стоящего с опорой на одну ногу.




Для того чтобы научиться делать наброски фигуры человека соблюдая все пропорции, можем взять за основу творческий опыт рисования преподавателя и опытного рисовальщика Куриляка Р. П.

Сначала познакомимся с интересными фактами биографии этого рисовальщика и педагога.

Куриляк Роман Петрович родился в 1941 году в городе Львове. Окончил Львовское училище Прикладного и декоративного искусства им. Труша. С 1964 года жил в городе Ленинграде и, работая на Балтийском судостроительном заводе гравером-чеканщиком, заочно учился в Ленинградском Государственном Университете, с 1970 был студентом скульптурного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. После окончания института Р.П. Куриляк был принят в аспирантуру на искусствоведческий факультет. В это время он особенно изучает пластическую анатомию человека и работает препаратором-лаборантом на кафедре нормальной анатомии ВМА им. С.М.Кирова. Активно трудится как скульптор. Создал ряд портретов видных русских и советских анатомов. Много лет Р.П. Куриляк преподавал пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии им. В.И.Мухиной.

Что интересного из его творческого опыта можем почерпнуть мы для нашего учебного процесса по пластической анатомии? Чтобы нам овладеть всем комплексом учебного рисунка, особенно фигуры человека, необходимы знания не только изобразительных средств, графическое умение, но и знания пластической анатомии. Для начала рассмотрим его опыт пропорционирования и построения мужской фигуры. Сделаем набросок фигуры человека стоящего с опорой на одну ногу.

 

Зарисовки, наброски фигуры человека– (10 зарисовок).

Задачи: Научиться конструктивно, пропорционально делать зарисовки, наброски фигуры человека, а так же моделировать тоном форму.

Цель: Изучение особенностей конструкции овладеть умениями и навыками выполнения зарисовки, наброски фигуры человека, научиться передавать пропорции и объём фигуры человека с помощью тона (штриховки).

Средства обучения: таблица с последовательностью работы над зарисовкой, наброском, аналогичные данному заданию работы студентов. Анатомическое пособие, гипсовые анатомические слепки фигуры человека.

Метод обучения: поисковый

Время работы: 5 часов (5 занятий по 1 часу).

 

 

а) Зарисовки, наброски фигуры человека: (3 зарисовки).

б) Зарисовки скелета в разных ракурсах и вариантах движения с натуры. (3-4 зарисовки).

В) Зарисовки вариантов движения анатомического «экорше» человека с Анатомической фигуры в 3D- изображении. (3 зарисовки).

Зарисовки осуществляются по методике выполнения работ в классе под номером 1.10

Материалы: бумага, карандаш, сепия, цветные карандаши, резинка.

 

 

Алгоритм выполнения работы:

1.Компоновка и построение общей массы формы.

2.Уточнить общие размеры и провести осевые линии.

3.Линейно- конструктивное построение.

Моделирование формы тоном и подчеркивание линией.

4. Подчеркнуть главное, обобщить и завершить работу.

 

 

Студенты выполняют задание каждый индивидуально. Для данной работы необходимо иметь материалы: Лист Ф- А4, сепия, сангина, ретушь

бумагу формата А3, простой карандаш и резинку.

Каждая работа выполняется на отдельном листе бумаги. Самостоятельная работа формирует практические профессиональные умения: выполнение

 

Этапы ведения рисунка.

Итак, воспользуемся его методом рисования. Возьмем лист бумаги Ф-2 и начнем построение мужской фигуры. Наметим верх и низ. Фигура человека должна быть расположена фронтально, линия горизонта проходит на уровне лобковой кости таза, т.е., делит фигуру на две равные единицы, - это и есть середина фигуры человека.

 

1 этап.

Проводится вертикаль, и делится пополам. Отмечается одна восьмая вертикаль сверху, что составляет размер головы. Если фигура с опорой на одну ногу, то вертикаль совпадает с тремя точками: яремная ямка, лобковая кость, внутренняя лодыжка и на пятку. На вертикале от пятки отмечается высота подъема до голеностопного сустава, что равно почти половине высоты головы.

 

 

2 этап.

 

Определяется направление плечевого и тазового поясов, их степень наклона в противоположные стороны, линия плечевого пояса пройдет через яремную ямку с наклоном в сторону опорной ноги, а линия тазового пояса пройдет через лонное сращение от большого вертела опорной ноги с наклоном в сторону свободной ноги.

Ширина тазового пояса по отношению к высоте – одна шестая всей фигуры, ширина плечевого пояса – одна пятая.

Если соединить след от пятки опорной ноги с точкой большого вертела, то получится осевая линия всего объема. На плечевом поясе над опорной ногой край его соединяем с краем таза пояса над свободной ногой.

 

 

 

3 этап.

Одна из главных задач – это определить линию «большого движения». Она изображается дугообразной линией, идущей от яремной ямки по направлению к лобковой кости и дальше от лонного сращения в противоположном направлении дуги на пятку опорной ноги.

 

 

 

4 этап.

Далее определяется общий объем грудной клетки и таза, затем уточняются ступни, ширина таза, грудную клетку в области первого ребра.

 

 

5 этап.

Намечаются руки в том движении, в котором находится модель. Проводятся контуры опорной ноги, охват больших объемов голени коленного сустава, показывается пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на ее силуэт с выходом на коленный сустав и с охватом голени икроножной части.

 

 

 

 

6 этап.

Намечается свободная нога, ее ось, ступня, уточняется положение таза, его осевые, согласованием нахождения коленной чашечки опорной ноги с коленным суставом свободной.

 

 

7 этап.

Свободная конечность определяется большими объемами по ее основным пластическим направлениям от гребня подвздошной кости с выходом на внутреннюю часть свободной ноги, продолжается дугообразная линия на внешнюю сторону голени, и, далее, на уровне голеностопного сустава выводится линия на внутренний мыщелок большеберцовой кости с овальным охватом в сечении всей голени на этом уровне.

С внутренней стороны свободной ноги от лобковой кости, контурно охватив бедро дугообразной линией, пересекая ее с портняжной, выводится на внешнюю сторону бедра, совпадая дугой с внешней мышцей бедра и через край верхней коленной чашечки проводится дугообразная линия на внутренний край голени свободной ноги, подчеркивая икроножную мышцу.

 

 

8 этап.

Четко просматривается контур всей фигуры: опорная нога, как основной стержень постановки. Бедро может быть проявлено ясностью четырехглавого мускула, голень – внешним характером передней большеберцовой мышцы и длинной малоберцовой мышц; внутренняя сторона голени прорисовывается трехглавыми мышцами икры.

Детально вырисовывается весь объем коленного сустава.

Намечается большая грудная мышца, широкая мышца спины вместе с частью лопатки. Левая рука с прорисовкой локтевого сустава – трехглавая мышца плеча. Более мягко в тоне правая рука. Уточняется плечо и предплечье, намечается кисть. Прорисовывается коленный сустав свободной ноги.

 

Время отводимое на набросок может быть 10 – 20 мин. Главное запомнить и понять алгоритм выполнения работы. Выполнить несколько набросков (5-8). Используя мягкие материаллы.

 

 

Литература: Используемые источники

 

1.Лавренко Г. Б., Рябов О. Н. Рисунок [Учебное пособие].- СПб.: СПГУТД, 2015. (лекции, самостоятельная работа), https://publish.sutd.ru

 

2.Борисов С. П. Академический рисунок. Основы рисования фигуры человека [Методические указания].- СПб.: СПГУТД, 2015. (лабораторные и практические работы, самостоятельная работа), https://publish.sutd.ru

 

3.Голубев С. Н. Рисунок. Композиция в графике [ Методические указания].- СПб.: СПГУТД, 2015. (практические работы), https://publish.sutd.ru

4.Полозова А. И., Белая А. В. Академический рисунок. Рисунок фигуры человека в станковой графике [Методические указания].- СПб.: СПГУТД, 2015. (практические работы), https://publish.sutd.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: