ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ




 

Сравнение программ обучения, используемых в гимназии и в школе, и организации образовательного процесса в учебных заведениях позволило выявить, что в гимназии осуществляется более углубленная программа знаний. Дети поверхностно затрагивают материал, который в школе изучается в средних и старших классах. Содержание учебного материала более развернуто (много дополнительной литературы), нежели в школе. В гимназии на уроках дети сами определяют цели и задачи данного занятия, много рассуждают, высказывают свое мнение, ведут дискуссию. Поэтому в гимназии дети более общительны, имеют большой словарный запас, речь поставлена хорошо, соответствует детям данной возрастной группы. Также в гимназии в начальных классах изучаются некоторые учебные дисциплины, которые не предусмотрены учебным планом школы - английский язык (2 часа в неделю) и информатика (1 час в неделю). И в школе, и в гимназии уроки проходят в различных формах, с использованием различных методов обучения: группового, индивидуального, фронтального, что способствует лучшему усвоению материала.

Процесс обучения, как в школе, так и в гимназии способствует развитию всех психических процессов: мышлению, вниманию, памяти, воображению, речи. Школьный психолог раз в неделю проводит работу с учащимися: определяет уровень развития психических процессов, эмоционального состояния детей, их отношения со сверстниками и семьей и т.д. В гимназии эту работу проводят со всеми детьми, а в школе - только с теми, кто в этом наиболее нуждается или имеет проблемы в данной области.

Сравнение организации образовательного процесса в школе и в гимназии кроме этого, позволило выявить, что учебная нагрузка в обоих образовательных учреждениях одинакова по количеству учебных часов в неделю. Разница же состоит в трудности обучения. В гимназии преподаются более сложные учебные дисциплины, такие как информатика и иностранный язык, в школе это же количество часов отводится на проведение урока природоведения и дополнительного урока физической культуры, которые не представляют большой сложности для детей (таб. 1). Кроме этого, урок физической культуры способствует увеличению объема двигательной активности школьников, что может оказывать благотворное влияние на состояние их здоровья.

 

Таблица 1

Показатели трудности обучения в школе и в гимназии

 

  Школа Гимназия
Недельный балл трудности    

 

Таким образом, образовательный процесс в школе и в гимназии регламентируется программами, имеющими различную направленность и определяющими различную сложность в освоении учебных дисциплин. Следовательно, можно предположить, что нагрузка на организм учащихся в процессе обучения будет различной и окажет разное влияние на изменение состояния здоровья учащихся школы и гимназии.

Результаты педагогических контрольных испытаний позволили выявить, что во всех классах количественные и качественные показатели умственной и физической работоспособности улучшаются от первого измерения к последнему, что характеризует процесс врабатывания (рис. 1, 2).

Рис. 1.Показатели объема выполненной работы

 

Рис. 2. Показатели коэффициента продуктивности


Таблица 2

Качественные показатели умственной работоспособности

(в %)

 

Уровни Измерения
               
высокий 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0
выше среднего 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 2/0 1/0
средний 10/12 15/10 20/16 25/25 35/30 45/32 48/35 49/40
ниже среднего 75/78 80/84 77/73 75/75 65/70 55/68 50/65 50/60
низкий 5/5 5/4 3/1 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0

 

Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.

Проведенное исследование позволило выявить, что школьники быстрее врабатываются в учебный процесс, чем учащиеся гимназии, демонстрируя при этом лучшее качество выполняемых заданий. Обучающиеся в школе допускают меньше ошибок, чем учащиеся гимназии при одинаковой продуктивности умственной работы.

Показатели физической работоспособности, также свидетельствуют в пользу учащихся школы (рис. 3).

 

Рис. 3 Показатели физической работоспособности

 

На протяжении всего периода обучения показатели физической работоспособности, как школьников, так и учащихся гимназии повышаются, однако абсолютные значения выше у обучающихся в школе (прил.).

Таким образом, умственная и физическая работоспособность у школьников выше, чем у учащихся гимназии. Полученные результаты, вероятно, стали возможны из-за различной организации образовательного процесса в школе и в гимназии. Сохранению работоспособности, очевидно, способствует несколько меньшая сложность учебных дисциплин при сохранении общего объема учебной нагрузки в школе и введения в расписание дополнительного урока физической культуры.

Для более полного изучения изменения состояния здоровья учащихся младших классов проводилось сравнение количества пропущенных по болезни уроков. Исследования показали, что наибольшая заболеваемость детей приходится на II и III четверти (таб.2). Вероятно, это может быть связано со вспышками инфекционных заболеваний в этот период времени (в частности, с эпидемией гриппа).


Таблица 3

Количество пропущенных учебных дней на 1 учащегося школы и гимназии

 

Четверть I II III IV
Школа        
гимназия        

 

Проведенное исследование также позволило выявить, что учащиеся гимназии болеют больше, чем школьники. Умственная деятельность, связанная с обучением, является трудной для детей. Нервные клетки их головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут приходить в состояние истощения. Кроме этого, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным существенным фактором, способствующим нарушению функции нервных процессов. Таким образом, при интенсивной или длительной учебной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление. Обучаясь в гимназии, дети сильнее утомляются, большую часть времени, проводя за учебниками. Утомляемость же школьников меньше, к тому же в расписание их учебных занятий введен дополнительный урок физической культуры, который позволяет снять напряжение, накопившееся во время занятий в классе.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что организация и содержание образовательного процесса, изменение показателей умственной и физической работоспособности и состояния здоровья школьников связаны между собой. Через обучение в школе проходит абсолютное большинство населения страны. И, исходя из вышеизложенного, можно достаточно уверенно говорить о том, факторы риска, связанные с содержанием и организацией образовательного процесса, играют немаловажную роль в изменении соматического и психического здоровья школьников. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья, позволит реально управлять здоровьем школьников в современных условиях.


ВЫВОДЫ

 

Проведенное исследование, в целом подтвердив гипотезу, позволило сделать ряд общих выводов.

1. В результате теоретического исследования установлено, что учебная нагрузка младших школьников определяется действующим учебным планом и программами.

2. Специфическими патогенными факторами для детей являются факторы риска, связанные с организацией их учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечнососудистая система. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психо-неврологических отклонений. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом в школе и дома треть суток.

3. Исследование позволило выявить разницу в организации образовательного процесса учащихся школы и гимназии. При сохранении общего объема учебной нагрузки сложность преподаваемых дисциплин в школе ниже, чем в гимназии. Кроме того, в расписание учебных занятий школьников введен дополнительный третий урок физической культуры.

4. Проведенное исследование показало, что учащиеся школы быстрее врабатываются в учебный процесс, чем обучающиеся в гимназии. В ходе исследования выявлено, что школьники допускают меньше ошибок при выполнении заданий, чем гимназисты при одинаковой продуктивности умственной работы.

5. В исследовании показано, что заболеваемость у учащихся школы в течение учебного года ниже, чем у обучающихся в гимназии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: