ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МЕЖКУРСОВЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ




М.А. Артамонов – учитель истории и обществознания,

ГБОУ Школа 1795

г.Москва, Россия

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Аннотация: Статья посвященапроблеме формирования у учащихся причинно-следственных связей на уроках истории. Рассматриваются типичные проблемы формирования причинно-следственных связей и предлагается работа по их формированию через использование на уроке исторического источника.

Ключевые слова: причинно-следственные связи.

FORMATION OF STUDENTS ' INTER-COURSE CAUSE-AND-EFFECT RELATIONSHIPS IN HISTORY LESSONS THROUGH WORK WITH A HISTORICAL SOURCE

M. A. Artamonov – teacher of history and social studies,

Moscow, Russia

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the problem of formation of cause-and-effect relations in history lessons. The typical problems of formation of cause-and-effect relations are considered and the work on their formation through the use of a historical source at the lesson is offered.

Key words: cause-and-effect relationships.

Усвоение системы общеисторических и социологических понятий подводит учащихся к пониманию закономерностей исторического развития. «Раскрыть закономерности исторического развития – это значит установить объективные, внутренние, существенные, повторяющиеся связи между историческими явлениями и процессами. Чтобы вычленить эти связи, ученики должны обладать большим запасом фактических знаний на протяжении изучения ряда формаций. Поэтому процесс формирования понимания закономерностей исторического развития длителен и сложен» – отмечают авторы «Методики преподавания истории в средней школе»[4,С.47].

Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов, которые историки называют периодами. Исторический период – это этап рассматриваемого исторического процесса, отрезок времени, содержание которого обладает общими признаками, существенными для отделения его от другого этапа. Периодизация – это установление хронологических последовательных периодов, особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические отрезки и позволяет локализовать какое-либо событие во времени и пространстве, отнести его к какому-либо периоду.Она помогает разобраться какие события, процессы следуют друг за другом, определить, что первично, а что вторично, т.е. определить причинно-следственные связи.

В мире нет, и не может быть событий, явлений и процессов, которые не имели бы причины. Каузальность (непосредственность социальных связей), причинность универсальна, всеобща. Установление причин и следствий фактов, исторической действительности объективно сложная задача для учеников. Она предполагает у них наличия умений сравнивать, абстрагировать, устанавливать связи, делать выводы.

О.Н. Журавлева выделяет несколько основных затруднений в процессе формирования причинно-следственных связей у учащихся. Среди них переплетение объективных и субъективных причин произошедших событий, первичность причины и вторичность следствия, многозначность характера причинно-следственных связей, путаница причин и повода, неумение выделять первостепенное и второстепенное[2,С.4-7].

Но наибольшие трудности в работе возникают при следующих условиях: причины и следствия в истории не всегда происходят одновременно, друг за другом, часто между ними есть временной промежуток, а также промежуток, связанный с прохождением причин и следствий в разных классах и курсах предмета история, что затрудняет выяснение причинно-следственной взаимосвязи. Рассмотрим несколько примеров:

1.Процесс закрепощения русского крестьянства начался в 1497 году и окончательно оформился в 1649 г.

Из представленного примера мы видим, что изучение крестьянского вопроса само по себе является сложным материалом и дополнительно осложнено для восприятия школьниками прохождением в нескольких классах (с VI по VII классы). А если рассматривать описанный процесс полностью с момента начала закрепощения и до получения крестьянами свободы, то по учебным годам усвоение материала удлиняется до IX класса[3].

2.Процесс выхода России к Балтийскому побережью начался задолго до решения Петра I выйти к европейским странам по морю, вступив в войну со Швецией.

Данный пример демонстрирует уже не только наличие теоретических сложностей в выявлении причин и следствий, но и сложность работы с картографическим материалом, также разделенным по годам обучения.

3.Восстание декабристов 1825 года было обусловлено влиянием европейской философии Просвещения.

Знакомство с европейской философией эпохи Просвещения проходит в VII классе в курсе Всеобщей истории, а события на Сенатской площади рассматриваются в курсе отечественной истории за 9 класс[3].

Из представленных примеров видно, что описанные события имели причины задолго до того, когда они произошли. Это неполный перечень подобных примеров из практики преподавания в школе. Обычно учителя решают эту проблему «по - старинке»: для экономии времени рассказывают материал прошлых курсов. При контроле знаний, как правило ограничиваются лишь материалом прошлого урока, не затрагивая глубинных причин изученного события.

Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые требования к работе учителей и учащихся. В рамках заданной парадигмы системно-деятельностного подхода в преподавании, представляется наиболее оптимальным связать работу по формированию причинно-следственных связей с работой с историческими источниками, особенно, сталкиваясь с «разбросанными» по хронологии причинами и их следствиями.

Работу в рамках формирования межкурсовых причинно-следственных связей через использование исторических источников целесообразно применять на этапе актуализации знаний на уроке. Желательно, чтобы тексты источников относились к разным сферам общественной жизни: политической, экономической, частной (если речь идет о характеристике личности в контексте выявления причин и последствий изучаемых событий) – и были разных видов (воспоминания, документы и т.д.).

Можно использовать следующий текст на этапе актуализации знаний учащихся по теме VIII класса «Внутренняя политика Николая I»:

«Дружески отвечал мне брат, что, когда вступил на престол, он нашёл дела в запущении от отсутствия всякого правила и порядка; ибо при Екатерине порядку было мало, но всё держалось ещё привычками; но при восшествии на престол отца нашего, весь прежний порядок нарушался, не заменяясь ничем. Но с восшествием его на престол много сделано к улучшению, и что я, вступив на престол, найду все дела в порядке, который мне останется только удерживать в законном течение»[1,С.34].

Работу с данным историческим фрагментом можно начать с определения его авторства (Николай I). Далее следует предложить учащимся разделить отрывок на части и объяснить по какому принципу они это сделали. А также определить о ком идет речь в данном источнике (Александр I, Павел I, Екатерина II). На следующем этапе анализа источника учащимся предлагается определить, что имеется в виду под строчками «он нашел дела в запущении», «порядку было мало, но всё держалось ещё привычками», «весь прежний порядок нарушался», «много сделано к улучшению», «останется только удерживать в законном течение». В ходе аналитической беседы над текстом воспоминаний Николая I, выстраивается последовательная логическая цепочка причин проведения реформ или их отмены на протяжении периода правления трех монархов и подведение, например, к проблемному вопросу урока по новой теме: «Мог ли Николай I сохранить прежние порядки правления».

В старшей школе подобная работа продолжается. По теме «СССР в 1985-1991 гг.», подводя итоги перестройки, необходимо вспомнить с чего она началась и обратиться к ранним ее событиям. По этой теме наиболее оптимальным может быть текст заявления первого Президента СССР М.С. Горбачева 25.12.1991 г. об отставке:

«Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно. Всего много: земли, нефти и газа, других природных богатств, да и умом и талантами Бог не обидел, а живем куда хуже, чем в развитых странах, все больше отстаем от них.

Причина была уже видна – общество задыхалось в тисках командно-бюрократической системы. Обреченное обслуживать идеологию и нести страшное бремя гонки вооружений, оно – на пределе возможного.

Все попытки частичных реформ – а их было немало – терпели неудачу одна за другой. Страна теряла перспективу. Так дальше жить было нельзя. Надо было кардинально все менять.

Вот почему я ни разу не пожалел, что не воспользовался должностью Генерального секретаря только для того, чтобы «поцарствовать» несколько лет. Считал бы это безответственным и аморальным»[1,С.67].

Во втором и третьем абзацах представленного фрагмента есть упоминание о причинах, которые сподвигли М.С. Горбачева начать комплекс реформ. Учащиеся достаточно быстро определяют и называют причины политики «перестройка», что позволяет экономить время урока на вспоминании материала предыдущих тем и перейти к определению последствий этой политики для государства, отталкиваясь от приведенного в примере отрывка документа.

Описываемая работа с историческим источником и выявление через него причин и следствий исторических событий полезна при подготовке учащихся к ЕГЭ, в котором основные трудности вызывают задания, связанные с анализом исторических документов.

Таким образом, работа над раскрытием закономерных связей исторического процесса должна вестись целенаправленно, системно и систематично. Учителю необходимо хорошо знать программный материал, видеть опорные уроки, на которых будет проходить подведение школьников к пониманию закономерностей общественно-исторического развития, привлекая для этого тексты исторических источников.

Примечания

 

 

Список литературы

1.Гевуркова Е.А., Соловьева Я.В. ЕГЭ 2017.Практикум. – М.,2017.

2.Журавлева О.Н. Историческое сочинение: особенности подготовки к выполнению и оцениванию задания ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2016.

3.Историко-культурный стандарт.М.2014.

4.Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. – М., 1986.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: