Проблематика и поэтика военной прозы А.Платонова.




Война в прозе А. Платонова - непосредственная, прямая выработка социально-нравственной истины для всего человечества, а подвиг и смерть во имя народа и его идеалов - прозрение тайны и смысла человеческого существования, высшее творчество счастья и жизни. В рассказе «Одухотворённые люди» А. Платонов очень точно показал душевное состояние человека во время боя. Это и подсознательное чувство опасности, и воспоминание о матери, в то время когда смерть ходит рядом. В рассказе «Одухотворенные люди» события происходят под Севастополем, в горький начальный период войны, когда враг силен, у него много техники. Современники А. Платонова, грудью защитившие нашу страну от врага, поняли и подтвердили мысль автора о том, что человек, если он настоящий «одухотворенный» человек, в невыносимо трудных ситуациях боя отключает свой инстинкт самосохранения и силой своего духа побеждает врага Проза А. Платонова затрагивала самые сокровенные чувства и мысли человека на войне, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступать именно так, а не иначе. Народный характер Отечественной войны определяется в прозе А. Платонова главным образом естественным восстанием всей русской истории, союза многих поколений против фашизма - в великой битве с врагом защищались от уничтожения исконно русское правдоискательство, традиционный национальный дух, который «имеет интегральное значение», потому что он «объединяет каждого человека с его народом напрямую, объединяет с живыми и умершими поколениями его Родины» («Размышления офицера»). Задача, которую поставил перед собой А. Платонов, - показать характер советского человека в Отечественной войне как итог многовековой работы народа и в то же время укоренить его в истории - не из легких. Фраза «человек отдает себя народу» для А. Платонова не метафора, а точная, конкретная мысль, которая несет в себе еще и ту истину, что отданное народу хранится тем свято и бережно.

 

 

Целостное восприятие мира героями произведений Платонова

 

Многие рассказы несут в себе итог многолетних размышлений писателя о смысле жизни, о человечности, о вере и любви.

В этих рассказах поэтический мир А. Платонова устроен по-особенному.

Особый повествовательный строй демонстрируется в рассказе "Дед-солдат". Для героя этого рассказа, старого крестьянина, все предметы окружающего мира выступают как образы, символизирующие в своей материальной выраженности заботу людей друг о друге. В то время как для захватчика-фашиста, пришедшего грабить чужую и непонятную ему землю, этот мир выступает в своей голой предметности, и поэтому от него скрыта истинная духовная сторона вещей, их глубокий человеческий смысл. Старый человек в рукотворных предметах обступавшей его деревни видит живой материально выраженный след любви и заботы отцов и матерей о своих детях, будущих поколениях людей. Пришлому человеку чуждо такое восприятие мира. Одухотворенный человек воспринимает мир в аспекте его знаковости, равнодушный - голой предметности. Человек в изображении А. Платонова предстает как средоточие, прошедшего и будущего, выступает в одно и то же время и наследником материальных и духовных традиций прошлого, и носителем и хранителем их в настоящем, и передатчиком их будущим поколениям. В рассказе ''Дед-солдат", как и в рассказе "Сампо", отсчёт времени ведётся не по шкале смены возрастных периодов отдельной человеческой жизни - детство, отрочество, юность, а по шкале большого времени смены поколений рода, народа. Поскольку жизнь народа осуществляется в каждом отдельном человека и через человека здесь и сейчас, постольку каждый человек народен и это позволяет писателю изобразить его по-новому Для писателя важно показать, как правильно понятая идея жизни, содержание общественного идеала определяет направленность жизнедеятельности людей, их задача и цели. В поэтическом мире писателя не злоба, недоверие, а добро, любовь и красота являются главным принципом в отношениях между героями. Все это определяет активную жизненную позицию героя, питает его веру в прекрасное будущее, как об этом свидетельствуют проникнутые оптимизмом финалы рассказов "Афродита" и "Сампо".

 

 

Юмор и сатира Платонова

Одно из первых сатирических произведений – повесть «Город Градов ».

Она начинается описанием города – ветхого, заросшего лопухами и растрепанного бандитами. В этот город приезжает Иван Шмаков, чтобы «освежить его здравым смыслом». По Шмакову, каждый житель города должен потерять индивидуальность, а природа – враг порядка, потому что не поддается никаким циркулярам. Пишет ряд трудов и умирает от истощения на последнем большом труде «Принципы обезличивания человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина».

Шмаков выполняет двойную функцию: с одной стороны, воинствующий бюрократ, с другой – разоблачитель бюрократии. Шмаков сомневается, в его голове рождается «преступная мысль»: «Не есть ли закон – нарушение живого тела вселенной?» Ему же Платонов доверяет произнести разоблачающую речь о бюрократах, заместителях пролетариев, а значит – суррогатах. Другой герой Бормотов, бюрократ с большим стажем, заявляет, что бюрократия в принципе неуничтожима, поскольку бюрократы – надежная опора власти.

Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, подчеркнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, вредность и другие замаскированные специально или обычно не замечаемые недостатки. Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя, многие ее произведения публицистичны, отражают конкретные общественно-политические события современности. Такой публицистичностью обладает и проза А. П. Платонова.

Заключение

Я узнала, что А.Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе.

Писатель принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности человека.

С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был «разрушен человек»В творчестве А. Платонова идея развития духовно-нравственной личности полностью и глубоко слита с образом времени, определяющим это развитие. Для такого подхода к изображению жизни и человека у писателя имелись глубокие основания, и связаны они были с представлением писателя о своем времени, о своей эпохе.

Все внимание писателя сосредоточено на изображении "нового, высшего типа человека на земле", на раскрытии содержания его нравственных побуждений и принципов, на показе новых форм взаимодействия его с миром.

Публицистическая открытость и возвышенность многих рассказов ("Корова", "Афродита") имеют глубокий смысл гуманизма в самой жизни. Герои этих рассказов, действуя в незавершенной исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворенные горячей верой в счастливое будущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отдали вою свою нежность и любовь. Изучив программу по литературе, рекомендованную Министерством образования РФ, я обнаружила, что в программу с 5 по 11 класс для изучения включены всего 6 рассказов А.П. Платонова, причем в 9-11 классах произведений писателя нет. До 2004 года в 11 классе изучалось произведение А.П. Платонова «Котлован». Не все произведения, перечисленные в работе, включены в школьную программу по литературе, а они способствуют формированию духовности человека, что очень актуально в нашем современном обществе.

 

Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план все равно выйдет свобода бессовестности».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: