Толкование суры «аль-Хиджр»




Сура «аль-Хиджр» («Хиджр»)

Во имя Аллаhа милостивого, милосердного!

1. Алиф. Лам. Ра. Это – аяты писания и ясного Корана.

2. Неверующие непременно пожелают оказаться мусульманами.

3. Оставь их – пусть они едят, наслаждаются и обольщаются надеждой. Скоро они узнают.

4. Все селения, которые Мы погубили, имели известное предначертание.

5. Ни один народ не может приблизить свой срок или отложить его.

6. Они сказали: «О тот, кому ниспослано откровение! Воистину, ты – безумец.

7. Почему ты не привел к нам ангелов, если ты говоришь правду?»

8. Мы ниспосылаем ангелов только с истиной, и тогда никому не предоставляется отсрочка.

9. Воистину, Мы ниспослали напоминание, и Мы оберегаем его.

10. Мы уже отправляли до тебя [посланников] к прежним общинам.

11. Какой бы посланник ни приходил к ним, они издевались над ним.

12. Таким же образом Мы насаждаем его (т.е. неверие) в сердцах грешников.

13. Они не веруют в него (т.е. Коран), хотя для них была примером участь прежних поколений.

14. И даже если бы Мы разверзли для них врата небесные, чтобы они поднялись туда,

15. они непременно сказали бы: «Наши взоры затуманены, а сами мы околдованы».

16. Воистину, Мы воздвигли на небе созвездия и украсили его для тех, кто смотрит.

17. Мы предохранили его от всякого проклятого дьявола.

18. А если он станет подслушивать украдкой, то за ним последует яркий светоч.

19. Мы простерли землю, поместили на ней горные твердыни и взрастили на ней в меру всякие вещи.

20. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите.

21. Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в определенной мере.

22. Мы послали ветры, оплодотворяющие [облака дождем], а потом низвели с неба воду и напоили вас ею, но не вам ее сберегать.

23. Воистину, Мы даруем жизнь и умерщвляем, и Мы наследуем.

24. Воистину, Мы знаем тех, кто жил прежде, и тех, кому суждено жить после них.

25. Воистину, твой Господь соберет их всех, ведь Он – мудрый, знающий.

26. Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи.

27. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени.

28. Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи.

29. Когда Я придам ему совершенный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц».

30. Все ангелы до единого пали ниц,

31. за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц.

32. Он сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?»

33. Он ответил: «Не подобает мне кланяться человеку, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи».

34. Он сказал: «Ступай прочь отсюда. Отныне ты – изгнанник.

35. И проклятие пребудет над тобой до Судного дня».

36. Он сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены».

37. Он ответил: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка

38. до дня, срок которого определен».

39. Он сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех,

40. кроме Твоих искренних рабов».

41. Он ответил: «Это – путь, ведущий прямо ко Мне.

42. Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».

43. Воистину, ад – это место, обещанное всем им.

44. Там – семь врат, и для каждых врат предназначена определенная их часть.

45. Воистину, богобоязненные пребудут в садах, среди источников.

46. [Им скажут]: «Входите сюда с миром, будучи в безопасности».

47. Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу.

48. Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда.

49. Сообщи Моим рабам, что Я – прощающий, милосердный,

50. но наказание Мое – наказание мучительное.

51. Сообщи им также о гостях Ибрахима.

52. Они вошли к нему и сказали: «Мир!», – а он ответил: «Воистину, мы опасаемся вас».

53. Они сказали: «Не бойся! Воистину, мы принесли тебе радостную весть об умном мальчике».

54. Он спросил: «Неужели вы сообщаете мне такую радостную весть, когда старость уже одолела меня? Чем же вы меня радуете?»

55. Они ответили: «Мы сообщаем тебе правдивую весть, и не будь в числе отчаявшихся».

56. Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!»

57. Он спросил: «Какова ваша миссия, о посланцы?»

58. Они ответили: «Мы направлены к грешным людям.

59. И только семью Лута мы спасем целиком,

60. кроме его жены. Мы решили, что она останется».

61. Когда посланцы пришли к Луту,

62. он сказал: «Воистину, вы – незнакомцы».

63. Они сказали: «Но мы явились к тебе с тем, в чем они сомневались.

64. Мы принесли тебе истину, и мы говорим правду.

65. Среди ночи выведи свою семью и сам иди вслед за ними. И пусть никто из вас не оборачивается. Ступайте туда, куда вам приказано».

66. Мы объявили ему приговор о том, что к утру все грешники будут уничтожены.

67. Жители города пришли, ликуя.

68. Он сказал им: «Это – мои гости, не позорьте же меня.

69. Побойтесь Аллаhа и не унижайте меня».

70. Они сказали: «Разве мы не запрещали тебе [укрывать] людей?»

71. Он сказал: «Вот мои дочери! [Женитесь на них], если вы хотите этого».

72. Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьяненные.

73. А на восходе солнца их поразил вопль.

74. Мы перевернули [город] вверх дном и обрушили на них каменья из обожженной глины.

75. Воистину, во всем этом – знамения для зрячих.

76. Воистину, они жили прямо на дороге.

77. Воистину, во всем этом – знамение для верующих.

78. Обитатели чащи также были нечестивцами.

79. Мы отомстили им. Воистину, оба эти [поселения] находились на ясной дороге.

80. Жители Хиджра тоже не признали посланников.

81. Мы даровали им Наши знамения, но они отвернулись от них.

82. Они высекали в горах безопасные жилища.

83. На заре их поразил вопль.

84. И не помогло им то, что они приобретали.

85. Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их великодушно.

86. Воистину, твой Господь – всеведущий творец.

87. Мы даровали тебе семь часто повторяемых [сур или аятов] и великий Коран.

88. Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Опусти свои крылья перед верующими

89. и говори: «Воистину, я – всего лишь ясный увещеватель».

90. Мы также ниспослали его (т.е. наказание) разделяющим,

91. которые поделили Коран на части.

92. Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим

93. о том, что они натворили.

94. Провозгласи то, что велено тебе, и отвернись от многобожников.

95. Воистину, Мы избавили тебя от насмехавшихся,

96. которые наряду с Аллаhом признают других богов. Но скоро они узнают.

97. Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят.

98. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц.

99. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (т.е. смерть) не явится к тебе.

 

Толкование суры «аль-Хиджр»

(1) Всевышний подчеркнул величие коранических аятов, обладающих самым прекрасным смыслом и разъясняющих самые важные предписания. Они раскрывают истину самым изящным и доступным образом, что обязывает людей покориться этому писанию, выполнять его заповеди и принять его с радостью и удовлетворением.

(2) Если человек отвергнет священный Коран и неблагодарностью ответит на величайшую милость своего Господа, то он окажется в числе заблудших неверующих, которые очень скоро пожалеют о том, что не обратились в ислам и не выполняли коранические заповеди. Это произойдет, когда приподнимется завеса неизвестности, и человек окажется на пороге будущей жизни, предвкушая собственную смерть. Оказавшись в потустороннем мире, неверующие всегда будут сожалеть о том, что не были мусульманами. Однако в будущей жизни они не смогут восполнить упущенное, а в этой жизни они настолько сильно обольщены, что не желают этого.

(3) Пусть неверующие наслаждаются мирскими благами и тешатся надеждами на долгую жизнь, которые отвлекают их от служения во благо жизни будущей. Очень скоро им станет ясно, что они исповедовали ложь и что их деяния не принесли им ничего, кроме урона. Посему не обольщайтесь тем, что всевышний Аллаh предоставляет неверующим отсрочку. Таким образом Аллаh поступает со всеми народами.

(4-5) Каждое селение, жители которого заслужили наказание и были погублены, имело известное предначертание. Срок их погибели был изначально известен, и они не могли приблизить или отдалить его. Грехи неизбежно влекут за собой тяжкие последствия, даже если возмездие наступает не сразу.

(6-8) Язычники, которые отвергли Пророка Мухаммада, насмехались над ним и говорили: “Послушай! Ты считаешь, что тебе ниспосылается откровение. Неужели ты думаешь, что мы последует за тобой и откажемся от дороги наших предков? Если ты так думаешь, то ты – всего лишь безумец. Но если ты говоришь правду, почему ты не привел к нам ангелов, которые подтвердили бы правдивость твоих слов? Ты не сделал этого, а это значит, что ты говоришь неправду”.

Эти слова многобожников были свидетельством величайшей несправедливости и величайшего невежества. Что касается их несправедливости, то она совершенно очевидна. Многобожники были настолько дерзки, что осмелились указывать Аллаhу, какие знамения Ему следует ниспосылать. Они потребовали от Аллаhа знамений, которые Он не желал показывать своим рабам, потому что и без них людям было ниспослано множество знамений, свидетельствующих о правдивости пророческого учения. А что касается невежества многобожников, то оно проявлялось в неосведомленности о том, что может принести им пользу, а что – причинить вред. Пришествие ангелов не послужило бы им на благо, потому что ангелы приносят очевидную истину, после чего Аллаh не предоставляет отсрочки тем, кто отказывается руководствоваться этой истиной или покориться ей.

Если бы к ним явились ангелы, они все равно бы не уверовали, и тогда мучительное наказание постигло бы их без промедления. А это значит, что требования многобожников показать им ангелов были равносильны просьбам поскорее подвергнуть их суровому возмездию. Воистину, они не могли уверовать вопреки воле своего Господа, ибо только Аллаh наставляет людей на прямой путь. Всевышний сказал: «Даже если бы Мы ниспослали им ангелов, и мертвые заговорили бы с ними, и Мы собрали бы перед ними все сущее, они ни за что не уверовали бы, если только этого не пожелал бы Аллаh. Однако большинство их не ведает об этом» (6:111).

Но если бы многобожники действительно желали найти истину, то они довольствовались бы этим великим Кораном. И поэтому далее всевышний Аллаh сказал:

(9) Напоминание – это священный Коран, в котором ниспосланы правдивые повествования обо всем сущем и ясные свидетельства. Их достаточно для каждого, кто желает послушать напоминание или наставление. Всевышний оберегал коранические откровения, когда они ниспосылались на землю, и всегда будет оберегать их. Когда откровения ниспосылались, их оберегали от побиваемых камнями дьяволов. А когда их ниспослание завершилось, всевышний Аллаh поместил свое писание в сердца своего Посланника и его верных последователей, оберегая его текст от любых искажений, добавлений и убавлений, а его смысл – от ошибочных толкований. И стоит кому-либо исказить смысл коранических аятов, как всевышний Аллаh отправляет того, кто разъясняет людям непреложную истину. Это является одним из величайших знамений Господа и Его величайшей милостью по отношению к правоверным рабам. А еще одним проявлением Божьей заботы о священном Коране является поддержка, которую Аллаh оказывает истинным приверженцам Корана в борьбе с их противниками. Аллаh оберегает их от врагов и не позволяет врагам искоренить поборников истины.

(10-13) Всевышний поведал своему Посланнику, которого многобожники нарекли лжецом, что во все времена неверующие народы обходились с Божьми посланниками подобным образом. Посланники приходили к различным народам и сектам и призывали людей уверовать в истину и последовать прямым путем, однако неверующие только насмехались над ними. Таким образом Аллаh насаждает неверие в сердцах несправедливых и злостных клеветников. Они исповедуют одинаковое неверие и одинаково скверно относятся к Божьим пророкам и посланникам. Они глумятся над ними и отказываются уверовать в них. А это значит, что их участь хорошо известна, поскольку Аллаh непременно подвергает погибели всех, кто отказывается уверовать в Божьи знамения.

(14-15) Даже если бы неверующие стали очевидцами всех величайших знамений, они все равно надменно отказались бы уверовать. Если бы для них были разверзнуты небесные врата, и они самостоятельно поднялись бы на небеса и воочию увидели бы высший сонм, то их несправедливость и упрямство побудили бы их отвергнуть даже такое знамение и сказать: “Наши взоры были покрыты пеленой, и нам показалось, что мы увидели то, чего не было в действительности. Этого не было на самом деле, потому что мы были заколдованы”. И если неверие людей достигает такой степени, то нет никакой надежды на то, что они встанут на прямой путь.

(16) Всевышний поведал о знамениях, свидетельствующих о правдивости того, что проповедовали Божьи посланники. Эти знамения доказывают совершенное могущество Аллаhа и Его безграничное милосердие по отношению к творениям. Он сотворил в небесах огромные звезды и небесные светила, которые указывают людям верный путь в ночном мраке на суше и на море. Если бы не эти светила, то небеса не обладали бы таким прекрасным и удивительным обликом. Все это побуждает людей, которые взирают на небеса, размышлять над ними, задумываться над смыслом их сотворения и рассуждать о качествах всевышнего Создателя.

(17-18) Аллаh оберегает небеса от проклятых бесов. И если кто-нибудь из дьяволов осмелится подслушать разговоры в высшем сонме, то ему вслед будет отправлена палящая звезда. А это значит, что звезды украшают внешний облик небес и охраняют их внутренний мир от всего запрещенного и несовершенного. Это также значит, что дьяволам иногда удается украдкой подслушать вести с небес, однако того, кто осмелится на подобное, непременно настигает горящая падучая звезда, которая убивает дьявола или лишает его рассудка. Иногда звезда поражает дьявола до того, как он успевает передать услышанную весть своим собратьям, чтобы они донесли ее до людей, и тогда услышанная на небесах весть не доходит до земли. Но иногда дьявол успевает передать ее своим собратьям до того, как его поражает падучая звезда, и тогда дьяволы раздувают услышанное и прибавляют к одной правде сотню неправд. А колдуны и предсказатели обосновывают правдивость своих предсказаний той единственной вестью, которая была подслушана на небесах.

(19) Всевышний распростер землю, дабы люди и животные могли расселиться по всей земле, добывать себе пропитание и отдыхать. Аллаh воздвиг на земле могучие горные твердыни, дабы по воле Господа они удерживали землю от колебаний. Аллаh также взрастил на земле финиковые пальмы, виноградники и прочие деревья и растения, которые приносят людям различную пользу и благодать. А наряду с этим Аллаh обогатил землю всевозможными рудниками и залежами.

(20) Всевышний помогает людям выращивать посевы, растить домашнюю скотину, заниматься торговлей и ремеслами. Он одаряет людей рабами и животными для того, чтобы они приносили им пользу и служили их интересам. При этом Аллаh не заставляет людей заботиться об их пропитании, а обязуется обеспечивать их всем необходимым.

(21) Никто не владеет сокровищницами мирских благ и щедрот, кроме одного Аллаhа. Ему подвластны хранилища и сокровищницы любых щедрот и милостей. Он одаряет благами и лишает своей милости, кого Ему угодно, руководствуясь своей мудростью и своим всеобъемлющим милосердием. И если Аллаh ниспосылает на землю дожди или доугие милости, то это происходит в строгом соответствии с Божьим предопределением. Земных благ не бывает больше или меньше того, что предписал Господь.

(22) Аллаhу подвластны ветры милосердия, которые оплодотворяют облака, подобно тому, как самцы оплодотворяют самок. Благодаря этому облака наливаются водой, что происходит по воле всевышнего Аллаhа. А затем на землю проливается дождь, который позволяет людям, животным и почве утолить жажду. Люди удовлетворяют собственные нужды, и это возможно благодаря могуществу и милосердию Господа. Они не способны самостоятельно сберечь и сохранить воду, однако Аллаh сберегает ее для них и заставляет журчать ручьи и источники. Все это – милость и добродетель Аллаhа по отношению к Его творениям.

(23-25) Аллаh создает из небытия творения, которых прежде не было и в помине, и никто не является Его сотоварищем в этом начинании. А когда наступает предопределенный срок, Аллаh умерщвляет эти творения и наследует то, чем они владели. По этому поводу Всевышний также сказал: «Воистину, Мы унаследуем землю и ее обитателей, и они вернутся к Нам!» (19:40).

Это не представляет для Аллаhа никакой трудности, и не является невозможным. Всевышний Аллаh ведает обо всех творениях, которые существовали в прежние времена, которые живут в настоящее время и которые появятся на свет в будущем. Он ведает о том, что именно земля пожирает от человеческих тел и что остается от них. Для Него нет ничего невозможного и невероятного. Он воскресит своих рабов, вновь придаст им облик и соберет их на ристалище Судного дня. Среди Его прекрасных качеств – аль-Хаким (мудрый), аль-‘Алим (знающий). Он расставляет все по своим местам и воздает каждому по его деяниям: добром за добро и злом за зло.

(26) Всевышний поведал о своей милости по отношению к нашему прародителю Адаму и том, что произошло с его врагом Иблисом. Тем самым Всевышний предостерег нас от зла и искушения сатаны. Он сотворил Адама из глины, которая высохла после того, как была замешана. И если бы по ней постучали, то она зазвенела бы, подобно гончарной глине. А прежде она представляла собой застоявшуюся глину с измененным цветом и запахом.

(27-29) Прародителя всех джиннов Иблиса Аллаh сотворил из знойного огня. Это произошло до сотворения Адама. Вознамерившись сотворить Адама, Аллаh сообщил ангелам о том, что сотворит человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А затем Аллаh велел им поклониться Адаму, когда тот примет свой совершенный облик и обретет жизнь.

(30-35) Всевышний самым убедительным образом сообщил, что абсолютно все ангелы поклонились Адаму. Никто из них не воспротивился воле своего Господа. Тем самым они возвеличили Аллаhа и оказали почесть прародителю человечества. И только Иблис отказался поклониться Адаму, что стало первым проявлением его враждебного отношению к людям. Он надменно отказался повиноваться Аллаhу, открыто выразил свою враждебность к Адаму и его потомкам, презрительно отозвался о происхождении человека и решил, что он превосходит Адама. В наказание за его высокомерие и неблагодарность Аллаh изгнал его из высшего сонма и нарек изгнанником. Иблик лишился всего благого и заслужил проклятие вплоть до Судного дня. Под проклятием подразумевается унижение, порицание и отлучение от милости Аллаhа. Эти и другие похожие аяты свидетельствуют о том, что Иблис навсегда останется неверующим и будет лишен всего доброго и прекрасного.

(36-38) Аллаh удовлетворил его просьбу не для того, чтобы оказать ему почесть, а для того, чтобы подвергнуть испытанию его и остальных рабов. Аллаh пожелал, чтобы таким образом правдивые рабы, которые покорны своему истинному Покровителю, а не своему врагу, отличились от тех, кто не обладает этим качеством. Именно поэтому Аллаh самым совершенным образом предостерег нас от сатаны и разъяснил нам его намерения.

(39-40) Господи! Я буду приукрашивать для них мирскую жизнь и стану призывать их отдать ей предпочтение перед жизнью будущей. Я добьюсь того, чтобы они подчинялись мне и совершали любые злодеяния. Я буду мешать им встать на прямой путь. И спасутся от моих козней только те, кого Ты пожелаешь спасти и сделаешь своими избранниками за их искренность, веру и упование на своего Господа.

(41-42) Вот прямой путь, который ведет ко Мне и к обители Моей милости. Ты не сможешь склонить Моих рабов с этого пути к заблуждению, если они будут поклоняться своему Господу и выполнять Его повеления. Я буду помогать таким рабам и уберегу их от дьяволов. Но если они последуют за тобой, довольствуются твоим покровительством и предпочтут повиноваться Тебе вместо того, чтобы повиноваться Милостивому, то они окажутся среди заблудших.

В этом аяте использовано арабское слово “гави” (букв. “заблудший”), которое применимо к тем, кто познал истину и сознательно уклонился от нее. Оно отличается от существительного “далл” (букв. “заблудший”), которое применимо к тем, кто следует неправильным путем, не ведая истины.

(43-44) Преисподняя уготована для Иблиса и его воинов. Они будут собраны у адских врат, которые расположены друг под другом. У каждых из этих врат будет находиться часть последователей сатаны, совершавших похожие злодеяния. Всевышний сказал: «Они будут ввергнуты в ад вместе с заблудшими, а также со всеми полчищами Иблиса» (26:94-95).

(45) После упоминания о лютой каре и суровом наказании, которое уготовано врагам Аллаhа, ставшим последователями Иблиса, всевышний Аллаh поведал о великой милости и вечных благах, уготованных для Его возлюбленных рабов. Они опасаются повиноваться сатане и остерегаются грехов и ослушания, к которым он призывает. И за это они будут наслаждаться в райских садах, где собраны всевозможные деревья и в любое время можно насладиться самыми восхитительными плодами.

(46) Когда праведники будут входить в райские сады, им скажут: “Входите в рай, не опасаясь смерти, сна, усталости или изнеможения. Не бойтесь, что райские блага могут когда-нибудь закончиться или уменьшиться. Не опасайтесь болезней, грусти, печали и прочих неприятностей”.

(47-48) Аллаh исторгнет из сердец обитателей рая все дурные чувства, которые они могли питать друг к другу. В их сердцах не останется места злобе, ненависти или зависти – они будут чисты и преисполнены любви к верующим. И поэтому обитатели рая будут восседать на ложах, обратившись друг к другу лицом. Из этого следует, что праведники будут навещать друг друга в раю и собираться вместе. Они будут настолько учтивы в общении, что будут оборачиваться друг к другу только лицом. Пребывая на прекрасных ложах, они будут облокачиваться на высокие подушки, а их ложа будут украшены изумительными подстилками, жемчугами и драгоценными камнями. Они не познают ни физическую, ни духовную усталость, потому что Аллаh воскресит их в самом совершенном облике и одарит самой совершенной жизнью. Их бытие будет несовместимо с любыми недостатками, и они никогда не расстанутся с этим блаженством.

После упоминания о своих деяниях, которые пробуждают в людях страх и желание обрести Божью милость, всевышний Аллаh поведал о божественных качествах, которые также пробуждают в людях такие чувства. Всевышний сказал:

(49-50) О Мухаммад! Сообщи людям важную весть о милости и всепрощении Аллаhа и обоснуй свои слова убедительными доводами, ведь если они узнают об этих совершенных качествах своего Господа, то станут делать все возможное для обретения Божьей милости, откажутся от грехов, покаются и смогут заслужить Его прощение. Однако надежда на милость Аллаhа не должна перерастать в фамильярность и вселять в них чувство полной безопасности. Посему сообщи им о том, каким ужасным является Божья кара. Ничто нельзя назвать настоящим наказанием, кроме наказания Аллаhа. Его тяжесть невозможно определить или вообразить. И если они поймут, что никто не наказывает и не заковывает в оковы так, как это делает Аллаh, то станут остерегаться грехов и избегать всего, что обрекает человека на страдания.

Из этого следует, что сердце раба всегда должно находиться между страхом и надеждой. Если он задумывается над милостью, всепрощением, великодушием и добродетелью Аллаhа, то это порождает в его сердце надежду и стремление к Божьей милости. А если он задумывается над собственными грехами и упущениями, имевшими место при выполнении обязанностей перед Аллаhом, то в его сердце усиливается страх и желание отказаться от совершения грехов.

(51) Всевышний повелел своему Пророку Мухаммаду сообщить людям удивительную историю о гостях Ибрахима, потому что истории о пророках содержат в себе много поучительных назиданий, которые обязывают благоразумных людей следовать их путем. И особое место в славной плеяде посланников занимает возлюбленный Аллаhа Ибрахим, религию которого нам приказано исповедовать. Его гостями были благородные ангелы, которым Аллаh оказал честь погостить у своего возлюбленного.

(52) Ангелы вошли и поприветствовали Ибрахима миром, и он поприветствовал их в ответ. Он принял их за обычных гостей и поспешил приготовить для них угощение. Вскоре он вернулся к ним с жирным теленком и преподнес его им. Когда же он увидел, что они даже не протягивают руки для того, чтобы отведать угощение, то испугался. У него в голове промелькнуло, что это могут быть грабители или люди с иными дурными намерениями.

(53) Это была радостная весть о рождении Исхака. Ему предстояло родиться умным мальчиком, обладающим большими способностями. В другом откровении говорится: «Мы сообщили ему радостную весть об Исхаке – пророке из числа праведных» (37:112).

(54) Радостная весть о предстоящем рождении мальчика настолько удивила Ибрахима, что он сказал: “Неужели вы сообщаете мне такую весть, когда я уже отчаялся заиметь ребенка? Каким образом это может произойти, если для рождения ребенка естественным путем не осталось никаких причин?”

(55) Наши слова являются сущей правдой, в которой невозможно усомниться, потому что Аллаh властен над всем сущим. О обитатели этого дома! Да пребудут с вами милость и благословение Аллаhа! Вы не похожи на всех остальных людей и не должны удивляться тому, как Аллаh оказывает вам великую милость. Не будьте же в числе отчаявшихся, которые считают обретение добра и блага невероятным, и всегда надейтесь на милость и великодушие своего Господа.

(56) Только заблудший человек, который лишен знаний о своем Господе и не ведает о совершенстве Его могущества, может отчаиваться в милости Аллаhа. Что же касается правоверных, которых Аллаh наставил на прямой путь и одарил величественными знаниями, то они не могут отчаяться в Божьей милости. Им известно, что милость Аллаhа можно снискать самыми разными способами.

(57) Когда гости сообщили Ибрахиму радостную весть о рождении мудрого мальчика, святой пророк понял, что они являются посланцами, которые выполняют Божье поручение. Тогда он спросил их: “Какова ваша миссия? С какой целью вы отправлены на землю?”

(58-60) Ангелы сказали, что им велено покарать народ, который совершал отвратительные грехи и тяжкие преступления. Речь идет о народе Лута. А перед этим они собирались вывести из города пророка Лута и всех его домочадцев, кроме его престарелой жены, которой было суждено остаться в числе тех, кто заслужил наказание. Услышав эту весть, пророк Ибрахим попытался уговорить Божьих посланцев не спешить с наказанием и вернуться. И тогда ему было сказано: «О Ибрахим! Оставь споры, ибо твой Господь уже отдал приказ, и их поразит кара неотвратимая» (11:76). А затем ангелы продолжили свой путь.

(61-65) Когда ангелы явились к Луту, он не сразу узнал их. Они сообщили ему, что принесли наказание, в котором сомневались его неуверовавшие соплеменники. Они не явились для забавы и развлечений, а принесли истину и говорили правду. Затем они велели пророку Луту вывести семью из города под покровом ночи, когда все люди будут спать, дабы никто не узнал об этом. Им было приказано не оборачиваться, спешить и следовать туда, куда им будет велено. Очевидно, с ними был проводник, который указывал им, куда следует идти.

(66-67) Когда жители города услышали о появлении в доме Лута прекрасных гостей, они стали радоваться и поздравлять друг друга, превкушая, что скоро смогут овладеть ими. Они были склонны к совершению содомского греха и намеревались совершить эту мерзость с гостями Лута. Придя в дом святого пророка, они стали искать возможность соблазнить его гостей. Тогда Лут попросил Аллаhа избавить его от нечестивцев.

(68-69) Побойтесь Бога, ибо это – самое главное. Но если вы совершенно не испытываете страх перед Аллаhом, то хотя бы не позорьте меня перед гостями. Отнеситесь к ним почтительно и не совершайте свои отвратительные поступки перед ними.

(70-71) В ответ на просьбу святого пророка не позорить его перед гостями, нечестивцы лишь вспомнили, что некогда они уже запрещали ему принимать у себя гостей. Они угрожали наказать его, если он ослушается их, и считали, что теперь они имеют право поступить с ним таким образом. Ситуация была настолько тревожной, что Лут предложил своим соплеменникам присмотреться к его дочерям. Однако они не придали его словам никакого значения. И поэтому далее Аллаh обратился к Пророку Мухаммаду и сказал:

(72-74) Они были настолько опьянены порочной страстью, что не обращали внимания на упреки и порицания. И когда пророку Луту стало ясно, насколько ужасно их неверие, он перестал переживать за своих соплеменников и покорился воле своего Господа. Под покровом ночи он вывел своих домочадцев из города, и они обрели спасение. Что же касается остальных жителей города, то они были подвергнуты наказанию на восходе солнце. Именно в это время наказание оказывается самым мучительным. Аллаh перевернул город вверх дном. А тех, кто пытался бежать из города, поразил каменный дождь.

(75) Эти знамения видят только люди, обладающие проницательностью и здравым мышлением. Они осознают истинное предназначение этих знамений и понимают, что если рабы Аллаhа будут ослушаться своего Господа и совершать такие великие мерзости, то Аллаh подвергнет их наказанию. Это наказание будет самым отвратительным, поскольку они дерзнули совершить самое отвратительное преступление.

(76-77) Город пророка Лута располагался на караванном пути, известном каждому, кто путешествовал по этим странам. А история пророка Лута стала удивительным знамением для верующих. Из этой истории можно сделать много полезных выводов. Она повествует о том, как всевышний Аллаh заботился о своем возлюбленном Ибрахиме. Дело в том, что Лут был одним из тех, кто уверовал в Ибрахима и последовал его путем. Он был словно учеником Ибрахима. И по этой причине, когда было решено покарать народ Лута, который заслужил самое суровое наказание, Аллаh велел своим посланцам до этого навестить Ибрахима, сообщить ему радостную весть о скором рождении ребенка и рассказать ему о своей миссии. По этой же причине Ибрахим попытался уговорить посланцев отложить наказание, но когда ему велели прекратить, он смиренно удовлетворился решением Господа. Сострадание и жалость по отношению к соплеменникам также могли возникнуть в сердце пророка Лута. А для того, чтобы этого не произошло, Аллаh пожелал, чтобы нечестивцы пробудили в нем гнев и ненависть. И закончилось это тем, что пророк Лут стал с нетерпением дожидаться наступления утра, и даже ангелы сказали ему: «Их срок выйдет утром. Разве утро не близко?» (11:81). Из этой истории также следует, что если всевышний Аллаh собирается погубить неверующий народ, то Он позволяет им творить злостные преступления и вершить беззаконие. Когда же они достигают предела, Аллаh обрушивает на них суровое наказание, которое они заслужили своими злодеяниями.

(78) Обитатели чащи – это народ пророка Шу‘ейба. Аллаh нарек их таким образом, потому что они владели великолепными садами с густыми зарослями, дабы они почаще вспоминали о Божьей милости. Однако они не стали выполнять своих обязанностей. Пророк Шу‘ейб явился к ним и стал призывать их поклоняться одному Аллаhу и не обманывать людей на весах и мере. Он порицал их за несправедливость самым суровым образом, однако они продолжали вершить несправедливость по отношению к Творцу и Его творениям. Именно поэтому далее Аллаh нарек их нечестивцами.

(79) Лютая кара постигла народ Шу‘ейба в тенистый день, и это было наказание великого дня. Поселения этого народа и народа Лута находились прямо на дороге, по которой караваны проходили в любое время года. Благодаря этому люди могут воочию увидеть то, что осталось от этих нечестивцев. И благоразумные люди непременно сделают из этого полезные выводы.

(80) Всевышний поведал народе Салиха, который проживал в местечке Хиджр. Это – известное местечко, расположенное в Хиджазе. Этот народ отказался признать пророческую миссию Салиха, и если люди отказываются уверовать в одного посланника, то это равносильно неверию во всех остальных Божьих посланников, потому что их проповеди были похожи. Неверующие не отвергали посланников из-за личной неприязни к ним – они отвергали истину, которую они проповедовали и которая лежала в основе учений всех посланников.

(81-82) Аллаh ниспослал народу Салиха различные знамения, каждое из которых подтверждало правдивость того, что он принес. Одним из таких знамений была верблюдица. Нечестивцы отвергли эти знамения и тем самым проявили высокомерие перед самим Аллаhом. А ведь Аллаh одарил их многочисленными благами, благодаря которым они умели высекать в горах безопасные жилища. Если бы они возблагодарили Аллаhа за его щедроты и уверовали в пророка Салиха, то всевышний Аллаh одарил бы их еще большими благами и приготовил бы для них щедрое вознаграждение как при жизни на земле, так и после смерти. Однако они предпочли неверие, зарезали верблюдицу и надменно отказались повиноваться воле Аллаhа. Они сказали: «О Салих! Яви же нам то, чем ты угрожал, если ты – один из посланников» (7:77).

(83-84) От ужасного вопля их сердца разорвались, и они остались неподвижно лежать в собственных домах. А впереди их ожидали позор и вечное проклятие. Их богатство не принесло им никакой пользы, поскольку ни многочисленное войско, ни могущественные помощники, ни несметные богатства не способны остановить веление Аллаhа.

(85) Аллаh не сотворил вселенную ради забавы, как это думают Его враги. Он сотворил небеса и землю ради истины, дабы они свидетельствовали о совершенстве, безграничном могуществе, всеобъемлющем милосердии, великой мудрости и безупречном знании своего Создателя, дабы они свидетельствовали о том, что никто не заслуживает поклонения, кроме одного Аллаhа, у которого нет сотоварищей.

А затем Всевышний повелел проявлять великодушие по отношению к обидчикам, отвечать добром на причиненную обиду и прощать прегрешения. Благодаря этому человек может заработать щедрое вознаграждение Аллаhа, которое можно назвать близким, потому что все, что непременно сбудется, является близким. Однако мне открылось еще более прекрасное толкование этого предписания. Прощая обидчиков и грешников, нельзя причинять им страдания словом и делом. Но иногда прощение оказывается неуместным, и тогда его нельзя назвать великодушным. Оно неуместно, когда речь идет о злостных преступниках, которые не заслуживают ничего, кроме наказания. Таков правильный смысл этого откровения.

(86) Аллаh сотворил все сущее и ведает обо всем сущем. Его власть распространяется на все, что Он сотворил и что Ему известно. И никто не способен ослабить Его могущество. Затем всевышний Аллаh напомнил Пророку Мухаммаду о дарованных ему милостях и сказал:

(87) Согласно наиболее достоверным толкованиям, речь идет о семи больших коранических сурах или суре «аль-Фатиха»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: