Автоматизированная система управления работой сортировочной станции (АСУСС)




- Задачи АСУСС. Основные оперативные сообщения, используемые АСУСС.

-Рабочая документация, сообщения, запросы.

- Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); назначение и размещение на территории владельца инфраструктуры.

- Автоматизация обработки информации и технологических документов. Получение справок.

- Автоматизированный роспуск составов(ГАЦ)

 

 

На сети железных дорог важнейшее значение в обеспечении перевозочного процесса имеет бесперебойная и надежная работа сортировочных станций. Для этого была разработана автоматизированная система управления сортировочными станциями (АСУСС).

АСУСС- первая типовая автоматизированная система управления сортировочной станцией.

Перечень работ, решаемых АСУСС, очень обширный.

 

К ним относятся:

 

· составление и выдача сортировочных листков;

учет накопления вагонов на путях сортировочного парка и выдачу накопительной ведомости;

· составление и выдачу натурных листов на отправляемые поезда и информирование корреспондирующих станций;

· анализ вагонопотоков и выявление нарушений плана формирования по прибытию и отправлению;

· текущее планирование работы станций (АСТП), поездообразования с подвязкой локомотивов и локомотивных бригад;

· учет наличия всех поездов и вагонов в парках станций, в том числе транзитных без переработки и работы с ними;

· составление форм станционной отчетности; информационное обслуживание работников станций, отделений и управления дороги.

.

АСУСС предоставляет оперативным руководителям станции в удобном виде данные, необходимые для планирования работы, принятия решений и формирования управляющих воздействий. На основе этой информации работники станции более точно и оперативно определяют порядок использования технических средств и ресурсов станции, осуществляют планирование очередности станционных операций, работы маневровых локомотивов, выдачи поездных локомотивов. Одновременно система автоматизирует составление технологических документов, определяющих порядок выполнения операций.

АСУ СС является составной частью АСУЖТ и взаимодействует с дорожной АСОУП.

 

 

В условиях АСУ СС используют информацию двух типов:

vпостоянную (нормативно-справочную)

vоперативную (об операциях с поездами и вагонами)

 

Большую сложность представляет авоматизация ввода в АСУ СС оперативных сведений о дислокации поездов и вагонов на путях парков станции для ведения вагонной модели. Накопительная ведомость и заготовка натурного листа на новый поезд, выдаваемая АСУ СС, не учитывает реальностей процесса расформирования:

появления «чужаков»,нерасцепку вагонов, перестановку вагонов при окончании формирования и др. Поэтому выдача натурного листа на отправляемый поезд сдерживается процессом ручной коррекировки информации о составе по результатам натурного списывания номеров вагонов.

 

 

Система организации вычислительного процесса АСУ СС предполагает разделение всего программного обеспечения на две части:

 

v функциональную

v системную

Для разъединения рукавов тормозной магистрали вагонникам выдаются данные о расположении вагонов и отцепов в составе. На каждый состав в системе АСУСС готовится сортировочный листок для операторов сортировочной горки и программа роспуска составов для автоматических сортировочных устройств роспуска. Операторы технической конторы получают накопительную ведомость, на основании которой осуществляют сортировку и подбор перевозочных документов.

Основой информационного обеспечения АСУ СС являются поступающие в реальном времени телеграммы -натурные листы на прибывающие поезда, а также информации о динамике технологии переработки вагонопотоков на станции (перечень номеров вагонов в прибывающих поездах, а также в сформированных составах, переставляемых в парк отправления,время фактического прибытия и отправления поездов,расформирование составов,корректировка ранее переданной информации и т.д.)

На отправляемый поезд ЭВМ составляет комплект перевозочных документов, в который входят натурный лист на поезд (НЛ), справка о составе поезда для машиниста.
На ряде станций одновременно с сортировочным листком программа роспуска состава вводится непосредственно в горочное программно-задающее устройство (ГПЗУ) и горочную автоматическую централизацию (ГАЦ); перевод стрелок на горке в этом случае осуществляется автоматически.

АСУСС обеспечивает необходимой информацией технологически связанные подразделения, участвующие в перевозочном процессе. К ним относятся соседние сортировочные и грузовые станции, диспетчерский аппарат отделения и управления дороги, грузополучатели и т.п. Информация от АСУСС поступает либо непосредственно к пользователям, либо в автоматизированные системы более высокого уровня.

Система осуществляет контроль за соблюдением правил формирования полновесных и полносоставных поездов и выдает информацию о вагонах, включенных в состав с нарушением плана формирования поездов.

В основу системы положена информационная модель, отражающая в реальном масштабе времени расположение и перемещение вагонов на сортировочной станции и ее ближайших подходах. Модель включает необходимые данные о каждом вагоне, перевозимом грузе и дополнительные данные, характеризующие условия перевозки. Входная информация поступает в АСУСС как из ИВЦ, так и из сообщений, которые вводятся с автоматизированных рабочих мест на линейных предприятиях (станциях). Основными информационными сообщениями являются сообщения о НЛ поезда и об эксплуатационных событиях, которые происходят с вагонами и поездами на станции.

Система включает подробный форматный и логический контроль вводимой информации и корректировку выявленных ошибок. Этим достигается достаточно высокий уровень достоверности данных в АСУСС. Большинство ошибок выявляется непосредственно перед вводом сообщений. На остальные ошибки система АСУСС после передачи сообщений отвечает корректировочными сообщениями.

После расчета или корректировки плана роспуска состава (с учетом скользящей специализации путей) оператор запрашивает у ЭВМ сортировочные листки для дежурного по горке. Одновременно ЭВМ выдает на рабочие места сортировочные листки: каждому оператору горки; расцепщикам состава, работающим на горбе горки; операторам ПТО по разъединению рукавов тормозной магистрали.

 

Каждый исполнитель получает ту информацию и в таком виде, которая ему необходима при роспуске данного состава.(на основе данных прогноза текст ТГНЛ выдается по запросу:

 

· СТЦ и размечается по назначениям плана формирования(по путям сортировочного парка)

· ПТО вагонов вместе со справкой для разъединения рукавов тормозной магистрали

· ПКО

 

Маневровый диспетчер осуществляет в необходимых случаях корректировку предварительного сортировочного листка, уточняет формируемый состав (по длине и массе), пользуясь при этом данными динамической модели сортировочного парка, выдаваемыми ЭВМ. Он же планирует очередность роспуска.

В необходимых случаях станционный диспетчер имеет возможность дать ЭВМ задание: рассчитать массу, длину и количество вагонов в накапливаемых составах после расформирования тех или иных разборочных поездов. Откорректированные сортировочные листки также хранятся в памяти ЭВМ.


По результатам выполненных технологических операций система АСУСС анализирует и выдает итоговые данные: количество принятых и расформированных поездов и вагонов, среднее время простоя вагонов в парке прибытия, количество поездов, принятых со всех направлений. Подсчитывается процент расформирования поездов всего и в режиме параллельного роспуска, среднее время расформирования. Кроме сведений об исполненной работе, выдаются сведения о показателях работы сортировочной горки, где указывается продолжительность обработки каждого поезда по прибытию технической конторой, ожидания роспуска состава.

АСУ СС является системой организационного управления и функционирует на базе информации, вводимой в ЭВМ пользователями (операторами СТЦ, ПТО, дежурными по горке и паркам)
Часть информации поступает автоматически из ЭВМ ДВЦ. Сведения для работы системы АСУ СС вводятся в виде специальных функций. В составе АСУ СС на базе выполнения функций создается оперативная модель текущего состояния перевозочного процесса. Она включает сведения об ожидаемом прибытии поезда и их составе в объеме натурного листа поезда, данные о поездах, находящихся в парках станции,и об их составе, пономерные сведения о каждом вагоне в сортировочном парке.

Кроме того, система накапливает архивную информацию о выполненной работе. На основании этих данных организовано информационное обслуживание пользователей

 

СТЦ оперативно обеспечивает АСУ СС достоверными и своевременными сведениями о составе каждого прибывающего на станцию поезда вводом необходимых корректировок, включая сведения результатов технического и коммерческого осмотра состава; производит ввод всевозможных операций, связанных с перестановками вагонов при расформировании, формировании составов, обработке грузовых франтов и путей, переданных смежным службам, а также передачу данных для формирования отчетных форм.

 

Операторы СТЦ осуществляют:

 

Ø - своевременную обработку полученной информации;

Ø - своевременную обработку поездов по прибытии, отправлении, оформление поездных документов;

Ø - получение и обработка информации о подходе поездов, вагонов грузов;

Ø - введение непрерывного номерного учета наличия вагонов на путях станции;

Ø - передачу перевозочных документов на прибывшие местные вагоны в товарную контору и прием перевозочных документов из товарной конторы на погруженные вагоны, с регистрацией в книге ГУ-48;

Ø - контроль соблюдения плана формирования поездов и требований ПТЭ, инструкций и указаний по их формированию, установленных норм веса и длины поездов;

Ø - контроль, а в необходимых случаях и корректировки документов и информации для соблюдения принципов:

а) возвращения чужого порожнего вагона его собственнику по стыку приема в РФ;

б) попутной загрузки нероссийского вагона внутренним грузом в процессе возвращения его собственнику или в адрес государства- собственника вагона;

в) выявление вагонов с искаженной нумерацией;

Ø - контроль соответствия данных натурных листов фактическому расположению вагонов в составах своего формирования и прибывших в разборку;

Ø - списывание прибывающих в расформирование составов, а также сформированных и переставляемых составов в парк отправления с помощью промышленного телевидения;

Ø - контроль правильности формирования натурного листа в системе КСАРМ и соответствие данных натурного листа перевозочным документам;

Ø - сохранность грузовых документов;

Ø - ввод в систему КСАРМ необходимых сообщений для достоверной модели станции и своевременного планирования работы станции;

Ø - ведение установленных форм учета и отчетности;

Ø - оформление досылочных документов на вагоны, отцепленные от маршрутных групп по коммерческим и техническим неисправностям, а также вагоны, отцепленные на станции по убавке веса или длины поезда;

Ø - своевременное формирование сортировочных листов в системе КСАРМ;

Ø - штемпелирование грузовых документов.

 

Операторы СТЦ информационного центра обеспечивают выполнение следующих функций:

 

Ø - ввод в систему КСАРМ телеграмм натурных листов, которые отсутствуют в памяти системы;

Ø - контроль качества обмена информации с дорожной машиной;

Ø - анализ нарушения плана формирования;

Ø - получение выходных форм учета и отчетности в виде справок для станционного диспетчера;

Ø - формирование натурных листов на угловые составы и передачи;

Ø - ввод в систему АСУ СС данных о работе станции;

Ø - передача оперативных донесений, составленных на станции;

Ø - формирование достоверной модели вагонов нерабочего парка в системе КСАРМ;

Ø - обеспечение сохранности перевозочных документов поступающих в ремонт и выходящих из ремонта.

Руководство работой СТЦ, а также контроль правильности ввода информации на станции осуществляет начальник станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов. Для создания лучших условий по руководству эксплуатационной работой и обеспечения наименьших затрат на выполнение операций по обработке поездов и вагонов СТЦ расположен в одном здании с маневровым диспетчером.

Для контрольной проверки сформированных составов в горловинах парка «С», в створках четырех вытяжек формирования установлены камеры промышленного телевидения. Для контроля и списывания прибывающих поездов в переработку установлены камеры промышленного телевидения в горловине парка «К».

АСУ СС на базе КСАРМ существенно видоизменяет функции работников станционного технологического центра станции, на которых возлагаются задачи обеспечения достоверной информацией всех работников, участвующих в перевозочном процессе.

АСУ СС освобождает работников станции от выполнения ручных расчетных операций по расформированию и формированию составов, оформлению натурных и сортировочных листов по данным перевозочных документов.

АСУ СС позволяет:

 

¨ - автоматизировать обработку натурных листов на прибывшие, сформированные и отправляемые поезда;

¨ - производить передачу информации о прибытии на станцию поездов, составов и локомотивов работникам станции и смежных служб, а также грузополучателям;

¨ - осуществлять контроль выполнения плана формирования поездов и формировать станционную отчетность.

 

Основные функции системы АСУ СС:

Код сообщения Сообщение Исполнитель ввода
  ТНЛ на прибывающий поезд ЭВМ ДВЦ
  Информация о составе прибывающего поезда (перечень номеров вагонов Пост списывания во вход ной горловине ПП
  Перечень номеров вагонов поезда, выставляемого в парк отправления Пост списывания
  Корректировка ТНЛ Оператор СТЦ прибытия
  Прибытие поезда Оператор СТЦ прибытия
  План прибытия поездов Оператор ЭВМ
  Расформирование состава ДСПГ
  Прицепка вагонов Оператор СТЦ, ДСПП
  Отцепка вагонов То же
  Объединение составов Оператор СТЦ
  Разъединение состава Оператор СТЦ
  Выставление поезда Оператор СТЦ
  Отправление поезда со станции ДСПП
  Отмена отправления Оператор СТЦ, ДСПП
  Отмена прибытия Оператор СТЦ
  Запрос ТНЛ с другой дороги Оператор СТЦ
  Перечисление вагонов ДСЦС
  Сортировочный листок Оператор СТЦ, ДСПГ.
  Перестановка составов (вагонов) Оператор СТЦ, ДСПП
  Удаление ТНЛ Оператор СТЦ
  Замена индекса поезда То же
  Передача ТНЛ в систему АСОУП То же

 

.. Основные оперативные сообщения в АСУ СС

 

 

 

Основные справочные функции АСУ СС:

Функция Потребитель
Выдача бланка предупреждений ДСПП
Выдача наряда на развоз местного груза ДСЦМ, маневровая бригада
Информация о спецподвижном составе Оператор по учету вагонного парка
Справка о нарушении плана формирования в сформированном поезде ДС, НОД
Поиск вагона по номеру в парках Оператор СТЦ
Выдача размеченной ТНЛ на прибывающий поезд Оператор СТЦ, ДСЦС
Выдача сортировочного листа СТЦ, ДСПГ, оператор 3-й тормозной позиции
Справка о работе сортировочных горок ДСЦС, ДС
Справка о наличии на станции транзитных с переработкой вагонов Оператор по учету вагонного парка
Натурный лист на поезд СТЦ, ДСПП
Состояние путей парков станции СТЦ, ДСПП, ДСЦС
Выдача плана прибытия поездов СТЦ, ДСЦС
Исключение из ЭВМ текстов ТНЛ оператор ЭВМ
Сведения для информирования получателей о прибытии местного груза станции Информатор станции
Перечень номеров вагонов на путях парка Оператор СТЦ
Справка о необходимости сопровождения грузов военизированной охраной ВОХР
Справка о пломбах Оператор СТЦ
Наличие ТНЛ Оператор СТЦ
Выдача накопительной ведомости Оператор СТЦ
Запрос ТНЛ в АСО УП Оператор СТЦ
Выбор очередности роспуска ДСЦС, ДСЦ формирования
Справка о простоях Оператор СТЦ
Расчет контрольного знака номера вагона Оператор СТЦ
Справка об отправленных поездах Оператор по учету вагонного парка
Запрос сведений в виде сообщения 02 Оператор СТЦ
Размеченная ТНЛ Оператор СТЦ
Сведения о вагонах с нарастающим итогом Оператор СТЦ
Справка о нарушении схем прикрытия Оператор СТЦ
Справка об изменении ЕСР назначения вагона Оператор СТЦ
Поиск вагонов и поездов в архиве Оператор СТЦ, агент по розыску
Справка о неисправных вагонах Оператор СТЦ
Справка о вагонах других государств Оператор СТЦ
Справка о разложении состава Оператор СТЦ, оператор по учету
Отчет о вагонном парке формы ДО-2(ежесуточный) Оператор по учету вагонного парка
Запрос балансового журнала ф. ДУ-4 То же
Отчет о простое вагонов ф. ДУ-9 То же
Отчет о простое транзитных вагонов ДО-6 То же
Запрос справки о работе станции ф. ВЦ-88 То же
Отчет ф. ДО-15 (2-й и 3-й разделы) То же
Отчет о выполнении вагонопотоков по назначению плана формирования ф. ДО-17 ДС
Справка о порожних вагонопотоках по отправлению То же
Справка о вагонах по массивам отчетности То же

 

 

На станции Орехово-Зуево был разработан расчет плана работы горки с выдачей его на экран дисплея Расчет плана работы горки проводится по данным о наличии вагонов на путях сортировочно­го парка (из динамической модели), номере пути приема, номере и ин­дексе поезда и времени его прибытия. Используются: таблица враждеб­ности маршрутов входной горловины, нормативы времени на обработку составов по прибытии работниками ПТО, ПКО и технической конторы. Определяется также возможность применения параллельного роспуска. Система рассчитана на оперативную корректировку, возможность опера­тивно задавать темп работы горки в зависимости от времени суток, по­годных условий и квалификации горочных операторов. Станционный диспетчер на экране дисплея видит, какие поезда можно расформиро­вать в параллельном режиме, какие составы будут готовы после каждого очередного роспуска. Иными словами, выдаются рекомендации: как организовать роспуск, какие составы готовить к выставке и на какое время отправления можно заказывать локомотивные бригады "чужих" депо, как планировать отправление поездов бригадами "своего" депо. Сменный наряд бригад "своего" депо у ДСЦ имеется в плане работы станции. Дополнительно к задачам типового АСУСС на станции осуществляется анализ вагонопотоков (формы ДО-17), а также получение целого ряда других справочных таблиц.

В процессе развития АСУСС на Южно-Уральской дороге была разработана и внедрена автоматизированная система управления пункта технического обслуживания (АСУ ПТО). Особенность этой системы заключается в том, что она построена на единой информационной базе и общем системном математическом обеспечении АСУСС. Именно поэтому она является как бы органическим продолжением АСУ сортировочной станции. АСУ ПТО позволяет на основе данных о неисправностях вагонов, выявленных еще в парке прибытия и введенных в ЭВМ, создавать и обрабатывать в ЭВМ модель неисправных вагонов. По окончании накопления состава предварительно, еще до его выставки в парк отправления, ремонтным бригадам вагонников выдается наряд на весь объем ремонтных работ. Помимо снижения простоя вагонов за счет рациональ­ного распределения работ между ремонтными бригадами и предваритель­ной заготовки необходимых запасных частей, эффект внедрения АСУ ПТО достигается за счет повышения ответственности вагонников за качество ремонта, так как ЭВМ фиксирует требующийся объем работ, контролирует его выполнение.

Одновременно с сортировочным листком программа роспуска состава вводится непосредственно в горочное программно-задающее устройство (ГПЗУ) и горочную автоматическую централизацию (ГАЦ); перевод стрелок на горке в этом случае осуществляется автоматически.

Для автоматизации сортировочных горок разработан ряд систем и устройств, которые могут применяться как в комплексе, так и автономно.

Горочная автоматическая локомотивная сигнализация с телеуправлением локомотивами и передачей информации по радиоканалу (ГАЛС Р) предназначена для управления горочными локомотивом в процессе надвига,роспуска и осаживания вагонов в подгорочном парке

Горочное программно- задающее устройство (ГПЗУ) предназначено для организации информационного обмена между АСУ СС и горочной автоматической централизацией по вводу программы роспуска составов на сортировочной горке.

Горочная автоматическая централизация с ведением накопления вагонов в сортировочном парке (ГАЦ-МН) разработана для применения на вновь строящихся и действующих сортировочных горках вместо существующих морально устаревших релейных систем горочной централизации

ГАЦ-МН функционирует в автоматическом, программном и маршрутном режимах; она предназначена для слежения за перемещениями подвижных единиц по спусковой части горки,приема из ГПЗУ программы роспуска составов и информации о подходе поездов и маневрах в сортировочном парке, для автоматического управления стрелочными переводами с индексацией задаваемых маршрутов и длин отцепов на горочном пульте управления, коррекции сортировочных листов перед началом роспуска и подготовки их для повторного роспуска, для планирования совместно с ГПЗУ работы сортировочной горки и сортировочной системы по формированию составов, составление протоколов по результатам исполненного роспуска, протоколирования работы напольного, постового и оперативно-диспетчерского оборудования.

Комплекс технических средств оперативно-диспетчерского управления сортировочной горкой

(КТС ОДУ СГ) на базе микропроцессорной техники выполняет функции горочного пульта управления с отображением технологического процесса на экране монитора. Он обеспечивает

подключение к исполнительным механизмам по малопроводной схеме, позволяет объединить рабочие места и концентрировать управление процессами надвига, роспуска и осаживания вагонов.

Устройство кправления прицельным торможением (УУПТ) реализует функции прицельного вытормаживания отцепов на сортировочных горках на основе адаптивных, плавных алгоритмов с использованием стохастических моделей движения оцепов и обратной связи по результатам скатывания их в сортировочном парке.

Индуктивно- проводный датчик(ИПД) для защиты стрелок горочной автоматической централизации от ложной свободности при проходе длиннобазных вагонов.

Система контроля заполнения путей(КЗП) на датчиках ИПД с удлиненным шлейфом.

Контрольно- диагностический комплекс (КДК) осуществляет оперативный контроль за состоянием технических средств сортировочной горки, протоколирует работу этих средств,роизвадит первичную диагностику их неисправностей

Система автоматического управления компрессорной станцией(САУКС) обеспечивает поддержание необходимого давления в пневмосети сортировочной горки.

В рамках АСУСС освоено параллельное получение станционной отчетности.

Система осуществляет контроль за соблюдением правил формирования полновесных и полносоставных поездов и выдает информацию о вагонах, включенных в состав с нарушением плана формирования поездов. Важным элементом информационного обеспечения является ввод в систему директивных сообщений, запросов о необходимой информации и корректировке нормативно-справочной ининформации (НСИ).

Система включает подробный форматный и логический контроль вводимой информации и корректировку выявленных ошибок. Этим достигается достаточно высокий уровень достоверности выявленных ошибок. Выявление ошибок осуществляется, как правило, во время сеанса связи с абонентом.

Ведутся работы по объединению потоков информации, снимаемой "с колеса" с информацией АСУ СС и АСОУП. Для точности и достоверности информации технически решен вопрос о съеме информации с ДЦ и ДК о движении поездов. Основные сортировочные станции будут оснащены новой системой, которая придет на смену старым АСУ СС. Она будет интегрировать традиционные АСУ СС с устройствами автоматики, а также с системами САИД "Пальма".

 

В настоящее время для замены устаревшей АСУ СС создана-Автоматизированная информационная система для технических станций ж.дорог (АИСТ.) Она не только реализует все функции, ранее существующей АСУ СС, но, кроме того, позволяет:

 

Ø объединить информацию о техническом состоянии вагона, имеющуюся в АСОУП и ее функциональных комплексах, с информацией об их размещении в поездах и на путях станции и увязать эту информацию с дополнительно разрабатываемыми комплексами задач в АСОУП и на станции;

Ø создать информационную основу для полной автоматизации информационных взаимосвязей между всеми подразделениями станции, обмена с другими подсистемами АСУЖТ и АРМ

Ø добиться высокой достоверности ведения поездной, вагонной и локомотивной моделей, а впоследствии иметь модели слежения за контейнерами и отправками как на станционном уровне, так и на уровне дороги;

Ø создать условия для перехода к безбумажной технологии обмена информацией и улучшения обслуживания всех потребителей.

 

Принципиальное отличие АИСТ от АСУ СС состоит в том, что она является подсистемой АСОУП и ведение базы данных конкретной станции осуществляется в дорожном информационно-вычислительном центре(ИВЦ) В связи с этим отпадает необходимость в синхронизации баз данных АСУ станций и АСОУП и обеспечивается более высокая достоверность поездной и пономерной вагонной моделей дороги.

 

Принципиальное отличие АИСТ от всех действующих станционных АСУ:

 

¨ АИСТ обеспечивает ведение базы данных станций (обработка информации об изменении дислокации или состояния объектов моделирования: поездов, локомотивов вагонов, парков и путей, ведение нормативно-справочной информации)

¨ Система обеспечивает использование первичных данных, находящихся в настоящее время в ПМД и ВМД(сейчас в ВМД хранятся и многие данные из отправочных и контейнерных моделей) для формирования. перевозочных документов.

¨ Обеспечивает обмен информацией с другими системами на основе организации репликаций базы данных из АСОУП для решения своих прикладных задач, не имеющих аналогов в АСОУП.

Комплекс технических средств для системы АИСТ представляет собой телекоммуникационный центр(ТЦК) с адаптерами для соответствующих каналов и при необходимости модемами и преобразователями телеграфных сигналов, а также набором рабочих мест с различными оконечными терминалами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: