Предприятие должно быть обеспечено ресурсами в необходимом для нормального хода производственной деятельности пропорциях. Выделяют три основных вида производственных ресурсов или три фактора производства: живой труд, средства труда, предметы труда. Между ними существуют серьезные различия как по натурально-вещественному составу, так и по функциональной роли в технологических процессах.
К живому труду относится персонал предприятия, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме затрат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников. Рабочая сила на рынке труда представляет собой специфический товар, обладающий стоимостью, что и позволяет в конечном счете выразить объем затраченного труда в денежной оценке.
Средства труда, которыми располагает предприятие, являются с точки зрения их денежной оценки его основными средствами, а с точки зрения их натурально-вещественного состава являются совокупностью разнообразных основных производственных фондов. Специфической особенностью средств труда является их функционирование в течение нескольких производственных циклов. Средства труда переносят свою стоимость на продукт по частям по мере износа. В издержки производства продукта в процессе одного производственного цикла средства труда входят только частью стоимости, соответствующей доле своего износа. В денежном выражении эта стоимость определяется соответствующей суммой амортизационных отчислений.
Предметы труда – это необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полуфабрикаты, комплектующие изделия и запасы товаров, обеспечивающие бесперебойный ход процессов реализации. В денежной оценке ресурсы предметов труда образуют важнейшую часть оборотного капитала, в который кроме них входят средства в расчетах, свободные денежные средства и некоторые другие виды финансовых активов.
В рамках совокупности технологических процессов производства издержки, связанные с использованием факторов производства (живого труда, средств и предметов труда), трансформируются не только в общую сумму издержек, но и в стоимость произведенного продукта, которая должна превышать общую сумму издержек, в размерах, по крайней мере удовлетворяющих интересы собственника. Если стоимость произведенного продукта не удовлетворяет этому основному условию, собственник не станет финансировать производство и примет меры к перемещению своего капитала в другую, более для него выгодную сферу деятельности.
Окончательный результат процессов производства и обращения для собственника выясняется только в момент завершения процесса реализации товара, т.е. в момент поступления денежной выручки, получаемой от покупателей продукции предприятия в наличной или безналичной форме.
Денежная выручка, полученная в результате завершения цикла производства и обращения товара, расходуется собственником по нескольким направлениям, прежде всего на возмещение затрат, связанных с необходимостью возобновления производства в прежнем или увеличивающемся объеме (простое или расширенное воспроизводство), что требует вложения финансовых ресурсов в возобновление запасов предметов труда, в поддержание и возобновление ресурсов средств труда и, наконец, на оплату издержек, связанных с текущим (в рамках производственного цикла) потреблением ресурсов живого труда. Кроме того, часть выручки предприятия используется собственником для удовлетворения личных потребностей; часть же выручки в порядке, предусмотренном налоговым и другим законодательством, поступает во внешнюю по отношению к предприятию среду (оплата процентов по банковским кредитам и их погашение, оплата налогов, платежи во внебюджетные и специальные фонды и т. д.).
Результатом производственной деятельности предприятия является ее продукция, которая может быть измерена в денежном выражении, либо в натурально-вещественной форме по той части продукции, которая является продуктами, и в денежной форме в той ее части, которую принято именовать услугами.
Услуга – такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, но добавляет к его первоначальной стоимости определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств. Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого первоначальные свойства исходного материала преобразуются или полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) - это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.
Цены и налоги
Важная роль в экономике предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Структура цены представляет собой упорядоченный набор определенных элементов (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Структура цены
Элементы цены | Вид цены |
Себестоимость производства и реализации продукта Прибыль изготовителя | Оптовая цена предприятия (изготовителя) |
Оптовая цена изготовителя Акциз НДС | Оптовая (отпускная) цена промышленности |
Отпускная цена Издержки посредника Прибыль посредника НДС посредника | Оптовая цена закупки |
Цена закупки Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли | Розничная цена |
Приведенные в таблице виды цен принято называть стандартизованными. Однако в зависимости от специфики отрасли, сферы экономики, способа доставки товара потребителю и некоторых других факторов стандартные цены модифицируются. Эти модификации, исходя из удобства для реальной практики, также стандартизованы, а стандартизованные модификации цен, вместе взятые, образуют систему цен.
Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового хозяйства.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
Одним из наиболее эффективных методов государственного воздействия на экономику предприятия является налогообложение. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.
Положительный эффект воздействия системы налогообложения возможен при соблюдении ряда условий.
Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и технического перевооружения производства.
Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть минимальным, а порядок их исчисления и взимания – простым и понятным каждому плательщику.
В-третьих, необходимы стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.
В-четвертых, система налогообложения должна быть гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, в продукции которых заинтересовано общество.
Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти). Объектами налогообложения на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в т.ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами.