Ключевые слова: аутизм, сенсорная интеграция, нарушения сенсорной интеграции, коррекционная работа.




Сенсорная интеграция в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС)

Тютюгина С.Е.

Россия, г. Мытищи

Московский государственный областной университет

styutyugina@gmail.com

Колягина В.Г., кандидат психологических наук, доцент.

Sensory integration in correctional and developmental work with children with autism.

Abstract. The abstracts describe the problem of autism, the process of children’s sensory integration, as well as sensory integration dysfunction in autistic children: features and methods for overcoming them.

Keywords: autism, sensory integration, sensory integration dysfunction,correctional work.

Ключевые слова: аутизм, сенсорная интеграция, нарушения сенсорной интеграции, коррекционная работа.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений нервного развития, характеризующаяся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. В современной педагогике проблема изучения данной категории остаётся актуальной, так как этиология, диагностика, а главное – методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими это нарушение, по большей части остаются неизученными.

Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития, но их всех объединяет неприспособленность в повседневных бытовых и социальных ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

Исследованиями особенностей детей с расстройствами аутистического спектра занимались как отечественные, так и западные учёные: К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Г.Е. Сухарева, Д. Н. Исаев, В.Е. Каган, Х. Аспергер, Л. Каннер, Л. Уинг, Ю. Гулд и другие. В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие из вышеперечисленных авторов называют слабость психического тонуса, сенсорную чувствительность или сенсоаффективнаягиперстезия, трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным, эмоциональнаую зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации.

Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности именно в сенсорном развитии характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении.

Всё вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы и даёт понять, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы по сенсорной интеграции с аутичными детьми.

Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех органов чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Расстройство сенсорной интеграции – это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации, поступающей от органов чувств и сферы проприоцепции. Таким образом, информация нормально воспринимается органами, но неправильно обрабатывается мозгом.

Дисфункция сенсорной интеграции (ДСИ) проявляется в различных вариантах, проблемы возникают в следующих сферах:внимание и поведение;социальные навыки и самооценка;игровые навыки;трудности всех видов моторики;повседневные бытовые навыки; сон, прием пищи.[2]

Систематизация сенсорных расстройств у детей:

1. Нарушение сенсорной модуляции: сенсорная защита (тактильная, слуховая, зрительная, оральная, обонятельная, двигательная, гравитационная);сенсорный поиск;отвращающий ответ на движение; гравитационная небезопасность.

Выделяют два типа: гиперсенситивность, гипосенситивность.

2. Сенсорно-связанные двигательные нарушения:диспраксия;окулярно-постуральные нарушения.

3. Синдром дисфункции сенсорной интеграции (сочетание НСМ и ССДН).

Два основных способа нормализировать чувствительность при аутизме: правильная организация среды и сенсорная стимуляция.

При организации среды исключение болезненных раздражителей из окружающей среды является необходимым условием нормализации поведения и деятельности. В обратной ситуации, когда ребёнок испытывает сенсорный дефицит, окружающую среду следует обогатить соответствующими раздражителями.

Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку с РАС накапливать приятный сенсорный опыт в процессе специального педагогического взаимодействия в тех областях, где ему не хватает ощущений или они слишком сильны. Она реализуется на основе наблюдения за поведением ребёнка.

Для каждого анализатора необходимо рассматривать отдельные модификации сенсорной чувствительности, учитывая тип: гипер- или гипосенситивный.

Зрительная чувствительность:

А) Гиперсенситивный: исключение или сокращение неприятных зрительных раздражителей (мигающий и отражающийся свет, большое скопление людей), оформление помещений в неярких, успокаивающих тонах, размещение рабочего места ребёнка в слабо освещённой части помещения, использование светонепроницаемых штор и т.д.

Б) Гипосенситивный: максимальная визуализация пространства, времени, деятельности, рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, фотографий, рисование, аппликация и конструирование, кукольный театр и т.д.

Слуховая чувствительность:

А) Гиперсенситивный: исключение или сведение к минимуму неприятных звуковых раздражителей (школьные звонки, скрип передвигаемых стульев, бытовые шумы), сокращение и упрощение словесных инструкций, обращение к ребёнку с использованием тихого спокойного тона голос, использование наушников с целью звуковой изоляции и т.д.

Б) Гипосенситивный: повторение вопросов, обращённых к ребёнку, и ожидание от него ответов, оживлённый эмоциональный тон голоса, игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами (барабан, бубен, металлофон, свистульки) и т.д.

Кожная чувствительность:

А) Гиперсенситивный: предупреждение ребёнка о прикосновении, прекращение прикосновений по просьбе ребёнка, подбор комфортной одежды, удаление ярлыков с одежды, обеспечение свободного доступа к предметам с приятной для ребёнка текстурой, подбор деятельности, которая не вызывает у него тактильной оборонительной реакции и т.д.

Б) Гипосенситивный: тактильные игры (с крупами, пластичными материалами, водой), игры с мячом, сюжетные игры с прикосновениями (больница, парикмахер, мойка машин) и т.д.

Двигательная и вестибулярная чувствительность:

А) Гиперсенситивный: снижение требований к скорости и точности выполнения движений, покачивание на гимнастическом мяче, малоподвижные игры с повторяющимися ритмичными движениями.

Б) Гипосенситивный: создание безопасной среды (устойчивая мебель, отсутствие опасных предметов), оборудование помещения спортивным комплексом, выделение зоны для прыжков и бега, занятия спортом, танцами.

Обонятельная и вкусовая чувствительность:

А) Гиперсенситивный: исключение неприятных для ребёнка запахов (использование моющих средств без запаха, отказ от ношения духов), учёт вкусовых пристрастий ребёнка, использование маленьких порций и т.д.

Б) Гипосенситивный: применение веществ с сильными запахами для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов, использование интенсивных вкусовых раздражителей (например, соусов, которые можно готовить и пробовать вместе с ребёнком).[1]

Предполагается, что создание системы регулярных коррекционно-развивающих занятий, направленных на сенсорную интеграцию детей с РАС, поможет в их адаптации к окружающей среде: бытовым жизненным и социальным ситуациям.

Литература:

1. Колягина В.Г., Изотова О.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми с расстройством аутистического спектра как проблема психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В сборнике: Международная школа медико-социальной реабилитации: Осенняя сессия 2019. Сборник статей. Под редакцией И.Е. Лукьяновой. Москва, 2020. С. 35-39

2. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: