Ар-Рида (Довольство Аллаха).




Говорит дальше имам ибну Кудама аль-Макдиси: «А также слова Всевышнего: «И Всевышний остался доволен ими и они остались довольны Им» это из суры аль-Маида 119 аят».

 

Говорит шейх ‘Усаймин: Пятый атрибут: «Довольство» (Ар-Рида»).

 

(Пояснение Руслана):

Всевышний Аллах бывает доволен своими рабами, а бывает Своими рабами не доволен».

Довольство Всевышнего Аллаха бывает двух видов:

1 ) «ар-Рида аниль амаль» - довольство от какого-либо дела, как например намаз или выплата заката и тому подобное, Всевышний Аллах субхана уа Та‘аля доволен этими деяниями.

2) «ар-Рида аниль ‘амиль» то есть довольство Всевышнего Аллаха человеком, который совершает эти добрые деяния.

 

Доказательство на первый вид это слова Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Всевышний Аллах остался доволен для вас тремя делами…», в этом хадисе довод на то, что Всевышний Аллах бывает доволен самим делом, когда оно производится.

 

А что касается того, что Всевышний Аллах бывает доволен также действующим лицом, то есть кто сделал это дело, то это вот эти слова Всевышнего: «Всевышний Аллах остался доволен ими» (Трапеза, 119), - речь идет о сподвижниках.

(Конец слов Руслана).

 

Довольство, это один из Атрибутов Всевышнего Аллаха, который утвержден Книгой и сунной и единогласным мнение салафов.

 

Сказал Всевышний Аллах: «Всевышний остался доволен ими, и они остались довольны Им» (Трапеза, 119).

 

И сказал пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Поистине Аллах доволен Своим рабом, когда он поест, он хвалит Аллаха за еду, а когда попьет, он хвалит Аллаха за питье» (Муслим 2734, Ат-Тирмизи 1816, Ахмад 3/100).

И праведные предки сошлись на том, что утверждали Всевышнему Аллаху этот Атрибут довольство и поэтому мы также обязаны его утверждать без искажений, без аннулирований, без вопросов о том, как выглядит Его довольство и не сравнивая довольство Всевышнего Аллаха с довольством Его творений, и это довольство Его действительно существующее, а не просто в переносном смысле и не просто какое-то воображаемое, а действительно Всевышний Аллах бывает доволен, но Его Довольство соответствует Величию Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля и не подобно довольству Его творений.

 

А те, которые аннулируют Атрибуты Всевышнего Аллаха, сказали: «Имеется в виду под довольством Всевышнего Аллаха имеется награда». И мы ответим им тем чем отвечали когда разъясняли четвертое правило.

 

(Пояснение Руслана):

Аят: «Остался Аллах доволен ими», они как переводят, «Всевышний Аллах вознаградил их», то есть они говорят: «под довольством имеется ввиду награда».

 

Это не соответствие прямому смыслу аята, также несоответствие единогласному мнению сподвижников и на это нет у вас довода.

 

И необходимо здесь отметить у себя то, что тафсир Довольства как Награда, это тафсир по результату, а не тафсир по Сущности.

Если человек доволен тобой, то он тебе что-то дает за это или вознаграждает тебя чем-то.

Если Всевышний гневается, то он тебя может наказать или что-то тебе не дать.

Если Всевышний тебя любит, то Он даст тебе всякое добро и тому подобное.

Нововведенцы делаю тафсир не сущностью этого Атрибута, а результатом этого Атрибута.

 

То есть они что говорят, мы говорим: «Довольство», а они говорят «не Довольство, а награда», мы говорим «вы сделали тафсир результатом, а не Сущностью». То же самое они говорят Гнев Всевышнего Аллаха, говорят: «Гнев имеется в виду Его наказание», то есть «разгневался на них Всевышний Аллах» имеется ввиду наказал их, мы говорим «это не разъяснение Сущности Атрибута, а вы разъясняете результат этого Атрибута».

 

Они говорят: «Гнев это кипение крови в сердце, а это невозможно относительно Всевышнего Аллаха, поэтому мы говорим что у Всевышнего нет гнева, а есть наказание, то есть он наказывает, поэтому под гневом имеется ввиду наказание». Они делают тафсир слову «Гнев» результатом, а не Сущностью, говорят, под ним имеется в виду результат, то есть наказание.

Мы говорим то, что кипение крови в сердце человека это не сам по себе гнев, кипение крови в сердце человека это тоже результат гнева. Сначала человек гневается, потом он краснеет от гнева, потом кипит его кровь, потом его сердце начинает двигаться в такт, то есть это все результат гнева а ни сам гнев. Гнев это что-то иное, после чего уже происходят эти все действия.

 

Однако относительно Всевышнего Аллах не говорится то, что у него кипит кровь в сердце или краснеет Лик и так далее, то есть это все не установлено в Коране или в сунне или единогласным мнением сподвижников, относительно Всевышнего говорится, просто гневается или остается Доволен или Любит и от этого, естественно выходят результаты, как наказание или награда и тому подобное.

(Конец слов Руслана).

 


[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Все вышеперечисленные атрибуты - атрибуты действия. Всевышний Аллах приписал Себе это, описав Себя этими атрибутами. И это приписывание указывает на приписывание сыфата к тому, кто описан этим сыфатом. Искажающие искажают эти аяты и говорят: "Довольство – это желание проявления милости, а под гневом подразумевается желание отомстить". Если ты их спросишь: "Почему вы исказили атрибут Гнев, сказав, что это – желание мщения?" Они говорят: "Потому что сущность гнева – это кипение крови сердца". Поэтому говорят, что Аллах не описан таким атрибутом. Мы говорим: "Нет сомнений в том, что мы должны очищать Всевышнего Аллаха от подобного этому". Однако, разве то, что вы сказали, является гневом? Знай, чтобы понимать сомнение этих искажающих, ты обязательно должен ковыряться в основе слов и в основе его сомнений, и тогда ты сможешь ему ответить. Потому что он приукрашает свои слова, однако ты увидишь, что это ложь. Эти философы - матуpидиты, аш'ариты, кулябиты и тот, кто пошёл их путём, говорят: "Гнев - этo желание мести". Почему?! Они говорят: "Потому что, на самом деле, гнев - этo кипение крови сердца". Мы говорим о том, что правильно, что гнев является качеством, и у человека результатом гнева является кипение сердца. Потому что человек сначала гневается, затем после гнева у него начинает кипеть кровь в сердце, а затем у него краснеет лицо и надуваются вены. Кипение крови в сердце - эта вещь, которая вытекает из гнева. Отсюда следует, что они искажают, потому что они построили свои искажения на ложном начале. Основа этому искажению - ложное начало. И всё это начало исходит по причине отрицания Aтрибутов, которые связаны с желанием. Они сказали, что Всевышний Аллах не может быть описан каким-то атрибутом в одно время и не описан им в другое. Они говорят: "Либо Всевышний Аллах описан таким атрибутом, который от Него не отходит, или же пускай Он вообще им не описан". Поэтому они искажают. Потому что у них желание чего-то является одним из семи сыфатов, которые подтверждает их разум. Поэтому они искажают все другие, кроме этих семи атрибутов. Искажают и переводят в один из этих семи атрибутов.

 

Что касается му'тазиля и джахмия, то они изначально вообще отрицают, что эти атрибуты Аллаха. Они говорят, что под словами: "Да будет доволен ими Аллах", имеется ввиду человек, к которому было проявлено желание довольства, и не имеется ввиду тут довольство Аллаха. И тот, кому прощают описан качеством прощающий, и этo не является Aтрибутом Аллаха. И это дело джахмитов и му'тазилитов.

 

Вы подобные вещи можете найти в некоторых тафсирах. Что касается матyридитов и аш'аритов, то они испугались, когда увидели то, что про их предшественников (джахмитов и му'тазилиты) сказали, что они не мусульмане. Иногда они говорят, что здесь подразумевается некоторые сыфаты из тех, которые они признали. Говорят, что Аллах не помогает рабу, а это просто мощь Аллаха (къудра). Это потому что они подтверждают этот сыфат. И если оставляет без помощи раба, то этo тоже мощь (кудра).


Мы говорим, что подтверждаем все атрибуты в отношении Всевышнего Аллаха, будь это Атрибуты Сущности или Атрибуты Действия, которые связаны с желанием. Всё это мы подтверждаем в отношении Всевышнего Аллаха, и не различаем, как это пришло в контекстах Корана и Cунны. Это является одной из важных основ! Когда говорим об этих атрибутах, то говорим, что Всевышний Аллах описан этими Атрибутами на основе слов Всевышнего Аллаха:

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).


Учёные в арабском языке говорят, что в тафсире Корана мы встречаем такое слово, оно называется "харфу заид" или же "сыля". Она добавляет подтверждение. И слова لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء, тут буква ك указывает на повторение предложения, как будто ты говоришь: "Нет ничего подобного Ему, нет ничего подобного Ему". Потому что в арабском языке добавляются буквы или слова, для того чтобы этим самим повторить предложение. И в словах Аллаха:
«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).


Буква ك называется صلة. Как будто бы Всевышний Аллах повторяет два раза: ليس مثله شيء
Это подобно словам Всевышнего Аллаха: «Клянусь этим городом». (Сура аль-Баляд, аят 1).


Если ты внешне посмотришь, то как будто бы Аллах оставляет клятву. Однако более правильное мнение, что это, наоборот, подтверждение клятвы. И в словах Аллаха: «Клянусь Днем воскресения!» (Сура аль-Къийама, аят 1).
И в этих аятах слово "لا" это " صلة " для подтверждения.
Также есть и другое мнение насчет аята:

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).


Это то, что буква " ك " переводится как "подобие". Xоть этo и частица (харф), однако, она является именем (исм). Как будто бы аят переводится: "Нет никакого подобия подобного Ему". И этo указывает в арабском языке на самую высокую степень в отрицании подобного. Подобно тому, как пришло в аяте: «После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче». (Сура аль-Бакара, аят 74).


Так же, как пришло в стихотворении:
Если бы в моем сердце было бы подобие маленькому кусочку ногтя
Любви к другой, к тебе бы не пришли мои письма.


Потом Всевышний Аллах, когда отрицал от себя одно, то подтвердил другое:
«Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).


Это и есть у нас известное правило - то, что мы, когда отрицаем что-то общее, то сразу подтверждаем другое конкретное. Почему Всевышний Аллах сказал именно о слухе и зрении? Некоторые учёные сказали: "Потому что слух и зрение являются самыми распространёнными атрибутами среди тех, которые обладают душой, среди созданий". Слух есть у мухи, есть у муравья, таким же образом и зрение, есть y комара, есть у человека, есть у кошки, т.е., в любом создании, кoтоpoe обладает душой. Всевышний Аллах обращает твое внимание на то, что разве слух комара и его зрение подобны слуху человека и его зрению? Слух - это то, когда ты слышишь. Когда ты что-то видишь - это зрение. Комар - у него есть слух и зрение такие, как подобает комару. У человека также есть слух и зрение так, как подобает человеку, и нельзя сравнить слух и зрение человека со слухом и зрением комара. И Всевышний Аллах обращает наше внимание на эти два Aтрибута - Слух и 3рение - так как это есть во всех тех, кто обладает душой среди Его созданий. И точно также Всевышний Аллах обладает Cлухом и 3рением так, как подобает Его Великой Сущности и Он сказал: «Нет никого подобного Ему». (Сура аш-Шура, аят 11).

[Конец примечания].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: