Гистограмма уровней развития технических умений и навыков в процессе обучения игре на кларнете у учащихся II классов




Уровни

 

 

Рис. 2.1.

Итак, выявленная нами динамика совершенствования технических умений и навыков учащихся II классов (9-10 лет) свидетельствует о том, что в процессе обучения игре на кларнете, разработанные нами педагогические условия, методические приёмы оказались эффективными и целесообразными.

При сравнении данных констатирующего эксперимента и контрольного обращает на себя внимание то, что в результате исследовательско-экспериментальной работы заметно улучшились показатели экспериментальной группы.

Контрольный этап эксперимента свидетельствует об эффективно разработанных комплексах методов и упражнений и педагогических условий. Из полученных результатов следует, что технические умения и навыки у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, совершенствовались интенсивней и характеризовались на заключительном этапе экспериментальной работы более высоким уровнем.

В ходе экспериментальной работы было выявлено что: процесс совершенствования технических умений и навыков будет эффективен при условии использования в процессе обучения игре на кларнете комплекса методических приёмов и форм работы, системы упражнений, игра гамм, арпеджио, этюдов, технических произведений, ролевых игр, концертных выступлений на конкурсах и академических прослушиваниях.

Нами были разработаны критерии, выявлены показатели и уровни совершенствования технических умений и навыков учащихся II классов в процессе обучения игре на кларнете, проанализировано современное состояние методики обучения техническим навыкам и умениям игры на кларнете.

Мы применяли такие формы совершенствования технических умений и навыков, как: комплексы методов и приемов, индивидуальные занятия игры на кларнете, теоретические и практические занятия игры на кларнете, посещение концертов и конкурсов, выступления на концертах и конкурсах, игра в ансамбле. В работе с учащимися широко использовались творческие и конструктивные задания: игра нот с листа, игра гамм и этюдов, технических произведений, подбор на слух и т.д. С целью активизации процесса совершенствования технических умений и навыков у учеников II классов в процессе обучения игре на кларнете системно использовался широкий круг методов и приёмов технического развития учащихся.

По результатам контрольных замеров проведённых нами на заключительном этапе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс форм и методов обучения и воспитания позволяет значительно повысить уровень совершенствования технических умений и навыков в школьном возрасте в процессе обучения игры на кларнете.

ВЫВОДЫ

Приоритетность проблемы совершенствования технических умений и навыков обуславливается её ведущей ролью в формировании художественного образа произведения. Как элемент исполнительской культуры техническое развитие является одним из главных средств воплощения музыкальной выразительности и проявляется в творчестве исполнителя, определяющем преемственность этапов профессионального роста музыканта. Рост профессионального мастерства предлагает успешное дальнейшее совершенствование и позволяет грамотно и целесообразно классифицировать, оценивать и применять полученную информацию, последовательно осуществлять программу творческих действий.

В процессе теоретического анализа и проводимых исследований была определенна сущность понятия,,технические умения и навыки”; были изучены особенности школьного возраста; разработаны методические приёмы и рекомендации; диагностированы умения и навыки игры на кларнете перед началом эксперимента и по его окончанию, а результаты проанализированы. Эффективность разработанных методов, приёмов подтверждена положительными результатами.

В процессе теоретического анализа выделенной нами проблемы проанализирована сущность понятий,,умения ”,,,навыки ”,,,совершенствование технических умений и навыков”. Понятия,,личность ” и,,исполнительство ” процессуально взаимосвязаны. Творчество личности проявляется в системе отражённых в сознании и образов внешнего мира – системе усвоенных знаний, умений и навыков, закономерностей, норм и оценок, а так же оригинальном использовании этих образов в процессе самовыражения. Эксперимент установил, что совершенствование технических умений и навыков у учащихся на кларнете – это управляемый психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогического управления, с активной музыкальной деятельностью учащихся кларнетистов основанное на эстетических интересах и потребностях актах осознанного восприятия эстетической ценности музыкальных явлений.

В данной работе мы исследовали совершенствование технических умений и навыков у учащихся в классе кларнета, поскольку считаем, что именно этот вид музыкально-исполнительской деятельности является наиболее продуктивным, способствующим эффективному творческому развитию музыкантов и позволяющим им совершенствовать исполнительские умения и навыки, углублять теоретические знания, расширять музыкальные знания. Рассмотрев особенности технической специфики её влияние на развитие музыкально-творческой исполнительской деятельности учащихся на кларнете, а также особенности школьного возраста мы установили, что этот возраст обладает типичным стремлением к самосовершенствованию и самоопределению в будущей музыкальной деятельности. Разработанные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации способствуют эффективному процессу совершенствования технических умений и навыков игры на кларнете.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абаджан Г. А. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах / Г. А. Абаджан // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Москва 1983. – Вып. 4. – С. 19-29.

2. Апатский В. Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства: учеб.пособие / В. Н. Апатский. – К.:НМАУ им. П.И.Чайковского, 2006. – 432 с.

3.Благодатов Г. Кларнет / Г. Благодатов. – М.: Москва, 1965. – 60 с.

4. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Москва 1997. - 352с.

5. Вендрова Н. Воспитание музыкой / Н. Вендрова. – М.: Просвящение, 1991. – 248 с.

6. Диков Б. Методика обучения на кларнете / Б. Диков. – М.: Москва, 1983. – 191 с.

7. Диков Б. Школа игры на кларнете / Б. Диков. – М.: Москва 1975. – 180 с.

8. Диков Б. О работе над гаммами / Б. Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. – М., 1966. – Вып. 1. – С. 211-231.

9. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б. Диков. – М.: Москва 1956. – 108 с.

10. Красавин В. Амбушюр кларнетиста / В. Н. Красавин // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. – М.: Москва 1964. – С. 107-124.

11. Мюльберг К. Теоретичні основи навчання гри на кларнеті / К. Мюльберг. – К., 1974. – 56 с.

12. Незайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Незайкинский. – М.: Москва Музыка, 1972. – 382 с.

13. Оленчик И. Этюды для кларнета / И. Оленчик. – М: Москва 1998. – 48 с.

14. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования / Н. Переверзев – М.: Москва 1966. – 184 с.

15. Петров В. Основы начального обучения на кларнете французской системы / В. Петров // Вопросы музыкальной педагогики. – М.:Москва 1991. Вып. 10. – С. 61-78.

16. Розанов С. Школа игры на кларнете / С. В. Розанов. ред.. В. Петров. – М.:Москва 1988. – 136 с.

17. Соколов В. Школа этюдов для кларнета / В. Соколов // 68 этюдов. – М.: Москва 1966. – 136 с.

18. Сурженко Е. Постановка языка при игре на кларнете / Е. В. Сурженко// Теория и практика игры на духовых инструментах: сб. ст./ ред. – В. Н. Апатский. К.: Киев 1989. – С. 45-49.

19. Танцов О. Новые приемы игры на кларнете: Хрестоматия / О. Танцов. – М.: Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского, 2008. – 44 с.

20. Федотов А. О рациональных методах овладения новой системы кларнета / А. Федотов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.:Москва 1971. – С. 232-247.

21. Федотов А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом / А. Федотов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.:Москва 1976. – С. 88-109.

22. Шенщин А. А. Общие методы преподавания ДМШ / А.А. Шенщин. – М.:Просвещение, 1991. – 146 с.

23. Bartolozzi B. New sound for woodwing /B. Bartolozzi – London, 1967. – 238 р.

24.Didier Y. Etude des gammes / Y. Didier.-Paris, Edition Henry Lemoine, 1971. – 64 p.

25. Didier Y. La method du clarinettiste / Y. Didier.-Paris, Edition Henry Lemoine, 1970. – 80 р.

26. Clamel G. Le clarinettiste / G. Сlamel. – Paris, Еdition M. Сambre,- 1996 – 88

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: