Эмблемы в фейерверках 1700-1760-х годов




Эмблема Основной период
1. Горящее сердце Первая четверть-конец 20-х гг XVIII века
2. Орел Первая треть XVIII века до 1740-х годов
3. Здание с колоннами 1700-1760-х годы  
4. Императрица на колеснице 1740-1760- е годы
5. Придворные, представители народа, держащие роги изобилия с фруктами в декорациях, стилизованных под античные. 1740-1760-годы

Я.Я. Штелин отвечал за элоквенцию, то есть риторику при Академии наук в царствование Анны Иоанновны. Это проявилось также в его рассказах о первом русском императоре, а также в рисунках к фейерверочным показам [46, Л. 1]. Блестящие профессионалы Рисовальной и Гравировальной Палаты Академии наук в 1730-1740-е годы отвечали за описание и создание чертежей к фейерверкам, во многом вдохновившись примером значимой для культуры и искусства личности Я. Штелина [24; 25; 41]. Описания к фейерверкам 1730-х годов, которые публиковались в «Примечаниях» к «Санкт-Петербургским ведомостям» могли не стопроцентно соответствовать реалиям, но вместе с основной газетой (где излагались только факты показа с его временем или отмены), гравюрами, инвенциями-академическими программками к торжественным событиям составляли культурное пространство Петербурга. Градообразующее значение при этом имеют дворцы, площади, скульптурные комплексы, памятники культуры, ее артефакты. В эмблемах фейерверков восхвалялось спокойстивие, милосердие, многие православные ценности.

Собственную отечественную школу красноречия и оформления культурных событий, которая восходила к петровским барочным традициям, создал в 1740-1760-е годы М.В. Ломоносов. Со времен Елизаветы Петровны, благодаря этому научному направлению в фейерверках появились сложные витиеватые символы природы, в частности, ветров и лесов [35]. Героизация русского прошлого и современного для ученого настоящего с помощью эмблематического искусства «огненных показов» и написания истории—то, что удалось академику ярче его предшественников [16; 21; 20]. Поэтому ему поручали вирши и фейерверки в стиле вычурного петровского, аннинского и елизаветинского барокко многие придворные патриоты. Интересна гипотеза о влиянии историзма Я.Я. Штелина и М.В. Ломоносова на проект «огненного показа» А.Г. Разумовского 17 сентября 1747 года, в котором показывались разные вехи политики Елизаветы Петровны к данному периоду [30].

На смену общефилософским рассуждениям о абсолютистких категориях власти пришли социально-культурные Вольтера и Ш. Монтескье о свободе человека действующего и прогрессивного общества. В фейерверочных надписях и обращениях к знаменитому меценату И.И. Шувалову академик выступал М.В. Ломоносов как активный инициатор европеизированного просвещения в России.

Гуманистическое просвещение, все возрастающая доброта-то, что восхвалялось в фейерверках времени династии Шуваловых. М.В. Ломоносов использовал для данной работы одни из самых сильнейших средств, утвердив себя как самый последовательный хранитель традиций модернизации науки и культуры первой половины XVIII века. Философская и культурологическая актуальность борьбы за сохранение и усовершенствование наследия культурных реформ Петра I заключалась в том, что идея большей ценности красоты применялась не только в узкопрагматичной материальной, но и в духовной категории; в фейерверках гармоничнее соединялись европейские и российские константы.
Наследники и последователи боролись за сохранение его реформ в культурной сфере. А.Д. Меншиков, Шуваловы, Разумовские, и, по некоторым научным измерениям, Нарышкины, Воронцовы готовили вместе с инвенторами и авторами академических «Описаний» в специальных брошюрах и альманахах праздничные фейерверки, которые показывались с применением транспарантов, программ. По мнению Н.М. Карамзина и многих других авторов политическое преобразование России Петра Великого было чрезвычайно поспешным и сломало волю нашего народа к независимому от власти мышлению. Его наследники и последователи показывали красивейшие эмблемы в огненных представлениях, однако ожидалось больше символов гуманизма к народу, вдохновлявших на добрую деятельность. Сохранением петровской традиции огненных показов и хвалебных виршей к ним занимались А. Шхонебек, Ф. Прокопович, Я. Штелин, М.В. Ломоносов. Они внесли весомый вклад в развитие риторики. Для того, чтобы проанализировать, как выстроить программу научных действий, чтобы репрессии, незаслуженные казни (и казни вообще) Петра I и его последователей, жестокость при строительстве театров фейерверков, «речи ненависти» и деструктивные эмоции при идеологической пропаганде не повторялись, надо в первую очередь приобщать злоупотребляющих властью тиранов и их соратников к добрым философским идеям, гуманным законотворческим делам, многие из которых воплотились в фейерверках первой половины XVIII века. Имеется ввиду порядочность, благородство, взаимопомощь, милосердие, нравственность, патриотизм, преданное служение Отечеству, династии, семье. Именно благодаря богатому смысловому содержанию транспорантов при пиротехнических «театрумах», красивым символам в эмблемах фейерверках, регламентированным «Изъяснениям», прессе, иконологическим изображениям, памятным знакам, интерьерам и экстерьерам дворцов, площадной территории начало формироваться культурное пространство, о котором писала Н.А. Сиван применительно к окончанию XVIII века. В «огненных потехах» первой половины XVIII века (новшеством, введенным Петром I) воплотились многие конструктивные и полезные для земной спокойной справедливости замыслы, которые описаны в специальных печатных «Описаниях», газете «Санкт-Петербургские» ведомости и академических «Примечаниях» к данному изданию.

Культурное пространство, которое еще только создавалось в первой половине XVIII веке Петром I, его наследниками, придворными последователями, а также иными горожанами ─ это «вместилище» ценностей, артефактов, смыслов. Оно статично, материализовано, связано с праздничными показами фейерверков. Таким образом строится его оригинальная модель. Речь идет о системе философских идей, наполненных смысла, нравственных, ценностных установок, этикетных формулировок, идеологических девизов, символики, памятниках культуры. В 1700-1760-х годах сформировались особые качества власти, которые восхвалялись в фейерверках. В частности: храбрость, патриотическая воинственность, обороноспособность – в царствование Петра Великого; покой, крепость, смирение – в 1730-е годы, милость, щедрость, всепрощение—в 1740-1760-е годы.

Библиография.

1. Алексеева М.А. Календари-альманахи издания Академии наук XVIII века и их иллюстрации // От Древней Руси до современной России: Сб. науч. ст. в честь 60-летия Александра Якимовича Дегтярёва. – СПб.: Рус. коллекция С.-Петербурга, 2006. – С. 257–270.

2. Анисимов Е.В. Анна Иоанновна/Е.В. Анисимов. — М.: «Молодая гвардия». 2004. 362 с.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ/Е.В. Анисимов. — Л.: «Лениздат». 1989.

4. Анисимов Е.В. Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: НЛО, 1999.

5. Анисимов Е.В: Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого. М.: АСТ, 2010.

6. Анисимов Е.В. Петр Великий. «Собранье пестрых глав» о Петровской эпохе. Предисловие к альманаху. // Петр Великий. Составитель и редактор Е.В. Анисимов. М.: О.Г.И. 2007.

7. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Л.: «Наука». 1982. 296 c.

8. Анисимов Е.В. Россия без Петра, 1725–1740/Е.В. Анисимов. — СПб.: «Лениздат». 1994.

9. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. Е.В. Анисимов. — М.: «Мысль». 1986.

10. Анисимов Е.В. Юный град/ Е.В. Анисимов. — СПб.: Дмитрий Буланин. 2003.

11. Агеева О.Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой: дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.02/ О.Г. Агеева; ИРИ РАН — М.: 2006.

12. Аронова А. А. Огненные сады Елизаветы Петровны// Искусствоведение. № 3-4/2012. М.: 2012. С. 252-276.

13. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения/Т.В. Артемьева. — СПб.: РГНФ. 2003;

14. Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации. (АВИМАИВИВС МО РФ). Ф. ШГФ. Оп. 2. Д. 475. Л. 246.

15. Архив Военно-исторического музея артиллерии и войск связи Министерства обороны Российской федерации. Ф. 2. Оп. Г.П. Д. 160. Л. I.

16. Богуславский М.В. Вклад М.В. Ломоносова в социокультурную модернизацию российского образования (к 300-летию со дня рождения). // Проблемы современного образования. Журнал МПГУ-№6-2011. С. 55-69.

17. Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России/ В.Н. Васильев. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1960. — 58 с.

18. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001.

19. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII-первой половины XVIII века (история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы) / Д.Д. Зелов. — М., 2002. Едиториал УРСС. — 303 с.

20. Копанев Н.А., Копанева Н.П. Ломоносов и первая отсылка Вольтеру рукописей по русской истории. Чтения отдела русской литературы XVIII века Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург). № 7. -2013 С. С. 83-94

21. Костин А.А. Стихотворные надписи в описаниях фейерверков 1758 и 1759 годов (опыт атрибуции Ломоносову) // Чтения отдела русской литературы XVIII века Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург). № 7. -2013 С. 61-82.

22. Лотман Ю. М., Семиосфера: Культура и взрыв, Внутри мыслящих миров, Спб., «Искусство-СПБ». 2010.

23. Любичанковский А.В., Любичанковский В.А. Культурное пространство региона в оценке современной российской историографии // Вестник ОГУ №7 (126)/июль`2011. С.124-130.

24. Малиновский К.В. Якоб Штелин и его материалы по истории русского искусства XVIII века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: (17.00.04). Л., 1980.

25. Малиновский К.В. Якоб Штелин, жизнь и деятельность // Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. T.I. М.,1990.

26. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

27. Наймарк Е.А. Культурное пространство Сампсониевского собора Санкт-Петербурга и эмблематических фейерверков первой половины XVIII века. // Основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований. Государственное и муниципальное право: современные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. СПб., 2017. С. 75-79.

28. На иллюминацию, представленную в торжественный день Восшествия на Всероссийский Престол Ея Величества 1747 года, пред зимним домом…/Собрание сочинений М.В. Ломоносова. Б.г. Б.с.

29. Никифорова Л.В. Дворец в эпоху Барокко: опыт риторического прочтения / Л.В. Никифорова — СПб.: 2003.

30. Описание фейерверка … А.Г. Разумовского 17 сентября 1747 года. Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (ПФАРАН). Ф. 20. Оп. 7. Д. 26. Л. 3.

31. Павленко Н.И. Анна Иоановна. Немцы при дворе. М.: «Астрель». 2002.

32. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко — М.: «Мысль», 1998.

33. Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности России в первой половине XVIII в. Промышленная политика и управление. М., изд. АН СССР, 1953,

34. Павленко Н.И. Социально политические взгляды Петра I / Н.И. Павленко // Россия в период реформ Петра I. — М.: «Наука», 1973.

35. Павлова Г.Е. Проекты иллюминаций М.В. Ломоносова //Ломоносов. Сб. статей и материалов. Издательство АН СССР. М.-Л., 1960. С. 221-237.

36. Петров, Л. А. Философские взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира - Иркутск: Кн. изд-во, 1957. - 87 с.; (Труды Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова/ М-во высш. образования СССР. Серия философская; Т. 20. Вып. 1.).

37. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века: Описание фейерверков и иллюминаций / Д.А. Ровинский — СПб: А.С. Суворин, 1903. — 330 с.

38. Русское культурное пространство: сборник материалов XVI международной научно-практической конференции. М.: 23 апреля 2015 года. Вып. 4. М., 2015. Т. 1.

39. Салаева А.Л. Культурно-образовательное пространство города как педагогический феномен// Иcторическая и социально-образовательная мысль. № 6-2, 2014. С. 350-353.

40. Сиван Н.А. Семантика культурного пространства русского дворцового интерьера XVIII века. Автореф. диссерт. на соиск. уч. ст. канд. культуролог./ Сиван Н.А. — СПб.:СПбГУКИ. 2006. 20 с.

41. Смирнова Н.В. Подлинные анекдоты о Петре Великом Я.Я. Штелина как источник для изучения деятельности Петра I и его времени. Автореф. На соиск. учен. ст. к.и.н. М., 2006.

42. Черновики эмблем Я.Я. Штелина // Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (ПФАРАН). Ф. Я.Я. Штелина. Ед.хр. 77. Л. 1.

43. Чернышева А.В. Становление философии русского Просвещения (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т. Посошков). Дисс. на соиск. уч. ст. к. ф. н. М., 1990.

44. Элиас Н. Придворное общество: исследования по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: