Палицын: Лж. I «истратил царскую казну и сокровищницу», у Шуйского будто не было средств для поддержания боеспособности вооруженных сил. Страну пытался спасти с помощью немецкой силы кн. Скопин-Шуйский, но Бог забрал его за грехи русских людей. Мятежники воспрянули и вновь начали одолевать. Православные отпали «от доброцветущего благоверия Царя Василия» и впали в «неправоверие литовское». Палицын, наоборот, подчеркивал, что царь Василий был избран неправильно: «излюблен немногими от царских полат» без «умоления», «перековки» и созыва земского собора. Но русские люди совершили еще больший грех: присягнув ему, а затем нарушив клятву нерадивой службой и перелетами к ворам. По словам келаря, царем «играху аки детищем». В результате страна раскололась на два враждующих лагеря — впала в «двоемыслие». Обе стороны пытались использовать в борьбе друг с другом иноземцев, что в конце концов повлекло новую кару божью — «всегубительство» — захват страны внешними врагами. Создатели Нового летописца, обосновывая права Романовых на престол, стремились показать, что избрание предшествовавших им «неприрожденных» государей являлось ошибкой. О воцарении Шуйского заявили, что бояре поначалу намеревались созвать земский собор, но по инициативе Шуйского без «совету со всею землей» поставили его на царство. Новый царь целовал крест подданным, «чево искони век в Московском государстве не повелось». Под пером авторов Нового летописца воцарение В. Шуйского выглядит хотя и законным, но ошибочным. Четыре года правления царя представлены как цепь неудач и тщетных попыток справиться с «воровством» и сохранить престол. Царь и его братья в конечном счете потеряли вступили в конфликт с племянником — спасителем отечества кн. Скопиным-Шуйским, что привело к их свержению и гибели. Появившиеся в 1606—1607 самозванцы, по мнению авторов летописи, являлись в основном русскими людьми. В повествовании отсутствуют намеки на то, что они были ставленниками поляков, о Лж. II говорится, что «неведомо, откуды взялся». Служившие самозванцу иноземцы, в представлении летописцев, были врагами православия, которые стремились разорить государство и нажиться за счет грабежа. Причины «всенародной беды» для летописцев целиком и полностью были в России, а вторжение грабителей иноземцев стадо возможным лишь вследствие русских смут. Хронограф 1617, «История» Палицына и Новый летописец долгое время служили русским историкам главными источниками и оказали влияние на формирование историографии Смуты.
Первая попытка написать «гражданскую» историю предпр. в начале XVIII в. А.И. Манкеевым. Находясь в шведском плену, сообщил об основных событиях в сочинении «Ядро Российской истории». Сведения почерпнул из доступной ему литературы без какой-либо критики. Произведение до кон. XVIII в не было известно широкому кругу, но оказало влияние на формирование взглядов историков XVIII — нач. XIX в. на Смуту.
В сер. XVII в. появились сочинения польских историков о Смуте. «История Владислава IV Вазы» Станислава Кобержицкого, оказала значительное влияние на последующую историографию Смуты. Историк описал жизненный путь польского короля по воспоминаниям и запискам участников событий. В центре его внимания сюжеты, связанные с Лж. I и польским вторжением в 1609—1618 гг. Католик С. Кобержицкий убежден, что «схизматики» русские находятся на более низком уровне культурного развития и общественного сознания и что их завоевание поляками было бы для них благом. Идеализировал действия Сигизмунда III, С. Жолкевского, Владислава IV, а постигшие их неудачи объяснял стечением обстоятельств — началом Тридцатилетней войны и вероломством московитов. Многие источники, которыми пользовался Кобержицкий, не сохранились, поэтому в XVIII в. использовали его сочинение как исторический источник.
Начало шведской ист-фии Смуты положено Петром Петреем — бывшим шведским резидентом в России. В основу «Истории о Великом княжестве Московском» положил обширные цитаты из «Московской хроники» К. Буссова, которые пополнил личными воспоминаниями и впечатлениями. Бывший разведчик был убежден, что Смута – Божья кара русским за заблуждения и грехи. Шуйский в его представлении был законным монархом, а Лж. I и Лж. II — ставленниками Сигизмунда III и иезуитов, которые прикрывались самозванцами и хотели подчинить Россию. Шведский король Карл IX неоднократно предлагал Василию и русским помощь против врагов, а когда они ее запросили, направил в Россию экспедиционный корпус. Автор старался убедить, что шведы бескорыстно помогали русским и им принадлежит заслуга в разгроме тушинцев и освобождении Москвы. И им удалось больше, если бы не предательство русских, свергнувших В. Шуйского после Клушинской битвы и пригласивших в Москву Владислава.
Шведский историк второй половины XVII в. Юхан Видекинд в «Истории шведско-московитской войны» опирался на труды П. Петрея и С. Кобержицкого, которые зачастую цитировал без изменений. Однако его труд отличается широким использованием документов шведских архивов. События 1606—1609, довольно схематично обрисованные Петреем, он конкретизировал и уточнил данными из журналов и донесений комендантов Нарвы и Выборга Ф. Шединга и А. Тенессона, документов гос. архива Швеции, архивов Делагарди и графов Браге. Эти документы он использовал не как исторические источники, а как «юридические» доказательства, демонстрирующие истинность повествования. Историк, вслед за шведскими политическими деятелями начала XVII в., считал Смуту в России мятежом бояр и дворян, который подобен польскому рокошу. Его концепция событий 1607—1610 гг. во многом близка к схеме П. Петрея: Сигизмунд III и иезуиты воспользовались проблемами соседа. Направив солдат на службу к Лж. II, они попытались захватить Россию, чтобы создать выгодный плацдарм для завоевания Швеции. Карл IX и его окружение были вынуждены поддержать законного государя В. Шуйского, который, благодаря шведскому оружию, победил мятежникаов. Это заставило поляков начать вторжение в Россию. В оценках русского народа историк был более сдержан, чем его предшественники. В отличие от Петрея, он видел в России прежде всего военного союзника, а не объект агрессии.
Фр. историк Жак Огюст де-Ту уделил внимание истории Смуты в одном из томов труда «История моего времени». В работе над рассказом о царствовании В. Шуйского он широко использовал записки земляка, капитана Ж. Маржарета, сочинения П. Петрея, Г. Энса, А. Лавицкого и Русселя, а также рассказы очевидцев К. Фидлера и др. Историка не убедили уверения информатора Ж. Маржарета о том, что Лж. I — сын Ивана IV. Проанализировав версии происхождения самозванца, он не дал однозначного ответа. Убежденный противник иезуитов Ж. Де-Ту, вслед за П. Петреем, полагал, что самозванческие интриги во многом дело рук иезуитов и Сигизмунда III. В. Шуйского считал законным государем, а его борьбу с мятежами и иноземцами — справедливой. Он был далек от присущей П. Петрею идеализации действий Карла IX и шведов в России в 1609-1610 гг.
Оригинальный для европейцев XVII в. взгляд изложен в «Истории Московии» Д. Мильтона, который использовал в своем сочинении записки англичан, посещавших Россию в XVI—XVII. Он провел параллели между тем, что переживала его страна в середине XVII в., и тем, что произошло в России. Убежденный республиканец стремился показать деспотизм царей и с симпатией отзывался о борьбе против тирании. Происходящим в России, по его мнению, воспользовались иноземцы: католики во главе с Сигизмундом III. Им едва не удалось одержать победу, но страну от гибели спас народ во главе с кн. Пожарским.
Писатели и историки XVII сыграли роль в развитии и-фии, собрав свидетельства очевидцев и рукописные материалы. Многие наблюдения и оценки оказали влияние на взгляды последующих поколений. Еще не делали различий между источниками и литературой, далеки от понимания необходимости их критики. Господствовал провиденциальный взгляд на события.
Начало научному изучению событий 1608—1610 гг. положил Татищев. Он видел в Смуте «безумную распрю знатных шляхетских родов» из-за непоследовательности в применении законов Б. Годуновым и В. Шуйским. Разрешив крестьянам выход в 1601 г. и дав вольность холопам в 1607—1608 гг., цари не только нарушили действующее законодательство, но и разорвали «домовые связи». В народе появились «коварные плуты», которые спровоцировали бунт холопей и крестьян. Мятежники «многих господ побив, перво домы дворянские разоряли». В. Шуйский, по мнению Татищева, был беспринципным, недостойным престола, а его избрание на царство — «безпутным» и «кровавым». Историк полагал, что новый царь допустил ошибку, позволив боярам через крестоцеловальную запись «монархию» совокупить с «аристократией». В результате «монархия», по его мнению, была в конце концов заменена «аристократией», а страна захвачена иноземцами. Болезнь и смерть не позволили историку завершить его труд, поэтому 4-я часть «Истории Российской» сохранилась в набросках.
События крестьянской войны 1773—1775, кризис в Польше в 70—90-е XVIII в. оказали сильное влияние на русскую общественную мысль. Кн. Щербатов написал два исторических сочинения, в которых проанализировал события Смуты. Вслед за Татищевым Щербатов считал Смуту «волнениями непросвещенной черни», «безвинным убиением благородных», однако обвинял Годунова в том, что он отнял свободу у низов и тем самым вызвал недовольство как у крестьян, так и у бояр. Он первым в русской историографии высказал предположение, что Лж. I и Лж. II были выдвинуты правящими кругами Речи Посполитой, которые стремились ослабить и подчинить Россию. Царь должен опираться на аристократию, следовать порядку, нравам, обычаям и не допускать их «повреждения». Поэтому он идеализировал В. Шуйского, считая народным избранником и организатором разгрома тушинцев в 1608—1610. Польские историки того времени придерживались иных взглядов на эти события в России. К. Когновицкий, написавший Жизнеописание Я.П. Сапеги», считал, что большинство по-дяков ушли служить Лж. II вопреки запретам руководства Речи Посполитой, желая отомстить за «братию», пострадавшую во время майских событий в Москве. Только Сапега действовал с ведома короля, по приказу канцлера Льва Сапеги и преследовал цель ослабить Россию, чтобы подготовить вторжение коронных войск. Успехи самозванца от доблести поляков и литовцев. А. Нарушевич и Ю. Немцевич в целом разделяли взгляды К. Когновицкого, но были убеждены, что Я. Сапега, так же как Н. Меховецкий, Р. Ружинский и др. наемники, прибыли в Россию без санкции короля. Причину неудач тушинского движения они видели в разногласиях между гетманами Р. Ружинским и Я.П. Сапегой.
Отеч. война 1812 способствовала росту интереса к борьбе ополчения с польскими захватчиками и Смуте. Карамзин стал автором первой официальной концепции Смуты. Он считал, что Смута вызвана внешними силами: Сигизмундом III и его окружением, которые тайно помогли беглому сыну боярскому стать Лжедмитрием I и отправили его в Россию. Возведенный на престол «клевретами», В. Шуйский, по мнению историографа, допустил серьезную ошибку, ограничив свою власть присягой, а затем нарушив ее. Действовавшие с тайного одобрения короля и сенаторов Г.П. Шаховской, М.А. Молчанов, И.И. Болотников, И.М. Заруцкий и Мнишки подготовили новую самозванческую интригу, вызвали «ослепление и разврат» русских людей и спровоцировали народные бунты — дело «нелепое и ужасное». Наемники, собравшиеся под знаменами самозванца, способствовали умножению смут и резко изменили соотношение сил в пользу мятежников. В. Шуйский, его племянник М.В. Скопин-Шуйский и дворяне, как считал Н.М. Карамзин, немало «радели за отечество» и проявили настойчивость в борьбе с врагами государства. Заручившись помощью шведов, они смогли переломить ситуацию в свою пользу, сумев направить «остервенение народа» против тушинцев. Вторжение Сигизмунда III в Россию и неожиданная смерть М.В. Скопина-Шуйского, по мнению историка, погубили начатое дело и привели к свержению В. Шуйского и новым бедам русского народа. Смерть не позволила Карамзину XII т. «Истории Государства Российского».
В сер. 30-х XIX Бутурлин опубликовал первое законченное исследование — «Историю Смутного времени». В описании событий 1607—1610 опирался в основном на те же русские источники, что и Карамзин, но постарался подробнее изложить и дополнить польскими документами. В Лж. II, вслед за польскими историками, видел вождя черни — продолжателя дела Болотникова. Движение народа против тушинцев в конце 1608—1609 гг. объяснял желанием вернуться под власть Шуйского. Хотя в целом Бутурлин остался верен концепции Карамзина, собранные им данные порой выходили за ее рамки.
Во второй половине XIX в. многочисленные публикации новых источников по истории Смуты подготовили решительный пересмотр сложившихся в историографии взглядов на Смуту. Соловьев, подобно предшественникам, в основном опирался на показания нарративных источников, но «иллюстрировал» их цитатами из документальных источников. Смута, по его мнению, произошла вследствие опричнины, когда многие русские вместо служения обществу приняли «привычку не уважать жизни, чести, имущества ближнего». В основе Смуты борьба «земского» (дворяне, посадские и крестьяне) и «противобщественного» (казаки, холопы и т.д.) начал. В. Шуйский не решился созвать Земский собор, был «выкрикнут» толпой и стал царем партии, а не избранником земли. Это привело к расколу и помогло «антиобщественным» силам, прежде всего казачеству, поднять бунт Болотникова, а затем организовать движение Лж. II. Второй самозванец был ничтожной личностью, он стал игрушкой в руках Н. Меховецкого, Р. Ружинского и иноземных наемников, явившихся по собственной инициативе в целях наживы. Объединившиеся вокруг самозванца «антиобщественные силы» одержали победу в 1608 г. благодаря страху и замешательству, охвативших земцев. Бесчинства наемников и казаков заставили посадских и крестьян подняться на борьбу за восстановление гос. порядка. Историк впервые пришел к выводу, что народ, а не В. Шуйский и дворяне, спас Россию от тушинцев. Вмешательство правящих кругов Речи Посполитой в российские дела произошло в результате вторжения королевских войск в сентябре 1609.
Н.И. Костомаров согласился с мнением С.М. Соловьева в том, что главной движущей силой Смуты было казачество, но оценил его роль в истории России не столь однозначно, отметив, что оно сыграло исключительно важную роль в охране границ и расширении пределов Русского государства. Лж. II представлялся Н.И. Костомарову предводителем казаков, а не ставленником правящих кругов Речи Посполитой. Иноземных солдат он считал наемниками. Победы приверженцев самозванца в 1608 г. историк, в отличие от Соловьева, объяснял поддержкой посадских и крестьян, недовольных существующим государственным порядком и правительством царя В. Шуйского. Движение против тушинцев, по мнению Н.И. Костомарова, зародилось потому, что самозванец и его сторонники создали еще более жестокий режим, чем московский, и посадским и крестьянам в Замосковье и Поморье пришлось из двух зол выбирать меньшее.
Следующий важный шаг в разработке новой концепции Смуты сделал В.О. Ключевский. Критически осмыслив современную литературу и выявленные к тому времени материалы, он пришел к выводу, что в основе событий начала XVII в. лежал не столько кризис государства, сколько «социальное брожение», вызванное экономической разрухой конца XVI — начала XVII в. и «неравномерным распределением в обществе гос. повинностей». Историк полагал, что разные социальные слои вступали в Смуту постепенно. Сначала вспыхнула политическая борьба в верхах, вследствие пресечения династии, затем, после «келейного» возведения на трон кучкой аристократов «боярского царя», против него выступили «среднее боярство», «столичное дворянство и приказные дельцы» недовольные таким поворотом событий. Они возродили призрак самозванца, во имя которого поднялось провинциальное дворянство Северской земли, Заокских, Польских и Украинных городов, а за ними — податное население и казаки. Политическая борьба переросла в социальную. Восставшие холопы, посадские и крестьяне, собравшиеся под знамена И.И. Болотникова и Лж. II, по убеждению исследователя, не «добивались в Смуте какого-либо порядка, а стремились найти выход из своего тяжелого положения, искали личных льгот, а не сословных обеспечении».
Ключевский не дал однозначного ответа, кто подготовил Лж. II, ограничившись, что повстанцы приложили немало сил, чтобы отыскать человека, и он «наконец нашелся» в Стародубе. Движение, знаменем которого был Лж. II, согласно предложенной схеме, хотя и было полурусским-полупольским, стало апогеем социальной борьбы — восстанием «низа против высших классов». Иноземцы, служившие Лж. II, были наемниками, но действовали с тайного одобрения польского правительства, которое негласно поддерживало самозванца. Союз В. Шуйского со шведами стал причиной вторжения Сигизмунда III в Россию. Смута разрушила гос. строй, но не национальное и религиозное единство русского народа. Иноземцы и казаки постепенно «вразумили» все слои русского общества, и они были вынуждены объединиться для своей защиты. Вследствие такой трактовки в построениях историка, анализ земского движения против тушинцев отошел на второй план, уступив место изучению обстоятельств вмешательства иноземцев во внутренние дела России. После смерти Лж. II в 1611, «когда, изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные, национальные, которые пришли на выручку земле», социальная борьба переросла в национальную. Выступив против иноземцев, народ вывел страну из Смуты и восстановил разрушенный гос. е порядок.
Роль в формировании новой концепции сыграл К.Н. Бестужев-Рюмин. В «Обзоре событий от смерти царя Иоанна Васильевича до избрания на престол М. Федоровича» выдвигал идеи, сходные с Ключевским. В отличие от коллеги, основывал свои мысли на обширном источниковом материале, который критически обработал. Начатую Бестужевым-Рюминым работу по созданию новой концепции Смуты завершил его ученик — С.Ф. Платонов. Опираясь на русские нарративные источники, наиболее ценным из которых считал «Иное сказание», смог существенно конкретизировать концепцию Смуты. Он вслед за Ключевским выделил три периода в истории Смутного времени: династический, социальный и национальный. Смуту начала княжеская аристократия, питавшая вражду к московской верховной власти, затем в конфликт вступили дворяне, а позже низы. Восстание Болотникова было не просто бунтом против непосильных повинностей, а открытой войной «работных людей» (крестьян и холопов) против дворян — «общественным переворотом в смысле низвержения крепостного порядка». Лж. II выдвинут русскими повстанцами, однако после появления наемников превратился в игрушку панов и короля. В отличие от Ключевского, уделил много внимания анализу борьбы русских людей против сторонников самозванца, которую оценил как нац.-освободительную, направленную на восстановление гос. порядка. Организаторами были купцы и верхи посада. Перерастание соц. борьбы в национально-освободительную произошло в 1608—1610, а не после смерти Лж. II, как считал Ключевский. В выигрыше оказались средние общественные слои, а в проигрыше верх — старое боярство и низ — казачество.
Весомый вклад в изучение истории Смуты внес живший в эмиграции историк-иезуит П. Пирлинг, который ввел в научный оборот неизвестные ранее документы и материалы библиотек и архивов Ватикана. Он пришел к выводу, что все зло русской «самозванщины» коренилось во внутренних условиях московской жизни. Правящие круги Речи Посполитой и папский престол не имели отношения к авантюре Лж. II, которая была делом рук любимцев Лж. I и помогавшего им Ю. Мнишка. Иноземные солдаты самовольно явились на службу к самозванцу. Их действия и вмешательство шведов спровоцировали открытый конфликт между Россией, Речью Посполитой и Швецией.
На рубеже XIX—XX вв., в связи с 300-летием царствования дома Романовых, историки подготовили ряд капитальных изданий источников по истории Смуты. В основном это были Делопроизводственные материалы московских приказов и актовые источники, отложившиеся в местных архивах. В специальных исследованиях, посвященных отдельным вопросам истории Смуты, развивались и конкретизировались построения Ключевского и С.Ф. Платонова. Большинство же работ о Смутном времени и о Тушине, в частности, носило научно-популярный характер.
В польской историографии заметными стали монографии и статьи А. Гиршберга, посвященные Лж. I, Лж. II и Марине Мнишек. Как и его предшественник К. Когновицкий, полагал, что правящие круги Речи Посполитой не были причастны к подготовке Лж. II и начали использовать движение самозванца в своих интересах только с лета 1608, когда отправили к нему на службу отряд Сапеги. В отличие от предшественников, причины возникновения движения против тушинцев в Замосковье А. Гиршберг видел в злоупотреблениях и насилиях, чинимых иноземными солдатами и их слугами над населением захваченных земель. Наемники, по мнению исследователя, также потерпели поражение из-за раздоров, помешавших им организовывать управление страной и остановить наступление правительственной армии М.В. Скопина-Шуйского. Другой польский историк К. Валишевский опирался в основном на опубликованные иностранные источники и литературу и негативно оценивал русские нарративные источники. Он считал, что основными движущими силами восстания И.И. Болотникова являлись «анархические», «революционные» элементы из крестьян и пашенных холопов. Именно они выдвинули Лж. II и призвали под свои знамена «своевольных» поляков, как бывших рокошан, так и приверженцев короля, которые действовали на свой страх и риск, и, благодаря доблести которых самозванец едва не победил. Всю ответственность за грабежи и насилия в Замосковье и Поморье историк возложил на русских тушинцев. Вслед за А. Гиршбергом, Валишевский признавал, что с появлением в Тушино Я. Сапеги Сигизмунд III, Л. Сапега и их окружение начали вмешиваться в русские дела, тем не менее главными виновниками русско-польской войны считал В. Шуйского, заключившего антипольский союз со шведами, и бояр, неоднократно предлагавших престол Владиславу. Признавая, что существовавшие в то время в Речи Посполитой порядки в конце концов привели страну и народ к катастрофе, историк тем не менее был убежден, что поляки и литовцы находились на более высокой ступени развития, чем русские. Предложенный С. Жолкевским вариант объединения двух стран под эгидой Польши считал большим благом для обеих стран.
В шведской историографии наиболее интересным исследованием по проблемам Смутного времени стал вышедший в 1907 г. труд X. Альмквиста. Историк ввел в научный оборот ранее неизвестные документы, которые отыскал в государственном и частных архивах Швеции. События русской Смуты, предшествующие шведской экспедиции, он излагал, в основном опираясь на труд С.М. Соловьева. Лж. II он, вслед за П. Петреем и Ю. Видекиндом, считал орудием в руках польских католиков, а поддерживавших его поляков и русских — шайками разбойников и авантюристов. Все свое внимание исследователь сосредоточил на анализе русско-шведских дипломатических отношений в Смутное время и прежде всего на действиях шведского экспедиционного корпуса в России. Он полагал, что в сложившихся условиях Карл IX проводил хотя и агрессивную, но отвечавшую интересам Швеции политику в России. Шведский экспедиционный корпус, по его мнению, а не отряды земского ополчения сыграл решающую роль в разгроме тушинцев. Плоды достигнутых шведами побед в дальнейшем были утрачены из-за предательства русских.
Революция 1917 и Гражданская война открыли новый этап в изучении Смуты. Первые историки-марксисты в 20-е годы XX в. попытались с позиций исторического материализма переосмыслить накопленные знания и выработать новую концепцию событий Смутного времени. Покровский, критикуя «буржуазную» концепцию Ключевского — Платонова, указывал, что Смута развивалась не сверху, а снизу. Он считал, что в начале XVII в. в стране имел место классовый конфликт — «казачья или крестьянская революция», аналогичная «Великой крестьянской войне» в Германии. Полемизируя с Платоновым, Покровский обратил внимание на то, что источники по истории восстания Болотникова содержат прямые свидетельства о превращении казаков, холопов и крестьян в бояр и дворян — владельцев вотчин и поместий, поэтому нельзя признать, что конечной целью повстанцев являлся «общественный переворот». Историк вплотную подошел к трактовке этих фактов как перерождения повстанческого движения, но предложил иное решение вопроса. Он заключил, что это было только начало «социального движения». Его гибель дала импульс крестьянскому восстанию Болотникова, в ходе которого крестьянская война достигла апогея. Ограниченность классового самосознания крестьянства, полагал В. И. Корецкий, не позволили ему победить. После разгрома повстанцев в Туле пошел спад крестьянской войны, продолжавшийся до 1618 г. Во время спада произошло перерастание классовой борьбы в национально-освободительную, а историческое значение крестьянской войны заключается в том, что она являлась первым в истории России массовым выступлением крестьянства против угнетателей, которое на несколько десятилетий задержало утверждение крепостного права в стране. События Смуты после 1608—1610 гг. в построениях Корецкого остались неисследованными.
Концепция Зимина — Корецкого была принята многими сов. историками. В. Назаров пришел к выводу, что особенность крестьянской войны заключалась в том, что роль активного начала и «идеолога» в классовой борьбе взяло на себя казачество, которое «оказалось неспособным на более или менее длительное объединение угнетенных слоев города и деревни». К сходным выводам пришли А.П. Пронштейн, Н.А. Мининков, исследовавшие роль донского казачества. А. Флоря, В. Назаров полагали, что правящие круги Речи Посполитой сыграли роль в подготовке Лж. I, но позиция, занятая сеймом, настаивавшим на развитии мирных отношений, заставила их отказаться даже от тайного вмешательства во внутренние дела России. К подготовке Лж. II Сигизмунд III и его окружение, по мнению историков, вообще не имели никакого отношения, и о их вмешательстве в русские дела нельзя говорить ранее появления в стане самозванца Я. Сапеги. Л.В. Черепнин, В.И. Буганов высказали мысль, что классовая борьба зачастую сливалась с национально-освободительной. Выступления народа против попыток иностранных феодалов утвердиться в России приобретали ярко выраженный антифеодальный характер. Черепнин детально изучил практику земских соборов в Смутное время. К.В. Чистов, исследовавший феномен самозванчества в XVII—XIX вв., пришел к заключению, что «авантюристы», создавая истории о чудесных спасениях, использовали «социально-утопические легенды», что делало их агитацию действенной, и им удавалось поднимать народные массы на борьбу с угнетателями. Панеях исследовал историю холопства в конце XVI — начале XVII в. Ю.С. Васильев выполнил специальное исследование, посвященное народному движению против тушинцев в Замосковье и Поморье в 1608—1610 гг., оценив его как национально-освободительное.
В новейшей польской литературе интерес представляет монография Я. Мацишевского. Проанализировав польские публицистические и литературные произведения начала XVII в., переписку между гос. деятелями и частными лицами, он выяснил, как строилась агитация различных политических сил и как менялись настроения в польском обществе: в конце XVI — нач. XVII в. между Россией и Речью Посполитой наметилось сближение, которое из-за смут в обоих государствах не реализовалось в прочный союз. Ни Лж. I, ни Лж. II не были ставленниками правящих кругов Речи Посполитой. Общественное мнение Речи было настроено против вмешательства во внутренние дела России. Наемники действовали исключительно в своих корыстных интересах, вопреки запретам короля и сейма. О начале «скрытой интервенции» в Россию, как полагает Мацишевский, можно говорить только после отправки на службу к Лжедмитрию II отряда Я.П. Сапеги, при помощи которого король и его окружение начали вмешиваться в русские дела. Недальновидная политика Сигизмунда III сильно ослабила Речь Посполитую накануне тяжелых испытаний, которые ей пришлось пережить в XVII. Взгляды Мацишевского получили дальнейшее развитие в трудах современных польских историков. Ими введен в научный оборот пласт ранее неизвестных источников, уточнены и конкретизированы многие сюжеты 1608—1612 гг. В современной польской и-фии просматривается стремление объективно оценить участие поляков и литовцев в Смуте.
Накопленный к 80—90-м г.XX в. фактический материал не укладывался концепцию крестьянской войны. В источниках мало данных об участии крестьян в повстанческом движении, зато много свидетельств о выступлениях против властей дворян, казаков и беглых холопов. Пытаясь разрешить противоречие, Черепнин и Пашуто предложили вернуться к рассмотрению событий начала XVII как первой гражданской войне, под которой понималась крестьянская война, осложненная династическим кризисом, борьбой феодалов за власть, политической активностью горожан и иностранной интервенцией. Скрынников обосновал новую концепцию Смуты. Опираясь на данные русских и иностранных документальных источников, он критически проанализировал показания русских нарративных сочинений и установил, что в южных степных уездах — главной базе повстанцев — крестьян почти не было, за исключением дворцовых сел в Комарицкой волости. Беглые холопы, принявшие широкое участие в повстанческом движении, в прошлом были «боевыми», а не «пашеными» холопами, т.е. разорившимися служилыми людьми. Казачество в XVI — начале XVII в. пополнялось в основном за счет разорившихся служилых людей, беглых боевых холопов, а не крестьян, так как без боевого опыта выжить в Диком Поле было невозможно; движущими силами повстанческого движения 1604—1607 являлись мелкие служилые люди южных окраин, беглые холопы и казаки, а не крестьяне. Скрынников считал, что Смута явилась следствием утверждения крепостнических порядков в экономике конца XVI — начала XVII в., но пришел к выводу, что новые порядки в деревне обострили кризис феодального землевладения. Тысячи мелких и средних дворян, служилых людей по прибору, утратив возможность привлекать в свое хозяйство крестьян, были разорены и оказались перед выбором: поступить в боевые холопы или стать казаками. Попытка правительства Годунова решить проблему за счет освоения вольных окраин усугубила кризис. На новых территориях начали появляться крупные землевладельцы из центральных районов страны и теснить местных небогатых служилых людей. Изъятия земель затронули интересы вольного казачества, которое в результате правительственной колонизации потеряло значительные охотничьи и рыболовные угодья. Служилая мелкота, поднявшись на борьбу с правительственными силами под знаменами самозванцев, не ставила цели «ниспровержения феодального строя». Не случайно при появлении самозванца его движение сразу обнаруживало тенденцию к перерождению. Скрынников поддержал мнение, что движения Лж. I и.Лж. II не являлись «скрытой интервенцией» Речи Посполитой. Лж. II, по его мнению, подготовлен повстанцами — «болотниковцами». Историк решительно высказался за правомерность применения термина «Смута» к событиям начала XVII в., как это делали современники и дореволюционные историки.
Независимо от Скрынникова, к сходным выводам пришел Станиславский. Исследовав участие казачества в событиях 1610—1618 гг., он пришел к выводу, что вольные казаки Дона отошли от повстанческого движения после свержения Лж. I, получив «государево жалование» от Шуйского. Казачьи отряды, воевавшие под знаменами И.И. Болотникова, Лж. II и ополчений, по мнению ученого, образовались в результате «показачения» «непривилегированных» слоев населения России. К 1611—1612 гг. они объединились в самостоятельную организацию — Войско, отличное от существовавшего на Дону. Порвав со средой, из которой вышли, новоявленные казаки утратили прежние сословные интересы и приобрели новые. Они стали активно бороться за привилегии и право получать у государства стабильное денежное жалованье и корма и тем самым затронули интересы земцев: дворян, посадских и крестьян. Крестьяне, как заметил А.Л. Станиславский, выступали в качестве самостоятельной силы тогда, когда оказывались в безвыходном положении и были вынуждены спасать себя и имущество. В 1608—1612 г. они оказались перед выбором — продолжить тянуть тягло на царя, бояр, дворян и церковных феодалов или согласиться на эксплуатацию через учрежденную наемниками и казаками систему приставств: предпочли крепостнические порядки грабежу, что привело к столкновениям между крестьянами и казаками, о которых писал еще С.М. Соловьев. Только разгром правительством М.Ф. Романова образовавшегося казачьего войска в 1614—1618 гг. и изгнание казаков из центральных районов страны на Дон, по мнению Станиславского, помогли разрешить конфликт между казаками и земщиной и вывести страну из Смуты. Исходя из сделанных наблюдений, историк пришел к выводу, что представление о Смуте, как крестьянской войне, «нуждается, по-видимому, в решительном пересмотре».
Иной взгляд на события начала XVII в. сформулировал американский историк Э. Кинанн, который, исходя из цивилизаци-онного подхода к анализу исторических событий, выступил с критикой «социальных концепций» Смуты. Его поддержали английская исследовательница М. Перри и американский историк Ч. Даннинг. М. Перри опровергла гипотезу К.В. Чистова, что самозванцы, поднимая народ, эксплуатировали бытовавшие в нем «социально-утопические легенды о царях-избавителях». Она показала, в действительности самозванцы и их окружение являлись авторами своих легенд и через агитацию вносили их в сознание народа, играя на его монархических иллюзиях. Антикрепостнических лозунгов в их агитации не было. Ч. Даннинг высказал предположение, что предпосылки Смуты следует искать в общеевропейском кризисе конца XVI—XVII вв., а причины — не в социальной, а в политической и культурно-исторической плоскостях. Он полагает, что гражданской войны могло бы и не быть, если бы не убийство Лж. I. Идеи западных историков воспринял и развил украинский исследователь В.И. Ульяновский, который опубликовал несколько книг, посвященных Лжедмитрию I и его времени. Он пришел к выводу, что в правление Лж. I в России была предпринята неудачная попытка провести реформы, во многом аналогичные преобразованиям Петра I, но реакционным силам, во главе которых стал В.И. Шуйский, удалось их сорвать. Вспыхнувшая затем война между приверженцами самозванца и реакционерами привела к поражению реформаторов и до предела ослабила Россию, чем не преминули воспользоваться враги. В начале XVII в., полагает В.И. Ульяновский, Россия упустила возможность на 100 лет раньше пойти по пути западных стран.
Книга Б.Н. Флори по изучению польской интервенции в России в 1609—1611. Использовав материалы переписки гос. деятелей Речи Посполитой, многие из которых впервые введены в научный оборот, критически осмыслив с их помощью показания мемуаристов, исследователь подверг критике упрощенные представления об интервенции Речи Посполитой в Россию начала XVII в., бытовавшие в советской историографии с 30—40-х годов XX в. Б.Н. Флоря пришел к выводу, что в руководстве Речи Посполитой не было единого мнения, не существовало сколько-нибудь продуманного плана или стратегии действий в России. Решения принимались спонтанно. Каждая более или менее значительная группировка магнатов и шляхты действовала в соответствии с собственными интересами. Именно поэтому гипотеза о скрытой интервенции Речи Посполитой являетс