Развитие чувства времени




 

Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать.

Начиная с 1-го класса, время становится регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т.д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его отрезки.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определять самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах, научиться пользоваться часами.

2. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречаются в речи окружающих.

Организация и методика формирования временных представлений следующие:

- знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

- обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

- обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.

Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам.

На 1-ом этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности.

На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов.

На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в других видах деятельности, например предложить после занятия в течении минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту.

По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут. Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.).

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов целесообразнее осуществлять также на занятиях. В качестве раздаточного материала используют макеты часов. Необходимо указать детям на величину стрелок, определить что они показывают, попытаться связать показатели часовой стрелки с тем, что они делают в детском саду или в другое время.

На следующем занятии предлагается назвать время на стенных часах, такое же время дети должны показать на макете часов у себя, а потом переводя минутную стрелку на 5 минут, каждый раз отвечая, который час показывают часы. Далее поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, а если круг разделить пополам, получится 2 половины, каждую из которых стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится 4 раза по четверит часа. Каждый из 4 отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа –15 минут. Проводятся занятия по закреплению этого материала.

Далее необходимо выяснить, почему говорят «половина второго» и как

иначе называют это время. Данное занятие проводят по аналогии с четвертью.

По усвоении материала, воспитатель и дети должны обращаться к часам по мере необходимости. Занятия нужно начинать с того, что воспитатель просит детей сказать, в каком часу они начали занятие, определить длительность занятия, попросить детей заметить, что они успеют сделать за этот срок.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Приучая детей к точности времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления воспринимаются ими особенно остро.

Таким образом, мы обратили внимание на принцип постепенного усложнения материала – увеличение длительности временных интервалов. Указали, что неотъемлемыми атрибутами занятий по развитию чувства времени являются часы (песочные, цифровые). Была показана важность развития чувства времени в преддверье поступления ребенка в школу, так как время является регулятором в школьном обучении.

 

 

Линейный календарь

Педагогическая задача

Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.

Немного теории

Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например: «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т.п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например: «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад), сегодня, завтра.

Если слегка задуматься, то даже из приведенных нами примеров становится очевидным, что понятие времени – это очень сложное логическое, совершенно отвлеченное от реальной практики теоретическое образование, и ребенку приходится осваивать очень много разных его аспектов, связывать их между собой в единое целое. Тем не менее, осваивать это понятие совершенно необходимо для детей, живущих в нашей культуре, где на нем очень многое завязано – в каком-то смысле, вся наша жизнь основана на нашем общем представлении о времени. Поэтому фактически во все программы образования маленьких детей входит задача сформировать у ребенка какое-то, более или менее приближающееся к общепринятому, представление о времени, которое позволит ребенку использовать его в повседневной жизни, не путаясь и правильно воспринимая ту информацию, которую дают ему партнеры по коммуникации – взрослые и дети.

Довольно часто для формирования у детей представления о времени используют модель часов и матричный календарь1, иногда это происходит даже в начальной школе. Однако слишком раннее обучение детей использованию обычного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов не только потому, что у детей еще не сформировано понятие времени, но еще и потому, что сам формат календаря сложен для детей еще не умеющих читать. Матричный формат календаря предполагает знание правил чтения, в частности, правила перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Большинство детей-дошкольников еще не владеют такими правилами чтения, поэтому матричный формат календаря не помогает им ориентироваться во времени. Так, например, при заявлении воспитателя в начале декабря, что еще много времени осталось до Нового Года, дошкольник может возразить, что совсем немного, проведя при этом диагональ от первой клетки календаря до последней. В этом случае ребенок уже начинает понимать, что существует связь между длительностью времени и тем, как эта длительность отражена на календаре, однако традиционный календарь не помогает ребенку установить правильное соответствие.

Мы знаем также, как трудно детям ориентироваться во времени по классическому циферблату часов со стрелками. Тем не менее, этот навык необходим в жизни, даже несмотря на большое разнообразие моделей часов, по которым определяется время суток. Представление детей о времени суток – это еще более сложный навык, чем восприятие детьми более длительных промежутков времени – дней, недель, месяцев. Одним из основных препятствий в определении ребенком времени дня по часам является отсутствие у него понимания, каким образом выстроенные в круг цифры соотносятся с течением реального времени, наполненного событиями его жизни. Часовой циферблат оказывается слишком абстрактным, слишком отвлеченным от реального времени, и ребенок не в силах уловить их связанность. Таким образом, мы видим, что матричный календарь и часы с круговым циферблатом не способствуют формированию у ребенка представления о реальном времени, поскольку обе эти формы отсчета времени являются слишком условными, слишком «взрослыми» для маленького ребенка. В то же время календарь, представленный в формате временн о й оси, помогает детям освоить временн ы е понятия в доступной для них форме, поскольку в наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее. При этом важно заметить, что ребенок заодно воспринимает и принятое в нашей культуре направление письма и счета – слева направо, что имеет важное значение при дальнейшем освоении ребенком письменности и счета.

Материалы

Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря прежде чем выбирают окончательную.

Сентябрь

             

 

понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
      Аня      

1. Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).

Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день недели.

Внимание! Если вы планируете использовать один и тот же календарь больше одного года, дни недели придется писать заново каждый год, поэтому лучше использовать наклейки или стирающийся фломастер.

Размер полосок должен быть таким, чтобы во время групповых занятий детям были хорошо видны цифры и картинки. В то же время, полоски должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временн у ю ось»

2. Наклейки для обозначения будних и выходных дней. Эти наклейки помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.

Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы, такой, например, как изображение радуги, если детский сад называется «Радуга», или изображение пчелок, если группа называется «Пчелки».

Внимание! Если вы планируете использовать один и тот же календарь больше одного года, не рекомендуется ламинировать календарь вместе с наклейками, т.к. в разные годы одни и те же даты могут приходиться на разные дни недели. Лучше сделать наклейки отдельно и прикреплять их к календарю при помощи липучки, скотча и т.д.

Внимание! Для успешного формирования у ребенка понятия недели важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали ДНЯМ НЕДЕЛИ, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в верхней части календаря зачеркивается.

Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие неучебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва. Вместо того, чтобы зачеркивать картинку, можно использовать специальную наклейку с кругом, перечеркнутым красной линией. Такая наклейка не должна полностью закрывать картинку, обозначающую будний день (см. пример ниже)

15 16 17 18 19 20        

3. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, напишите имя именинника.

Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми. Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.

Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит новый взрослый (например: студент-практикант), хорошо будет прикрепить фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому событию.

Внимание! Особенные дни должны быть особенными – не надо загромождать календарь множеством наклеек: детям будет трудно ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».

Место в образовательном процессе в течение дня

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

Процедура проведения

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе и чтобы воспитателю было легко на нем писать.

Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах можно добавить и день недели.

Внимание! Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ февраля).

В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. Дети, в особенности младшие, часто торопятся и спешат назвать все числа, которые они знают, не обращая внимания на то число, на которое показывает воспитатель. В этом случае воспитатель может сопровождать показ числа каким-либо движением (например, хлопать) с тем, чтобы дети повторяли это движение (хлопали в ладоши) одновременно с произнесением числа. Более старшие дети могут не нуждаться в таких дополнительных движениях.

Внимание! На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Приводим примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:

- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?

 

Что будет сначала: Катин день рождения или Костин?

- Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный?

- Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?

Внимание! На этом этапе занятия не рекомендуется спрашивать отдельных детей (по выбору воспитателя или тех, кто желает ответить). Вместо этого детям предлагается поделиться своим ответом с соседом или соседями. После того, как дети обменяются своими идеями, воспитатель подытоживает дискуссию и демонстрирует правильный ответ. При этом важно не уточнять, кто предложил правильный (или неправильный) ответ, а представить ответы в обобщенном виде («я слышала, как некоторые мальчики и девочки заметили, что…»)

При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности:

- Какое сегодня число (показывает)?

А какое будет завтра (показывает)?

А какое было вчера (показывает)?

- (Показывает на сегодняшнее число).

Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Показывает на сегодняшнее число.

Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)?

- На сколько дней поход в зоопарк будет раньше, чем начало каникул?

 

Внимание! Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.

После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

Рекомендации

Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.

В первом классе дети, возможно, уже будут пользоваться традиционным (матричным) календарем, поэтому важно заранее подготовить их к этому формату. Это можно делать в подготовительной группе в середине года. Для этого нужно подготовить уменьшенные копии линейных календарей за сентябрь-ноябрь. Воспитатель разрезает один календарь на отрезки по 7 дней (с понедельника по воскресенье) и выкладывает эти отрезки один под другим. Затем воспитатель обсуждает с детьми получившийся календарь и сравнивает его с традиционным календарем (дети могут принести из дома несколько разных календарей). После демонстрации дети повторяют эту операцию с двумя оставшимися месяцами. С января по март дети пользуются обоими вариантами календаря, а с апреля переходят на традиционный (матричный) календарь. Важно, чтобы при использовании матричного календаря дети продолжали пользоваться картинками, символизирующими особенные дни в жизни группы или детского сада. В то же время надобность в обозначении картинками или другими символами выходных и будних дней отпадает, т.к. в календаре выходные дни обычно уже выделены другим цветом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: