Ментальная элементальная эссенция




Вступление

Эта книга - третья из серии, посвященной исследованию тел человека; две предыдущие - это «Эфирный двойник» и «Астральное тело». Во всех трех автор следует одному и тому же методу: взяв за основу сорок книг, в большинстве своем принадлежащих перу Анни Безант и Ч.У. Ледбитера, признанных в наши дни авторитетов по части древней мудрости, выступающей в обличии современной теософии, он внимательно изучил данные, касающиеся ментального тела, классифицировал их, организовал и представил учащимся в форме столь связной и последовательной, насколько это было в силах составителя данной компиляции.

На протяжении всей серии не предпринималось никаких попыток как-то доказать или даже оправдать приведенные утверждения, поскольку присущие им внутренние убежденность и надежность сами их оправдывают. Не подвергая сомнению достоверность сведений этих ветеранов-исследователей и учителей, автор приводит здесь результаты их исследований и поучений без всяких купюр или оговорок и по возможности их же собственными словами, видоизменив и сократив их лишь там, где требовалось удовлетворить требования, касающиеся упорядоченного и логического представления материала.

Вопрос о доказательствах - это совершенно отдельная проблема, причем весьма обширная. Если бы автор попытался оспорить или доказать приведенные доказательства, то это свело бы на нет главную цель этих книг, каковая состоит в том, чтобы дать серьезному учащемуся, в пределах разумных рамок, сжатый синтез этих учений, почерпнутых их указанных источников и касающихся тел человека, а также планов или миров, с которыми они взаимосвязаны. Те же, кто желает доказательств, вольны искать их сами, где только им заблагорассудится.

Тот факт, что после двух с половиной лет интенсивного изучения трудов этих двух авторов не было обнаружено никаких несогласий или противоречий (кроме разве что двух или трех совершенно пустячных моментов), является убедительным свидетельством как тщательности и надежности самих исследователей, так связности и последовательности всей теософской системы.

Как и в предыдущих книгах, в конце этой приводятся ссылки на оригинальные источники, чтобы учащиеся могли, если захотят, перепроверить на их основе любое приведенное здесь утверждение. Обозначения, данные во всех трех книгах, вместе с концевыми ссылками составляют сами по себе идеальный указатель, касающийся всего связанного с эфирным, астральным и низшим ментальным мирами, как они отражены в сочинениях Анни Безант и Ч.У. Ледбитера.

Есть надежда, что в свое время к этим трем добавится и четвертая книга - о каузальном теле.

Как указывалось выше, большая часть представленного в этой книге материала взята непосредственно из сочинений доктора А. Безант и епископа Ч. Ледбитера. Труды же Е.П. Блаватской не включены в список цитируемых авторитетов. Честно говоря, исследование «Тайной доктрины» на предмет нахождения ссылок и упоминаний о ментальном плане было бы для составителя задачей, превышающей его возможности, и, вероятней всего, вылилось бы в книгу, слишком непонятную для той группы учащихся, которой эта серия предназначена. Вклад Е.П. Блаватской гораздо весомей, чем тот, отдать должное которому мы могли бы путем приведения цитат из ее монументальных трудов. Если бы не она, первая указавшая нам этот путь, последующие исследователи никогда не отыскали бы даже следа его, не говоря уже о том, чтобы проторить дорогу, по которой ныне другие могут следовать относительно легко и безопасно.

А.Э. Пауэлл

 

Глава 1 Общее описание

Прежде чем приступить к детальному описанию ментального тела человека, его функций и той роли, которую оно играет в жизни и эволюции, будет полезно дать краткий перечень тех предметов, на изучение которых направлено наше исследование.

Прежде всего мы рассмотрим ментальное тело как инструмент, посредством которого «Я» проявляет себя как конкретный разум, в котором развиваются силы ума, в том числе силы памяти и воображения, и которое на последующих стадиях эволюции человека выступает как отдельный и ясно различимый проводник сознания, в коем человек может жить и действовать совершенно независимо от своих физического и астрального тел.

С самого начала учащиеся должны совершенно четко определить для себя, что в оккультной психологии ментальная «экипировка» человека разделяется на две ясно различимые части: а) ментальное тело со всеми его свойствами, управляющее тем, что известно как конкретные мысли (например, такая-то книга, такой-то дом, треугольник и так далее); б) каузальное тело с его принципами, управляющее абстрактными мыслями (например, книги или дома в целом, принцип треугольности, общий для всех треугольников, и так далее). Таким образом, ментальное тело имеет дело с миром рупа, или мыслеформ, а каузальное - с миром арупа, или мыслей, лишенных формы. Для сравнения можно привести довольно грубую аналогию с математикой: арифметика, имеющая дело с отдельными числами, относится к низшему аспекту умственной деятельности, а алгебра, имеющая дело с символами, олицетворяющими числа в целом, относится к высшему, или не имеющему формы, аспекту умственной деятельности. Термины «форма» и «не имеющий формы» используются, разумеется, не в абсолютном, а лишь в относительном смысле. Таким образом, облако или пламя, обладая, с одной стороны, некой формой, с другой - как бы бесформенны, особенно, скажем, относительно дома или бревна.

Затем мы рассмотрим некую странную, полуразумную и невероятно активную жизненную субстанцию, известную, как ментальная элементальная эссенция, и ее вспомогательную роль в мышлении человека. Затем объектами нашего внимания будут особенности состава и структуры ментального тела, а за ними последует описание типичных примеров ментальных тел людей, находящихся на различных стадиях развития.

Одной из главных особенностей нашего исследования будет изучение зависимости кама-манас, то есть связи или взаимодействия между желанием и мыслью, - понятий, с помощью которых можно было бы написать историю как человеческой расы в целом, так и каждого индивидуального человека. В сущности, это взаимодействие настолько нерасторжимо, что некоторые школы мысли в практических целях до сих пор рассматривают и классифицируют астральное и ментальное тела человека как единый проводник сознания, каковым они, собственно, и являются у подавляющего большинства земных людей.

Далее будет описано двоякое действие мысли в ее собственном мире: излучение мыслеволн, образование мыслеформ и - как то имеет место в большинстве случаев - их проекция в пространство. Последствия, которые эти два класса явлений оказывают на своих творцов и других людей, тоже будут подвергнуты изучению, когда мы займемся таким предметом, как перенос мыслей, который ради вящей убедительности мы разбили на две главы - сознательный и бессознательный перенос, причем в последний раздел включен предмет ментального целительства, краткое описание которого тоже приводится.

Необходимо также будет рассмотреть и то воздействие, которое физическое тело, да и фактически все физическое окружение в целом, оказывает на ментальное тело и его работу; и наоборот, нам придется рассмотреть и те воздействия, которые ментальное тело оказывает на тело физическое и другие физические объекты.

Затем в той же манере будет необходимо рассмотреть астральное тело: как оно влияет на ментальное и как последнее, в свою очередь, влияет на астральное.

Затем мы опять вернемся к собственно ментальному телу и покажем, как оно функционирует и как возможно развивать и совершенствовать его способности - и тогда, когда оно действует через физический мозг, и тогда, когда оно действует само по себе как независимый проводник сознания.

Это, естественно, приведет нас к более обдуманной тренировке ментального тела, включающей концентрацию, которая является sine qua non[1] эффективной ментальной жизни, медитацию и, наконец, созерцание, ведущее к мистическому сознанию.

Затем будет вкратце рассмотрено, каким образом можно использовать ментальное тело во время сна тела физического, после чего к этому будет добавлено краткое описание того временного искусственного ментального тела, которое известно как майявирупа.

После этого наше внимание привлечет тема жизни после физической и астральной смерти, то есть собственно жизнь на ментальном плане. Это потребует какого-то времени, ибо нам придется рассмотреть не только общие принципы, лежащие в основе протекания ментальной жизни, но и многие ее особенности. Затем мы вкратце рассмотрим типичные примеры жизни на каждом из четырех низших ментальных подпланов, или «небес» христиан, которые теософы называют дэвачаном.

Проследовав до этой точки, мы будем в состоянии постичь реальность и возможности ментального плана, который сам по себе рассматривается как целый мир, поэтому мы посвятим некоторое время исследованию этого мира, изучив природу жизни в нем и общие характеристики происходящих в нем феноменов.

После этого мы доберемся и до мыслительных центров, составляющих очень интересный и важный предмет изучения. От них мы перейдем к Хроникам Акаши, чудесной и непогрешимой памяти Природы, которая запоминает и записывает все происходящее, так что каждый, наделенный необходимой квалификацией, может прочесть эти записи.

Одна из глав будет посвящена обитателям ментального плана, а затем, поскольку человек после смерти своего ментального тела уходит с низшего ментального плана, мы неотступно последуем за ним, дабы наше сознание могло озариться проблеском более масштабной и полной жизни на высшем ментальном, или каузальном, плане.

Таким образом, проследив за странствием человека за пределами физической смерти (см. книгу «Эфирный двойник»), за его прохождением через астральный план (см. книгу «Астральное тело») и последовав за ним - в этой книге - до самого порога его истинного дома, то есть каузального, или высшего ментального, мира, мы сможем получить некоторое представление о связи между обычным человеком с его тремя низшими проводниками, или телами личности, и человеком истинным в каузальном теле - теле души или индивидуальности. Этот аспект нашего исследования будет рассмотрен в главе, посвященной личности и эго[2].

Затем мы опять обратимся к истории человека, поскольку он покидает свой «дом» и вступает на путь нисхождения, чтобы вновь родиться в низших мирах.

И наконец, заключительная глава будет посвящена жизни человека, достигшего той стадии, где он оказывается достойным чести быть принятым в качестве чела, или ученика, теми Учителями Мудрости, которые в качестве Старших братьев человечества служат своим юным собратьям с поистине несравненной и безошибочной мудростью, с безграничным терпением и непоколебимой, бесконечной любовью. Ибо в наши дни многим людям, поставившим себе задачу стать достойными этой чести, вполне по силам оказаться Их учениками, чтобы помогать, пусть и в незначительной мере, в Их работе в деле служения миру; поэтому именно сегодня настоятельно следует проявлять, в более или менее категоричной форме, необходимые качества и квалификации, чтобы эта бесценная привилегия могла быть в конечном счете дарована.

 

Глава 2

Ментальная элементальная эссенция

Прежде чем мы приступим к плодотворному изучению ментального тела, его состава, строения, структуры, так же как и методов функционирования, необходимо дать (хотя бы в самых общих чертах) описание того, что называют ментальной элементальной эссенцией.

Учащиеся, вероятно, помнят, что после формирования атомистических состояний материи на каждом из планов природы третий аспект Троицы (Дух Святой, податель жизни, как он называется в христианской терминологии) изливается в море девственной материи (истинная Дева Мария) и своей жизненной силой пробуждает в атомистической материи новые силы и возможности, что ведет к образованию низших подразделений каждого плана.

Таким образом в материи оживотворяется второе великое излияние нисходящего потока Божественной жизни; в христианской терминологии, опять же, это выражено как Сын, «рожденный Девой Марией от Духа Святого».

Этот поток Божественной жизни называют по-разному на различных стадиях его нисхождения. Если рассматривать его как некое целое, то чаще всего его называют монадической эссенцией, в особенности, если уж быть более точным, тогда, когда он только-только облекается в атомическую материю различных планов, поскольку именно тогда он наделяется свойством доставлять к монадам постоянные атомы.

После того как этот поток одушевляет неатомистическую, то есть молекулярную, материю, он получает название элементальной эссенции - название, заимствованное у средневековых оккультистов: так они называли материю, из которой были скомпонованы тела духов природы, коих они называли «элементалами».

На своем нисходящем пути поток энергетизирует материю трех высших уровней ментального плана, известных как первое элементальное царство.

Завершив целый последовательный период (называемый цепным3) своей эволюции, он затем нисходит на четыре низших уровня ментального плана и в течение следующего цепного периода одушевляет здесь второе элементальное царство; именно здесь он и выступает под именем ментальной элементальной эссенции.

Следующий цепной период - это период его пребывания на астральном плане, где его называют третьим элементальным царством, или астральной элементальной эссенцией.

Каждый из этих трех этапов являет собой некое царство природы, различающееся в своих проявлениях различными формами жизни, как, например, животное и растительное царства, которые нам знакомы лучше всего. Более того, в каждом царстве, естественно, обычно наличествуют семь совершенно ясно различимых типов, или «лучей», эссенции, причем каждый подразделяется на семь подтипов.

И ментальная, и астральная элементальная эссенция тесно связана с человеком, его телами и его эволюцией, как мы в этом убедимся по мере своего продвижения в изучении ментального тела.

Важно понимать, что и на астральном, и на ментальном планах элементальная эссенция совершенно четко отличается от просто материи этих планов.

Еще один очень важный момент состоит в том, что жизнь, одушевляющая и ментальную, и астральную материю, находится на нисходящей или восходящей дуге эволюции, поэтому для нее прогресс означает нисхождение в более плотные формы материи, где она учится выражать себя через них.

Эволюция человека строится от обратного: он уже прочно погряз в материи и теперь поднимается из нее к своему истоку. Таким образом, постоянно наличествует столкновение интересов между самим человеком внутри материи и жизнью, наполняющей материю его различных проводников. Значение этого невероятно важного факта в его полном смысле мы более ясно поймем в следующих главах по мере раскрытия темы.

 

Глава 3 Состав и структура

Ментальное тело сформировано из частиц четырех низших подразделений ментального мира, то есть из ментальной материи, которая соотносится с четырьмя низшими подразделениями астральной материи и твердой, жидкой, газообразной и эфирной материей физического плана.

Три высшие категории ментальной материи используются для строительства каузального, или высшего ментального, тела, которое здесь мы рассматривать не будем.

Помимо обычной ментальной материи ментальное тело содержит также ментальную элементальную эссенцию, то есть материю второго элементального царства.

Физическое тело, как известно, сформировано из клеток, каждая из которых представляет собой отдельную крошечную жизнь, одушевляемую вторым излиянием, исходящим из второго аспекта Бога. Это же касается астрального и ментального тел. В клеточной жизни, наполняющей эти тела, еще нет ничего, что указывало бы на наличие разума, зато там присутствует сильный инстинкт, создающий давление вниз, в направлении материи, как мы в этом убедились в предыдущей главе.

Ментальное тело имеет яйцеобразную форму (овоид), повторяя контуры яйцеобразной части каузального тела, которая, в силу своих характеристик, является его единственной частью, способной проявляться в низших мирах. Однако материя ментального тела распределяется по яйцу неравномерно. В центре овоида находится физическое тело, которое с силой притягивает к себе астральную материю, а та, в свою очередь, с силой притягивает к себе материю ментальную. Следовательно, куда как большая часть материи астрального и ментального тел собирается в физической рамке. Поэтому для ясновидящего ментальное тело предстает как сформированное из плотного тумана (форма физического тела) и окруженное овоидом из тумана более тонкого свойства. По этой причине знакомый в ментальном мире распознается так же легко, как и в мире физическом.

Та часть ментального тела, которая проецируется за периферию тела физического, формирует ментальную «ауру».

Размер астрального и ментального тел такой же, как и тела каузального, или, если уж быть более точным, как у той его части, которая проявляется на низших планах. Таким образом, в отличие от физического тела, которое с атлантической эпохи сохраняет, в сущности, тот же самый размер, ментальное тело по мере развития человека увеличивается в размерах.

Частицы ментального тела пребывают в непрестанном движении. Более того, они постоянно меняются, ибо ментальное тело автоматически притягивает к себе из общего хранилища материи именно ту материю, которая способна поддерживать комбинации, уже существующие в нем.

Несмотря на интенсивное, быстрое движение ментальных частиц в своей среде, ментальное тело в то же время имеет пусть и свободную, но довольно устойчивую организацию. Внутри него присутствуют определенные бороздки или желобки, разделяющие его на более или менее неправильные сегменты, каждый из которых соотносится с определенным отделом физического мозга, так чтобы любой тип мысли мог действовать через предназначенную для этого часть мозга. Однако у обычного человека ментальное тело столь несовершенно, что у многих людей огромное количество особых отделов пребывает в бездействии, и любая попытка соотнести мысль с этими отделами обречена на провал, ибо мысли приходится путешествовать по не соответствующему ей каналу, а по тому, который оказывается полностью открыт. В результате мысли у этих людей по тому или иному предмету предстают как неуклюжие и малопонятные. Вот почему, как мы это увидим более наглядно из дальнейших глав, у одних людей наличествует чисто математический склад ума, тогда как другие вообще не способны произвести даже простой математический расчет; и вот почему одни люди инстинктивно понимают, ценят и обожают музыку, тогда как другие не способны отличить одну мелодию от другой.

Добрые мысли вызывают особые вибрации в тонкой материи этого тела, которая, в силу присущей ей особой гравитации, стремится скапливаться в верхней части овоида, тогда как недобрые мысли, исполненные, например, эгоизма и скупости, всегда производят колебания в более грубой материи, которая стремиться осесть в нижней части овоида. Следовательно, обычный человек, который не так уж и редко склонен предаваться разного рода эгоистическим мыслям, как правило, расширяет нижнюю часть своего ментального тела, так что оно принимает грубую форму яйца, чей более широкий конец повернут вниз. У человека же, чуждого таким низменным мыслям и развившего в себе потребность в мыслях более высоких, обнаруживается тенденция к расширению верхней части ментального тела, а потому само тело имеет форму яйца, стоящего на узком конце. Однако все эти формы временны и преходящи, ибо присущее овоиду стремление к симметрии постепенно перестраивает его в соответствии с этими канонами.

Изучая цвета и бороздки ментального тела человека, ясновидящий может постичь его характер и прогресс, достигнутый им в настоящей жизни. (Благодаря сходным свойствам каузального тела он может также оценить и степень прогресса эго человека с момента его формирования, то есть с того времени, когда человек вышел из животного царства.)

Составляющие ментального тела все более или менее тонкого свойства, что зависит от степени интеллектуального развития, достигнутого человеком. Ментальное тело невероятно красиво, а необычайно изысканное и быстрое движение слагающих его частиц превращает его в некий аспект живого радужного света, и эта красота, особенно когда интеллект достигает более высокой степени развития и начинает склоняться главным образом только к чистым и возвышенным размышлениям, становится необычайно лучистой и проникновенно нежной. Как мы увидим в дальнейшем, каждая мысль вызывает в ментальном теле вибрации, сопровождающиеся игрой цвета; эту игру описывают как подобную той, что можно наблюдать среди брызг водопада, когда их пронизывает солнечный свет, насыщая водяную пыль разноцветьем красок и придавая ей живую, подвижную изысканность.

У каждого ментального тела есть единичная молекула, или единица, обычно называемая ментальной единицей; она сформирована из материи четвертого ментального подплана и сохраняется неизменной на протяжении всех инкарнаций человека. Как мы увидим в процессе нашего изучения, материал ментального тела распадается и собирается вновь и вновь, из одной жизни в другую, но ментальная единица все это время остается его незыблемым центром.

Эту ментальную единицу можно рассматривать как сердце или центр ментального тела, и от относительной активности различных частей этой единицы в огромной мере зависит вид этого тела в целом.

Разумеется, эта ментальная единица может относиться к любому из семи великих «типов» или «лучей» материи, однако необходимо заметить, что все постоянные атомы и ментальная единица человека всегда относятся к одному и тому же «типу» или «лучу».

Таким образом, ментальная единица в ментальном же теле равно соотносится с постоянными атомами и в каузальном, и в астральном, и в эфирном телах.

Назначение постоянных атомов и ментальной единицы - сохранять внутри себя, в виде вибрирующих сил, результаты жизненного опыта, которого набирается человек посредством своих тел в тех мирах, с которыми они соотносятся.

Различные виды умственной деятельности подразделяются, естественно, на определенные классы или категории, и эти категории выражаются различными частями ментальной единицы. Но сами ментальные единицы у разных людей никоим образом не являются одними и теми же. Они сильно различаются между собой в зависимости от типа и уровня развития своих владельцев. Если ментальная единица пребывает в покое, излучаемая ею сила создает в ментальном теле множество световых «раструбов», подобно тому как луч свет, направляемый через слайд в волшебном фонаре, создает широкий лучащийся «раструб» света в воздухе между самим фонарем и полотном экрана.

В этом случае поверхность ментального тела вполне можно уподобить самому экрану, поскольку только на этой поверхности эффект становится видимым тому, кто смотрит на ментальное тело со стороны, так что, если бы ментальная единица пребывала в покое, на поверхности ментального тела было бы видно множество картин в цвете, представляющих различные типы мыслей, свойственных данному человеку, с разделяющими их, как это представляется, темными пространствами. Но ментальная единица, как и все другие химические комбинации, быстро вращается вокруг своей оси, и эффект, достигаемый этим, состоит в том, что в ментальном теле образуется серия полос, не всегда четко определимых и не всегда имеющих ту же ширину, но ясно различимых и обычно находящихся примерно в тех же самых позициях.

Учащийся при желании может ознакомиться с цветами и их значениями: их полный перечень приведен в книге «Астральное тело», но это, конечно же, не означает, что их нужно непременно повторять.

Всюду, где наличествует вдохновенная мысль, она неизбежно предстает как прекрасный фиолетовый кружок на вершине овоида ментального тела. Когда стремящийся приближается к вратам Пути, этот кружок увеличивается в размерах и сиянии, а у посвященного он выглядит как великолепный сияющий чепец самого нежного цвета, какой только можно представить.

Под ним часто возникает голубое кольцо из мыслей, исполненных набожности, или преданности[3], обычно довольно узкое; исключение составляют лишь те немногие люди, которые по-настоящему глубоко и всецело преданы своей религии.

Затем настает черед очень широкой зоны исполненных любви и нежности мыслей, которые могут иметь оттенок розового цвета в зависимости от типа любви или благоволения, который они обозначают.

Затем идет зона симпатий и благосклонностей, часто тесно связанная с вышеназванной; она отмечена полосой оранжевого цвета, выражающего гордые, тщеславные мысли.

Опять же, в неразрывном единстве с гордостью выступает желтый пояс интеллекта, обычно разделяющийся на две полосы, обозначающие, соответственно, философский и научный типы мышления. У разных людей эта зона желтого цвета сильно варьируется; иногда она заполняет всю верхнюю часть яйца, поднимаясь выше зон симпатии и любви, - это указывает на то, что в данном случае в целом наличествует избыток гордости.

Ниже только что описанной зоны, занимая всю среднюю секцию овоида, находится широкий пояс мыслей, посвященных конкретным формам; это та часть ментального тела, из которой исходят все обычные мыслеформы. (Эти мыслеформы будут описаны в главе 8.)

Здесь основной цвет зеленый, часто с оттенками коричневого или желтого, в зависимости от наклонностей человека.

Нет такой части в ментальном теле человека, которая бы варьировалась более сильно, чем эта. У одних людей ментальные тела заполнены бесконечным количеством конкретных образов, тогда как у других таких образов немного. У одних эти образы чисты и хорошо очерчены, у других смутны и в высшей степени туманны; у одних они классифицированы, помечены и организованы самым упорядоченным образом, у других вовсе не организованы и представляют собой безнадежный хаос смятения.

В нижней части овоида помещаются цветовые пояса, отображающие все виды нежелательных мыслей. Своеобразные грязноватые осадки эгоизма часто заполняют нижнюю треть или даже половину ментального тела, а над ними иногда красуется кольцо, отображающее ненависть, коварство или страх. Естественно, по мере развития человека это кольцо исчезает, а верхняя часть постепенно расширяется, пока не заполняет все тело, как это показано на иллюстрациях в книге Ч.У. Ледбитера «Человек видимый и невидимый».

Общее правило таково: чем сильнее мысль, тем шире вибрация; чем более духовна и менее эгоистична мысль, тем выше и быстрей вибрация. Сила мысли рождает великолепие, а духовность - изысканность цвета.

В последующих главах мы опишем несколько типов ментальных тел и расскажем, как проявляют себя разные другие ментальные свойства.

Глава 4 Функции

Ментальное тело - это проводник, через который «Я» проявляет и выражает себя как конкретный разум.

Ум - это отражение познающего аспекта «Я», или «Я» исследующего; ум - это «Я», действующее в ментальном теле.

Большинство людей неспособны отделять человека от его ума; следовательно, для них «Я», которое они ищут, есть сам ум.

Это более чем естественно, если только не неизбежно, поскольку на нынешней стадии эволюции люди пятой расы работают именно над развитием ментального тела.

В прошлом физическое тело человека было оживотворено и ему была придана функция проводника сознания; у большинства людей астральное тело тоже, по крайней мере частично, оживотворено; задача же по оживотворению ментального тела - это та работа, которая в настоящее время является особой заботой человечества.

Работа по развитию астрального тела, чья функция - выражать каму, или эмоции, находилась в ведении четвертой коренной расы, атлантической, и продолжается ныне четвертой подрасой пятой коренной расы - кельтской.

Как говорилось выше, особое качество, которое призвана развивать пятая раса, - это в равной мере относится и к пятой коренной расе, и к ее пятой подрасе - это манас, или ум, то есть тот тип интеллекта, с помощью которого человек подмечает и делает различия между вещами.

На нынешней стадии половинчатого развития большинство людей подходит к различиям со своей точки зрения, и не столько чтобы понять их, сколько чтобы противостоять и даже яростно противиться им. Однако когда эта способность будет доведена до совершенства, они станут взирать на эти различия спокойно, исключительно с целью понять и наилучшим образом оценить их.

Мы можем даже пойти дальше и сказать, что на данном этапе развития пятой подрасы эта людская слабость является целой областью исследования, чем-то таким, что нужно обуздать или подчинить, дабы использовать ее как основу для собственного духовного восхождения, вместо того чтобы просто позволять ей существовать самой по себе. Тем не менее это ментальное развитие, сколь бы ни было оно неприятным на ранних стадиях, необычайно важно, ибо для истинного прогресса подлинно критический дух абсолютно и безусловно необходим.

Шестая коренная раса, так же как и шестая подраса пятой коренной расы, главным образом будет заниматься развитием духовности, и в этом смысле ее наиболее ярко выраженной чертой будет синтез сострадания и готовности к служению.

Однако та стадия развития ума и эмоций, на которой в настоящее время пребывает род человеческий, требует дополнительных разъяснений. Нынешний, или четвертый, круг эволюции нацелен главным образом на развитие желаний или эмоций, а пятый - на развитие и расширение интеллекта. Во многом благодаря стимулу, данному «Владыками Пламени», человеческий интеллект уже довольно существенно развился в направлении того, что мы можем назвать нормальной программой, и завершил полный круг. В то же время необходимо понимать, что тот интеллект, которым сегодня столь гордится человек, составляет бесконечно малую величину в сравнении с тем, которым человек будет обладать в кульминационной точке следующего, пятого круга.

«Владыки Пламени» прибыли на Землю с планеты Венера во время существования третьей коренной расы, чтобы взять под свой контроль нашу эволюцию. Их главу называют в индийских писаниях Санатом Кумарой; вместе с ним к нам прибыли три сущности высокого ранга и двадцать пять других адептов в качестве их помощников. Они доставили с Венеры примерно сотню самых обычных человеческих существ и внедрили их в основное человечество Земли.

Именно об этих Великих сущностях в «Тайной доктрине» сказано, что они привнесли искру духа в неразумных людей, тем самым пробудив в них интеллект. Это действие было скорее сродни природе магнетического стимула: его влияние обратило земных людей в направлении самих себя, позволив им развить эту латентную искру и индивидуализироваться.

Завершим мы это необходимое отступление словами о том, что, хотя в целях анализа и изучения и возникает необходимость отделять человека от используемых им проводников, при этом, однако, «Я» всегда едино и неделимо - варьируются лишь формы, через которые оно себя проявляет. Сознание тоже едино, и те деления, которые мы в нем производим, делаются либо 1) с целью его изучения, либо 2) из-за довлеющих иллюзий, неизбежно возникающих в силу того, что наша способность восприятия ограничена органами, посредством которых она действует в низших мирах.

«Я» обладает тремя аспектами: познанием, волеизъявлением и энергетизацией, из которых непреложно рождаются все мысли, желания и действия. Однако познает, (воле)изъявляет и действует целое «Я», а не эти совершенно раздельные функции: когда «Я» познает, оно также действует и изъявляет свою волю; когда оно действует, оно также познает и изъявляет волю; а когда оно изъявляет волю, оно также действует и познает.

Одна из функций является преобладающей, причем иногда до такой степени, что полностью затмевает другие, но даже при самой интенсивной концентрации в ходе познания - наиболее обособленной функции из трех - всегда наличествуют латентная энергетизация и латентное волеизъявление, вполне ясно различимые при тщательном анализе.

Возможно, некоторое дополнительное объяснение поможет дальнейшему пониманию. Когда «Я» спокойно, тогда проявляется аспект Знания, способный выявлять сходство любого представленного объекта (как мы это увидим более наглядно в дальнейшем). Когда «Я» концентрируется, намереваясь изменить состояние, тогда проявляется аспект Воли. А когда «Я» в присутствии какого-нибудь объекта эманирует энергию, чтобы войти в контакт с этим объектом, тогда возникает аспект Действия. Таким образом, из сказанного видно, что эти три аспекта не являются отдельными подразделениями «Я», они специально не увязаны и не объединены воедино, а представляют собой одно нерасторжимое целое, проявляющееся тремя путями.

С точки зрения восточной йоги, «ум» - это просто индивидуализированное сознание, целое сознание, включающее и деятельность. Йога описывает процесс сознания таким образом: 1) осознание вещей - аспект разума - главенствующая нота ментального плана; 2) желание обретения вещей - аспект желания - главенствующая нота астрального плана; 3) стремление к обретению вещей - аспект действия - главенствующая нота физического плана. На буддхическом плане доминирует познание как чистый разум. Все эти аспекты наличествуют постоянно, но в какое-то одно время доминирует один из них, а в другое - другой.

Теперь, возвращаясь к более детальному исследованию ума, мы вполне способны уяснить себе, что абстрактное мышление есть функция «Я», проявляющего себя через высшее ментальное, или каузальное, тело; а конкретное мышление (как говорилось выше) есть функция «Я», действующего в ментальном теле - точнее, в низшем ментальном теле, как его иногда называют. Этот механизм конкретного мышления мы сейчас и рассмотрим более подробно.

Память и воображение тоже берут свое начало в ментальном теле. Зародыш памяти таится в тамасе, инерции материи, то есть в тенденции повторять однажды приведенные в движение под действием энергии вибрации.

Таким образом, ментальное тело является проводником эго, тем истинным Мыслителем, который сам обитает в каузальном теле. Но хотя основное предназначение ментального тела - быть проводником сознания на низшем ментальном плане, оно также действует через астральное и физическое тела во всех видах проявлений, традиционно называемых «умом» обычного пробужденного сознания.

В деталях этот процесс выглядит так: действие конкретного мышления вызывает вибрацию в материи ментального тела. Эта вибрация передается, так сказать, на октаву ниже, в более грубую материю астрального тела Мыслителя, откуда она, в свою очередь, воздействует на эфирные частицы мозга, а через них, наконец, уже приводится в действие более плотная серая материя плотного тела. Таким образом, прежде чем мысль сможет претвориться в активное сознание на уровне физического мозга, она должна последовательно миновать все эти стадии.

Симпатическая нервная система в основном связана с астральным телом, тогда как в цереброспинальной системе она находится больше под влиянием эго, действующего через ментальное тело.

Процесс, описанный выше, может быть разъяснен несколько подробнее. У каждой частицы физического мозга есть астральная копия, а у последней, в свою очередь, - ментальная. Если мы, исключительно ради удобства нашего исследования, представим, что весь физический мозг скомпонован в толщину так, что представляет собой одну частицу, то можно также предположить, что соответствующие астральная и ментальная материи тоже будут скомпонованы в слои в сходной манере: астральная немного выше физической, а ментальная немного выше астральной.

Таким образом, мы получаем три слоя материи различной плотности, сообщающихся один с другим, но никак между собою не связанных, за исклю<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: