Из воспоминаний Н.А. Морозова о «хождении в народ» в 1874 г.




Дополнительный материал

1. Открытая оппозиция правительственному курсу ярко проявилась в Москве в январе 1862 г. Лидеры московского дворянства Н.А. Безо­бразов и В.П. Орлов-Давыдов, при живейшем сочувствии собравших­ся дворян, говорили, что дворянство есть «учреждение политическое». Московское дворянство одобрило предложение о созыве «общего» или «государственного» дворянского собрания для исправления «Положения 19 февраля 1861 г.».

2. В январе 1862 г. в петербургском дворянском собрании обсужда­лись предложения царскосельского предводителя дворянства А.П. Пла­тонова о созыве «народного представительства» с законосовещательными правами.

3. В январе 1865 г. московское дворянство вновь потребовало допуска к лакомому политическому пирогу.

4. Другое направление дворянской оппозиции представляла либе­ральная группировка. Сюда входили представители Тверской, Калужской и примыкавшего к ним дворянства других губерний. Они сознавали, что возврат к прошлому невозможен и хотели добиться свободы предприни­мательства и действительного конституционного правления.

5. В феврале 1862 г. в Твери вспыхнул настоящий дворянский бунт против правительства. Губернское дворянское собрание, заседавшее 4 дня, признало «Положение 19 февраля 1861 г.» неудовлетворительным. Он ратовал за независимый гласный суд, введение полной гласности во все отрасли управления, уничтожение сословных привилегий дворян­ства и слияние сословий. Собравшиеся через несколько дней мировые посредники Тверской губернии заявили о своей решимости руковод­ствоваться в дальнейшей деятельности исключительно постановлениями дворянства своей губернии. Это уже был акт открытого неповиновения. 13 мировых посредников были арестованы и посажены в Петропавлов­скую крепость.

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, по мере нарастания трудностей в проведении преобразований в стране, Александр II все чаще стал искать под­держки у консерваторов.

 

Развитие революционного движения

К началу 60-х гг. в революционном движении России сложи­лось несколько направлений.

Народничество — главное идеологическое направление в осво­бодительном движении пореформенной России, революцион­ное движение разночинской интеллигенции 1870—1880-х гг. Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути перехода России к социализму, минуя капитализм. Объектив­ными условиями появления в России такой идеи явились сла­бое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной Общины. Основы этого «русского социализма» были сформули­рованы на рубеже 40—50-х гг. XIX в. А.И. Герценом — «предте­чей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная А.И. Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским.

II 70-е гг. определились три главных направления в народни­честве.

1) Бунтарское (анархическое)

2) Пропагандистское

3) Заговорщическое

«Хождение в народ»

Первой крупной акцией революционных народников стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. — революционная мо­лодежь ехала в деревню с целью агитации к восстанию, пропаган­ды идей социализма в крестьянской среде.

Свыше тысячи представителей революционной молодежи от­правились в 37 губерний. Единого руководства и плана деятель­ности «в народе» у революционеров не было. Но народники ве­рили, что крестьянство расположено к социализму и революции. «Хождение в народ» было проверкой идеологии революционного народничества. «Оседлые поселения» народников в деревнях от­ражали их стремление помочь нищим, обездоленным крестьянам созданием школ, мастерских, лечебниц.

Из воспоминаний Н.А. Морозова о «хождении в народ» в 1874 г.

— Садись, подвезем, — весело обратился ко мне, останавливая ло­шадь, один из двух... уже знакомых мне по корчме крестьян...

— Садись, подвезем, — повторил он.

Я сел в тряскую телегу на свой снятый с плеча мешок, и мы поехали...

— А вы сами куда? — спросил я возницу.

— Да верст за десять отсюда, делить землю. Прикупили нас восемь человек из деревни в складчину у барина, а теперь хотим разделить. Дру­гие наши уже там.

— А зачем же делить? Вы бы так и оставили общую.

— Ты городской, видно? — спросил он меня вместо ответа.

— Из Москвы — фабричный.

— Я так и думал, — заметил он. — А ты запасись-ко сам землей, тогда и увидишь, как хозяйничать на ней всем вместе.

— Да ведь земля божия? Общая? — задал я ему хитрый вопрос, так как в среде молодежи на все лады повторялось, что простой народ даже не понимает, как это земля, которую создал Бог для всех, может быть в частной собственности.

— Божия там, где никто не живет, философски заметил он. — А где люди, там она человеческая.

Против этого я не нашел возражений. Нo мне в первый раз пришла в голову мысль: вот крестьяне и у нас, в Ярославской губернии, сложив­шись по нескольку вместе, а то и целой деревней, прикупают себе земли у помещиков. И у моего отца купили несколько пустошей, и у соседей, как я не раз слышал, по они никогда не присоединяли их к общине, а всегда делили как свое личное добро, и даже раньше, чем купить, уже уславливались, какой участок кому достанется. Значит, все такие при­купившие крестьяне в глубине души предпочитали частную собствен­ность своей, общинной. Иначе они, конечно, сейчас же присоединили бы прикупленные участки к общине. В чем же тут дело? Ведь видят же они, что община справедливее, что при частной передаче среди их внуков непременно разовьется пролетариат.

— Да ведь и человеческая земля может быть общей, — сказал я. — Вот ведь и в общине общественная земля.

— И простота же ты, человек! — ответил он. — Своя-то выгоднее, да и спору меньше...

Из воспоминаний В.Н. Фигнер о «поселении в народе»
в Самарской губернии в 1877 г.

...В первый раз в жизни я очутилась лицом к лицу с деревенской жизнью, наедине с народом, вдали от родных, знакомых и друзей, вдали от интеллигентных людей. Признаюсь, что я чувствовала себя одинокой, слабой и бессильной в этом крестьянском море. Кроме того, я не знала, как и приступить к простому человеку.

Я принялась прежде всего за свои официальные обязанности. Восем­надцать дней из тридцати мне приходилось быть вне дома, в разъездах по деревням и селам, и эти дни давали мне возможность окунуться в безд­ну народной нищеты и горя. Я останавливалась обыкновенно в избе, называемой съезжей, куда тотчас же стекались больные, оповещенные подворно десятским или старостой. 30—40 пациентов моментально на­полняли избу; тут были старые и молодые, большое число женщин, еще больше детей всякого возраста, которые оглашали воздух всевозможны­ми криками и писком. Грязные, истощенные... на больных нельзя было смотреть равнодушно; болезни все застарелые; у взрослых на каждом шагу ревматизм, головные боли, тянущиеся 10—15 лет, почти все стра­дали накожными болезнями — в редкой деревне были бани, в громадном количестве случаев они заменялись мытьем в русской печке; неисправи­мые катары желудка и кишок, грудные хрипы, слышные за много шагов.

...Я торопливо раздавала до вечера порошки и мази, наполняя ими жалкие черепки кухонной посуды, а шкалики и косушки — отварами и настойками; по три-четыре раза толковала об употреблении лекарства и, когда работа кончилась, бросалась на постели; тогда мной овладевало отчаяние: где же конец этой нищете, поистине ужасающей...

...Три месяца из дня в день я видела одну и ту же картину...

Эти три месяца были для меня тяжелым испытанием по тем ужас­ным впечатлениям, которые я вынесла из знакомства с материальной стороной народного быта; в душу же народа мне не удалось заглянуть...

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, революционеры увидели, что народ далек от их теорий, что он продолжает еще сохранять верность иллю­зиям и традиционной психологии. Сами народники говорили, что результаты «ничтожны по сравнению с теми силами, кото­рые на них были употреблены, и с теми жертвами, которых они стоили».

К концу 1876 г. «хождение в народ» было разгромлено поли­цией, арестовано более 2500 человек, среди них 355 женщин.

«Земля и воля»

Дополнительный материал

«Земля и воля»

Крупнейшее тайное общество народников 70-х гг. возникло в Петер­бурге в 1876 г. В течение 1876—1879 гг. в нее вошли революционные круж­ки Поволжья, Центральной России, Белоруссии, Польши, Украины, Кав­каза и Закавказья. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 г., когда стал издаваться печатный орган под тем же названием. Впер­вые о своем существовании организация открыто заявила на Казанской демонстрации. 6 октября 1876 г. в Петербурге перед Казанским собором собралось несколько сот демонстрантов, преимущественно студентов. Над толпой был выкинут красный флаг с надписью «Земля и воля». Полиция разогнала демонстрацию, некоторые ее участники были ранены.

Деятели «Земли и воли» много внимания уделяли разработке програм­мы и тактики организации. Первоначально их программные требования заключались в передаче всей земли крестьянским общинам, в разделении Российской империи на части, «соответственно местным желаниям». Осу­ществить эти требования они считали возможным «только посредством: насильственного переворота». В позднейших уточнениях программы (май 1878 г.) конечным идеалом признавались анархия и коллективизм. Для дезорганизации правительства революционеры должны были вести работу в войсках, привлекать на свою сторону «разбойничьи шайки», издавать «листки зажигательного характера». Программа «Земли и воли» исходила из идей М.И. Бакунина, переработанных с учетом накопленного опыта.

Особое значение деятели «Земли и воли» придавали созданию бое­вой централизованной организации. Они последовательно проводили в жизнь уставные требования централизма, конспирации, дисциплины, взаимного товарищеского контроля, подчинения большинству мень­шинства.

Первые дезорганизаторские акты «Земли и воли» носили характер мести и самообороны. В январе 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петер­бургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию находившегося в тюрьме политического заклю­ченного. Суд присяжных оправдал Засулич. Попытка полиции арестовать ее по выходе из зала суда была пресечена революционной молодежью. Процесс по делу В.И. Засулич привлек внимание русского общества к борьбе революционеров. В I878—1879 гг. отдельные землевольцы ока­зывали вооруженное сопротивление при аресте, устраивали покушения на правительственных чиновников. В августе 1878 г. С.М. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга шефа жандармов Н.В. Мезенцева.

Постепенно часть землевольцев пришла к мысли путем террора дезорга­низовать правительство и вызвать революционный взрыв.

2 апреля 1879 г. землеволец А.К. Соловьев стрелял в Александра II.

Покушсние оказалось неудачным. Соловьев был повешен. Для рассмо­трения вопроса о террористической борьбе было решено созвать съезд членов общества «Земля и воля». Съезд собрался в июне 1879 г. в Воро­неже. Он оставил неизменной программу организации, но согласился с террором как одним из методов ведения политической борьбы. Участ­ники съезда высказались за цареубийство. В августе 1879 г. в Петербур­ге собрался новый съезд, где произошел раскол «Земли и воли». «Дере­венщики» те, кто выступал за пропаганду среди крестьян, составили общество «Черный передел», а «политики», поддерживавшие террор,

Народную волю».

(Проверка выполнения задания.)

Народная воля

«Народная воля» — организация, образованная в августе 1879 г. и результате раскола «Земли и воли». Ее программа содер­жала следующие требования:

• демократические преобразования;

• введение всеобщего избирательного права;

• постоянное народное представительство;

• свобода слова, печати, совести;

• замена армии ополчением;

• передача земли крестьянам.

Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в который входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, А.А. Квятковский, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, НА. Тихомиров, М.Н. Ошанина, А.В. Якимоваидр. Ему подчи­нялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидеся­ти юродах. В 1879-1881 гг. организация объединяла до 250 круж­ков (свыше 2000 человек), имела 10 подпольных типографий.

«Народная воля» была хорошо законспирированной организацией, имела свой печатный орган — газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г.

Народовольцы различали «организацию» - дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу, в него входило около 500 человек, — и партию — круг единомышленников, не связанных с «организацией» обязатель­ствами, таких насчитывалось до 2 тыс. человек.

В условиях демократического подъема конца 70-гг. XIX в. «ор­ганизация» активно включилась в политическую борьбу. Ее про­граммные положения предполагали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результа­те серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце). Всего на импе­ратора было совершено 8 неудачных покушений.

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завер­шившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.), имела боль­шое политическое значение, но привело к обратным результа­там — отказу Самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции.

В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были каз­нены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 чело­век несмотря на это, «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили се разгром. Члены организации, ко­торым удалось избежать репрессий, в 1800 х гг. сыграли видную роль в формировании партии эсеров.

И так, «Народная воля» была выразителем крайнего недоволь­ства,

которое постепенно накапливалось в обществе. Победителей в столкновении власти и революционеров не оказалось. Времен­ную победу торжествовали противники реформ: им удалось затормозить преобразования страны. Но это была пиррова победа, как показали дальнейшие события.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: