Младший: Комиссионный и Академический списки XV в.; Толстовский XVII в.; Троицкий XVI в.




Лекция 1. 06.09.2010.

Киев. (летописание) - мать городов русских. Великий Новгород, в отличие от Киева: летописная работа до 1478 г. не затухала. До XVI в. (хотя потеря независимости отразилась). На протяжении всей средневековой русской истории. И в других центрах. Развитие летописания более-менее ограниченно. Связано с расцветом политическим. Наличие летописания = как собственный храм, монастырь, свой князь. Переславль Южный до XII в. В городах, чья значимость увеличивалась. Москва – захолустный город с/в Руси – перестала, стала наращивать политическую и военную мощь. Возвышение с эпохи Ивана Калиты. Летопись с 1370 гг. – позже. КТО?Дмитрий Донской (1359-1389)

Трудность в исследовании летописного наследия. В первозданном виде ничего не сохранилось. XIII в.: погибло летописание южной земли. Только суздальское.

С подчинения русских земель Москве… Условия: экономическая мощь. Ибо политическая значимость.

В удельных землях Руси тоже летописи. Рукописей нет ранее XIV в. – связано с проблемой сохранности. Их переписывали = > споры по летописным текстам.

Летопись – реальный объёмный памятник точно существовал, существует. Точно существовал = Троицкая летопись – погибла в 1812 г. – активно пользовался Ник. Мих. Карамзин. Восстановлена усилиями Плесёлкова.

Летописец = 1) памятник меньшего масштаба; 2) чел.

Летописный свод = более-менее гипотетичная.

Академик Рыбаков: первый летописный свод сложился уже в X в. на основе ранних записей.

с XI в. имеет смысл вести речь.

 

Повесть временных лет. В составе: несколько слоёв, относящихся к работе разных авторов. Не только центральных, но и периферийных. Выделить эти слои помогает характерный приём летописца: как правило текст предшественника полностью переписывался, не устранял личные… Не устранялись и противоречия – за сто, ещё через сто => нюансы.

Характерна хрестоматийность. 1044 г. – эксгумация Олега и Ярополка Святого. Родные братья Владимира Святого. Ярослав Мудрый – эксгумация, крестил их, перенёс в храм. 977 г. = выше: сообщение о смерти Олега, о его похоронах: есть могила и до сего дни в Ручьях.

Наука текстология занималась поиском больших и малых противоречий.

1044 – пассаж о Всеславе – что повязку носил. 1101 – о смерти князя.

О смерти Иоанна Мыштича = от которого много что слышал, услышанное внёс в тест.

 

Подробные = выделяют 4 слоя.

1 слой = Древний свод до 1037 г. изложение доведено.

1037 г.: сообщение о строительстве в Киеве церкви Святой Софии + сопровождают похвалы Ярослава Мудрого. Связано с принятием в Киев митрополита Константинопольского. Местного характера о местной метрополии. Скорее всего этнически русский, но пытался следовать за воззрениями греков.

2 слой. В летописи не содержится описания административного устройства церкви поле крещения. Цареградская митрополия пришла на Русь в 1037 г. Мих. Дм. Плесёлков отстаивал эту точку зрения.

Приписки. О постройке Софийского храма. 1043 г. – поход против Византии. Война с греками. Церковный мир, политической содружество. 1051 г. – попытка возвести на кафедру русского патриарха Иллариона «Слово о законе и благодати».

Г. свод Никона.

1093 г. свод Ивана.

Пример независимости от власти. Из Киево-Печерской обители, которая свободна от княжеского влияния. Имя Никона связано с ПВЛ. Житие Феодосия о Святом Никоне -> 1063 г. в Тмутаракань перебрался.

С 1064 г. уделяет особое внимание этому отдельному региону: Тмутараканские сведения в летописании = возможно связано с Никоном.

Никоновские записи с 1061 г. Наличие точных датировок. Бежит от княжеского гнева в Тьмутаракань. Мог совершать постриги: Варлаама и Ефрема (близки к князю) = князь осерчал.

1064 г. известия о бегстве на берегах Азовского и Чёрного морей Ростислава Владимировича (сын Владимира Ярославича, который построил храм Св. Софии в Новгороде). О смерти Ростислава Владимировича воевавшего. Стал представлять опасность для греков, отравлен Котопамом.

ð Тмутараканские известия!

После примирения Никон вернулся.

1068 г. Никон описал произошедшие в городе волнения (!ПОВТОРИТЬ: вечевое выступление в Киеве простив великого кн. Изяслава Ярославича после поражения русских в битве с половцами на р. Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князь бежал в Польшу.)

1037 г. – Древнейший свод => текст дошёл.

1073 г. Никон вновь покидает Киев. Дело об узурпации власти Святославом Изяславичем.

Феодосий Печорские в конфликте со Святославо – настоятель должен оставаться.

1068 г. Изяслав Святославич – восстание киевлян от поражения от половцев на Альте под натиском Ярославичей -> в Полоцк. Святослав и Всеволод -> киевские князья.

1073 г. изгнание Святослава. Феодосию Печорскому – смириться.

1073 г. умер основатель Киево-Печерского монастыря Антоний – не сообщается: из-за ухода Никона из обители.

Никон: сохранение политической особенности земли княжения. Идеал ему виделся в церковному устройстве. Епископ не имеет права вступать в дела соседних епархий.

Одобрение у него вызывали князья, у которых старшинство важнее честолюбия. Никон гордился славой русского оружия: обоюдоострые мечи. Отстаивал независимость от греков. Подавление восстания волхвов.

1069 г. – когда киевляне вели переговоры с Изяславом. Сын Изяслава Мстислав -> наказать участников волнений 1068 г.

Гипотеза о личности Никона. Плесёлков: о тождественности Никона и митрополита Иллариона, что тот принял схиму => один и тот же человек.

«Слово о законе и благодати» и летописец: логично.

После смерти Всеволода. Святополк, сын Изяслава, внук Ярослава Мудрого.

Новая редакция летописного свода. В Киево-Печерской лавре: игумен Иоанн: конфликт – из-за монополии на продажу соли Святополка.

 

Начальный свод.

Название возникло вследствие недоразумения. Академик Шахматов: первоначально пришёл к ошибочному выводу, что этот свод самый ранний. Но нашлись и более поздние, а название сохранилось.

Текст. Софийская летопись. Дошёл далеко не полностью.

Киев назван по имени Кия. Рассматривал в контексте мировом. Говорил, что притесняли население. Начальный свод напоминал историко-публицистическую работу.

Перебраться в Туров, где княжил Святополк до того, как стал великим князем.

1098 г. – примирение. Монастырь стал княжим монастырём. Князь поддерживал антигреческие устремления монахов. Кроме того, Святополк осознавал политическую зависимость летописания, покровительствовал ему в Киево-Печерском монастыре. Покровительственное летописание: чтобы в новом своде было меньше критики в его адрес.

В результате этого 1113 г. в Печорском монастыре возникла ПВЛ 1 редакции = вот он, четвёртый слой.

Авторство – понятие относительное. Автор – Нестор.

Последующие переработки -> изменяли. Имя Нестор сохранилось.

Чернописец Поликарп -> упомянут Нестор иже написал летописец.

1113 г. – произошла ещё одна важнейшая перемена: князем в Киеве стал Владимир Мономах. До 1125 г. Мономах во время молодости: противоречил со Святополком. Реальных прав на киевский престол не имел, т.к. были старше. Каждый держит что-то своё. Святополк - вотчину свою.

Печорский монастырь -> общий язык с Мономахом, хотя, м.б. не доверяя им, Владимир Мономах перенёс летописание в Выдубинский монастырь.

Изменения в тексте ПВЛ 1093-1113: время борьбы Мономаха. Вторая редакция. Изложение до 1110 г.

До 1110 г. – Сильвестр даёт изложение. В Ипатьевском, Троицком списках. Сильвестр упустил некоторое. В древнейшем – часть: легенда о путешествии апостола Андрея. Сильвестр постарался подчеркнуть положительную роль Мономаха. Святополк же выглядит клятвопреступником.

1118 г. – третья редакция. Возникновение связано со следующими обстоятельствами: Владимир Мономах закрепившись на престоле… (находится в Лаврентьевской летописи 1477 г.)

1117 г. – Мономах вызывает из Новгорода Мстислава. Приходит сын того Всеволод Мстиславич.

Составитель третьей редакции: привлёк редакцию Нестора. Далее по памяти составитель писал 1113-1117 гг. Для третьей редакции касается обобщения.

Успешная борьба Святослава. Большое внимание уделяют столице с/з Новгороду.

От этой редакции: сообщение о первичном пребывании Рюрика в Старой Ладоге. В большинстве летописей: что Рюрик отправился вновь – что Ладога является первой столицей Руси.

Явный столичный характер с вытекающими последствиями. Ладога = древняя столица. В Ладоге: слои, в т.ч. и VIII в. + скандинавский могильник Плакун (на правом берегу Волхова) + другие явление староладожского.

1114 г.: при князе Мстиславе: строительство Ладоги – находят дети гладко сцепленные просверленные – бусины. Летописец этому явлению даёт фантастическое описание, что они с неба падают.

 

Южная Русь. Летописание до XIII в. Галицко-Волынское – и позже.

 

Летописание С/В Руси.

В 1 пол. XII в. значение политического центра быстро переходит в с/в земли. Это отразилось и в том, что в Ростово-Суздальской земле появилась летопись. Установить: как появилось летописание на востоке, о южнорусских делах. Их ставит с сер. XII. С 1057 г. – регулярный характер.

Предположительно, что с 1158 г. – регулярное ведение погодных записей: чтобы потом использовать их в составлении летописного свода.

Андрей Боголюбский старался усилить значение с/в, разорив столицу, вывез немало книг => памятники южнорусские, киевские -> сохранились на с/в.

Успенский собор 1158 г. – построен. Перестроил Всеволод БГ. Для составления летописного свода -> из Переславля Русского. Далее речь в летописи.

1176-77 гг.: сообщается о борьбе Михалки и Всеволода БГ за власть. О смерти Андрея => молиться о Всеволоде БГ. 1177 г. Всеволод БГ стал великим князем. Сообщается о смерти Долгорукого. Лаврентьевская и Ипатьевская летопись разнятся. Ипатьевская: что был на пиру у Питы -> умер.

Преобладание с/в в политике Руси. Дела южной Руси полностью зависит от Андрея – утвердить.

1177 г. – характеристика: присуща тенденция: обоснование первенства Владимира перед Суздалем. Прежде: доминирующее положение в регионе. Повернуть историю вспять.

Автор свода проигнорировал о Юрии Долгоруком. Акцент на Боголюбского. Не вошли в свод 1177 г., но отразились в Типографской летописи XV – н. XVI в. Ростовского происхождения.

 

 

Лекция 2. 13.09.2010. История летописания с/в Руси.
1177 - свод, на котором отразились перепитии после смерти Андрея Боголюбского.
1193 - свод, вновь дополнен, переработан. Политические причины установить достаточно сложено. Никакой перемены на великокняжеском престоле не было - Всеволод БГ. = желание обновить старый свод до той поры имевшимся в распоряжении. Это новый этап владимирского великокняжеского летописания.
1178 - по 93 гг. - события датируются достаточно точно = велись регулярные записи для памяти - потом использовались для составления нового свода. Составлен при церкви Успения в Успенском соборе. - Всеволод БГ придавал ему особое значение: Успенский собор украсил, добавил галереи, на которые установил две дополнительные главы - теперь пятиглавие. + ведение при нём летописных записей. О нравственных поучениях. Стиль: однообразный. Скорее всего это был один и тот же человек - т.е. изложение показывает.
С 1177 по 93: обратить внимание, что записки уделяют внимание личной семейной жизни Всеволода БГ.

1212 - во Владимире появляется ещё один летописный свод. Связано со смертью Всеволода БГ. И вокняжение его сына Юрия (хотя не всё так гладко с переменой престола). Всеволод БГ оставил не Константину (в Юрьеве), а Юрию, т.к. Константин хотел сделать столицей Ростов - не по заведённому обычаю. Решение передать престо Юрию не единолично - решило вече.
Междоусобия. Апрель 1216 - Липицкая битва (через "и" - от речки Липицы). Победу одержал Константин, помогли новогородцы. Константин помирился с Юрием, помер. Столица во Владимире - княжит Юрий.
Свод 1212: симпатии автора (церковь Успения) на стороне Юрия + недоволен ростовским епископом Иоаном. Ростовская епархия вот-вот развалится на две: Владимирскую и Ростовскую. Причина: вражда Юрия и Константина.
Уделял достаточное внимание ведению летописей и Константин Всеволодович - мудрый, охотник до знаний. Похвалы, на которые не скупится летопись перекочевали в научную литературу: Карамзин: Константин был человеком образованным.
1218 - смерть Константина - на великокняжеском столе перемена - великим князем стал Юрий. А в Ростове летописание продолжалось. Ростов стал отчиной детей Константина - ростовская земля принадлежала до падения независимости.
Ок. 1228 по инициативе Юрия: свод с известиями о других регионах Руси. До 1237, начала 1238 - этот памятник дополнялся разными известиями местного характера.
Ко времени монголов два свода: Ростовский - Константин и сыновья; Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов - огромная политическая встряска. Владимир пострадал больше, чем Ростов. (ростовцы могли согласиться на добровольную сдачу, чтоб монголы забрали десятую часть всего). Это давало Ростову надежду на перехват политического первенства у Владимира.
Сразу после нашествия монголов поменялся великий князь. Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского). (Юрий погиб). По инициативе Ярослава Всеволодовича ок. 1239 начинается составление нового свода. Ростовский свод и свод Юрия Всеволодовича воединены. Скорее всего составлялся в Ростове. К тому же Владимир лежал в развалинах. Заниматься подобным мероприятием было легче в Ростове, да и книжника найти. Сост. возможно при дворе митрополита Кирилла - часто приезжал из Киева (первый русский митрополит, признанный Византией). 1274 - свой епископ во Владимире.

Ещё одним центром летописания оставался Ростов. Способствовала деятельность епископа ростовского Кирилла (другой). Увеличение политической значимости земли княжения. Для увековечения памяти.
1263 - стал продолжением свода Ярослава 1239. + сведения погодных записей, приписок. Рассказ о смерти Ярослава 1246. - в Ростове, хотя и во Владимире.
Многочисленные неурядицы привели к сужению горизонта летописца. Прикреплены к с/в. С культурной точки зрения - для нас важно, что местные особенности.
Юг. Киев после Батыя - летопись не велась - становилось проблематично.
1281 - появляется свод Дмитрия Александровича - второго сына Александра Невского. Первый сын - Василий свергнут за непослушение. 1291 - обосновать права князя и доказать, что митрополиты могут жить не в Киеве, а во Владимире. Но при этом непрерывного летописания со времён Ярослава Всеволодовича не велось. Ни о какой регулярности речи вести уже нельзя. Лаврентьевская летопись - лакуны по годам.
Любопытно отметить, что наиболее логично свод Дмитрия 1281 составлен не в Ростове (нелестные отзывы о митрополите Игнатии), но о городе Дмитрия - Переяславль-Залесский.
1283 - новые известия о междоусобии князей - в Переяславле-Залесском. Знаем, что Дмитрий - положительный персонаж. Андрей Ал. (? отчество) - отрицательный персонаж. Переяславль - изначально территория Ростовская. XII - стал Суздаль = Ростово-Суздальская = Суждальская. Потом Владимир. = Видим, как отпочковываются земли-княжения. Потом выделилась Переяславская земля. Эти более мелкие единицы. => От Переяславской земли отделяется, в частности Тверская земля. (Первый князь - брат Александра Невского - Ярослав Ярославович).

 

 

Лекция 3. 20.09.2010.
После монголо-татарского разорения летописание явилось в определённом упадке. Своды не составлялись. Велись небольшие приписки.
Михаил Ярославович Тверской - первый из тверских князей, добившийся важных заметных успехов. (Первый великий тверской - Яросл. Яросл.). Михаил Яросл. вёл сначала успешные войны с Москвой.
1305 г. в Твери - выполнить новый великокняжеский свод - попытка закрыть лакуны, образовавшиеся в перерывах. - Митрополит Максима.
Зима 1299-1300 - перенос митрополита Максима резиденции из Киева во Владимир, в Успенский собор.
Митрополит Максим получил власть над иерархами всех русских церквей. Обратиться к епископам, подчинённых нему в Рязани или Новгороде. => в летописи 1305 г.: новгородские и рязанские известия. + в этом своде немало тверских известий.
1290 - точное известие о строительстве собора в Твери - Преображенский (его сейчас нет). Заметки могли вестись при кафедре епископа Твери - точно теперь датируются. Объяснение: изменилось: событие тверского княжества. (какое? - спросить)

Свод 1305 - в составе Лаврентьевской летописи. Она как таковая написана 1377 по заказу Дмитрия Константиновича Нижегородского (князья Суздальские).
У Ярослава Всеволодовича множество сыновей. У Андрея сын Василий. Александр Васильевич Суздальский - соправитель Ив. Калиты.; Константин Вас.
1378 - битва на р. Вожа: русское войско наголову разбило Кузыбечича.
1380 - Куликовская. = время размирения с З.Ордой.
Историк Прохоров отмечал, что статьи, касающиеся ордынских сюжетов монах Лаврентий перерабатывал в духе эпохи. В его известиях нашествие Батыя особо эмоционально.

Это использовано при составлении Троицкой летописи (до 1408). Время митрополита Киприана. К окончанию работы над Троицкой летописи Киприана уже не было. Шахматов считает, что свод 1405 - митрополичий свод.
Что касается Троицкой - в ней много событий, связанных с церковной историей. Это дало Клоссу: что составителем являлся Епифаний Премудрый. Бор. Мих. Клосс весьма основал это предположение. Епифаний Премудрый - один из известнейших древнерусских книжников, автор Жития Сергия Радонежского Первой редакции, Жития Стефана Пермского. (Первая ред.- взял, написал - с него стали переписывать. Вторая редакция - Пахомий Логофет сер. XV – поменял, что-то заменил).
Киприану принадлежали все епархии Руси. Мог получить практически из любого города.
Киприан имел в определённый период жизни достаточно сложные отношения с великим князем. Сложно с Дмитрием Ив Донским (Донской умер в 1389). До этого момента Киприан не имел пристанища (Донской не пустил его в Мск). Сын Дм Донского - Василий I -> Киприан получил пристанище.
Сложные отношения Киприана с Новгородом. Новгород не признавал митрополичьего суда. Много осталось в летописи - как новгородцы не разрешали это делать.
Сама по себе Троицкая летопись харатейная (писанная на харатье).

Михаил Дм. Плесёлков (1 пол. XX) (умер в 1940) восстановил Троицкую летопись в относительно целом виде. Источник: выписки Николая Карамзина. Плесёлков каждый раз показывал откуда взят текст. Крупный шрифт - уверен на 100%. Мелкий шрифт - те кусочки, в которых он сомневался.

Далее вернёмся в Тверь. 1305 Тверь -> в Москву: Троицкая. А в самой Твери. Свод 1305 - не последний продукт. После казни Михаила Ярославовича 1318 преемником оставили Юрия Даниловича влаственных стремлений.
Местное региональное летописание Твери. События фиксировали наследники Михаила: Дмитрий и Александр.
1 веха 1318: описание мученической гибели Михаила Ярославовича в З.Орде. Тверским князем стал Дмитрий.
2 веха 1327: восстание тверичей против татарского отряда Чолхана = Щелкан Дудетича.

Позже эти сведения попали московским книжниками. Троицкая и Симеоновская.
В Твери, благодаря Александру Михайловичу, вернувшемуся из Пскова после того как Узбек-Хан перестал на него гневаться. Тверское летописание перестало быть великокняжеским. Москва окончательно одержала победу - отразилось на летописи.

Борьба Москва-Тверь: во время Дмитрия Донского – Михаил Александрович (сын Александра Михайловича) (1375-76 гг.): новый свод по инициативе Михаила Александровича. = Почётное дело. Шансов занять стол у Михаила никаких; взял ярлык, не признал старейшинства.

Не затухала летописная работа и при преемниках Михаила – сошли на нет попытки занять великокняжеский стол.

1455 г. – по инициативе Бориса Александровича – Новый свод. Особенность до 1385 г. – переработано -> сокращено время, предшествующее до Михаила Александровича = сведения купированы = сокращены. Текст отражён в двух памятниках: Рягожский летописец сер. XV в., Тверской сборник – XVI в., дошёл в списках XVII в.; (Особенно интересен с сер. XIV в.)

 

Москва. Троицкая летопись заложила начало митрополичьему летописанию. Преемники Киприана – Фотий: старался монополизировать Троицкую летопись => получился Полихрон 1418 г. – к нему привлечены тверские материалы. В 1448 г. – привлечён к созданию всерусской летописи. Тогда митрополит Иона из Рязани. 1448 г. – Ростовский владычный свод. Новгородские материалы. Митрополит Иона, по всей видимости, участвовал в процессе => старался сгладить углы в Новгородско-Московских отношениях. Ибо противоречия XIV в. ко времени Ионы сгладились, но по-прежнему сохранились – 30 лет до присоединения Новгорода. Все русские летописи до втор. пол. XV в. – XVI в. основывались на нём. Остальное в памятниках: Новгородская IV, Софийская I. До 1418 г. изложения в них практически не отличаются. Новгородская IV и Софийская I имели влияние. По словам Якова Соломоновича Лурье: Софийская I = основа всего общерусского летописания втор. полов. XV – XVI вв.

 

Новгород. Здесь необходимо отметить нюансы: особенно высокая активность всех слоёв Великого Новгорода. Как отмечал Янин: биение общественного пульса чаще, чем в других русских государствах. Там политика развита: там и дебаты, публицистика (т.к. газет не было – писали летописи, что ещё оставалось?). Новгород до XVII в. ни разу не был захвачен врагом – не считался Московией; Иван IV книги жечь не стал (Тохтамыш сжигал книги).

Новгородская первая летопись. Летопись дошла до нас в двух изводах. Извод – всё равно что редакция. НПЛ (Новгор. перв. летоп.) – принято называть изводом.

1 извод – старший – в одном Синодальном списке XIII – XIV вв. (ЗАПОМНИТЬ!)

2 извод – младший.

Синодальный (харатейный) Часть подчерком XIII в., часть подчерком XIV в. = кто-то переработал, в другом ключе изложил.

Младший: Комиссионный и Академический списки XV в.; Толстовский XVII в.; Троицкий XVI в.

+ ещё момент: нумерация обозначает открытие, как стало известно науке. => Нумерация носит условный характер.

Сведения, которые можно почерпнуть из НПЛ – по волховской митрополии. С древних времён до XV в.: отношения с монголами, с митрополитами, с князьями.

В тексте Синодального списка отразилась Владычая летопись Великого Новгорода => полно представлена церковная жизнь. Для Новгорода владыка = архиепископ.

Здесь как нигде связь светской и владыки. Важнейшее звено системы государственного управления. Новгородцы стремились большей независимости от князя. Множество коллизий: с одной стороны: новгородский митрополит, со второй – русский патриарх. В Троицкой – одна позиция – направление Киприана; в Младшем извода – другая.

Не только новгородская тематика здесь представлена. Освещает всю Русь. Делает акцент на Новгородских делах.

Дефекты Синодальной: отсутствуют первые 16 тетрадей до 1016 г. Отсутствуют 1273-1293 гг. Тетрадь: несколько сшитых листов складываются, сшиваются. Часть летописей до 1230 г. – подчерком XIII в. Скорее всего написана пономарём церкви Святого Якова в Юдином конце Тимофеем.

Вторая часть. До 1330 г. + Фрагментарные приписки – до серед. XIV в. = объясняется текущим политическим моментом.1234 г. – в Новогороде уже Александр Невский. 1236 г. – стал самостоятельным новгородским князем => деятельное наступление на новгородские вольности.

Младший свод текстуально близок к Начальному, доводит до 1440 г. Он по Шахматову сохранил сообщения, которые входят в состав Начального свода.

1093 г. – Начальный свод = Свод Иоана – включён в ПВЛ.

Новгородская IV, Софийская летописи включены 1448 г., дополнены Новгородскими сообщениями. Свод 1448 г. отразился больше.

Младший извод Новгородской IV летописи. Описание победы Ивана III над Новгородом. В отличие от Московских известий, описанное менее эмоционально; конкретно. Когда Иван III победы одерживал? Поход против татар с воеводой Фёд. Басенком (1455 г.), Битва на Шелони (1471 г.), Стояние на р. Угре (1480 г.), Казань (1487 г.)

В новгородской летописце. В нём жизнь города и Новгородской земли представлена выпукло + уделяло проблемы общерусские – напоминало древнюю киевскую летопись.

 

Псков. Стремился обособиться от Новгорода, выйти из под политики Новгорода. На берегах р. Великой: попытки собственного летописного свода. Имели своего князя, каменный храм Святой Троицы, свои монастыри, свою летопись. Появилось летописание позже, чем в Новгороде. В XIX в. выделено три: Псковская I, II, III. XV – XVII вв. Зародилось летописание как факт в XIII в. С XIV в. летописание начинает носить регулярный характер. Центром был Троицкий собор. Характер известий носил более местный характер: войны с соседями (орден), размирения с Новгородом, князья: связь с Новгородом, конфликты и благоприятное, строительство церквей и укреплений, стихийные бедствия. В XIV в. – регулярный характер, но целостного свода создано не было. Хотя граф Мюллер утверждал, что в XIV в. в Пскове 4 летописи. Со временем: более подробно. 1 летописный СВОД – рубеж XIV – XV вв. Следы этого свода можно найти в общерусском летописании. До перв. полов. – гипотетический характер – граф Мюллер. Втор. полов. XV в. – в Пскове существовал летописный свод.

Дошедшие до нас летописи.

1481 г. – общий ПРОТОГРАФ для всех трёх летописей - Первая летопись.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: