Этот великий поход – крестный ход




Ирина Ятова

Заметки

непутевой христианки

 

г.Можга, 2018г.

ООО «ГК Кариока»

 

МОЁ ПАЛОМНИЧЕСТВО

К СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

или путевые записки непутевой

христианки

 

Летом 2017 года произошло значимое событие для православной России – в Москву были доставлены мощи самого почитаемого в России святого-Николая Чудотворца. Почти месяц находился Святитель Николай в Москве, и верующие люди имели возможность поклониться Угоднику Божиему.

Откуда начинается путь огромного количества верующих (и не очень верующих) к любимому Угоднику Божиему? Может из бабушкиных рассказов в детстве о чудесах, происходящих по обращению к Николаю Чудотворцу.

А может из чистой юности, когда опытным путем, на себе, ощущается помощь: в виде успешно сданного экзамена или неожиданно подоспевшей помощи на пустынной дороге, в образе доброго дяденьки в стареньком автомобиле. Начало у всех разное и одновременно, какое-то очень похожее. Начало моего пути, пожалуй, ничем не отличается.

Это потом уже была неожиданная и радостная новость о том, что мощи так почитаемого мной святого привезены в Россию! Событие уникальное, почти тысячу лет мощи покоились в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Два месяца сам Святитель Николай Мирликийский был совсем рядом!

С замиранием сердца наблюдала за репортажами с места поклонения, а сердечко трепетало и стремилось туда. И не сразу, а чуть погодя был звонок маме:

– Мамочка, благослови!

И её уверенный ответ:

– Благословляю!

А потом было удивление от известия о том, что, к сожалению, поездка отменяется, т.к. не набралось достаточного количества человек на экскурсионный автобус… Как так?! Со всей Удмуртии не оказалось желающих поклониться мощам столь почитаемого святого в количестве одного автобуса?! Это настолько оскудела вера наша? Видимо, не побывать мне у мощей, как-то стало совсем грустно... Спустя неделю снова звонок, бодрый женский голос: «Да, едете, через три дня, только посажу вас в маленький автобус на 18 человек, который идет с Ижевска, если согласны – оплачивайте».

Моя радость и поспешный ответ:

– Маленький так маленький, видимо, так Богу угодно.

Одновременно с ответом пришло и твёрдое решение отдать себя в руки Божии, наверное, впервые в жизни, не спорить, не роптать, не требовать удобств, а просто покориться, и Господь приведет, как и куда надо. И вот я и еще четыре счастливые паломницы из Можги ранним утром усаживаемся в микроавтобус, где уже находятся 14 человек, и начинается отсчет времени, приближающий нас всех к общей цели. В пути мы проведем 21 час, не больше и не меньше. Энтузиазм, надо сказать, поутих примерно через час пути, потому что стало понятно, что находиться в маленьком и душном автобусе столь длительное время совсем не просто, сидеть в одной позе, когда затекают и ноги, и руки, и шея... еще и поспать, как-то надо изловчиться. Это не реально! Хочется возмущаться, чего-то требовать... И вдруг, меня посещает такая неожиданная мысль: а будет ли польза, если нас, как господ каких-то, на самолете в одно мгновение доставят к Храму Христа Спасителя, спустят трап, расстелют под ноги мягкую ковровую дорожку и мы вразвалочку, неторопливо подойдем к раке со святыми мощами?..

Очень сомнительно. Понятно же, что для того, чтобы получить какую-то пользу надо потрудиться, потерпеть. И чем больше терпим и трудимся, тем больше будет этой пользы. Поделилась своими мыслями с приунывшими и тоже настроенными негодовать попутчиками. После чего дружно пришли к единому мнению: терпим, не жалуемся, помним, ради чего отправились в путь. Напомнили друг другу и о том, что наши прадеды пешком ходили поклониться святыням, на обозах добирались с радостными и светлыми лицами, а некоторые даже на Святую Землю пешком ходили. Им и в голову не приходило унывать или жаловаться... Как-то после этого все прибодрились, даже начали хвастаться друг другу своими неудобными местами, этакий маленький конкурс на самое неудобно место. Чай не пешком идём. Остаток пути был уже не таким тягостным, каким показался в самом начале. Дружно обсудили и такой важный вопрос: о чем будем молиться у мощей. Пришли к единодушному мнению, что кроме своих насущных проблем, ради которых и решились на это путешествие, будем все купно просить и об общем: о том, чтоб не было войны обязательно; о процветании России – непременно; о возрождении духовных ценностей у всех россиян, особенно у молодого поколения, о том, чтобы вернулись в сознания людей такие понятия, как патриотизм, честь, долг, милосердие, сострадание…

Ранее утро. 03-00ч. Москва встретила нас оригинально… т.е. с присущей ей суетливостью. Что неожиданно, так как бытует мнение о том, что Москва просыпается поздно. Это потом стало ясно, что она просто напросто еще не «ложилась», накануне был День города и над Москвой-рекой раздавался грохот дискотеки, доносящийся, видимо, из ближайшего ночного клуба... Как-то совсем не вяжется наше настроение и окружающая обстановка... В буквальном смысле этого слова мы выскакиваем из автобуса и мчимся в сторону, где берет своё начало многотысячная очередь к Угоднику Божию. Вот тут и началось наше многочасовое стояние, наполненное и трепетным волнением от предстоящей встречи, и бурями искушений внутри и снаружи…

03-30ч.

Очередь стоит без движений, растянувшись на много километров вперед, а оглянувшись назад, понимаю, что бежали не зря. Спустя каких-то 30 минут километры очереди не только и ни столько впереди, сколько сзади... Среди окружающих людей практически нет москвичей, люди все приезжие с разных городов России. Стоим, тесно прижимаясь к своим группам, тихонько переговариваемся, молимся, сердимся, огрызаемся, каемся... и снова спорим о чем-то... Но тут организатор нашей поездки мигом остановила наше стадное желание прорваться вперед одной фразой: "Никакой пользы и благодати не получите, расталкивая людей локтями!" Все разом притихли и погрузились в себя, пытаясь обрести душевный мир, настроиться на долгожданную встречу.

Тут надо немножко поподробнее сказать об организаторе нашего путешествия рабе Божией Татиане, которая предусмотрительно надела на всех желтые косынки: женщинам на голову, а мужчинам на шеи. Благодаря этому мы не растеряли друг друга, и чувствовали себя несколько увереннее. Расчет на то, что если отстанем, то нас непременно найдут по желтой косынке, ну, или мы спросим у людей, где они видели такие же. Огромная благодарность ей за ее труд, энергию и терпение, с которым она вела своё навсегда покорное стадо из 110 человек в желтых косынках к святыням, управляя, организовывая, смиряя, наставляя.

Всё ближе Храм Христа Спасителя, отгрохотала наконец-то ночная дискотека, притихли усталые люди, короткими перебежками приближаемся. Виднеется купол Храма сразу за поворотом. Приходит осознание того, что Николай Чудотворец совсем рядом... вот здесь... возможно среди нас... Волнение и трепет охватывают душу, мы уже у ворот, ведущих на территорию Храма. А как только мы входим в ворота Храма, сразу же невольно подчиняемся другим правилам: теперь не надо стоять, теперь надо быстро двигаться и четко выполнять команды людей, занимающихся охраной и организацией движения. Звучат конкретные команды:

– Сумки к осмотру

– Бутылки с водой оставляем здесь, лишние вещи тоже.

– Проходим, не стоим. Поднимайтесь по лестнице быстрее, пожалуйста, не стойте.

– Свечи приобретаем справа.

– Выстраиваемся по два человека, пожалуйста, прижимаемся к стене.

– Заказные записки о здравии принимают в конце Храма.

– Двигаемся, не стоим.

Это волонтеры и служба безопасности, если бы не они, мы бы все стояли не 6-12 часов, а несколько суток. Ничего не понимаю, ни о чем не успеваю подумать, двигаюсь по приказу как полуавтомат. Вот ковчег с мощами, прикладываюсь и... оказываюсь уже за пределами Храма... Слёзы. Отче Николая я так ни о чем и не попросила… 9-00ч. МСК. Стою ошалевшая на территории Храма Христа Спасителя, беспомощно оглядываясь.

Толком не понимаю, что это было. Почему так быстро всё закончилось? Понимаю лишь одно, что готова еще раз отстоять очередь, чтоб вновь оказаться там, куда все стремятся. Слишком мало стояли, так недолго побыли рядом, всего, каких то, шесть часов, которые пролетели как один миг. Должна отметить, что не видела явных чудесных исцелений (хотя и это случалось). Не могу похвастаться тем, что на моих глазах хромые бросали костыли, а слепые к всеобщей радости прозревали, не видела такого, да и не достойна… Но на моих глазах происходили другие, так сказать, «малые» чудеса – а великое, как известно, в малом. Я видела, как преображались в одно мгновение люди, прикоснувшиеся к святыне, какой радостью засияли их лица, как будто кто-то кисточкой провел по ним, стирая гримасы печали и злобы.

Я чувствовала, как сердце наполняется счастьем и любовью, благодарностью. Я стала свидетельницей проявления искренней непосредственной, детской веры 72-летней пенсионерки, директора школы с 35-етним стажем, солидной, строгой, которую побаивались дети, уважали родители и педагоги, прислушивались к ее мнению представители городской администрации и министерства образования. Так вот, эта уважаемая пенсионерка с больными ногами, накануне перенесшая наравне со всеми тяготы путешествия, буквально прыгала от восторга на одной ножке и восклицала:

– Как же легко и радостно! Я же не один раз, как вы все, а два раза, целых два раза! Приложилась к мощам, охранник хотел меня оттолкнуть, а я... Я вывернулась и еще раз приложилась!!!

Я стала очевидицей того, как хмурый офицер ВВС в отставке, всю дорогу ехавший с мрачным лицом, вдруг засиял как жених на именинах, всем без исключения предлагая свою помощь, делясь советами и опытом. Да и в целом, оказался отличным 55-летним парнем, с великолепным чувством юмора. Неожиданно даже для самого себя, он признался в том, что у него недавно был вырезан желчный пузырь, и всю дорогу желчь выплескивалась наружу, прямо в салон автобуса. При этом он испытывал настойчивое желание выкинуть всех попутчиков из автобуса, либо выброситься самому из него. Теперь же он готов этот автобус нести на своих плечах вместе со всеми паломниками до самого Ижевска.

И вот наш героический атаман – организатор Татиана выстраивает всех обладателей желтых косынок по парам и выводит за пределы храма. Мы отправляемся пешком на Литургию в другой замечательный старинный храм, находящийся совсем неподалеку в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Почему в этот храм? Да потому что именно в этом храме хранится образ Николы Можайского и он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Значит, обо всём о чем не успели помолиться в храме Христа Спасителя, помолимся у той иконы. Храм находится совсем неподалёку, но видимо во искупление наших грехов, содеянных в очереди к мощам, мы не смогли сразу выйти к нужному месту, а просто напросто заблудились в узких улочках и переулочках московских. 110 усталых желтых косыночек окрыленные надеждой и верой, послушно и доверчиво следовали за своим организатором-атаманом.

Никто не сердился и не обижался, все подбадривали друг друга как могли.

Спрашиваю у 72-летней пенсионерки-директора школы: «Ну, что, тётушка, есть еще бензин-то?» На что она бодро отвечает: «Бензин-то есть, вот только выхлопная труба плохо работает». И ускоряет шаг. Улыбаются все, несмотря на усталость. «Ничего страшного, – раздаётся в толпе голос. – Моисей сорок лет по пустыне водил евреев к местам обетованным, а мы всего-то второй час идем». Ну что ж, как говорится, дорогу осилит пешком идущий. Потом мы будем между собой называть это блуждание по улочкам и переулочкам московским «нашим крестным ходом».

А сейчас мы, наконец-то, у дверей храма. Старинное здание, на воротах табличка с указанием даты основания – 1620 год… Подумать только: 400 лет ежедневно в этом храме возносятся молитвы, он ни на один день не прекращал своей работы, даже в советский период. Проходим в храм, он заполнен прихожанами. Оказывается, в этом храме, кроме иконы Николы Можайского с частицей мощей Николая Чудотворца, хранятся еще несколько Московских святынь, около них хочется подольше помолиться, о некоторых из них хочется рассказать чуть подробнее, поделиться тем, что мы узнали после Литургии от экскурсовода. Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжелобольных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступничество. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан: кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но только тех, которые стараются вести свои дела честно. Тем удивительнее было узнать о том, что, оказывается, Святитель Спиридон был простым пастухом, и все излишки от своего заработка он жертвовал на благотворительность. «Вы только вдумайтесь – Пастухом! И имел излишки от заработка. Много ли из присутствующих трудятся пастухами?» – вопрошает к нам наш организатор. В ответ тишина... видимо среди присутствующих пастухов не оказалось. Как благодатно в не большом храме. А какие люди тут бывали, весь бомонд Московский, творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы – Консерватория. Поэтому прихожанами Храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры. В советское время в этом храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, советскую оперную певиц Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову, и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю храма, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.

Тут в качестве подтверждения слов экскурсовода хочется поделиться курьёзом, произошедшим в храме за Литургией с одним из наших паломников. Дергая за рукав одного из прихожан наш паломник, спрашивает шепотом: «Ой, скажите, а что, вот там действительно тот самый Аркадий Мамонтов?» – указывая на стоявшего невдалеке «специального корреспондента программы НТВ».

На что, оборачиваясь с улыбкой, без всякой обиды, отвечает вопрошавшему, тот самый Борис Корчевников с прямого эфира, что на «России 1»: «Да, действительно – тот самый». Как передать словами то изумление паломника? Наверное, никак. И вот тут начинает рушиться первый миф нашей повседневности, а значит, свершается еще одно "маленькое чудо, в котором содержится великая мудрость", почему-то у нас в провинции принято считать, что в храмы ходят только немощные старушки (кстати, они являются огромной ценностью для храмов), калеки и неудачники. Это в провинции, видимо, так считается, а в столице храмы наполнены вполне успешными и не очень людьми с открытым сердцем, которые откликнулись на призыв Господа послужить Ему. Каждый на своём месте, и каждый служит, как может, будь тот хоть пастухом, хоть «специальным корреспондентом», на всё, испрашивая благословения Божия, и принося благодарность за всё. Может, у кого-то повернется язык назвать неудачником Аркадия Мамонтова, который вел репортаж с затонувшей подлодки «Курск», освещая все события, находясь в непосредственной близости от трагедии? А может, неудачниками можно назвать (первые три, кто пришли на ум) Мисс мира Оксану Федорову, известную писательницу Дарью Донцову, чемпиона мира Федора Емельяненко? Может, у кого-то повернется... а вот лично у меня – нет.

А следом рушится еще один миф. Большинство из нас, провинциалов, глубоко заблуждаются, считая всех москвичей заносчивыми и высокомерными снобами. А они совсем не такие. Они добрые, отзывчивые и очень красивые душой, потому что после службы всех нас в полном составе (110 желтых косыночек) эти самые москвичи пригласили разделить с ними трапезу. Угощали нас на славу абсолютно безвозмездно, усадив на лучшие места, сами прислуживали нам, потчуя вкуснейшими пирогами, угощая ароматным горячим чаем, тем самым исполняя одну из заповедей Божьих. Они просто, не чураясь, накормили голодных усталых путников, и не только накормили, но и обогрели теплом своих сердец. Наверное, благодаря этим евангельским поступкам храм процветает во всем своем великолепии уже без малого 400 лет.

Низкий вам поклон, милые москвичи.

Ну, а мы движемся дальше. Ибо, неправильным будет, побывав в Москве, не посетить нашу любимую Угодницу Божию – Святую Матронушку Московскую. Её мощи покоятся в Покровском монастыре, рядом с метро Таганская. Ах, с какой любовью встретила нас святая Матрона, прямо распахнула свои объятия, обласкав и утешив! Очередь к ее мощам была совсем не такая огромная и суетливая, как к мощам Святителя Николая (да и это можно понять: к чему суетиться, она останется с нами, не уедет в Италию, как Никола Чудотворец). Очередь двигалась неспешно, совсем не хотелось суетиться и торопиться, хотелось стоять подольше. Все, почему то сразу забыли о своих больных усталых ногах. Лишь полной грудью вдыхали ароматный воздух, насыщенный какой-то особой благодатью. Чувствовали, что святая здесь, открытая, простертая навстречу всем нам, пришедшей к ней с верой. Становится понятным то, что сегодня исполняется ее предсказание о себе незадолго до своей смерти: «…На могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»… Приготовили маленькие записочки, купили свечечки и цветы, которые она так любила при жизни. Стоишь – и радость осознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее – утешенный, обласканный. А впереди главное чудо: помощь. Так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть Матушка Матрона. В самом храме и у раки с мощами было немного времени на то, чтобы чуть остановиться, вздохнуть... и отойти, потому что за нами, конечно, еще стоят люди. Ждут своей очереди. Не иссякает людская толпа к ней. Выйдя из храма, я не плакала, а смеялась. Кроме радости от встречи позабавил меня еще и такой случай: на выходе из храма послушницы монастыря раздают посетителям бутончики роз. Кому два, кому три, а кому и целый букет. Так вот, одна из посетительниц с возмущением спрашивает: "А почему мне только два?!" На что послушница ей спокойно, с улыбкой отвечает: «А так Матронушка благословила. А ты что, целое ведро хотела?» Так вот, меня Матронушка благословила тремя бутончиками роз, а две молоденькие наши спутницы похвастались целыми букетиками прекрасных хризантемок. Стоит ли говорить о том, что обратный путь оказался намного короче и в тысячу раз легче? Получили ли 110 путешественников просимое, то мне неведомо. Но то, что все получили духовную радость и для себя преображение – в этом я уверена.


Никола Березовский

 

– Слыхала, в Михайловский храм чудотворную икону Святителя Николая привезли, Закамской называют. Пойдем?

– Отчего не пойти, конечно, пойдем, если Бог благословит.

– Благословит, обязательно благословит.

И спешат люди со всего города Можги и его окрестностей в храм, успеть бы поклониться да приложиться к святыне. Заботы мирские оставили, огородики, скотинку – ничего, успеется, Господь всё убережет, всем управит. А нам в храм надо, велика и чудотворна святыня, да и недолго с нами пробудет, два денечка лишь, да дальше двинется в путь до Мало-Дивеевского Серафимовского монастыря села Норьи.

– А что за икона эта? Что за традиция крестного хода с иконой то? – друг у друга спрашивают.

А традиция принесения чудотворного образа в город Сарапул из села Николо-Березовка (Башкортостан) насчитывает уже три с половиной столетия. Впервые в 1657 году принесением иконы святителя Николая Сарапул и его окрестности были чудесным образом избавлены от моровой язвы. С тех пор, в память об этом чуде, сарапульские крестные ходы с Закамской иконой святителя Николая стали ежегодно проводиться вплоть до Советского времени. Вновь традицию возобновили в 2009 году.

Вот и спешат люди, торопятся. А как не торопиться то, раз Николай Чудотворец сам промыслительно избрал себе в удел наши края, землю Башкирскую. Он сам избрал, а мы неужто дома будем отсиживаться.

А дело было так: по преданию, по Каме шел караван судов, да без всякой видимой причины остановился на том месте, где ныне село Николо-Березовское. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад, успеха не имели. Вышли они на берег и на высокой березе, по промыслу Божиему, обнаружили икону Святителя. Потому то она и называется закамской, да еще березовской.

Позже Иван Грозный прознал про икону эту и велел доставить сей чудотворный образ в Москву белокаменную. Встретил со всеми почестями, выстроил для нее в Москве церковь на Грязи, именуемую храмом Закамского Николы. Далее предание гласит: «Вскоре по перенесении иконы в Москву заболел царь ногами, так, что никакие усилия докторов не могли помочь Иоанну от его болезни. И вот во сне явился ему святитель Николай и сказал, что болезнь его не прекратится, пока закамская икона его не будет отправлена на место ее явления. Только после второго явления Святителя Николая во сне Иоанну Грозному последний исполнил волю святого угодника Божьего, и, украсив ее драгоценной ризою, сам торжественно провожал ее из Москвы на место явления». Вот так, никакие царские да московские почести не прельстили Святого Угодника, к нам возвратил икону свою чудотворную.

Стоит народ православный у образа чудотворного, молится, никуда не торопится. Да и куда торопиться то: самое главное здесь и сейчас происходит, молебен у чудотворной иконы с акафистом. После молебна всех маслицем батюшка помазывает да проповедь говорит о том, что по молитвам Николая Чудотворца чудеса происходят и в нынешнее время. Народ у нас до чудес охоч, слух навострил, да поближе к пастырю двинулся… Да не раскрыл чудес батюшка. Вздохнули, да и не обиделись люди добрые, сами много чудесного знают про Святителя Николая, да друг другу пересказывают, иначе, откуда такая любовь российского люда к Угоднику Божиему.

А вот я, непутевая, для уверования, про чудеса расскажу все-таки. Как в селе Пычас, у вдовы небогатой, под вечер поросеночек сбежал из сарая. Кто в поросятах толк знает, тот подтвердит: коли убежал маленький, не сыскать во век – лес, рядом речка, собаки – возврата не будет. Плачет вдова, кручинится, на что соседки, её жалеючи, предлагают: «А давайте всей улицей читать Николаю Угоднику акафист. Бог даст – найдется поросеночек». Сказано – сделано, прочитали акафист, да спать легли. А на утро по сельскому радио объявление: «Односельчане, кто потерял поросеночка, просим забрать его из сельсовета немедленно». В самом центре поселка обнаружена была пропажа, ни собаки, ни лихие люди не позарились. Обнимает, прижимает своего поросеночка вдова да Николая Чудотворца благодарит.

А вот другое чудо чудное, недавнее. Женщина одна, жительница Можги городка, в Москву на поклон мощам Николая Чудотворца отправилась, о многом плакала да просила Угодника, а об одном пуще другого мольба была: «Отче Николае, помоги сменить работу, найти другую по душе да по силам». Надо сказать, что всю жизнь работала она маленьким бухгалтером, учитывала розничный товарооборот, хотя с детства мечтала о журналистике, да и забывать уж начала про мечту свою детскую в суете о хлебе насущном. Вернулась с паломничества в Можгу свою славную, да по промыслу Божиему, да по молитвам Николая Чудотворца захотелось ей поделиться с людьми впечатлениями о поездке к святыне. Написала статью, помолившись, да благословившись у батюшки – разослала статью по разным изданиям. А пару дней спустя, в день ее рождения, редактор одной из газет предложил работу ей у себя в издании. Заплакала тогда от счастья та женщина: «Просила работу я у тебя, Отче Николае, и верила, что поможешь мне, но о том, что мечту мою детскую осуществишь, прости, я даже не чаяла. Спасибо тебе, Великий Чудотворче, за подарок такой».

А та женщина я и есть. Слава тебе, Господи!

– Слыхала, про Свято-Никольский крестный ход, который состоится 12 августа от города Можга до деревни Малая Воложикья. 25 километров. Пойдем?

– Отчего не пойти, конечно пойдем, если Бог благословит.

– Благословит, обязательно благословит.

 

Этот великий поход – крестный ход

 

Люди идут куда-то,

Словно река течёт,

Будто они – солдаты,

Будто война идёт.

Вместо ружья – молитва,

Хоругви несут впереди.

Это – с грехами битва.

Битва на всём пути.

(Владимир Соколов)

«Мы с вами живем хоть и в трудное, но в счастливое время, счастливое потому, что в отличие от наших недавних предшественников не являемся поколением, которое пытается построить своё будущее на разрушении прошлого.» – такими словами начал своё обращение к народу, собравшемуся на месте разрушенного храма в деревне Малая Воложикья, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний. Несколько сотен верующих людей с величайшим вниманием, затаив дыхание, ловили каждое слово архипастыря. А он говорил о том, как за годы безбожной власти беспощадно разрушались храмы на территории всей России, с горечью отмечал и то, что эти храмы были разрушены не интервентами, не иноземными захватчиками, а нашими некогда православными людьми. Вот и деревню, с милым названием Малая Воложикья, не миновала подобная учесть. Он говорил о том, что нельзя построить доброе, разрушая основы и уклад целого народа. Его речь, спокойная и одновременно твердая, доходила до сердца каждого. Разрушить храмы старались так, чтобы камня на камне не осталось.

Ох, и сложное, наверняка, это было дело – разбирать по кирпичику, ибо в раствор, используемый при кладке стен, добавляли содержимое куриного яйца, что придавало строению прочность монолита. Не задумывались вандалы того времени, что годами воздвигали стены храма, всем миром по яичку, по копеечке…

Да разрушать – не строить. Строить разрушенное доведется нам.

В конце своего обращения епископ дал своё благословение всем строителям и жертвователям, поблагодарил всех собравшихся, поинтересовался у паломников, трудным ли был для них крестный ход…

Трудным ли был для меня этот крестный ход?

Спрашиваю я себя день спустя, и признаюсь, нелегким, но радостным и благодатным. Перебираю в памяти события...

Августовское раннее не очень погожее утро, небо хмурится и грозит дождем, но сюрпризы погоды мало кого останавливают, все настроены решительно и готовы к этому маленькому подвигу. Храм наполнен прихожанами, большинство из которых экипированы

по-походному. Построение, и не очень организованная толпа верующих под руководством казацкого взвода преобразуется в стройную колонну, состоящую из шеренг по три человека.

 

С любопытством разглядываю своих попутчиков, большинство из которых женщины разных возрастов: совсем юные и преклонного возраста, на первый взгляд, совсем немощные.

Колонну разбавляют довольно крепкие мужчины. Выделяю взглядом людей, явно подготовленных к подобным маршрутам: на ногах у них добротные кроссовки, за плечами рюкзаки на широких лямках, для них такие походы дело вполне привычное. Тут мой взгляд падает на ноги соседок по шеренге, искренне изумляюсь увиденному: обуты женщины, что называется, «в чешки на босу ногу». И не могу сдержать изумленный возглас: «Вы собираетесь в такой обуви пройти весь путь?!». На что одна из них оправдывается виновато: «Да я не знала, просто на службу пришла, а тут такое событие, у меня же родители родом с Малой Воложикьи, может, и дойду как-нибудь, с Божией помощью». Имея некоторые туристические навыки, и уверенная в том, что в любом походе самое главное – ноги, качественная обувь на хорошей подошве, делаю поспешное заключение: нет, не дойдет, в такой обуви невозможно пройти даже 5 км. Ну, ничего, думаю, всегда есть возможность доехать на машине, сопровождающей колонну. Забегая вперед, признаюсь в том, что была неправа – она дошла! Потому что в крестном ходе главное не ноги, а сердце, в котором теплится вера.

Дружным строем выходим за пределы города, направляемся в сторону деревни. Позади – Можга, впереди – Воложикья. Что такое крестный ход? Это совместный труд, а совместный труд в сочетание с молитвой – это огромная созидательная сила. «Потому что совместный труд для моей пользы – он объединяет.» – приходят на память бессмертные слова, кота Матроскина, которые вложил в его уста Эдуард Успенский. Вот с такой мыслью мы и движемся вперед, шаг за шагом, от привала к привалу, оставляя позади километры дорог, заброшенные деревеньки, речушки и мосты. Всего предстоит пройти 25 километров. Рассматриваю, впереди идущую бабушку и размышляю, что несет она в огромном рюкзаке, и откуда столько сил: выдержать такой темп непросто и молодым попутчицам, а она, опираясь на палочку, всё ускоряет шаг, задавая темп всей группе. Глядя на нее и остальных милых, на первый, взгляд совсем немощных старушек, никто не смеет даже ойкнуть.

 

 

Лишь изредка охнет кто-то на привале, заваливаясь прямо в придорожную траву и снова команда: «Пять минут до построения!», а спустя две минуты: «На молитву!» – и снова в путь. Иногда, кажется, что совсем нет сил идти, но мы идем, спотыкаемся и стараемся не сбиваться с простой молитвы «Господи Иисусе Христе, сыне Божий помилуй нас.» И кажется, что сама природа сопутствует нам, то солнышко пригреет ласково, то ветерок любовно обдует, то дождиком слегка оросит, и идти чуть легче. Вот, наконец-то, вдалеке показался указатель «Деревня Малая Воложикья» и к ста паломникам из Можги примыкает группа состоящая из 80 жителей села Большая Уча. Радость от встречи. Последний километр. Ура, мы дошли, мы у цели. Радушный приём. Щедро накрытый стол. Усталость прочь. Одна лишь радость. Сижу на скамейке с тарелкой каши, вкуснее каши сроду не ела. Ах, да, что это я расселась? На плохо сгибающихся ногах подхожу к кресту, воздвигнутому на месте будущего храма во имя Николая Чудотворца. О чем-то я хотела попросить, за кого-то помолиться, не могу вспомнить сразу, и тут из самого сердца струится такая молитва: «Господи, вот она я, пришла, доковыляла, сама, Тебя ради, пожалуйста, помоги этим добрым людям, жителям Малой Воложикьи, построить здесь храм, чтобы было куда прийти им со своими радостями и печалями, чтобы возносилась молитва, чтобы возрождались сёла, чтобы расцветал наш Родниковый Край, чтобы преображалась Россия.»

Что же за сила такая
Их заставляет идти?
Духа Святаго стяжают
Люди на крестном пути.
И просветляются души,
Ясно глядят глаза.
Их ничего не душит,
Им не страшна гроза.

 


Я помню даже первую жвачку,

Помню "Рембо" первую часть,

Коллекцию из сигаретных пачек,

"Зуко" и "Юпи" - во была сласть,

"Тетрис", "Денди", малыш "Тамагочи",

"Куку-Руку", "Сникерс" и "Марс",

Мультфильмы Диснея, "Элен и ребята",

"Санта-Барбару" помните, да?

Песня Mc Zali

Выбор

 

Да, моя юность прошла в девяностых… И кроме лирических воспоминаний, бережно хранимых памятью, остались и другие, не такие романтичные, но не менее дорогие.

 

Конец 90-х.

Небольшой уральский городок, численностью населения немногим меньше Можги. Градообразующее предприятие, некогда являвшееся гигантом титанового производства, с большим трудом пытается удержаться на плаву. Общежитие в общежитии для военнослужащих жили в основном молодые семьи, что называется бедно, но дружно. За жилье платили много. Завтракали хлебом, обильно смазанным «маслом Рама». Обедали у родителей. Ужинать старались у соседей. Каждый мечтал об отдельной квартире, а, следовательно, и детьми обзаводиться не спешили. Именно поэтому так взбудоражила всех новость: «Римка то, вторым беременна!» Общежитие гудело, словно улей, обсуждая «страшную» новость:

– Совсем с ума сошла, одного бы прокормила, при таком муже алкаше.

– Да на аборт пойдет, на развод подавать собиралась.

– А разве аборт не убийство?

Обсудив между собой все детали происшествия, не откладывая, мы, все неравнодушные соседки, набились в комнату к несчастной. Двадцатилетняя, внешне напоминающая неуклюжего подростка Римка, сидела на диванчике, уткнувшись носом в колени, худенькие плечи скорбно вздрагивали. Вердикт сердобольными соседками был поставлен моментально:

Аборт! Без вариантов! Жить негде, муж пьяница, родителей нет, помочь некому.

Выпив чашек по 5 чая, и как следует, утешив несчастную, ближе к полуночи подруги разошлись по комнатам. А я задержалась, произносила какие-то слова, пытаясь убедить не слушать никого, и не убивать ребенка, а она молча смотрела в пустую чашку. Закончила я своё выступление такой фразой:

– Слушай, Рим, а может, не пойдешь на аборт, а? Ты рожай, если что, мне отдашь, ты же знаешь, у нас не получается никак с этим.

Приятельница изумленно подняла глаза:

– С ума сошла что ли? Своего ребенка тебе отдать? Иди уже спать! – рассердившись, она вытолкала меня за дверь…

А спустя 7 месяцев, тем же составом, мы поздравляли счастливую мать с рождением второго сына. По случаю торжества небольшое застолье устроили прямо в фойе общежития. Коляска, ванночка, пеленки, теплый комбинезон и даже крохотные валеночки – каждый нес, что мог, подарков надарили столько, что с лихвой хватило бы на трех малышей. Радостное событие омрачал, лишь непристойно пьяный отец ребенка…

 

Гарик

Он был лет на 8 старше нас. Коренаст, широкоплеч, усат, безумно любил свою жену, но еще больше водку. Может поэтому и застрял в лейтенантах. Трезвым его никто и никогда не видел: рано утром его увозили на службу, а поздним вечером приносили со службы. По паспорту он был Игорем Михайловичем, но все называли его Гари



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: