Коллоквиум по теме: «Юридические лица».




1. Сущность юридического лица.

2. Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права.

3. Понятие и признаки юридического лица.

4. Индивидуализация юридического лица, ее гражданско-правовое значение.

5. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

6. Органы юридического лица.

7. Представительства и филиалы юридических лиц.

8. Порядок и способы создания юридических лиц.

9. Учредительные документы юридических лиц.

10. Прекращение деятельности юридического лица.

11. Реорганизация юридических лиц и ее виды.

12. Порядок ликвидации юридического лица.

13. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

14. Основные процедуры банкротства.

15. Виды юридических лиц, их классификация и ее гражданско-правовое значение.

16. Корпорации и учреждения.

17. Коммерческие и некоммерческие организации.

18. Иные виды юридических лиц.

19. Хозяйственные (торговые) товарищества и общества.

20. Полное товарищество и товарищество на вере.

21. Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью.

22. Акционерное общество.

23. Понятие и особенности гражданско-правового статуса дочерних и зависимых обществ.

24. Производственные кооперативы.

25. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.

26. Особенности гражданско-правового статуса казенных предприятий.

27. Потребительские кооперативы.

28. Общественные и религиозные организации (объединения).

29. Благотворительные и иные фонды.

30. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

31. Финансируемые собственниками учреждения как юридические лица.

32. Некоммерческие партнерства и иные некоммерческие организации как юридические лица.

 

1. Сущность юридического лица.

2. Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права.

 

3. Понятие и признаки юридического лица.

 

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).

Признаки необходимы для признания юридического лица самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких относятся (п. 1 ст. 48 ГК):

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.

+ гос регистрация (официальное признание её юридической личностью ст 51)

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости – и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач. Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах – уставе, учредительном договоре, а иногда – в общем положении (типовом уставе) об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК). В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), а также иные сведения. Наличие таких документов является выражением организационного единства как признака юридического лица

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на особом ограниченном вещном праве) дающее ей право быть субъектом гражданских правоотношений. Возможно существование юридических лиц, действующих исключительно на базе имущества, которое состоит из прав пользования (на-пример, аренды здания) и(или) прав требования (например, денежных средств, числящихся на банковском счете) и потому не является объектом вещных прав. Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе (а выделенное учреждению несобственнику – также и по смете его расходов, утвержденной собственником). Числящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (или участников), в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности.

Самостоятельная имущественная ответственность по долгам неразрывно связана с предыдущим признаком потому как смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем, чтобы вывести из-под него иное, личное имущество учредителей или участников). Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал (уставный или паевой фонд), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 90 и абз. 2 п. 1 ст. 99 ГК). Юридическое лицо (за исключением учреждений и казенных предприятий) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК), а не только имеющимися у него (прежде всего числящимися на его банковских счетах) денежными средствами.

Выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени служит его индивидуализации. Оно определяется в учредительных документах и вносится в ЕГРЮЛ. Наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, ООО, ГУП, благотворительный фонд), а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК) (например, страховое акционерное общество, профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, добровольное общество защиты животных). Термины «биржа» и «банк» в соответствии с требованиями законодательства могут использоваться в наименовании лишь тех организаций, которые имеют лицензию на право совершения соответствующей деятельности. Требования к содержанию фирменного наименования определяются ст. 1473 ГК. ст. 1474 ГК устанавливает что другие юридические лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования, если они осуществляют деятельность, аналогичную деятельности правообладателя. Наряду с фирменными наименованиями индивидуализации служат и товарные знаки и знаки обслуживания

Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения («юридический адрес»), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК) и обязательно указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств.

4. Индивидуализация юридического лица, ее гражданско-правовое значение.

Выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени служит его индивидуализации. Оно определяется в учредительных документах и вносится в ЕГРЮЛ. Наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, ООО, ГУП, благотворительный фонд), а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК) (например, страховое акционерное общество, профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, добровольное общество защиты животных). Термины «биржа» и «банк» в соответствии с требованиями законодательства могут использоваться в наименовании лишь тех организаций, которые имеют лицензию на право совершения соответствующей деятельности. Требования к содержанию фирменного наименования определяются ст. 1473 ГК. ст. 1474 ГК устанавливает что другие юридические лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования, если они осуществляют деятельность, аналогичную деятельности правообладателя. Наряду с фирменными наименованиями индивидуализации служат и товарные знаки и знаки обслуживания

Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения («юридический адрес»), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК) и обязательно указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых его обязательств.

5. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

 

1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности.

2. Виды правоспособности юридических лиц:

• специальная правоспособность. Юридическое лицо может иметь граж­данские права, соответствующие целям его деятельности, предусмот­ренным в учредительных документах, и нести связанные с этой дея­тельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия);

• общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов дея­тельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы).

3. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает граж­данские обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах.

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы.

Представительство - это находящееся вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал кроме представительских осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть. Они не явля­ются самостоятельными юридическими лицами (а следовательно, и субъек­тами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности и переданное им имущество является имуществом юридического лица.

Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).

 

6. Органы юридического лица.

Орган юридического лица это его структурное подразделение, через которое реализуется его правоспособность и дееспособность, а также формируется и выражается его воля вовне как самостоятельного субъекта права. Иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они являются частью юридического лица. Органы могут быть

1. Единоличные (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.)

2. Коллегиальные (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание)

Органы юридического лица могут создаваться

· для формирования его воли («волеобразующие органы») и

· для выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам – участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы).

Закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его, а не собственными интересами (п. 3 ст. 53 ГК). Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей ее учредителей), например, необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок. Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК). Если же ограничения введены уставом конкретного юридического лица (например, запрет единоличному органу акционерного общества заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности знания контрагентов об этих ограничениях (ст. 174 ГК).

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) или коллегиальным органом созданным ими (советом, правлением). Коллегиальные органы (совет директоров, правление) либо избираются всеми участниками (учредителями), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяются законодательством и учредительными документами юридического лица.

7. Представительства и филиалы юридических лиц.

ГК РФ Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

8. Порядок и способы создания юридических лиц.

Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г. и статья 51 ГК РФ

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный. Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган.

Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

1. подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

4. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5. документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Учредительные документы юридических лиц.

Под учредительными документами понимаются документы, которые обеспечивают юридическое основание для деятельности юридического лица (исключение) (ст 52)

Различают 3 вида учредительных документов юридических лиц:

1. Учредительный договор

2. Устав

3. Общие положения об организации

Юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками) за исключением хозяйственных товариществ (действуют на основании учредительного договора) и государственных корпораций (действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации),

Юридические лица могут действовать также на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Он не содержит нижеприведенных сведений.

Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

10. Прекращение деятельности юридического лица.

Прекращение деятельности юр.лиц происходит в результате реорганизации или ликвидации, которые могут происходить как в добровольном, так и в принудительном (по решению суда) порядке.

11. Реорганизация юридических лиц и ее виды.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

· слияние нескольких юридических лиц в одно;

· присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

· разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

· выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

· преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях права и обязанности переходят к вновь созданным или к существующим юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае должна переходить часть всех прав и обязанностей остающегося юридического лица (а не только его долги или, наоборот, имущественные активы).

При этом почти во всех случаях реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридических лиц. Таким образом, при реорганизации имеет место:

• либо прекращение юридических лиц (присоединение);

• либо возникновение юридических лиц (выделение);

• либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование)

Реорганизация осущесвляется:

1. Добровольно (по решению учредителей, органа)

2. Принудительно (в случае монополистической деятельности по иску антимонопольного органа могут быть подвергнуты судом принудительной реорганизации в форме разделения или выделения (п. 1 ст. 34 и ст. 38 Закона о защите конкуренции))

Реорганизация оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В них должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить как универсальный характер правопреемства, так и, главное, полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.

Закон требует, чтобы реорганизуемое юридическое лицо опубликовало уведомление о своей реорганизации для сведения кредиторов, а последние вправе по общему правилу требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК) (так как юр лицо может преобразоваться в ООО)

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, должны быть представлены разделительный либо передаточный акт для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Их непредставление либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица влекут отказ в регистрации вновь возникших юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Вновь созданные в результате реорганизации или продолжающие деятельность юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Для отдельных видов юридических лиц законодательство предусматривает особый порядок реорганизации. Так, при слиянии акционерных обществ ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок конвертации (замены) акций каждого общества в акции нового общества. При реорганизации (слиянии, присоединении и преобразовании) открытых акционерных обществ их кредиторы вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств общества-должника только в судебном порядке и только при отсутствии достаточного обеспечения исполнения таких обстоятельств (например, залогом имущества) (абз. 1 п. 3 и п. 5 ст. 60 ГК)

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).

12. Порядок ликвидации юридического лица

 

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК)

В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), к собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным лицам, указанным в законе и(или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК). Но весь комплекс прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица не переходит к правопреемникам, поэтому задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация может быть:

1. Добровольная

2. Принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК)1. Основания –

· осуществление осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)

· осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов

· противоречие его деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Так, основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке по требованию прокурора может стать неоднократное или грубое нарушение им исключительных прав (ст. 1253 ГК).

· В случае признания их несостоятельными (п. 4 ст. 61 и абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК).

Порядок ликвидации

Создание ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, к которому переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе и выступление от его имени в суде (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Он организует след этапы:

1. публикует извещение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомляет всех известных ему кредиторов о ликвидации. Принимает меры по выявлению кредиторов. Принимает меры получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

2. По истечении срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс (в нём отражаются сведения об имуществе ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения)). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации (а в некоторых случаях согласуется с уполномоченным государственным органом в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК).

3. Если по данным промежуточного баланса у юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает с публичных торгов иное его имущество (с тем, чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (например, собственника имущества казенного предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК)). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. Если же при принятии решения о ликвидации или утверждении промежуточного баланса обнаружится недостаточность его имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на возможное принятие вышеназванных мер), ликвидация должна производиться в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК, ст. 224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидком обращается с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом в арбитражный суд, который открывает конкурсное производство, причем без применения предварительных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления1.

4. Следующий этап- расчет в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди кредиторов, при этом требования каждого удовлетворяются только после полного удовлетворения предыдущей очереди (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК). Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований.К первой и второй очереди отнесены требования наиболее нуждающихся и наименее социально защищенных лиц: 1) граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью (т.е. инвалидов и лиц, потерявших кормильца), а также за причинение морального вреда2; 2) по выплатам работникам юридического лица и авторам результатов интеллектуальной деятельности (т.е. вознаграждений авторов, изобретателей, исполнителей и т.п. граждан). Третью очередь составляет требования органов публичной власти по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (т.е. главным образом налоговые). Все остальные (непривилегированные) требования кредиторов, (контрагентов по различным гражданско-правовым обязательствам) удовлетворяются в последнюю, четвертую очередь (п. 1 ст. 64 ГК). Требования обеспеченные залогом определенного имущества ликвидируемого юридического лица удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами, но только за счет и в пределах средств, полученных от продажи предмета залога (абз. 2 п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 334 ГК). В случае недостаточности указанных средств удовлетворение оставшихся требований залоговых кредиторов осуществляется в четвертую очередь, т.е. в общем порядке. Вместе с тем граждане – кредиторы двух первых очередей, интересы которых закон обеспечивает в привилегированном порядке, вправе удовлетворять свои требования и за счет средств, полученных от реализации заложенного юридическим лицом имущества, причем преимущественно даже перед залоговыми кредиторами, если их права требования возникли до заключения соответствующего договора залога. Если же указанные требования возникли после заключения юридическим лицом договором залога, их удовлетворение возможно только за счет незаложенной части имущества ликвидируемого юридического лица При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4–6 ст. 64 ГК).

5. Последний этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК) в соответствии с правилами Закона о регистрации юридических лиц.

Ликвидацией не являются ни предусмотренное ст. 211 Закона о регистрации юридических лиц исключение из государственного реестра «недействующих юридических лиц», ни приватизация всего имущества унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений (ср. ст. 212 названного закона), ибо сами по себе они не становятся основаниями для удовлетворения требований их кредиторов.

13. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они, следовательно, могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворение своих требований. Оно проводится в конкурсом производстве.

Лицо может быть признано несостоятельным только в судебном порядке – по решению арбитражного суда, принятому по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых) или по заявлению самого неплатежеспособного должника.

Признаков банкротства юридического лица является его неспособность удовлетворять денежные требования своих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: