Государственная программа «Жилье 2000» (1988 г.) и ее выполнение.




Городское население Донецкой области за 1976 – 1990 г. возросло на 319 тыс. чел., Луганской области – на 100 тыс. чел. В конце 80-х гг. в шахтерских городах Донецкой области проживало более 3 млн. чел. Для обустройства молодежи в городах необходимо было жилье, равное 20% ежегодно строящихся квартир. Днепропетровская и Донецкая области после Киева считались регионами наиболее привлекательными для проживания, и сюда продолжался приток юношей и девушек из аграрных областей. Вследствие названных причин, в течение 1969 – 1989 гг. численность городского населения Донецкой области увеличилось на 579 тыс. чел. (13,4%), Луганской – на 209 тыс. (9,2%). В условиях снижения объемов жилищного строительства общая очередь ежегодно увеличивалась на 100 – 120 тыс. семей. В очередях на жилье возрастала доля шахтеров. Во второй половине 70 - х гг. она увеличилась с 35,5 тыс. до 45 тыс. чел. Надежду на ускорение решения жилищной проблемы нуждавшиеся семьи связывали с государственной программой «Жилье 2000» (1988 г.). В момент ее принятия общая очередь достигла 2,3 млн. чел. 160 тыс. семей находились в ней свыше 11 лет. СМИ пропагандировали принятое постановление ЦК КПУ и СМ УССР «О комплексной программе обеспечения к 2000 г. каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом, развития базы домостроения и производства строительных материалов» (апрель 1988 г.). Власти успокоили общество тем, что жилищная проблема вскоре будет решена и к 2000 г. 5378 тыс. семей получат новое жилье. На реализацию программы предполагалось направить 75 млрд. руб. В этих суммах учитывались и перечисления от МУП СССР. Министерство УП СССР намеревалось увеличить на 28% объемы финансирования строительства жилья в УССР, хотя вследствие роста цен на стройматериалы и услуги реальное увеличение могло составить 6%. Проявление надежд на улучшение качества жизни стимулировало увеличение очереди. В январе 1989 г. в ней находились 138,8 тыс. работников УП, в 3,4 раза больше, чем их было в 1981 г. В Донецкой области в очереди находились 61 тыс. шахтеров, а с учетом работников всех предприятий и организаций УП – 80 тыс. чел. – 30% всей областной очереди. В Ворошиловградской области жилье ожидали 35 тыс. шахтерских семей. Из 1000 работающих в угольной промышленности в очереди на жилье стояли 245 чел. в Донецке, 202 чел. – в Торезе, 135 чел. в Красноармейске и Доброполье. В составе очередников работники угольной промышленности составляли в Горловке, Красноармейске 80%, в Донецке и Харцызске – около 45%. В очередях оказывались не только нуждавшиеся. В 1988 г. в Донецкой области вследствие должностных преступлений на очередь были поставлены 3,5 тыс. семей, не имевших на то юридических оснований.

Основные мощности строительных организаций были связаны с промышленным строительством. В Донбассе удельный вес капитальных вложений на сооружение объектов социального назначения не превышал 15 – 17%, в то время, как в среднем в УССР этот показатель равнялся 25%. Практика показывала, что, несмотря на разговоры руководителей СССР о социальной переориентации экономики, реальных сдвигов не было. В 1989 г. в Донецкой области было начато возведение 1368 новых объектов. Выделенных на их строительство ресурсов хватило бы для того, чтобы построить в области жилья в 1,6 раза больше, чем его было возведено в 1988 г. Перевод отрасли на хозрасчет, начавшийся в 1987 г., повлек за собой сокращение объемов капитальных вложений в жилищное строительство. Экономя материальные и финансовые ресурсы, МУП СССР отклонил предложенную Донецким облисполкомом программу строительства на 1988 г., которой предусматривалось возведение 409 тыс. м² жилья. Было профинансировано строительство в объемах меньших на 26%. В 1989 г. разница в объемах финансирования между предложениями облисполкома и планом МУП составила 10% в сторону уменьшения. Во многом вследствие ограниченных возможностей МУП СССП в Донецкой области в расчете на 1 тыс. жителей жилья строилось на 10% меньше в сравнении с другими промышленными областями УССР.

Возможности жителей УССР в получении жилья или улучшении жилищных условий по сравнению с жителями других республик СССР были более ограниченными. Несмотря на Чернобыльскую трагедию, УССР не оказалась в перечне республик, которые находились в более благоприятных условиях для решения жилищной проблемы. В УССР, в которой проживали 18% населения СССР, производившее пятую часть совокупного общественного продукта страны, государственные инвестиции на жилищное строительство на одного жителя составляли 94 руб., в то время как в среднем по СССР цифра равнялась 124 руб. Удар по экономике страны нанесли авария на ЧАЭС и землетрясение в АрмССР, материальный урон от которых, по оценкам 1988 г., оценивался в 18 млрд. руб. Только пострадавшему населению было выплачено различных компенсаций и оказано льгот на сумму 900 млн руб. В УССР силы строительных организаций были брошены на возведение жилья выселяемым из Чернобыльской зоны, для которых было построено 20 тыс. индивидуальных домов и передано 15 тыс. квартир. Несмотря на то, что Донецкая и Луганская области не были включены в перечень регионов, которым предстояло принять переселенцев, только в Донецкую область переехали около 3 тыс. чел., которые имели право на внеочередное получение жилья. Негативно сказалось на реализации жилищных программ землетрясение в Армении, куда были направлены значительные материальные ресурсы, предназначавшихся для строительства в УССР, и строительные бригады. Украинские строители были отвлечены также для выполнения работ в Тюмени и в зоне БАМа.

Организации Минстроя УССР, которые осуществляли в Донецкой области 85% всех работ как по долевому участию, так и строительству кооперативного жилья, оказались неспособными принять в полном объеме жилищную программу МУП СССР и выполнить свои обязательства перед отраслью. Минстрой УССР к тому же был нацелен украинским правительством на преимущественное возведение объектов в городах Одесской, Черкасской областей, в городах западной и северо-западной Украины. В этих регионах объемы строительных работ должны были, согласно программе «Жилье 2000», увеличиться в 1,5–2 раза, в то время, как в Донецкой области – на 12%, в Луганской – на 31%. По названным причинам в 1986–1989 гг. Минстрой УССР недодал работникам отрасли 210 тыс. м кв. жилья.

У Минстроя УССР были основания отказываться от сотрудничества с МУП СССР. В большинстве городов Донбасса не было собственных строительных организаций и мощностей по производству стройматериалов. Были исчерпаны территории с благоприятными для застройки горно-геологическими условиями. Строителям предстояло возводить дома на площадках, под которыми на небольших глубинах располагались старые горные выработки. Для защиты зданий нужны были иные технологии, дополнительные материалы. Сдерживал жилищное строительство дефицит воды. Мощности предприятий индустриального домостроения использовались в Донецкой области на 85%, в Ворошиловградской – на 73,7%, кирпичных заводов – на 78%. Начавшее дачное строительство, деятельность строительных кооперативов до предела обострили дефицит строительных материалов. В 1988 г. в УССР велось строительство 900 тыс. садовых домиков, для которых потребовалось 4 млрд шт. кирпича. Его отток на индивидуальные нужды привел к тому, что в Донецкой области неудовлетворенная потребность стеновых материалов у строителей государственных организаций составляла 160 млн шт. Щебенка, песок так же стали остродефицитными. Запасы песка в действовавших карьерах покрывали запросы на 80%. Обеспечить перевозку сыпучих материалов железнодорожным транспортом было невозможно. Вследствие несвоевременности и ограниченности поставок потери рабочего времени в строительных организациях были самыми высокими в народном хозяйстве республики и на 27% превышали средний показатель в промышленности. Культура труда строителей была низкой. Руководители УССР сетовали: «Втаптывается на наших стройках столько, что и счету не поддается». Повсеместно не хватало рабочих. На кирпичных заводах 40% продукции изготавливали привлеченные люди, в том числе условно осужденные, что сказывалось на количестве и качестве продукции. Народное хозяйство Донецкой области испытывало потребность в 10 тыс. строителях. Требовалось 1,7 тыс. каменщиков, 850 плотников, столько же монтажников. Шел отток специалистов в кооперативы, где заработок был в 2 – 3 раза выше. 1700 наиболее квалифицированных рабочих и ИТР покинули объединение «Донецкжилстрой». Руководство Минстроя УССР реально оценивало возможности стройиндустрии. В расположенные в Донецкой области заводы по производству стеновых материалов государство инвестировало 10 млн. руб., но объемы производства на них не увеличились. Из семи строящихся предприятий на четырех имелись серьезные отставания.

К началу шахтерских забастовок (июль 1989 г.) в Донецкой области было введено 30% годового плана жилья, в Ворошиловградской – 24,1%. На каждой шахте 13 – 20% шахтеров ждали квартиру. Программа сноса ветхого жилья в 1986 – 1989 гг. была выполнена на 47%. Во многих городах она была провалена, несмотря на то, что значительная доля вводимого жилья выделялась переселенцам (в Макеевке, к примеру, 78%). В Торезе степень выполнения программы равнялась 16%, в Красном Луче 26%. Не получили обещанных квартир шахтеры, добровольно выехавшие в Чернобыль для ликвидации последствий аварии. Срыв жилищной программы в большинстве шахтерских городов не только не позволил сократить число очередников, но и уменьшить количество шахтерских семей, проживавших в ветхом и аварийном жилье.

Шахтерская забастовка в июле 1989 г. внесла кардинальные изменения в программу «Жилье–2000». Власти взяли на себя обязательство, зафиксированное в п. 42 «Протоколов», разработать и осуществить в ХІІІ пятилетке программу строительства жилых домов, предусматривающую предоставление работникам угольной промышленности Донбасса благоустроенных квартир не позднее 6 лет с момента постановки на очередь. Реализация требований шахтеров упиралась в необходимость решения нескольких задач: наращивания мощностей стройиндустрии, увеличения объемов поставок в Донбасс, в том числе труб, металлических конструкций и строительных материалов, изыскания средств для финансирования строительства. Перспектива выполнения требование была мало обнадеживающей, во-первых, в связи с тем, что среднегодовые объемы строительства необходимо было увеличить в 4 раза, во-вторых, потому что стройиндустрия итак функционировала на пределе своих возможностей, о чем свидетельствовали результаты выполнения строительной программы 1989 г. В УССР план по жилью был выполнен, но его было сдано в эксплуатацию на 1,5 млн м кв. меньше, чем в 1988 г. Местные Советы народных депутатов недодали угольщикам УССР 138,6 тыс. м кв. жилой площади, в том числе в Донецкой области 94,7 тыс. м кв., в Луганской – 28,7 тыс. м кв. В Донецкой области планы сдачи жилья в Шахтерске и Горловке выполнены не были (ПО «Артемуголь» получило от горисполкома 66% профинансированных объемов жилья). В Луганской области предприятия угольной промышленности получили 91,4% жилья. Без обещанных квартир остались многие шахтеры Краснодона, Брянки, Первомайска, Ровеньки, Ворошиловграда.

 

Табл. 4.

Ввод общей жилой площади в угольной отрасли Донбасса, включая индивидуальное и кооперативное строительство (тыс. м ²)

 

Регион 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. В. % 1989 к 1985 г.
Донецкая 480,0 474,7 533,4 485,7 436,6 482,1 100,4
Луганская 228,1 276,7 258,9 257,3 257,7 255,7 112,0
МУП УССР 966,5 905,8 934,7 876,8 798,8 896,5 92,7
РСФСР 1114,7 1022,1 1322,2 1289,1 1029,2 1155,46 103,6
МУП СССР 2350,0 2206,0 2594,0 2456,0 2152,0   100,01

 

Несмотря на то, что в 1989 г. в Донецкой области квартиры получили около 4-х тыс. горняков, во многих городах после забастовки очереди на жилье увеличилась. В Донецке, где квартиры получили 1188 чел., очередь возросла с 21600 чел. (данные на 1 января 1989 г.) до 22735 чел. (данные на 1 января 1990 г.), из которых 19,5 тыс. чел. ожидали государственные квартиры и 3,2 тыс. чел. стояли в очереди на получение кооперативного жилья. Кооперативная квартира площадью 65 кв. м. в ЖСК имела цену 7 тыс. руб., и шахтеры, имевшие высокие заработки, предпочитали такой вариант ускоренного получения жилья. 930 чел. стояли в очереди в шахтоуправлении «Куйбышевское», 896 чел. – в шахтоуправлении «Октябрьское», 1038 – на шахте им. М. Горького. В Шахтерске 1 января 1990 г. очередников насчитывалось 2514 чел., в Кировском – 2259 чел. В Донецкой области количество шахтеров, изъявившие желание построить собственное жилье, составило 1200 чел., в том числе 500 чел. в Донецке, в Луганской области – 1656 чел.

СМ УССР своим постановлением № 225 от 29 августа 1989 г. конкретизировала задачи украинского правительства по выполнению постановления СМ СССР № 608. Он дал указание облисполкомам, Госснабу УССР выполнить требования горняков. Расчеты специалистов показывали, что обеспечить квартирами шахтеров в течение 6 лет будет невозможно. ПО «Артемуголь» для выполнения этой задачи нужно было построить 473,5 тыс. м кв., в том числе хозспособом 87 тыс. м кв. (за пять предыдущих лет было построено 27,8 тыс. м кв.), по долевому участию 347,8 тыс. м кв., из которых Минстрой УССР взялся выполнить только 177 тыс. м кв., или 51% расчетного объема. По подсчетам специалистов ПО «Донецкуголь» объединению необходимо было строить ежегодно по долевому участию 1200 тыс. м кв. (в 1989 г. объединение получило 371 тыс. м кв.), 226 тыс. м кв. хозспособом, 39 тыс. м кв. индивидуальными застройщиками. Всего угольным предприятиям Донецкой области необходимо было построить по долевому участию 4,3 млн. м кв. (за 1986 – 1989 гг. построено1,1 млн м кв.) и 2,2 млн м кв. хозспособом. Ежегодно нужно было строить 15 тыс. квартир. Собственными силами шахтеры должны были построить 152 тыс. м кв. индивидуального жилья. По подсчетам специалистов, в лучшем случае в 1991 г. горняки могли получить квартир в два раза больше, чем в 1989 г. Перспективы решения жилищной проблемы упирались в финансовые возможности угольных предприятий. Коллективу шахтоуправления «Петровское» ПО «Донецкуголь» для ликвидации очереди на получение жилья (795 чел.) и предоставления квартир очередникам в течение 6 лет в 1990 г. нужно было иметь 17 млн. руб., для благоустройства шахтного поселка еще 150 тыс. руб. Для реализации социальной программы шахте нужно было иметь годовой фонд социального развития в размере 20 млн руб. Предприятие в течение года при условии выполнения плана по действовавшим нормативам могло сформировать фонд в размере 477 тыс. руб. Главный экономист шахты утверждал: «Чтобы жить, как хочется, нужно зарабатывать прибыли 70 млн руб. За 10 месяцев убытки шахты составили 3 млн руб.». Предприятиям угольной промышленности Донецкой области для реализации социальных программ нужно было иметь 1,7 млрд руб., в том числе для благоустройства шахтерских поселков 285 млн руб. Даже если представить, что названные суммы предприятиями и министерством были бы выделены, было не понятно, кто эти капитальные вложения будет осваивать. В течение пятилетки в области осваивали около 700 млн руб.

Согласно «Протоколу» местные органы власти были обязаны возместить, недоданную шахтерам в 1986 – 1988 г. жилую площадь по долевому участию, в том числе горнякам Донецкой области размере 44,4 тыс. м кв. Размер задолженности был эквивалентен количеству жилой площади, полученной суммарно в 1989 г. шахтерами ПО Ордженикидзеуголь», «Торезантрацит» и «Селидовуголь». Вместо возмещения задолженность в 1989 г. возросла еще на 37,4 тыс. м кв. и составила в УССР на 1 января 1990 г. 99,5 тыс. м кв. Чтобы возвратить долг шахтерам, нужно было все жилье, строящееся в городах, включая и строящееся хозспособом предприятиями других отраслей, передавать горняцким коллективам.

Для выполнения данных правительственной комиссией обязательств, необходимо было решить вопрос отвода земли. При существовавшем порядке, когда под индивидуальное домостроение выделялось 0,03 – 0,06 га, при действовавших стандартах строительства многоэтажных зданий необходимо было изыскать 936 га земли. В Донецкой области только в Шахтерске и Снежном имелись свободные земли для гражданского и индивидуального строительства. В других городах новое строительство могло осуществляться за счет уплотнения существующих индивидуальных застроек и сноса ветхого жилья, что тормозило бы темпы предоставления квартир горнякам. Шахтеры, высказавшие желание самостоятельно построить дома, настаивали на увеличении площади под постройку до 0,1 га, что требовало изъятия из севооборота около 1 тыс. га земли. По этой причине облисполком был противником выполнения требования шахтеров-застройщиков. Горняки – застройщики до конца года не смогли начать строительство, так как земельные участки необходимой площади не выделялись, а проект отвода земли под новое строительство подготовлен не был. Шахтерам были обещаны кредиты. В Луганской области их было выделено на сумму 23,5 млн руб.

На шахты, в магазины стали поступать стройматериалы. Уже 27 июля 1989 г. на шахту им. А. Скочинского ПО «Донецкуголь» поступили 69 т с силикатного кирпича, из которых только 4 тыс. т предназначались для производственного строительства. Продажа строительных материалов в 1989 г. в Донецкой области возросла на 7,7%. В шахтерских городах темпы роста продаж стройматериалов опережали среднеобластные. В Снежном, например, они составили 12,2%. Но удовлетворить спрос на эту группу товаров торговые работники были не в состоянии.

Правительство Украины оказывало помощь Донбассу с целью выполнения своих обязательств по постановлению № 608. В сентябре 1989 г. из резерва СМ УССР Донецкому облисполкому было выделено 1,1 млн руб. финансовой помощи, из которых 800 тыс. руб. предназначались ПО «Донецкуголь». Деньги должны были использоваться для создания мощностей для производства кирпича и других строительных материалов. 300 тыс. руб. из этой суммы были перечислены шахтоуправлению им. газеты «Правда» для закупки оборудования для цеха бытовых услуг и приобретения мебели для дворца культуры. В октябре Донецкому облисполкому из резерва СМ УССР было выделено еще 2,5 млн руб. капитальных вложений, из которых 2 млн руб. предназначались для строительства газопровода Краматорск – Донецк. СМ СССР, СМ УССР при принятии решений, касавшихся социальной жизни людей, учитывали остроту жилищной проблемы в городах Донбасса. В сентябре 1989 г. СМ СССР принял постановление, которым обязал органы исполнительной власти, начиная с 1990 г. 5% вводимой жилой общей площади передавать уволенным в запас или в отставку в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР. На предприятия МУП СССР действие постановления не распространялось. СМ УССР постановлением от 14 декабря 1989 г. определил список областей, куда переселялись люди из Чернобыльской зоны. Переселение в Донецкую область не планировалось.

Крайне тяжело решался вопрос материального обеспечения нового строительства и проведения ремонтных работ. СМ УССР своим постановлением № 225 увеличил лимиты шахтерским городам на получение материалов для проведения ремонтов. Материалы, предназначавшиеся для нешахтерских городов, передавались угольным объединениям. Но помощь СМ УССР только частично облегчила решение проблемы. Потребности Макеевки в цементе, лесе были удовлетворены на 15%, в песке – на 70%. Для подготовки города к зиме нужно было 700 т труб. Городу пообещали выделить 30 т и только в декабре. Чтобы исправить ситуацию, распоряжением СМ УССР от 11 ноября 1989 г. ранее утвержденные фонды городов УССР на строительные материалы вновь значительно урезались и передавались предприятиям угольной промышленности. Минторг УССР передавал предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Донбасса находившиеся в своем распоряжении фонды, в том числе, оцинкованную сталь, трубы, паркет, сантехнику и т.д.. Но к концу года СМ УССР так и не смог выполнить заявки властей шахтерских городов. Стаханову нужно было битума 800 т, получил 250 т. Заявка Кировска на поставку рубероида была удовлетворена на 61%, битума – на 47%, шифера – на 11%. Качественные ремонтные работы в требуемых объемах также провести было невозможно, так как материалами для проведения ремонтов строители были обеспечены на 20 – 40%. Стройматериалы снимались с предприятий других отраслей. С Углегорской ГРЭС, в частности, были сняты фонды битума. Из 160 т материала, который предназначался для ремонта жилья энергетиков, СМ УССР оставил городу 60 т.

Перспективы получить жилье у стоящих в очередях шахтеров казалось бы возрастали в 1990 г. МУП СССР был единственным министерством, в котором не сокращались капитальные вложения в социальную сферу. В Донецкой области план строительство жилья на 1990 г. был увеличен на 17%. В области предполагалось построить по долевому участию для предприятий МУП СССР 375,9 тыс. м кв. жилой площади (в 1986 г. было построено 396 тыс. м кв.), в том числе непосредственно для работников производственных объединений по добыче угля 273,1 тыс. м кв., что на 9,5% превышало план 1989 г. Увеличение объемов жилищного строительства для горняков сопровождалось их уменьшением для работников других отраслей народного хозяйства. В частности, план строительства жилья Донецкому металлургическому заводу был сокращен на 32%.

Табл. №5.

Обеспеченность общей и жилой площадью, проживающих в ведомственном жилье МУП СССР и Минметаллургии СССР в Донецкой области

Отрасль 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г.
металлургическая 18,1 /11,0 18,4 / 11,2 18,2 / 11.2 18,2 / 11,2 18,2 / 11,2
угольная 16,3 / 10,0 16,5 / 10,1 16,6 / 10,1 17,1 / 10,5 17,1 / 10,5

 

План строительства жилья хозспособом для шахт области был определен в 120 тыс. м кв. (в 1986 г. было 19 тыс. м кв.). Планы строительства были нереальны. В угольных областях, как и в целом в УССР, объемы запланированных работ не были подкреплены материальными ресурсами. Выполнение строительной программы в УССР не было обеспечено прокатом металла на 21%, трубами – на 33%, цементом – на 25%, лесоматериалами – на 21%. За 9 месяцев 1990 г. леспромхозы РСФСР недопоставили предприятиям Минстроя УССР 193 тыс. м куб. лесоматериалов, в том числе 9,5 тыс. в Донецкую область.

В связи с тем, что в Донбассе остро ощущалась нехватка кирпича (дефицит в Донецкой области составлял 200 млн шт.), СМ УССР увеличил фонды стеновых материалов строительным организациям, которые работали в шахтерских городах. Макеевке было выделено 5,2 млн шт. кирпича, что было на 0,7 млн шт. больше по сравнению с предыдущим годом. Торезу было выделено 4,5 млн шт. кирпича, что на 1,7 млн шт. превышало цифру 1989 г. Но и возросшие объемы поставок стройматериалов не удовлетворяли местные органы власти. Руководство Макеевки утверждало, что для выполнения строительной программы и ремонта жилья нужно увеличить поставки кирпича на 2,1 млн шт.

СМ УССР искала возможности обеспечить стройматериалами застройщиков. Для них были выделены товары общей стоимостью 57,3 млн руб. Стремясь каким-то способом обеспечить ими шахтеров, союзное правительство совершило шаг, который был негативно оценен на селе. СМ СССР дала указание СМ УССР передать в систему торговли МУП СССР стройматериалы стоимостью 34 млн руб., которые предназначались для расчетов с сельскими жителями за сданное в потребкооперацию продовольствие. Но эта мера проблему решила частично. Потребности торговли в этой группе товаров были удовлетворены в Донецкой области на 44%, а по таким товарам, как шифер – на 32%, стекло – 37%, колонки газовые – на 12%. Строительство жилья хозспособом также тормозилось в связи с недостатком специальной техники и материалов. Шахтостроители Луганской области должны были построить 40 тыс. м кв. жилья. Их обеспеченность лесоматериалами составляла 77%, цементом – 41,6%, трубами – 59%. Строительные организации ПО «Шахтерскуголь» были обеспечены ресурсами на 65%, в том числе цементом на 59%, металлопрокатом – на 80%, лесом – на 60%, кирпичом – на 27%. Выделенные материалы на строительные площадки в полном объеме не поступали, в значительной мере разворовывались. В комбинате «Донецкшахтострой» из выделенных на 4 месяца стеновых материалов было поставлено 77% красного кирпича и 80% силикатного кирпича. В мае красного кирпича строители получили 60% от плана поставок, силикатного – 46%. Из-за отсутствия материалов простаивали бригады каменщиков. После вмешательства союзных органов ситуация несколько улучшилась: план первого полугодия по поставкам красного кирпича был выполнен на 91,8%, силикатного – на 69,3%. Но наверстать упущенное время было уже невозможно.

Из строительных организаций продолжали уходить рабочие и специалисты. За 8 месяцев 1990 г. из комбината «Донецкшахтострой» уволилось 5 тыс. чел. В целом в 1990 г. численность строительных рабочих на государственных предприятиях Донецкой области сократилась на 9 тыс. чел. Первоочередное внимание со стороны власти Донецкой области к строительству жилья горнякам сказалось. Если выполнение планов сдачи жилья предприятиям металлургической промышленности Донецкой области составило 52,5%, то заказ на строительства жилья предприятиям МУП СССР был выполнен на 71,7%. Если население Донецкой области в 1990 г. получило квартир на 5,6 тыс. меньше, чем в 1989 г., то предприятия угольной промышленности получили жилой площади на 14,5% больше, чем в 1989 г. Но планы выполнены не были. Угольные предприятия УССР недополучили по долевому участию 266 тыс. м кв. жилой площади (4,6 тыс. квартир), в том числе в 1990 Донецкой области 154 тыс. м кв., в Луганской области – 98 тыс. м кв. Заказ ПО «Ровенькиантрацит» был выполнен на 43%. Планы сдачи жилья хозспособом угольными предприятиями из-за отсутствия материалов также выполнены не были. Качество выполненных работ было крайне низким.

Затягивание в решении жилищной проблемы наряду с комплексом других производственных, социальных и иных проблем накаляли психологическую обстановку в коллективах. Если для представителей других отраслей народного хозяйства срок ожидания жилья 10 – 15 лет был терпимым, то для шахтеров с их экстремальными условиями подземного труда, высокой вероятностью смертельного и производственного травматизма, время имело иное восприятие и измерение. Недовольство в связи с невозможностью полноценного домашнего отдыха налагались на эмоциональное восприятие производственных проблем, развала продовольственного рынка, кризиса государственной идеологии. 20 – 30% неудовлетворенных условиями проживания горняков составляли ту часть шахтерских коллективов, которая страстно желала радикального ускорения социально-экономических процессов в обществе. Выход горняков на арену политической жизни в 1989 г. был попыткой силовым путем заставить государство ускорить решение волновавших горняков проблем, среди которых одной из важнейших была жилищная. В Донецкой области в 1990 г. на квартирном учете в городах находилось 281,7 тыс. семей и одиночек. Получили квартиры 21, 4 тыс. чел. (7,6%). 58% объема жилья, построенного по долевому участию, получили работники угольной промышленности.

Выводы. Решение жилищной проблемы в Донбассе в основном было, несомненно, заслугой советского государства. Государство сумело обеспечить большую часть населения бесплатным жильем. Именно для решения жилищной проблемы была создана база стройиндустрии. Шахтерская 1989 г. забастовка открывал перспективу дальнейшего развития шахтерских городов и окончательного решения жилищной проблемы. Постановление СМ СССР № 717 (1990 г.) было программой социального развития угольного Донбасса. Вероятность его выполнения была нереальной из-за огромной стоимости проекта и крайне ограниченных финансовых ресурсов предприятий. Для украинского правительства программа развития социальной сферы шахтерских городов была нереальной. Эту программу было невозможно осилить без участия союзного правительства и Минуглепрома СССР.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Что означает понятие «строительство жилья хозспособом»? Когда возникла такая практика? Как долго она существовала?

2. Назовите важнейшие партийно-правительственные постановления, которые определяли суть жилищной политики советского государства?

3. В силу каких причин была выработана программа «Жилье – 2000». Насколько результативной была эта программа?

4. Почему сложилась такая ситуация, что из всех профессиональных групп именно у шахтеров были наихудшие бытовые условия?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: