· Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решении.
· Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.
· Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.
· Метод ассоциации - предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. При
· подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.
· Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления.
· Методика синектики - Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных проектов. Социальный проект предназначается для отражения будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Этапы проектирования.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.
3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности.
5. Задача — это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.
6. Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем.
7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.
8. Верификация и корректировка. На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов.
9. Модель. Это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
10. Конструкт — это формирование теоретического знания.
11. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
Заключение
При выполнении данной работы были рассмотрены понятия социального планирования и социального проектирования, а так же их сущность. Как форма регулирования социальных процессов, социальное планирование принадлежит к составляющим государственного управления. Последнее в свою очередь является главной функцией государства.
Полномочия государства положены на органы власти. Они реализуют всю полноту его функций, в том числе осуществляют социальное планирование. Таким образом, они влияют на работу многих учреждений социальной сферы, реализуя внутренние хозяйственно-организационные функции власти.
Социальное планирование – неотъемлемая компетенция органов власти, так как затрагивает основы жизнедеятельности общества и не может решаться кем-либо другим.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.
Список использованной литературы
1 Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. – М. Проспект, 2001. – 624 с.
2 Катаева В. Креативный менеджер: стратегия успеха. – М.: Русаки, 2003. – 280 с.
3 Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2008. – 648 с.
4 Граждан В.Д. Социология управления, Учебник. – М.: КноРус, 2008. – 512 с.
5 Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное прогнозирование: учебник 2008-575 с
6 Решетников А.В. Процессное управление в социальной сфере. – М.: Медицина, 2001. – 503
7 Бухалков М.И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2008. – 416 с.
8. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.