого он сделан, о процессе его производства и т.п. Не думайте ни о чем ином, как только об одном карандаше. Представьте, что ваша главная жизненная задача - изучение этого карандаша. Представьте, что во всем мире не существует ничего кроме вас и этого карандаша. Один лишь мир, в нем всего две вещи - карандаш и я». Не позволяйте вашему вниманию уклоняться от карандаша, но удерживайте его на нем. Вы увидите, как непокорно ваше внимание, когда вы приметесь за это упражнение, но не позволяйте ему взять над вами верх. Это очень утомительно для него, но ведет к его же пользе, старайтесь укрепиться. Когда вы сломили, завоевали внимание, вы совершили великую победу, как вы скоро убедитесь. Сколько раз потом в вашей жизни, когда вы будете нуждаться в сосредоточенном внимании, вы будете мне благодарны, что я навел вас на это упражнение. Это упражнение может разнообразиться до бесконечности, каждый раз выбирая какой-нибудь неинтересный и обыкновенный предмет для сосредоточения внимания. Не выбирайте интересного предмета, так как он не требует усилия, чтобы сосредоточиться на нем. Вам нужно то, что представляется чем-то вроде «работы» для внимания, чем менее занимателен предмет, тем труднее работа, тем успешнее упражнение. Затруднение этого упражнения состоит в том, что вы скоро уклонитесь от существенного, так как продолжающееся сосредоточение на неинтересных предметах пробудит в конце концов в целях самозащиты интерес и к ним. Тем не менее, когда вы достигнете этого состояния, вам нужно будет лишь немного поупражняться, чтобы быть в состоянии сосредоточивать ваше внимание на ком и на чем угодно.
Вышеприведенных упражнений будет достаточно для ваших целей, полагая, конечно, что вы их будете разнообразить и практиковаться на предмете, которым встречается в вашей повседневной работе. У вас не будет недостатка в материале для практики, как скоро главная идея запечатлится в вашем мозгу.
Упражнения, указанные в предыдущих уроках, могут производиться с большим пониманием теперь, когда вы знаете выгоды, которые можно извлечь из сосредоточения. Вы научитесь лучше «сохранять мысль», посылать больше энергии при внушениях и с мыслительными колебаниями. Ваши упражнения взгляда вступят в новую фазу, то же будет с упражнениями телепатического хотения и т.д.
Вы в состоянии будете одолеть дурные привычки и приобрести взамен хорошие. Короче, с приобретением искусства сосредоточения все будет удаваться вам лучше, чем раньше. Вы приобретете твердое господство над вашим духом и телом и найдете, что вы теперь господин ваших страстей, а не их раб. Власть, приобретенная над самим собою, обнаружится во власти руководить другими. Человек, победивший себя, не будет затрудняться покорить своей воле других. Продолжайте заниматься сосредоточением и развитием ответственности разума перед волей, и вы станете настоящим гигантом в сравнении с людьми, которые не приобрели этой силы. Испытывайте вашу силу воли различным образом над самим собою до тех пор, пока вы не получите уверенности, что вы приобрели господство над собою. Не довольствуйтесь ничем иным. Когда вы достигнете этого, господствование над другими уже принадлежит вам.
15.
Пятнадцатый урок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интуитивное (созерцательное) восприятие истины. - Намек, на великую истину. - Скрытые силы развиты. - Практическая сторона. - Сокровенная сторона. - Познание духа влечет возвышенные результаты. - Познавание самого себя. - Литература пустых слов и пустяков. - Немного зерен пшеницы среди массы мякины. - Практическое знание скудно, но оно необходимо. - Совет искателям истины. - Маленькое пламя внутри нас. - Тройное могущество динамической силы. - Сила «Я есмь - Новые решения, новые силы. - Братство людей. - Самоуважение. - Не позволяйте, чтобы вас обманывали. - Не будьте злы. - Коротенький способ действия. - Не злоупотребляйте вашей новой силой. - Намек на великую истину. - Прощальный совет. - Конец.
я чувствую, что те, кто следил за мною в предыдущих уроках, должны были ПОЧУВСТВОВАТЬ в себе интуитивную (созерцательную) уверенность в истине, заключающейся в преподанных здесь наставлениях. Объем и назначение этой книга позволяют мне коснуться только слегка великой науки духа; дать вам намек на великую истину; познакомить с несколькими упражнениями, которые, если к ним относиться сознательно, дадут возможность развить скрытую силу.
Все прочее лежит уже вне пределов этой книги, назначение которой - дать ПОПУЛЯРНЫЕ изложения упражнений и применений магнетизма личности и психического воздействия в повседневной жизни. Средний читатель вполне будет удовлетворен «практической» стороной предмета и не пожелает заглянуть поглубже в тайну. Для тех же немногих, которые имели бы желание проникнуть глубже в суть дела, которым хотелось бы поднять покрывало, для них есть иные источники знания, которые я постараюсь изложить в моей новой книге: «законы нового способа мышления».
Не стараясь глубже вдаваться в предмет, я сказал бы, что, по моему мнению, разумное понимание законов духа, соединенное с возвышенными правилами жизни и поведения, доставляет человеку истинное понимание его индивидуальности, силы и могущества, позволяет ему дать себе отчет о настоящей сущности и значении его «Я», самого себя, «Я есмь». Познавание своего «Я» несет в самом себе сознание новых обязанностей и средств к выполнению их.
Изучающий то, что известно под именем «Новый способ мышления», найдет в своем распоряжении огромную литературу, большинство которой состоит из пустых слов и не имеет значения. Зерна мысли есть, конечно, и там, но они окружены большим количеством словесной мякины. Искатели идеи находят слова, слова и только слова.
Существует очень незначительное количество трудов по этому вопросу, на которые действительно стоило бы потратить время, но изучающий, увы, не знает, где найти их. ПРАКТИЧНОГО, понятного сочинения по этому вопросу желают многие, и, следуя неизменному закону спроса и предложения, вероятно рано или поздно появятся сочинения этого рода. Ускорите наступление этого дня.
Я сказал бы изучающему, - не давайтесь в ОБМАН так называемым «вождям», вы носите В САМИХ СЕБЕ истину и она станет очевидной для вас со временем, распускаясь постепенно и естественно, как цветок; познание «Я есмь» вознаградит вас, небольшое пламя, заключенное в нем, проникнет повсюду и осветит все.
Продолжайте ваш жизненный путь спокойно и решительно. Суетливость не есть проворство; суета - не энергия; шум, треск - не проявление силы.
Люди, обладающие спокойствием, хладнокровием, серьезностью и настойчивостью, приходят к цели ранее своих собратьев, наделенных противоположными склонностями.
Уверенность, ожидание и спокойное требование - тройственная, весьма могучая динамическая сила, которая разрешит много задач, если только человек приобретет ее; мудрец пользуется тем, чем пренебрегает глупец. «Камень, который отвергли строители, тот лег во главе угла».
Не ползайте на брюхе, как червь; не пресмыкайтесь в пыли и не призывайте небо в свидетели того, какое вы презренное существо, и не называйте себя «несчастным грешником», заслуживающим лишь вечного проклятия.
Нет, тысячу раз нет Воспряньте; возведите глаза к небу; отодвиньте назад ваши плечи; наполните ваши легкие природным озоном. Затем скажите самим себе: «Я есмь часть вечных жизненных принципов; Я создан по образу и подобию божества; Я полон божественным дыханием жизни; ничто не может повредить мне, так как Я часть вечности».
Друг, идите вашей дорогой, будьте решительны в вашем навыке, намерениях, тверды в ваших новых усилиях. Исполните долг ваш прежде перед собою, затем перед вашими ближними. ПРИЗНАЙТЕ братство людей; познайте, что все люди ваши братья, жалкое родство, но все-таки родство.
Не злоупотребляйте вашими ближними, но не позволяйте и им злоупотреблять собой. Если вы поступите по отношению вашего ближнего противно вашему чувству справедливости и совести, вы повредите не только самому себе, но и оскорбите его. Не возбуждайте вражды, но не допускайте никого оскорбить себя безнаказанно. Если брат твой ударит тебя по щеке, не подставляй ему другой, но ответь тем же и УДАРЬ СИЛЬНО.
Не ударяйте его со злобой в сердце и не колеблясь простите ему, если он попросит. И учение о непротивлении дурно понято; оно вовсе не означает, что вы должны отступать - подобно барану с сердцем кролика. Нет, нет: когда вы позволите человеку оклеветать вас и причинить вред, вы поступаете несправедливо по отношению к другим людям; долг по отношению к нему требует, чтобы вы дали ему понять, «где его место».
Я говорю о настоящем посягательстве и вторжении в ваши права, а не о воображаемом, о вреде, а не о насыпях, которые воображению представляются горами. Но не допускайте ненависти приютиться в вашем сердце. Идите в мир «с Божьим милосердием в вашем сердце и с хорошей, крепкой ореховой дубиной в руках».
Не пользуйтесь дубиной, чтобы оскорбить (никогда этого не делайте), но пользуйтесь ею для защиты. Если вы одеты «в броню для защиты правого дела», и мир видит, что у вас есть самоуважение и вы не станете защищать глупости, он будет относиться к вам с уважением. Собака, которая сохраняет уверенный, спокойный вид, мало рискует получить удар ногой от прохожего, а скотина, которая останавливается и прячет спой хвост между ног, чтобы облегчить удар, получает его. ОНА ПОЛУЧАЕТ то, ЧТО ОЖИДАЕТ. То, что правильно относительно собаки, одинаково правильно относительно человека. Если вы последовали совету и наставлениям, содержащимся в этой маленькой книге, вы не рискуете получить ударов.
Но запомните - не ударяйте со своей стороны собак. Вы должны быть выше этого. Старый писатель суммировал обязанности человека по отношению к человеку в следующих словах, которые должны быть начертаны золотыми буками на дверях каждого дома: