Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Зелёная тропинка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. Усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Практическая значимость. В процессе работы по программе дети будут проявлять любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера станет значительно выше.
Организованная внеурочная деятельность играет важную роль в выполнении основной образовательной программы.
Цель:формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Зеленая тропинка» ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды
8.Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Содержание программы курса «Зелёная тропинка» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
Планируемые результаты.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка “Зеленая планета”, формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
Самоопределение:
· формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
· экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
Смыслообразование:
· мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
· самооценка на основе критериев успешности деятельности;
· целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
Нравственно-этическая ориентация:
· уважительное отношение к мнению одноклассников;
· приобретение первоначальных навыков сотрудничества в группах, парах, коллективе, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
· волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);
· умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
· умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
· умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
· умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
· умение удерживать цель;
Познавательные:
· умение отбирать информацию по теме;
· анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской деятельности, при проведении опытов;
· умение выявлять и формулировать проблему;
· представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
· представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
· представление о значении природы для человека;
· умение различать изученные комнатные растения;
· умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
· осуществлять природоохранную деятельность;
· умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
Коммуникативные:
1. умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
2. умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
3. умение согласовывать свои действия с группой.
Рабочая программа ориентирована на работу с детьми 9 лет. Ее реализация рассчитана 34- часовой курс. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Набор свободный, по желанию родителей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Формы контроля:стартовый, текущий, итоговый.