Социально-философский анализ категорий этнос, нация, народ. Проблема терминологии.




Сухарев Илья Анатольевич

Специализированный учебно-научный центр-школа-интернат имени А. Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 11 «А» класс

Научный руководитель: Караев Эдуард Таймуразович, канд. полит. Наук

 

The article is devoted to the co-evolution of the terms "ethnos" and "nation", their relationship with the term "people". Their development in the socio-philosophical discourse is analyzed, starting with representatives of German classical philosophy and ending with the present, both in the West and in Russia.

Key words: ethnos, nation, people, terminology

 

Объектом внимания автора в рамках данной работы стала коэволюция терминов «этнос» и «нация», их соотношение с термином «народ» в социально-философском дискурсе. Несмотря на то, что зачастую эти понятия используются как синонимичные, имеет место их смысловое различие. Так, например, как утверждается в [8], в указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года №1666 «О Стратегии государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года» наблюдается терминологическая путаница, связанная именно с использованием рассматриваемых понятий. Это, а также ряд антиидеологических соображений, наталкивает на мысль об актуальности исторического и социально-философского анализа названных терминов.

В изучении «этноса» и «нации» обычно выделяют два антагонистических направления: примордиализм и конструктивизм. Первый, согласно Большой российской энциклопедии, является тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­гическим под­ходом в гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­ли­нах, ко­то­рый рас­смат­ри­ва­ет куль­тур­но от­ли­чи­тель­ные и со­ци­аль­ные груп­пы (осо­бен­но эт­ни­че­ские и ра­со­вые) как из­на­чаль­ную (при­мор­ди­аль­ную) дан­ность, обя­за­тель­ную и все­об­щую груп­по­вую ха­рак­те­ри­сти­ку [16]. Конструктивизм же, в частном смысле, выступает с критикой примордиалистского подхода, отрицая понимание культур, этносов, наций как са­мо­стоя­тель­ных и дис­крет­ных це­ло­ст­но­стей [10]. Очевидно, что от того, какой из этих двух позиции придерживается тот или иной мыслитель (рассматривает он ту же «нацию» как данность или как, по выражению Б. Андерсона, «воображаемое сообщество»), зависит вся логика его исследования. А, учитывая наличие зависимости ученых и мыслителей от своих предшественников, неудивительно обнаружить свойственность для определенного времени и определенной страны или группы стран к развитию того или иного направления в методологии.

Таким образом, обычно выделяют примордиализм как наиболее ранее теоретическое направление. Зародившись в эпоху классической немецкой философии, благодаря И. Фихте и другим философам, он, по мнению автора, достиг высшей точки своего развития в рамках идеологии нацизма и фашизма. После определенных общественно-политических событий, эта концепция утратила свое влияние на Западе, как в научных кругах, так и в общественном сознании. Проведенный анализ, дает основание автору полагать, что в современном западном научном дискурсе прослеживается отказ от примордиализма в пользу конструктивизма и инструментализма.

Однако иначе обстоят дела в отечественной науке. Доктор исторических наук, академик РАН В. Тишков в [17] пишет: «…я не устаю поражаться нетерпимости академической ортодоксии в отношении каких-либо отклонений от некогда доминирующей теоретико-методологической парадигмы». В свою очередь, критика Тишкова – главного в стране постмодерниста и конструктивиста стала для некоторых “философов этноса” почти ритуалом и карьерным вознаграждением.

Мы видим существенное различие в отечественном и зарубежном подходах к пониманию вопроса об этносе, нации и народе. Уточнить эти различия и проанализировать причины их возникновения – одна из задач данной работы.

Библиография:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – 2016. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwiBvZbSpar0AhXph4sKHVzfAWsQFnoECAUQAQ&url=https%3A%2F%2Fpublications.hse.ru%2Fmirror%2Fpubs%2Fshare%2Ffolder%2Fxj2zhag7ov%2Fdirect%2F195147667&usg=AOvVaw3THHJkXJAieSIM9cpr2Kk5 Дата обращения: 21.11.2021

2. Андерсон Б. и др. Нации и национализм //М.: Праксис. – 2002. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjM0a3Gpqr0AhWHlYsKHaW5Aa4QFnoECAIQAQ&url=http%3A%2F%2Fvixri.com%2Fd%2FAnderson%2520B.%2520_Nacii%2520i%2520nacionalizm.pdf&usg=AOvVaw3DlIR0DQDb8LjzoQLsVm3x Дата обращения: 21.11.2021

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwj9mKX5pqr0AhUL-yoKHa0qD-EQFnoECAIQAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.bim-bad.ru%2Fdocs%2Fgumiljov_lev_ethnogenesis.pdf&usg=AOvVaw3543r4R2CNxovjzzEKvz_Y Дата обращения: 21.11.2021

5. Дугин А. Г. Этносоциология. – Академический проект, 2011.

6. Жижек С., Олейников А. А., Воропай Л. Философия начинается с Канта и заканчивается Гегелем". Интервью для журнала" Логос //Философско-литературный журнал Логос. – 2007. – №. 1. – С. 3-13. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiNmb24p6r0AhWByYsKHRK2CX8QFnoECAYQAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.ruthenia.ru%2Flogos%2Fnumber%2F2007_01_58.htm&usg=AOvVaw3AF0hn8s3e31mN4E-qGh5F Дата обращения: 21.11.2021

7. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.

8. Касумова И. Д. Понятийно-терминологический аспект национальной проблематики: соотношение понятий «этнос»,«нация»,«народ» //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – №. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiyno-terminologicheskiy-aspekt-natsionalnoy-problematiki-sootnoshenie-ponyatiy-etnos-natsiya-narod Дата обращения: 21.11.2021

9. Кедури Э. Национализм. – 2010. URL: https://vk.com/wall-80080904_2645 Дата обращения: 21.11.2021

10. Константинов А. В., Соколовский С. В. КОНСТРУКТИВИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); URL: https://bigenc.ru/psychology/text/2092671 Дата обращения: 28.10.2021

11. Кузнецова Е. В. Этнос и нация: концепции национальной идентичности //Перспективы науки и образования. – 2015. – №. 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnos-i-natsiya-kontseptsii-natsionalnoy-identichnosti Дата обращения: 21.11.2021

12. Национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана; Ин-т этнологии и и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2007. URL: https://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=111 Дата обращения: 21.11.2021

13. Петренко С. П. К вопросу о терминах «Этнос» и «Этническая общность» // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2006. – №. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-terminah-etnos-i-etnicheskaya-obschnost Дата обращения: 21.11.2021

14. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти томах. Перевод с французского под редакцией В.Н. Михайловского. Т.6. Киев, 1902. URL: https://www.hrono.ru/statii/2006/renan_naci.php Дата обращения: 21.11.2021

15. Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1938

16. Тишков В. А. ПРИМОРДИАЛИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/3167314 Дата обращения: 21.11.2021

17. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. URL: https://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=116 Дата обращения: 21.11.2021

18. Хайруллин Г. Т. Этнос и нация //Архивариус. – 2017. – Т. 1. – №. 2 (17). URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi8gou3qKr0AhWGzYsKHS-uDNgQFnoECAIQAQ&url=https%3A%2F%2Farchivarius.org.ua%2FArchive%2Fnew%2FArkhivarius_20_02_2017_1.pdf&usg=AOvVaw0MXTtDcnVHdt8E85GbcI4a Дата обращения: 21.11.2021

19. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. – 1998. URL: https://vk.com/wall-23433303_12863 Дата обращения: 21.11.2021

20. Шадже А. Ю. «Народ» и «Нация» в философско-исторической системе Гегеля //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narod-i-natsiya-v-filosofsko-istoricheskoy-sisteme-gegelya Дата обращения: 21.11.2021

21. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. URL: https://www.kunstkamera.ru:8081/siberia/shirokogorovethnos.html Дата обращения: 21.11.2021



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: