Риторическое восклицание




Стилистические фигуры

Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.

Среди стилистических фигур речи можно выделить*:

  • Лексические повторы (намеренные повторы слов)
    • Анафора
    • Эпифора
  • Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
    • Параллелизм
    • Антитеза
  • Фразовые повторы (средство организации текста)
    • Бессоюзие
    • Многосоюзие
    • Парцелляция
  • Риторические фигуры
    • Риторический вопрос
    • Риторическое восклицание
    • Риторическое обращение
  • Градация
  • Инверсия

Инверсия

Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке: подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).

Примеры:
" … и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные… ", " Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей ", " Дай бог лже­цам за­мкнуть уста, глас божий слыша в дет­ском крике... ", " ...зву­чал мне долго голос нежный... ", " Какое при­ва­ли­ло счастье Глупцу, шуту, бог весть кому ", " Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино ".

Анафора

Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.

Примеры:
"Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым". "О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!.... О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!..." "Или на вас тя­го­тит преступление? Или дру­зей клевета ядовитая?" "И если я волей себе покоряю людей, И если слетает ко мне по ночам вдохновенье, И если я ведаю тайны - поэт, чародей, Властитель вселенной - тем будет страшнее паденье.." "Много дум я в ти­ши­не продумал, Много песен про себя сложил"

Эпифора

Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).

Примеры:
"Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь" "Самое лучшее и дорогое - Родина. Горе твое - это наше горе, Родина"

Антитеза

Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).

Примеры:
"Отказ идет как обещанье: Нет на словах - на деле да.", "Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять" "Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна", "И сердце засмеется и заплачет", "Находка таится в пропаже И радость таится в тоске"

Градация

Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

Примеры:
"Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути. ", " И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней..." "Всё в ней дрожало, волновалось, пело. И белый свет – как россыпи огней"

Оксюморон

Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).

Примеры:
Смотри, ей весело грустить Такой нарядно обнаженной. Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой…   О, как мучительно Тобою счастлив я

Риторический вопрос

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.

Примеры:
"Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?" "А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Риторическое обращение

Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Примеры:
"Замолкни, Муза мести и печали!", "О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик"

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.

Примеры:
"О, я при­вык к этим ризам Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!" "Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!"

Параллелизм

Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.

Примеры:
" Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел. ", " верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?» ", " В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет. ", " «Есть божий суд...» — метель ревела в окна. «Есть божий суд...» — весной стонала Волга "

Парцелляция

Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

Примеры:
"Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.", "Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.", "Так люби. И целуй. И молчи.", "Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал...".

Антитеза

Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.

Примеры:
"Отказ идет как обещанье: Нет на словах - на деле да.", "Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять" "Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна", "И сердце засмеется и заплачет", "Находка таится в пропаже И радость таится в тоске"

Градация

Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.

Примеры:
"Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой", "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", "Не жалею, не зову, не плачу", "Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет" "И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?", "Все уныло, пусто, мертво, Все, куда ни кинем взгляд", "Что мне законы Бытия? Здесь философия простая: а что для них, по сути, я - так, - строчка, буква, запятая».

Эллипсис

Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.

Примеры:
Мои все радости - в стакане, Мой гардероб лежит в ряду, Богатство - в часовом кармане, А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов находятся/лежат), "Богатство - в часовом кармане, А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов есть/ располагается)

Бесссоюзие

Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.

Примеры:
" Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной.", "Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока. ", "Молись, молись! туман пройдет, Туман пройдет, звезда блеснет, Звезда блеснет приветнее, Приветнее, прилучнее!"

Многосоюзие

Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.

Примеры:
"Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы", "Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям!", "Машина и пашет, и жнет, и молотит на славу."

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: