Музейно-театральная программа




Возрастная ориентация - школьники 5-7 классов. Программа может быть приспособлена и для ребят старшего возраста.

Автор программы: Осипова Ирина Валентиновна, ст. научный сотрудник музея, историк

1. Визитная карточка музея:

Музей «Разночинный Петербург» рассказывает об истории непарадного Петербурга и в особенности, одного из его исторических районов, некогда называвшегося "Семенцы".

Разночинцами в дореволюционной России называли тех, чье социальное положение не укладывалось в строгие рамки понятий «потомственный дворянин» или «именитый купец». Мелкие служащие, отставные солдаты, разнообразная обслуга, рабочие и, конечно же, студенты, и прочие пролетарии умственного труда проживали в кварталах отдаленных от Невского проспекта.

Музей в доме № 7 по Большому Казачьему переулку появился в 1938 г. как музей-квартира В.И.Ленина. Будущий вождь пролетарской революции проживал здесь в 1893-1894 гг., будучи молодым адвокатом. За последние 30 лет музей прошел сложный и тернистый путь, открыв ряд новых экспозиций, и превратившись из агитационного пространства в исторический и мемориальный музей.

В музее реконструированы элементы небогатой петербургской квартиры конца XIX в. Экспозиция мемориальной комнаты и коридора позволяет показать быт разночинцев, нанимавших комнаты в окраинных районах Петербурга. Краеведческая экспозиция музея знакомит с особенностями городской жизни и быта обывателей в этот период.

В нашем городе нет музея А.П. Чехова. Как известно, писатель бывал в Петербурге лишь наездами и останавливался обыкновенно у А.С.Суворина в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова). Хотя творчество писателя отражает в первую очередь жизнь провинциальной России, тем не менее, многие чеховские сюжеты созвучны реалиям непарадного Петербурга, историю которого и представляет наш музей.

Адрес музея: Большой Казачий пер., дом 7.

Как добраться: От ст. метро "Пушкинская" или "Садовая/Спасская/Сенная площадь" 5-7 минут пешком. 3хэтажное здание желтого цвета. Возле арки домофон.

Время работы музея со вторника по субботу с 11.00 до 17.00. Выходные дни воскресенье и понедельник. Для проведения программ предпочтительна пятница.

Телефон для заказа программы 4075220

Стоимость - 250 руб. с человека (включает входную плату). 1 сопровождающий бесплатно.

Куратор программы: Осипова Ирина Валентиновна, ст.н. сотрудник 89216459491, 4075220@mail.ru

 

 

2. Характеристика программы

Несомненно, Чехов сложный писатель. Легкость его языка и видимая простота сюжета увлекают юных читателей. Но многое из того, что веселило и огорчало современников, нынешним школьникам совершенно непонятно. Задача программы - ввести ребят в предметный мир Чехова, выявить непонятные современному читателю предметы и обстоятельства в его произведениях, которые делали их героев столь узнаваемыми для современников

2.1. Первая часть программы проводится, как лекция-экскурсия и посвящена связи биографии А.П. Чехова с Петербургом. Экскурсовод вместе с группой вспоминает этапы биографии писателя и останавливаясь на отдельных экспонатах музея, рассказывает о петербургских сюжетах в этой биографии.

2.2. Вторая часть программы построена на работе с цитатами. Ребята разбирают цитаты из разных произведений писателя, ища связь с музейными экспонатами. Особое внимание уделяется герою-чиновнику. Ребята получают в руки табель о рангах и разбираются в ней с помощью чеховских цитат.

3.3. Четвертая часть программы - экскурсия в старую квартиру. Она построена как визит в гости к героям Чехова, небогатым петербуржцам, снимавшим комнаты, знакомство с особенностями быта того времени

3.3. Третья часть программы - театральная. Артисты театра "Алые паруса" покажут несколько миниатюр на основе рассказов А.П.Чехова из сборника "Пестрые рассказы". Это и возможность для зрителей заметить те мелочи, на которые они до занятия не обратили бы внимание и способ увидеть реальную предметность текста.

3. Порядок работы с программой в проекте "Литературный багаж"

3.1. Визит в музей.

В ходе предварительной подготовки нет необходимости тщательного изучения каких-либо материалов. Обычно в начале занятия мы выясняем, что ребята знают о Чехове и какие его произведения уже читали. Будет хорошо, если учитель даст группе такое задание перед визитом в музей, но не надо требовать от детей выучивать краткую биографию или штудировать какие-то тексты. Если материал уже проходился по программе - просто по мере сил восстановить в памяти.

3.2. Работа учителя с классом

Разберите предметный мир какого-либо из чеховских рассказов. Можно просто дать задание выяснить, какие предметы упоминает автор в рассказе и есть ли среди них предметы, которые помогают автору охарактеризовать героев. В классе можно таким образом прочитать и разобрать программное произведение, а затем предложить проделать такую работу с любым другим произведением Чехова самостоятельно. Можно брать даже самые маленькие ранние чеховские рассказы, чтобы убедиться, что этому писателю предмет очень важен, нужен и необходим. Прочитайте с детьми отрывки из записных книжек писателя, убедитесь, что вещественный мир ярко присутствует и в этих кратких записях.

Непонятности бытования предметов поможет разъяснить книга

Юрий Федосюк: Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. Она неоднократно переиздавалась, есть и в интернете в электронном варианте, написана просто и понятно для детей.

 

3.3. Подготовка детской предметной коллекции

Создать литературный багаж можно и на основе какого-либо отдельного рассказа и как целостное впечатление детей от творчества Чехова.

"Мой Чехов" может помещаться в докторском саквояже или обычном чемодане, символизируя медицинскую профессию и кочевую жизнь писателя. Образом для хранилища литературных предметов может быть и записная книжка.

Для предметного мира отдельных рассказов хранилище стоит подбирать особо. Для "Анны на шее" и "Дамы с собачкой" подойдет шляпная коробка, для "Тоски" или "Ваньки" - почтовый конверт. Иногда можно сделать 2 разных хранилища (например, для рассказа "Толстый и тонкий"). Возможно, в вашей работе Вы столкнетесь с конкретной проблемой, требующей исторической консультации - обращайтесь к куратору. Мы постараемся помочь подобрать поясняющие контекст эпохи тексты и изображения.

 

 

Источники дополнительной информации по теме:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: