ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Структурное подразделение Институт физико-математического образования, информационных и обслуживающих технологий
Кафедра технологий производства и профессионального образования
Практическая работа № 6-7 (4 часа)
По дисциплине
Общая и профессиональная педагогика
Тема: Методы обучения
Студента/ки группы_______________
ФИО____________________________
Луганск, 2020
Практическое занятие 6-7 (4 часа)
По дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Тема: Методы обучения
Цель: закрепить знания о методах обучения и их сущности, рассмотреть классификацию методов обучения по различным признакам.
Порядок выполнения работы:
1. Заполнить титульный лист электронного документа.
2. Указать тему и цель практического занятия.
3. Составить краткое сообщение по одному из вопросов для обсуждения. Объем сообщения – не менее 1 страницы формата А4 машинописного текста. Шрифт – Time New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание – по ширине. Сообщение должно отражать сущность выбранного вопроса и содержать личную точку зрения студента по данному вопросу. В конце сообщения ОБЯЗАТЕЛЬНО приводятся ссылки на использованные электронные источники информации.
Примеры оформления электронного источника:
Педагогическая специальность: понятие, виды и классификация, условия получения и общие основы педагогики – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yandex.ua/turbo/gi-store.ru/s/vybor-professii/bioinzhener-eto.html (дата обращения: 26.11.2020).
4. Выполнить задания для самостоятельной работы.
5. Выполненную работу в ЭЛЕКТРОННОМ виде прислать преподавателю не позднее срока, указанного в конце работы.
Вопросы для обсуждения
1. Методы обучения. Реализация методов обучения в практике педагогической деятельности посредством применения определённых приёмов и средств обучения.
2. Факторы, влияющие на выбор методов обучения в педагогической деятельности.
3. Классификация методов обучения с точки зрения различных педагогов-исследователей (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин; Ю.К. Бабанский; М.А. Данилова и Б.П. Есипова).
4. Сравнительная характеристика основных методов обучения.
Самостоятельная работа на занятии
Изучить классификацию методов обучения, по образцу заполнить таблицу 6.1.
Таблица 6.1 – Классификация методов обучения» по характеру познавательной деятельности студентов (Классификация М.Н. Лернера, И.Я. Скаткина).
№ | Название метода | Сущность метода | Достоинства | Недостатки |
Репродуктив-ный; | 1) знания предлагаются в «готовом» виде; 2) педагог сообщает знания, и объясняет материал; 3) учащиеся сознательно усваивают знания. 4) необходимая прочность усвоения обеспечивается многократным повторением. | Обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. | Репродуктивная деятельность предшествует творческой. Данный метод должен сочетаться с другими методами обучения. | |
… | … | … | … | |
… | … | … | … |
Описать классификацию методов обучения с точки зрения различных авторов. В тетради для практических работ начертить и заполнить по образцу таблицу 6.2.
Таблица 6.2 – Классификации методов обучения
Классификации. Авторы. | Методы обучения |
Бинарная классификация М.И. Махмутова | |
1. Искусственные (школьные) 2. Естественные (окказиальные) | |
1. Практические 2. Наглядные 3. Словесные | |
По назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) | |
Полинарная классификация Ю.К. Бабанского |
3. Расположить методы обучения в порядке убывания их эффективности:
- для формирования умений и навыков: работа с книгой, упражнение, иллюстрация;
- для побуждения к проявлению самостоятельности, инициативы: беседа, рассказ, познавательная игра;
- для развития способности выражать свои мысли: лекция, работа с книгой, дискуссия.
4. Перечислить методы обучения, относящиеся к данным группам:
Словесные методы: ____________________________________
Наглядные методы:____________________________________
Практические методы: _________________________________
Выполнить тестовые задания.
1. Метод обучения - это способ:
А. Усвоения обучаемыми знаний умений, навыков;
Б. Управления деятельностью студентов;
В. Организации деятельности студентов;
Г. Взаимосвязанной деятельности педагога и студентов;
Д. Руководства познавательной деятельностью обучаемых.
2. Методы обучения, при которых источником знаний является устное или печатное слово - это:
А. Наглядные;
Б. Словесные;
В. Практические;
Г. Иллюстрационные;
Д. Демонстрационные.
3. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
А. Как учить;
Б. Чему учить;
В. Зачем учить;
Г. Когда учить;
Д. Где учить.
4. Сущность проблемного обучения состоит в:
А. Постановке проблемы и усвоении готовых выводов;
Б. Изучении познавательных возможностей студентов;
В. Постановке перед студентами учебной проблемы;
Г. Организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
Д. Управлении познавательной деятельностью студентов.
5. Суть программированного обучения состоит в:
А. Изучении материала «малыми дозами»;
Б. Самостоятельной работе по программированному учебнику;
В. Обучении с программным управлением процессом усвоения знаний, умений, навыков;
Г. Автоматизации обучения;
Д. Использовании учебных программ.
6. Путь достижения цели и задачи обучения – это:
А. Его форма;
Б. Его метод;
В. Учение;
Г. Его средство.
7. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по:
А. Дидактическим целям;
Б. Источнику знания;
В. Характеру познавательной деятельности студентов;
Г. Логическому пути познания;
Д. Месту в структуре деятельности.
8. Наглядными методами обучения является:
А. Составление таблиц, графиков, диаграмм;
Б. Графические работы, лабораторные работы, упражнение;
В. Беседа, рассказ, школьная лекция, инструктаж;
Г. Самостоятельные наблюдения, иллюстрация, демонстрация;
Д. Работа с книгой.
9. Диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки вопросов подводит студентов к пониманию материала – это:
А. Исследовательский метод обучения;
Б. Метод проблемного обучения;
В. Метод контроля;
Г. Иллюстративный метод;
Д. Учебная беседа.
10. Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
А. Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные;
Б. Словесные, наглядные, практические;
В. Индуктивные и дедуктивные;
Г. Метод первичного освоения материала, закрепление, выработка умений и навыков, проверка и оценка.
6. В тетради для практических работ начертить и достроить по образцу логическую схему (рис. 6.1).
Рисунок 6.1 – Полинарная классификация методов обучения Ю.К. Бабанского.