Психологическая уравновешенность.




Прочитать учебник параграф 7.1 стр. 170

Задание можно выполнить в тетради или в текстовом редакторе Word

1. Перечислите чувства человека

2. Дайте определение понятию «Эмоции»

3. Дайте определение понятию «Эмоциональность»

4. Психологическая уравновешенность

5. Уверенность

6. Самоуверенность

7. Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность?

Внимание! Конспекты по всем темам и электронные учебники размещены

на сайте кбж.net

Учитель ОБЖ МАОУ СОШ 32 Зырянов Д.А.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность.

В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и др. Эти переживания, возникающие у челове­ка под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его по­требностей, называют эмоциями.

Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество — эмоциональность. Эмоцио­нальность — это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.

Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести се­бя совершенно по-разному. Часть этих различий обусловлена наследствен­ными особенностями человека, а часть приобретается им в процессе жиз­недеятельности. Поэтому обучение

играет важную роль в формировании у каждого человека психологической уравновешенности.

Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и едино­мышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

В предыдущих разделах учебника вы познакомились с опасными и чрез­вычайными ситуациями природного характера, с мероприятиями, проводи­мыми в стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуа­ций, с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.

Заметим, что, кроме знания этих правил, каждый человек для обеспе­чения личной безопасности должен обладать определёнными духовными и физическими качествами: постоянно совершенствовать свой стиль поведе­ния в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, обес­печивающий ему здоровье и благополучие, и формировать свою систему здорового образа жизни.

Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности.

Начать воспитывать её очень важно в вашем возрасте, когда интенсив­но формируются самосознание, способность к анализу окружающих явле­ний, растёт интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) не­устойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повы­шенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязности и само­уверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.

Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в любой си­туации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружаю­щих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Такие поступки зачастую конча­ются трагически.

Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможно­стями.

Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.

Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психоло­гической уравновешенности в вашем возрасте.

Одно из них — умение побороть в себе робость и воспитать уверен­ность. Уверенность — это такой тип поведения, когда человек может чёт­ко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность — это нео­боснованно

высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.

Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нём, отношения к какому-то конкретно­му человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим со­бой, с родными, сверстниками и другими людьми.

Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельно­сти и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности — обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние за­дания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появит­ся уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спор­том и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определён­ных работ — на дачном участке, при ремонте квартиры или при повседнев­ных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.

Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе.

Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.

Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого челове­ка и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живёт не в ладах с самим собой.

Индивидуальность каждого человека складывается из множества состав­ляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способ­ностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы опреде­ляют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Ува­жайте свои качества, которые изменить нельзя.

Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной де­ятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необхо­димо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполне­ния.

это интересно

Вот пример возможной программы самосовершенствова­ния на день.

Я буду заниматься только теми делами, которые опреде­лил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.

Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне де­лать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочет­ся делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.

На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.

При её выполнении я буду бороться со спешкой и нере­шительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мне­нию.

Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих воз­можностей и поступков, легче найти пути воспитания психологической урав­новешенности.

Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немало­важное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы бы­ли маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь под­держивать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.

Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хо­рошего? Если ничего, то предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.

Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интере­сах других, быть хорошим слушателем.

Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное зна­чение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстника­ми, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людь­ми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.

Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оцен­ки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людь­ми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Всем известно высказывание: «И так во всём, как хотите, чтобы с ва­ми поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности — это умение преодолевать стресс. Более подробно об этом будет рассказа­но в следующих параграфах этой главы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: